Вот-вот вернувшись из Непала, пока мозг еще не успел насытиться кислородом на уровне моря, я вернулся к вопросу встречи Нового 2013 года. Почему вернулся? Потому что перед отлетом я оставил товарищу нужную сумму и документы для покупки новогоднего горнолыжного тура в Болгарию. Казалось бы, что еще может быть проще чем обратиться в агентство и стать счастливым обладателем путевки!? Но, по стечению обстоятельств, этого не произошло... Пишу эти строки и надеюсь, что не зря.
После посещения маленького высокогорного государства с его особым колоритом и многообразием видов активного отдыха, мне уже не представлялся отдых сидя в одном отеле неделю или две, мне уже не хотелось набивать живот едой и алкоголем по системе "все включено" и привозить лишние килограммы своего веса!!! Теперь я видел Новогоднее путешествие как нечто активное, с постоянным перемещением по какой-то стране и мне стало не важно сколько звезд на моей палатке, простите, отеле! О палатках позже;-)
Итак, до НГ оставалось всего-ничего, нужно было куда-то бежать, искать что-то интересное...
В одной из веток одного форума "автомобильные путешествия" всплыла тема с названием "Новый год 2013 в Марокко". Бегло ознакомившись с содержанием для себя усек несколько вещей: организаторы едут в эту страну не первый
раз - значит им понравилось, сидеть в отеле не будем - значит мне понравится!!!
Быстренько проработав варианты авиаперелета, позвонил жене:"Танюха, ты давно хотела в Париж!?!? Есть предложение осуществить твою мечту!!! Париж, аэропорт ШДГ, целых 11 часов!!! Правда потом Марокко, едем!?!?" Она согласилась...
По программе тура нас ждал прилет в Касабланку, переезд и встреча НГ в Марракеше, а после аренда полноприводных джипов и 9 дней по стране через горы Высокого Атласа, в западную часть пустыни Сахара, палатки в местах зимовья розовых фламинго, катание по кромке Атлантического океана, как раз напротив Канарских островов и многое
другое!
Утром увидев обьявление на форуме, вечером я уже был обладателем авиабилетов!!!
Дальше продолжились трудовые будни, к поездке особо не готовились. Забронировал отель в Марракеше, закачал в айФон всяких карт и путеводителей, в джпиэс загрузил карту Марокко. Визу нужно получать в посольстве. Пакет документов досточно прост, запись на время приема и неделя ожидания. Самостоятельно визу я получал первый раз, да еще и собеседование проходило на английском. Выглядело это так: сначала на прием зашел организатор Дима с 6ю паспортами и не выходил минут 10. Все паспорта у него приняли и он вышел. Зашел я, выложил документы на стол. Дяденька увидел бронировку отеля того же что у Димы минуту назад и на английском спросил:"Вы вместе едете!?" "Да", на английском ответил я. Он забрал документы, деньги, выдал бумажку и сказал прийти через неделю!!! Так я получил первый опыт самостоятельного получения визы:-)
Через обещанную неделю я забрал визу супруги, а меня еще неделю заставили поволноваться.
Не знаю кто из вас верил в конец света, но у меня на работе он наступил 20 декабря и продолжался еще неделю. Ни сил, ни нервов уже не оставалось и вот за сутки до отлета, вдобавок ко всем бедам произошедшим за неделю, из-за границы приходит смска от директора с информацией о том, что 2-3 января прилетает важная иностранная делегация и моя новогодняя Африка накрылась!
Мне, конечно, очень приятно, что директор так сильно ценит меня как сотрудника, и без меня работа может остановиться, но делегация-делегацией, а Новый год раз в году. Все-таки я лечуууу!!!
День 1
Такси, пробки 7 баллов, пробираемся дворами и через час, как я и планировал оказываемся в аэропорту Борисполь, терминал Д. Предновогодняя суета, в аэропорту много людей и почти сразу после прохождения всех контролей мы попадаем на посадку!
