Думаю, что описание моего личного опыта и попытка окончательной систематизации могут оказаться полезными другим любителям самостоятельных путешествий по Вьетнаму.
Точкой прибытия во Вьетнам и отправления в Фонгню был Ханой. Из Ханоя возможны 3 пути достижения пункта назначения: самолёт (Вьетнамские авиалинии летают через день), поезд (любой из поездов, следующих на юг), автобус. Самолёт в Донг Хой вылетает приблизительно в 14 часов. Поэтому реально, прилетев утром в Ханой довольно быстро отправиться на место назначения. Удобно. Но этот день можно считать потерянным. Прибытие вечером в Фонгню исключает какие-либо туристические движения.
Автобус. Нужно искать местный или пробовать, как встречал где-то на форуме, брать опен-бас и просить высадить поближе к Донг Хою. Наиболее приемлемый вариант – поезд. Так, SE3 убывает из Ханоя в 23 ч и прибывает в Донг Хой утром следующего дня в 7-49. Таким образом, можно день потратить на Ханой и затем, проведя ночь в поезде и прибыв до обеда в Фонгню, сразу взяться за дело.
Лирическое отступление. Связался до поездки с вьетнамским туроператором «Сингкафе», на сайте которого было заявлено, что они организуют поездки в Фонгню из Ханоя. Из ответа следовало, что проблем нет, но тур – не регулярный и его могут организовать в индивидуальном порядке. Прибытие поездом, убытие – самолётом Цена вопроса 289$ c человека при минимальной группе в 2 человека. Естественно, что ни бюджет, ни, тем более, объём осмотра меня не устроили т. к. в программе значилась только Райская пещера.
Билетов на поезд в мягкое купе не было, приобрёл в жёсткое. Отдал 30 долларов. Оплата должна производиться в донгах, но т. к. не хотелось идти искать обмен и снова возвращаться, то, после некоторого торга и подсчета цены по курсу в пользу кассира, приобретение состоялось.
Убытие поезда произошло вовремя, прибытие с опозданием в 1 час 50 мин. С учётом достаточно раннего прибытия – не очень критично. Сразу покупаю билет на дальнейший путь до Дананга за 205 тыс донгов.
Европейцы, кроме меня, в вагоне присутствовали в количестве 6-7 человек. Прямо на выходе из вокзала на всех нас обильно посыпались предложения таксистов. Насколько я мог заметить, большинство европейцев, уткнувшись в смартфоны оправились в город. По имевшейся на форуме информации, автобус в Фонгню существует лишь один и с отправлением в 14 ч, что означало потерю дня. Поэтому я не стал тратить время на выяснение этого вопроса. Интересуюсь ценой такси. Тут же поступают 3 предложения от такси разных цветов с одинаковой ценой в 450 тыс. донгов (т. е. 21,5$).
Пока размышляю на тему «450 – это много или мало, или нормально?», молодой таксист в форме в качестве непробиваемого аргумента говорит, что до Фонгни 40 км. Тут же откуда-то возникает вьетнамец в обычной одежде и протягивает сотовый телефон, на дисплее которого красовалась цифра «400». Т. е. скидка почти в 2,5 $. Молодой таксист уверенно берет мою сумку, оттесняет дискаунтера и заявляет: «Я – официальное такси и я потом отвезу Вас обратно за ту же цену». Мои сомнения сломлены.
Поездка по совершенно нормальной дороге заняла около 45 мин. Из окна автомобиля дважды наблюдаю своих европейских попутчиков по поезду, стоящих на перекрёстках и неуверенно вертящих смартфоны в разные стороны, видимо, пытаясь соориентировать на местности согласно указаниям гугл-навигаторов. Но я уже в пути. Думаю, реально скооперироваться и взять такси вскладчину (для будущих путешественников). Минут через 40 появляется гора с огромной надписью «Национальный парк Фонгня Кебанг».
На Букинге при запросе гостиницы в Донг Хое есть предложение Phong Nha Lake House Resort. Честно говоря, я почти соблазнился на него, но пока думал все места на нужные даты уже разошлись. Так вот, если интересуют пещеры (уверен, что интересуют именно они), то это – не лучший вариант. До Фонгни и, следовательно, точки отправления в пещеры езды на том же такси около 15 мин. Наверняка в этом отеле организуют доставку, но это – лишние траты, привязанность к гиду, да и вариант размещения, конечно, дороже (30$ в сутки). Хотя, внешне отель производит благоприятное впечатление.
За горой через сотню метров начинается деревня. Она делиться на две части: от горы с вывеской и до причала, с которого отправляются туристические «драконбоат» и от причала дальше по той же улице. Основная жизнь твориться на первой половине. Здесь расположена основная часть гостиниц и баров-едален. Напротив причала находиться автобусная станция. Расписание на ней отсутствует и про него ничего не узнавал. Во второй половине Фонгни жизнь тоже есть, но в значительно меньших размерах. Гостиницы там тоже присутствуют, но в вечернее время там значительно более малолюдно и темнее. Видимо, большая часть туристов просто не доходит до неё, застревая в первой половине.
(автостанция в Фонгне)
Гостиниц и гестов достаточно. В первой же гостинице назвали цену в 12$. Большего желания долго бродить не было, но и бросать на первый вариант не хотелось. На третьей попытке решил остаться в “Thien Thanh” в ценовой категории 15$ с завтраком. Подкупило то, что девушка на рецепции довольно сносно и бойко (да так, что регулярно приходилось просить её говорить помедленнее) общалась на английском и вообще производила впечатление толковой. Наличие завтрака подчёркивалось ею особо, из чего можно было сделать вывод, что это – не повсеместное явление (не проверял). На гостинице не останавливаюсь поскольку, как я узнал позднее, она есть на «Агоде» (сайт с визитки - http://www.thienthanhhotel.phongnha)
(вид с балкона “Thien Thanh” на главную-единственную улицу)
(вид оттуда же, но на горы)
До обеда я позволил себе отдых и далее отправился к цели своей поездки. Погода, к сожалению, была не самой солнечной и периодически пытался накрапывать мелкий дождик. Утешало то, что в пещерах дождя не бывает и когда солнце появлялось в разрывах облаков начинало припекать совсем не комфортно.
Из разговора с девушкой с рецепции выяснил, что совершенно реально без проблем осмотреть 5 пещер: Фонгню, Тиеншон, Тёмную, Райскую и Леди-кейв. Первые три достижимы только по воде, оставшиеся две – по суше. По поводу самой большой – Шон Донг - информацией не располагала, на доступных картах и схемах она не значилась.
Отправляюсь на причал. На кассах имеется вывеска с предлагаемыми маршрутами и ценами на 2 языках – вьетнамском и английском. Она несколько отличается от прошлогодней, которую видел в других сообщениях.
(информация на кассах)
Решено было начать с самого топового товара – Фонгня+Тиеншон. Их можно, конечно взять по отдельности, но это – совершенно бессмысленно. Они расположены в одной горе и доступ происходит с одной и той же отправной точки. Разница лишь в том, что Фонгня расположена в основании горы и большая часть осматривается с воды, Тиеншон же находится в этой же самой горе, но значительно выше. Вход, точнее вплыв, в Фонгню осуществляется по воде, выход - по небольшому сухопутному участку. Затем дорога ведет к небольшому храму и от него идёшь либо назад на причал, либо сначала поднимаешься наверх в Тиеншон, а потом на причал.