Сегодня нас везет авиакомпания Air France, это мое первое знакомство с этим перевозчиком. Обычный airbus a320, сидения натыканы плотнячком, ланч довольно скудный, но 178 мл вина Жерард Бертранд, победитель какого-то там конкурса в 2012 году помогают скоротать и без того коротких 3 часа полета.
Посадка выполнялась при сильном порывистом ветре и проливном дожде. Вот вам и Париж на Новый год - не советую!
До поездки не особо разобрался с планом аэровокзала, поэтому пошел к сервисменам спросить как жить дальше, ведь впереди 11 часов ожидания. Показал посадочные талоны. Чел с удивлением спросил: "А вы в курсе, что вылет только завтра утром!?" "Да" - ответил я. Чел не унимался:"И вы знали об этом, когда покупали билеты!?!?")))
Вообще мне понравились эти несколько человек французов, которые первые встретились нам. Веселые и улыбчивые))) Чел начал куда-то звонить и что-то нам оформлять. К моменту, когда он спросил нас двое или четверо, жена, стоявшая в сторонке, успела познакомиться с парочкой из Киева, следовавшей в Касабланку. Я ответил: "Четверо".
Как оказалось позже, благодаря тому, что мы клиенты Air France эту ночь мы проведем в горизонтальном положении, а не сидя, как ожидалось!
Получив талоны на ночлег, двинулись обследовать винный дюти-фри и искать, где бы поужинать. Примечательно, что ближе к вечеру в этом огромном аэропорту путешественников было меньше чем работников, а в 23.00 по местному времени закрылось все и вокзал уснул!
Но прежде, прогуливаясь, в одном из кафе мы встретили Дмитрия, он прилетел из Питера, забыл, что его шенгенская виза закончилась, не попал в забронированный в Париже отель, поэтому сидел и попивал Шато Марго урожая 2007 года.
До встречи с ним, от покупки вина нас останавливало отсутствие штопора, но Димка открыл нам страшную тайну - в кафе любезно открывают вино из дюти фри и предлагают бокалы!!!
И началось... За встречу, провожали старый, за наступающий и т.д. Вино такое, вино сякое. Разные сыры со знакомыми названиями, но с неожиданно незнакомыми вкусами! Спустя некоторое время Димка взялся за голову... Я не шучу)))))
В общем, в Париже мне понравилось, но дороговато...
Заняв спальные места вдруг появились ребята которые выдали набор туриста: флисовое одеяльце, надувную подушечку, маску на глаза, носки и даже зубную пасту со щеткой. В общем спокойной ночи и до завтра!!!
День 2.
Утро добрым не бывает...
После полнейшей тишины перед сном, утром мы проснулись, а мимо нас сновали толпы народу.
Просадили всю евромелочь в автоматах на кофе, вафли, воду и швепс. Приятной неожиданностью стало то, что не пришлось переезжать на электричке из сектора сна в сектор отлета - поменяли сектор. С задержкой пол часа сели в самолет. А некоторых еще не отпустил отходняк от мартини перед сном.
Завтрак в самолете был очень скромным, но зато 4 стакана жидкости я выпил с удовольствием.
Приземлись в Касабланке, солнышко и +20. Прошли паспортный контроль, поменяли немного валюты и побежали на поезд. Нам нужно было добраться в Марракеш. Вообще вариантов переезда несколько: такси - дороговастенько,
автобус - тоже можно, но с учетом того, что прямо из аэропорта отправляется поезд - это оптимальный вариант, кроме того этот вид транспорта не подвержен влиянию автомобильных пробок, которые не редки в Марракеше.
Ехать на поезде предстояло с пересадкой. На первой остановке у нас было полтора часа, которые мы потратили на обед, долгожданный обед, в Касабланке. После вчерашнего очень хотелось жиденького, съели по супчику и салатику (порция большая, как раз на двоих), выпили апельсиновый фреш и чай с листочками свежей мяты. Я думаю такой чаек мы выпьем еще неоднократно, т.к. в Марокко это национальный напиток.