Итак, драконья лодка в Фонгню стоит 320 тыс донгов за поездку. Едешь ли ты один-одинёшенек или толпой максимум в 14 человек не имеет значения. Стоимость одна. Правда, уверен, что лодка не отправиться пока не забьётся под завязку. Плюс 80 тыс – входной билет с каждого. Это - бюджетный вариант под номером 1 на фото. По этому варианту вас завозят на 1200 м по реке внутрь пещеры, затем возвращаетесь и небольшой участок до выхода проходите по сухопутной части. Если хочешь после Фонгни осмотреть и Тиеншон, то стоимость лодки почему-то возрастает до 350 тыс донгов (хотя лодка приплывает на одно и тоже место) плюс 40 тыс за второй входной билет. Если брать отдельно только Тиеншон, то лодка стоит те же самые 320 тыс. Разница в 30 тыс между одиночным и двойным вариантом, видимо, в оплате дополнительного ожидания лодочника .
По варианту №2 (не бюджетному) нужно нанимать пирогу, драконью лодку или каяк. Каяки на момент моего посещения были не доступны. Драконья лодка – дороже, чем пирога. Здесь вас от точки, где бюджетные туры разворачиваются обратно, везут еще 1300 м вглубь с «использованием специального оборудования». Цены см фото. Для меня бюджетный вариант был не приемлем по причине урезанности маршрута и я готов был арендовать пирогу на одного (920000 донгов=44$). Но в кассах был работник, говоривший по-английски, и он подсказал, что есть пара из Китая, которая собирается купить тур на пироге на двоих. После недолгих переговоров пирога была взята на троих и мне это, таким образом, обошлось в 520 тыс.донгов (=25$). Далее нам выделили девушку-гида, которая проводила нас к драконьей лодке. Мы втроём (+гид) отправились по реке. Дорога заняла 26-27 мин.
(причал драконьих лодок - точка старта)
(виды с лодки по пути в пещеру Фонгня)
Лодка причалила к небольшой площадке. Нас провели к стойке, где предложили экипироваться тем самым специальным оборудованием. Оно заключалось в резиновых сандалиях (проблемы с размером более 41), спасательных жилетах и касках с налобными фонарями. Затем дали время пофотографироваться на фоне входа в пещеру и мы пересели в пирогу – длинную узкую лодку с двумя гребцами, по одному на носу и корме.
(Вход-вплыв в пещеру Фонгня, точка прибытия-убытия)
Итак, заплыв начался. Первая часть маршрута умеренно освещена и довольно плотно заполнена лодками с бюджетниками. Виды очень впечатляющие. Фото, к сожалению, не передают всей гаммы цветов и света и, тем более, охватывающих тебя ощущений.
(первый пещерный зал)
(пещера внутри)
(сталактиты и своды пещеры)
Достигаем точку 1200 м. Бюджетники разворачиваются назад, мы плывем дальше. Освещение очень лёгкое, иногда отсутствует совсем и темноту сводов разрезают только наши фонари. Ощущения такие словно ты невероятным чудом оказался в волшебной сказке из далёкого детства и плывешь по таинственной подземной реке в скрытом от остального мира дворце, окружённый лишь звенящей тишиной.
(второй участок пути)
Когда достигаем конечную точку, лодка причаливает к скальному выступу и нам разрешают выйти и немного повертеться на нём. У реки было продолжении, но более узкое и непроходимое для пироги. Углубиться дальше можно было и посуху, но это не входило в программу тура. Отправляемся назад. По времени дорога в одну сторону занимает 25 мин и еще столько же обратно. Ближе к выходу высаживают на песчаную площадку и проходим через чудесный сухопутный зал.
(залы сухопутного участка)
(вид на вход изнутри)
Далее нас ждёт подъём к Тиеншону.
(храм на пути к Тиеншону)
(лестница к Тиеншону)
(виды на реку с лестницы)
Тиеншон - совершенно другая пещера. Она изобилует сталактитами и очень хорошо освещена как днём. В ней практически нет темных закоулков. Мне особенно понравились сталагмиты в виде упавших колонн. Пещера оснащена деревянными настилами, по которым она обходиться по кругу. Неспешным шагом туда-обратно около 45 мин. Есть площадки для отдыха со скамейками.
(залы Тиеншона)
(сталактиты и падающие сталагмиты Тиеншона)
После спуска сдаём спецоборудование и отправляемся обратно. Запоминайте номер лодки, на которой приехали – их там много! Времени на весь маршрут ушло чуть больше 4 часов.
Вечер (как и остальные) скоротал в Каверна-баре. Наверное, самое достойное место для вечерних посиделок. Здесь собирается основная часть европейских туристов. Большая часть – немцы, что является верным признаком того, что бар, как и саму Фонгню, стоит посетить. Т. к. представители данной нации отличаются высокой практичностью и ценят варианты, во время которых можно получить хорошую отдачу в виде впечатлений за бюджетную оплату.
В Каверне-баре есть турагенство, услуги которого излагаются на отдельных страницах меню. Предлагают приобретение авиа, ж/д и автобусных билетов. Такси до Донг Хоя и мототакси в Райскую пещеру. За свои услуги просят 50 тыс донгов. Я перефотографировал эти листы. Думаю, что из них всё понятно без комментариев. Извиняюсь за качество т. к. съёмка проводилась в темноте.
(услуги Каверна-бара)
День второй. Его решено было посвятить Тёмной пещере. Согласно прайсу посещение возможно только на драконьей лодке, минимальное число посетителей – два. Минимальная цена – 720 тыс донгов (= 34$) с человека. К счастью, удалось примкнуть к еще одной смешанной европейско-азиатской паре и мы снова в пути.
По реке плыли почти до самой Фонгни. Не доплывая метров 500 до нее река раздваивалась и лодка свернула направо. Плюс еще 15 мин и мы причаливаем у некого подобия лодочной станции. Там переодеваемся в плавки-купальники и облачаемся в спасательные жилеты и каски с фонарями. Одежда и ценности оставляются в специальных шкафчиках-сейфах, ключ от которых вешается на шею. На станции полно одно- и двухместных каяков и прочего туристического снаряжения.
На той же драконьей лодке нас перевозят на другой берег.
Тёмной пещера названа, видимо, потому, что искусственное освещение в ней отсутствует полностью. Деревянный помост (метров 200) выводит в пещерный зал с озером. В нём можно покупаться, но лучше это сделать после, перед самым выходом.
(вход в Тёмную пещеру)
(вид от входа наружу)
(вид на вход изнутри)
(подземное озеро)
По знаку гида мы разуваемся, тапочки оставляем на берегу и провожатый ныряет в какую-то щель в стене. Начинается пещерный драйв. Мы продираемся в то сужающейся, то расширяющейся расщелине. Освещение – только наши фонари. Периодически забираемся на небольшие горки, потом скатываемся с них. Дно – мокрая глина и порой в ней можно увязнуть до самого колена. До конца щели по моим часам добирались 28 мин. На обратном пути встречаемся с группой перемазанных в глине китайских туристов и обмениваемся с ними восторженными восклицаниями.
(путь по расщелине в Тёмной пещере)
Вернувшись к подземному озеру, я поплавал в нем и заодно отмылся от глины. По телу разливалось сладкое чувство утомлённой неги. На выходе из пещеры встречаемся с огромной толпой немецких туристов. Несколько человек несут на себе каяки, чтобы поплавать на них в озере. Спрашиваю у гида о возможности тоже арендовать каяк и немного погрести на нём в пещере. Но тот говорит, что все каяки заняты и свободных нет. Переплываем на лодке обратно. Нам даётся время просто покупаться и поплавать в реке, но для моих попутчиков вода слишком холодная и мне приходится довольствоваться 10 мин одиночного плаванья. Временные затраты на Тёмную пещеру около 3.5 часов (расчёт с момента отплытия и возвращения на причал).