Вторая часть путешествия на поезде проходила в беседах с дружелюбными алжирцами на англо-францо-русском языке. Кстати, поезда достаточно неплохие, тук-тук на стыках рельс не ощущалось)))
На такси добрались к площади Джемаа Эль Фна, дальше автотранспорт не может, и побрели с рюкзачками к отелю.
Отдельно стоит остановиться и рассказать об этой площади. По версии сайта tripadvisor.com то достопримечательность №1 в Марракеше. Представляет из себя огромную площадь на которой с утра до вечера не умолкает шум и гам толп
посетителей. Здесь расположены пару десятков вагонеток красиво оформленных сладкими марроканскими апельсинами, где вы можете угоститься свежевыжатыми соками. Здесь огромная территория - гриль-зона, где вам
приготовят морепродукты, сосиски, шашлык, овощи и предложат все это сьесть сидя за длинными столами, подобно как на фестивале Октоуберфест. Здесь в огромных марроканских самоварах готовят чай с неимоверным количеством специй и
подают со всевозможными сладостями. Днем здесь показывают свое мастерство заклинатели змей, а вечером на площади выростает все то, что я описал выше, т.к. днем она полностью свободна для прогулок. И самое главное, сколько фотографий этой площади я не пересмотрел до поездки, никак не мог понять ее значимость. Но как только я почувствовал ее атмосферу, мне вдруг все стало понятно!!!
Отель расположен в нескольких минутах ходьбы от главной достопримечательности. Сначала идешь по улице шириной 2-3 метра, затем сворачиваешь на другую шириной 1-1,5 метра, затем на третью, которая еще уже и попадаешь в риад! Риад это такой тип постройки, когда в центре образуется как бы колодец, а по сторонам верандочки со входами в номера.
Из всей нашей компании мы добрались первыми.
Немного отдохнув, мы пошли ужинать и обследовать все вокруг. Этим вечером было выпито рекордное количество обожаемых соков фреш, а именно: апельсиновый, грейпфрутовый, мандариновый, авокадо, манго, папайя, банан-клубника и другие всевозможные миксы!!! О ценах и о том, что у нас в стране такого вкуса и такой спелости фрукты не встретишь, рассказывать не буду)))
В местных лавках множество изделий из кожи, украшений из металла. На улице продают что-то похожее на вареные желуди и виноградные улитки. Не смотря на то, что супруга оставила дома все медикаменты для лечения ЖКТ, она смело пробовала незнакомые нам яства!!!
Ужинали мы на площади, сидя за длинными столами точно так как я описывал выше, а вечерком, после того как местные карманники вытащили у меня зарядное к фотоаппарату из моей фотосумки, встретились и познакомились в отеле с остальными участниками нашего путешествия!
День 3. Новогодний.
В этот день, мы должны были подготовиться к грядущей поездке на джипах и весело встретить Новый год!
Первым делом мы позавтракали, купили парочку симкарт, ни одна из которых потом не заработала ни в одном из наших телефонов начиная от древней нокии заканчивая древним айфоном! После состоялась встреча с представителем рент компании. Мы оформили в аренду 2 дизельных полноприводных Mitsubishi Pajero по 80 евро в день каждый и отправились
искать ресторан для встречи Нового года. После пятого просмотренного мы решили, что на крыше отеля в Марракеше Новый год еще никогда не встречали, праздник мы себе создадим сами, а танцы аборигенов и так где-нибудь увидим.
Поэтому отправились в супермаркет за продуктами на вечер и для питания в те дни, когда судьба не предоставит нам крышу над головой и какой-нибудь ресторан, а доведется ночевать в палатках и готовить самостоятельно.
В маркет захотела вся команда, пришлось ехать на двух такси. Петит-такси - это маленькая машинка на трех пассажиров и гранд-такси - старый мерседес на 4-5 человек. Кстати, в Марокко такси имеют право подбирать других желающих и самостоятельно определять очередность доставки.
Из магазина мы ехали на маленьком транспортном средстве с местами на 3х пассажиров и багаж, так вот, ехали 8 человек в два яруса и куча пакетов с продуктами... Было весело:-)
После поужинали, немного поспали и встретили 2 Новых года под сине-желтым флагом Украины!!!
С Новым, 2013 годом вас, товарищи. Ураааа!!!!
День 4. Стартовый.
Хорошенечко отоспавшись после НГ, позавтракали, собрались в путь. Местный дядечка носильщик погрузил все рюкзаки в тележку и мы, в сопровождении Фатимы (хозяйка гостиницы), потопали к месту встречи с нашими железными лошадками.
Прибыли 2 авто, мы загрузили вещи в багажники, два десятка царапин описали одним поедложением на французском в арендном договоре и зачем-то расписались на копиях наших кредитных карт. Заправились на ближайшей
заправке, заменили лампочку в стопах и двинулись в путь!
Как потом оказалось в каждом городе Марокко стиль езды водителей кардинально отличается: утром в Касабланке тебя пешехода пропускают на красный, в Агадире все по-правилам, а в Марракеше как получится... Я был рад, что сегодня за рулем Михаил)))!!!
Мы держали путь на юг, через горы Высокий Атлас в сторону Агадира. Еще до перевала нас застал закат и вскоре стало темно... Нужно было что-то решать с ночлегом. Старший группы искал место для установки палаток, но горная дорога не предлагала съездов, а выйдя на одной из остановок на улицу мы прозрели - ужасно холодный и очень сильный ветер продувал нас насквозь, одетыми так, как мы садились днем в машины... Мы поняли, что ночлег на перевале в палатках может плохо для нас закончится и поехали дальше.
К счастью, через несколько километров, на самой высокой точке этих гор нарисовался отельчик с рестораном, номерами с горячей водой в душе, ужин и завтрак входили в стоимость и камин с потрескивающими дровами был в нашем распоряжении!!! А главное, никакого ветра!!!
На закат солнца мы, конечно, опоздали, но звезды на небе позировали еще долго!!!
Запивая марроканский ужин марроканским вином каждый из нас рассказывал о
себе вызывая тем самым шквал вопросов! Ну, за знакомство)))!!!
Ближе к полуночи пошли спать, в наш отель средневекового стиля. Африка, но на улице ночью был легкий минус, а в номере - легкий плюс...
День 5.
Поставив на айфоне и наручных часах марроканское время (-2 часа от киевского), я без труда проснулся на рассвет солнца и с еще одной спутницей нашего путешествия отправился на фотосъемки...
Перед отправлением оказалось, что один из наших джипов не завелся. Н завелся он и с толкача на третий раз. Хозяин отеля решил нам помочь и еще пару километров вниз с горы пытался его заводить. После всех безуспешных попыток я взял его на буксир и минут через пять машинка завелась!!!
По дороге, в неизвестно каком городишке остановились на кофе в кафе! Здесь работал wi-fi, успел зайти на Фейсбук и позвонить родным. При окончательном расчете начался типичный марроканский разводняк - кофе был по 5 стал по 8 и вы нам еще должны. Непереводимая игра слов, садимся в машины и уезжаем. За нами никто не гонится и не вызывает полицию.
Третий день меня волновала моя украденная зарядка, потому как было бы совершенно грустно читать этот дневник без фотовизуализации. Перед нами был Агадир, но много внимания мы ему уделять не собирались. Купили клещи для прикуривания авто и, о, Боже, в местном Марджане ЗАРяДКу для Кэнона!!!
Отправились на юг... По дороге были замечены полицейские, которые зарабатывали на временных знаках ограничения скорости 20 км/ч.