Третий день решено посвятить Райской и Леди пещерам. Как следовало из рекламы Каверны-бара, можно взять мото-такси за 350 тыс донгов до Райской пещеры. Из предварительных разговора с девушкой на рецепции я понял, что можно просто арендовать за 150 тыс донгов байк и съездить самому в Райскую пещеру, а потом в Леди. Простой арифметический подсчёт говорил в пользу последнего варианта. К тому же мото-такси ограничивалось только Райской пещерой.
При выходе из гостиницы меня ждал «сюрприз». Девушка сообщила, что нужно освобождать номер т. к. с обеда все номера у них через «Агоду» забронированы для большой группы туристов. Я собирался уезжать в 23 часа и оплатить этот день полностью. Но натыкался на ответ «нет номеров». Решение было принято быстро – собрать вещи и взять на оставшееся время другую гостиницу. «Нет проблем», - согласилась девушка и показала дом через дорогу напротив, крикнув что-то туда по-вьетнамски.
Снаружи дом больше походил на оптовый склад-магазин, заполненный повседневными бытовыми и продуктовыми товарами. Однако, на верхних этажах были обычные номера, ни чем не хуже, чем в Thien Thanh, с той лишь разницей, что отсутствовал балкон и вид из окна не панорамный. Цена за сутки – 160 тыс донг т. е. меньше 8 $ (без завтрака, разумеется, но мне уже не был нужен). Весьма не дурно для бюджетного варианта. Рекомендую.
Встречал мнение, что не понятно как ехать самому до Райской пещеры т. к. местные не говорят на инглише, а гугл-навигатор тупит. На самом деле всё очень просто. Проблема заключается лишь в том, что Райская пещера находиться на другом берегу реки Сонг Сон. И чтобы переехать на него сначала надо вернуться немного в обратном направлении и сделать хороший крюк. Для удобства я отметил красной стрелкой на схеме местности маршрут движения.
Отправная точка – гора с надписью «Фонгня». Около неё две заправки. От горы вы проезжаете к трассе. Направо – Донг Хой, вам же – налево. Этот поворот легко запомнить, когда будете ехать из Донг Хоя в Фонгню. Затем всё время едите по дороге, никуда не сворачивая. Не промахнётесь. Хотя по схеме, вроде, есть развилка, по которой можно уйти в сторону, но на местности я ничего такого не заметил. Да и свернуть с асфальтовой дороги можно лишь на грунтовые аппендиксы.
Моим планам посетить еще две пещеры не суждено было сбыться. Причина – элементарное незнание реальных временных затрат. Поэтому даю расчасовку для тех, кто отправиться по этому маршруту и не захочет повторить мою ошибку. Мой выезд состоялся около полудня. Заправил полный бак – аж целых пять литров и – вперед!
Это была моя вторая езда в жизни на байке. К счастью, вьетнамка с рецепции меня сразу спросила автомат или механику я хочу. Я взял автомат. В противном случае мне пришлось бы весьма туго. Через полчаса езды вижу на дороге шлагбаум, будку и вьетнамца в военной форме с напарником. Тот тоже в форме, но непонятно какой. Мне подают знак остановиться. «Кажется, приехал! Совсем!» - обречённо проносится в моей голове. Прав на вождение байка, тем более вьетнамских, у меня нет. Правда и никакого контроля в глубинке встретить я никак не рассчитывал.
К моей радости правами никто не интересовался. Это оказался въезд в национальный парк. За вход надо платить 40 тыс. донгов с человека. Всё это выяснилось в процессе пятиминутной беседы с военным. Пока мне оформляли въездной билет, оглядываюсь по сторонам и обнаруживаю, что я нахожусь на точке, с которой непосредственно отправлялся в Тёмную пещеру. Лодочная станция находиться буквально в 30 метрах. Это же место является началом маршрута для эко-трека Mooc Spring (№3 на информационной вывеске - см. выше).
Получаю въездной документ и спокойно продолжаю путь. Ещё через полчаса появляется указатель «Paradise cave». Сворачиваю и вот я на месте. За 5 тыс донгов оставляю байк на стоянке и по указателям углубляюсь в тропический лес.
Туда ведут две дороги: одна автомобильная и вторая – параллельная бетонированная дорожка. По первой в обе стороны шустро сновали электромобили с туристами.
Зачем они нужны я понял когда достиг промежуточной точки. Пешком до неё было около 30 мин. Далее начинался извилистый подъём в гору, который также занял не менее получаса. Наконец, я почти на вершине, точнее, на площадке с навесами и кафе. Вход в саму пещеру довольно маленький в виде малозаметной лестницы, круто уходящей вниз.
(вход в Райскую пещеру)
Первое впечатление такое, что не зря пещера названа Райской. Хотя лестница многими пролётами сначала идёт вниз, а не вверх, такое впечатление, что спускаешься в сказку. Очень удачно сделано освещение. Сначала спускаешься в огромный зал с несколькими смотровыми площадками. Затем идёшь вглубь между множества причудливых нагромождений сталактитов и сталагмитов. Необычайно красиво и сказочно. Посещение Райской пещеры настоятельно рекомендую, как элемент обязательной программы!
(виды Райской пещеры)
(сталагмит-ель)
(сталактиты и сталагмиты)
(сталагмитовая беседка с подземным источником)
Незнание временных затрат не позволили мне отправиться дальше в Леди-пещеру. Час езды на байке, час пешком до входа (+ час обратно) и час в пещере (25-30 мин неспешным шагом в одну сторону и столько же обратно). Когда я вернулся на стоянку байков, уже близилось к 16 часам. В Леди-пещеру я однозначно не успевал т. к., судя по карте, до неё было не меньше часа езды, а допуск в пещеры, как правило, до 17 часов. Если отправиться с утра, то реально осмотреть обе пещеры. Это для тех, кто решит повторить данный маршрут и выжать из него максимум. Для экономии времени (или физических сил для тех, кто устал) можно взять электрокар на первый участок пути. Но в гору всё равно придётся подниматься самому. Ценник на всё см. на фото во вложении.
[img] [/img]
Обратная дорога прошла без приключений. Сдал байк с наполовину полным баком (царский подарок). В оставшееся время посетил Каверну-бар и подготовился к отъезду. К 23-00 приехал таксист, который привёз меня из Донг Хоя (я позвонил ему утром, чтобы убедиться в силе предыдущих договоренностей). Как и обещал, он взял с меня прежнюю цену и доставил до ж/д вокзала. Следующим пунктом моего путежествия был Дананг.
Краткие выводы.
Смотреть Фонгню надо вместе с Тиеншон. Более дорогой вариант (на пироге) осмотра, безусловно, на порядок интереснее стандартного тура.
Если времени не так много или хочется использовать его с максимальным КПД то, разумнее сочетать осмотр Фонгня-Тиеншон с Тёмной пещерой. Если выезжать утром, то реально вернуться к обеду и отправится в Тёмную пещеру. Технически возможно и правильнее в Тёмную поплыть прямо от Фонгни т. к. Тёмная лежит дальше по течению. Таким образом не придётся кататься два раза туда-обратно. Думаю, что договориться об этом возможно, если оплатить сразу две поездки, но, разумеется, по дорогому варианту. Или другим способом, всё зависит от таланта и дара убеждения торгующегося.
Если нужно выбирать, то осмотр Райской пещеры, безусловно, предпочтительней Тёмной. Вообще, самый быстрый, но насыщенный вариант на один день это – раннее прибытие (поезд), до обеда осмотр Фонгня-Тиеншон, после обеда – Райская пещера. Поздно вечером можно убыть на поезд. В Каверне-баре предлагают автобусы до популярных туристических городов (см на фото). Насколько помню, отъезд рано утром часов в 5. в этом случае можно успеть и поспать. Но тогда следующий день пройдет в дороге и будет потерян. Поэтому ночь в поезде, на мой взгляд, - лучший вариант.