Решили еще засветло определиться с место ночлега. Всего в десяти километрах от главной дороги был океан, к нему и свернули. Поехали по указателям в кемпинг, он был расположен рядом с пляжем и был оснащен электричеством, душем, санузлом, рестораном и даже вай-фай. Но группа сказала:"Цивилизация -это не для нас!" И мы воспользовались внедорожными свойсвами автомобилей - поехали просто вдоль берега искать местечко для привала. Вскоре оно было найдено, возле маленького чуда природы, здесь волна ударялась о берег и создавала бьющий вверх фонтан высотой метров 10! (фото не сохранилось)
Установив палатку я подался снимать закат над Атлантическим океаном. В кадре то и дело пролетали чайки на фоне огромного, красного африканского солнца!!!
Приготовили ужин, сварили глинтвейн и весело проводили 5й день путешествия.
Когда стемнело, на небе появилось множество звезд и созвездий. Я сделал несколько фотографий, объектив видел какое-то зарево, что это, я не мог понять... Секрет раскрылся ночью, когда из-за барханов поднялась луна!!! Это был moon rise!
Еще хочу сказать, что созвездие Большая медведица только у нас могли назвать "ковшом", ибо на этой долготе этот ковш перевернутый и из него все бы вылилось!
Спим под шум прибоя, который с легкостью может посоревноваться кто громче с любой ГЭС в Украине.
Спокойной ночи...
День 6.
Проснулись утром, приготовили завтрак: "Овсянка, сэр!)))" Правда с изюмом, банановыми чипсами и вареным сгущенным молоком получилось великолепно))!!
Взял фотокамеру и посмотрел в сторону океана... Увидел как волны разбиваются о прибрежные скалы сотворяя фонтаны из миллионов капель воды и одинокого рыбачка с длинным удилищем. Как можно что-то ловить в бушующей прибрежной зоне для меня загадка...
Покидали стоянку, как и положено джиперам, по пляжу, по песку!
Далее наш путь лежал в Guelmim , по дороге то и дело встречались местные гаишники. Правда исключительно в населенных пунктах и с радарами в боевой готовности. Ограничение скорости примерно как у нас: населенный пункт - 60, за ним - 100 км/ч.
Путь снова лежал через горы, в этот раз мы преодолели 1100м над уровнем моря. На одной из смотровых площадок мы сделали семейное фото с привезенным мною флагом ридной нэнькы Украины.
В городишке под названием Guelmim наш трек должен был свернуть в сторону океана. Понимая, что мы находимся в стране, где исходя из месторасположения должно быть много рыбы, ее отсутствие в рационе начинало напрягать. И вот долгожданный ресторанчик, микс из креветок, осьминогов и двух видов рыбы приготовленных на гриле действует на нас успокаивающе и мы пополнив запасы провианта, пресной воды и топлива (дизель в стране 6.50 - 8.30 грн/л) сытые поворачиваем в сторону океана
Дальше дорога напоминает то ли дикий запад rout 66, то ли марсианские пейзажи. Дорога абсолютно пустая, пару машин за 50 км, поэтому я обгоняю моих спутников, которым не повезло с машинкой - она все время почему-то барахлила и разгоняю это иногда полноприводное корыто как только могу!!!
Наконец-то асфальт заканчивается и мы оказываемся на огромном обрыве за которым песчаная полоса пляжа и океан!!!
Тут же встречаем европейцев, которые устроили себе кемпинг - стоянку домиков на колесах. Вокруг бегают домашние питомцы, а они сидят на раскладных креслах и любуются океаном с высоты обрыва. То ли они старенькие, то ли их домики не в состоянии преодолеть путь вниз, но мы на джипах не такие, нам любые дороги дороги и через некоторое время мы пересекаем реку (ручейОК) на дне ущелья, впадающую в океан. Сначала сворачиваем не туда и выезжаем на плато к берберским поселениям, после чего возвращаемся обратно на побережье и определяемся с местом разбивки лагеря. Место, кстати, нужно выбирать с учетом прилива, т.к. соблазнившись красивым видом, мягким песочком и близостью океана, можно среди ночи проснуться в воде!!!