Для осмотра Райской пещеры и Леди-кейв также нужно отправляться пораньше т. к. на Райскую нужно 4 часа (час дорога на байке, час пешком до входа, час на пещеру, час возвращение от пещеры до байка). Для дальнейшего осмотра Леди пещеры плюсуйте часа 4 (два на дорогу Райская пещера – Леди-кейв и обратно, час на Леди-кейв, час от Райской назад до Фонгни). По схеме есть, конечно, дорога из Леди-кейв в Фонгню, минуя Райскую пещеру. Вы описываете круг. Этот вариант обозначен пунктирными синими стрелками (см схему выше). Но даст ли он выигрыш времени и насколько легко там ориентироваться сказать затрудняюсь. Кто хочет может попробовать и обратный вариант – сначала Леди-кейв, потом Райская. Но на рецепции мне рассказали последовательность Райская-Леди.
Прим к схеме. Цифры в синих кружках: 1 – Фонгня-кейв+Тиеншон, 2 – Тёмная пещера (на противоположном берегу – КПП и лодочная станция, старт для Eko-trail), 4 – Райская пещера, 5 – Леди-кейв.
Как следуют из информационного стенда на кассах, есть ещё Thuy Cung Cave (вариант № 6) и Swallow (ласточкина) cave (вариант №5). Но, как видно по нему же, на первую нужно брать целый день, а на вторую – два дня с ночёвкой. На мой взгляд, перечисленные мною выше объекты являются базовым вариантом, а всё остальное – для продвинутых туристов.
Для тех, кто не был в Лаосе, возможно, будет интересным Mooc spring Eco-trail. Это что-то сплава на каяках по реке от лодочной станции (напротив Тёмной пещеры) в сторону Райской пещеры. Нечто подобное предлагается в Вангвьенге, но дешевле. Правда, на мой взгляд, в Фонгне должно быть интереснее.
Я остался очень доволеным посещением Фонгни. Надеюсь, что моя информация окажется полезной. Тем кто еще колеблется хочу высказать одно личное соображение. Вьетнам – страна с очень большим туристическим потенциалом. Она пока не смогла реализовать его в полной мере из-за долгой войны и последовавшей затем экономической изоляции. Сейчас изоляция ликвидирована и туристическая сфера стремительно развивается. Кроме очевидных плюсов это неизбежно влечёт рост цен.
Так, ещё год назад в Ня Чанге средняя цена экскурсий по островам колебалась на отметке 15$. Причём за эту цену тебя катали, развлекали и кормили почти весь день – с 8-30 до 17-00. В этом году в марте посещение острова Чам между Данангом и Хойаном обошлось почти в 35 $, хотя по отзывам на форуме ещё в феврале оно стоило только 20. И из отеля меня забрали в 9, а в 15 я уже снова был у себя в номере.
Если для посещения Винпёрла в Ня Чанге год назад нужно было заплатить один раз за вход и потом пользоваться всем бесплатно (аквапарк, аттракционы, игровые автоматы, океанариум, светомузыкальный фонтан), кроме еды и покупок, то в Дананге в местечке Ба На нужно заплатить за подъём, а практически все развлечения, за редким исключением, уже за отдельную плату. К тому цена за подъём также возросла.
По отзывам январь-февраль этого года (2014) можно было подняться за 15 $ до самого верха или за 10 до середины, а дальше бесплатно. В марте же был доступен лишь единственный вариант – только до самой вершины и только за 25$.
Так что «мёртвая точка» пройдена и дальше будет только развитие с неизбежным удорожанием. Торопитесь успеть. Вьетнам, конечно же, никуда не денется. Он останется на том же месте. Но уже дороже.
Всем удачных дорог и такой же погоды.