Поставили лагерь, поужинали и отправились в палатки встречать новый день...
День 7.
4 часа ночи, доброе утро!
Проснулся от того, что кто-то дергает нашу палатку, пытается ее поднять и самое главное ему это удается. Как оказалось, зря волновался - это не кто-то, это всего лишь порывистый шквальный ветер в прямом смысле отрывает палатку от земли!!! Убираю поперечину с крыши, что бы не быть похожим на парус и пытаюсь поспать, но не совсем удается...
Утром просыпается жена с круглыми глазами и, пока еще, мы весело смеемся над ситуацией. Стараюсь подольше не выходить из палатки в надежде на то, что ветер стихнет с восходом солнца, зря((( Оказывается началась песчаная буря коих в Африке зимой на каждом углу. Видимость метров 100, дует сильный ветер и несет тучи песка...
Помоешь руки и ждешь, что они на ветру высохнут, а вместо этого они обрастают песком... Не хотел бы я жить в пустыне!
Быстро собираемся и выезжаем. По плану должна была стоять хорошая погода и мы собирались валить на джипах прямо по песочку океанского берега. Но решили, что в песчаную бурю на ощупь идти искать трактор, если застрянем, будет не прикольно, решили ехать поверху.
Ехали мы по пустыне, дороги назвать дорогами можно было с трудом, иногда их сложно было раличить. В начале пути буря была такой силы, что метрах в 10 машина становилась силуэтом, а дальше исчезала во мгле.
Скорость ветра была 15-20 м/с, если я правильно могу сравнить с теми максимумами, которые бывают в Киеве. И, кстати, мы передвигались с такой же скоростью только в км/ч.
Добрались до развалин крепости ... Спрятавшись за каким-то зданием сообразили завтрак. Из соседних строений нарисовался абориген - бербер. Разговор не клеился т.к. мы знали французский так же как он английский. Но Мишке удалось спросить жестами: "А рыбкой вы часом не приторговуете!?" Увидев утвердительный жест в ответ мы пошли глянуть, что предлагается. Удивительно, но рыбка была во льду. За 100 дирхам 4 штучки мы не взяли, но откуда среди пустыни у мужика оказался лед, для меня до сих пор загадка!
Дальше по дороге сложность представляли песчаные переметы, это когда едешь-едешь по дороге, а тут вдруг кто-то взял да и насыпал песка. И если мы забывали включать полный привод машина обязательно грузла в песке. Самый яркий момент был, когда замело метров 50 дороги, да так сильно, что с разбегу не переехать, пришлось искать объездной путь(((
Проведя до сегодняшнего дня 2 ночи в палатках, побывав в песчаной буре ну уж очень хотелось какого-то пусть минимального комфорта. Но оказалось, что хотелось только нам с Танюхой, остальных участников экспедиции под названием "План Б" подобное расположение вещей очень даже устраивало и они даже слышать не хотели не то что слово отель, но и даже кемпинг. Их перло и третья ночь в палатке с волосами полными песка и похожими на дрэды была бы за счастье!!!
Но тут за очередным холмом нарисовалось два строения - замок и крепость. Крепость оказалась крепостью, а замок - гостиницей! Покривлявшись, мол, нафиг нам это надо, давайте поедем дальше, произошло торжество здравого смысла и было решено остаться! Ура, сегодня у нас вода из крана, душ с горячей водой от солнечных батарей, простите, унитазы в туалете и большой шатер с мягкими кроватями!!!
Для укрепления командного духа мы постоянно делали рокировки и менялись попарно между машинами. Еще перед ужином, чувствуя назревающий скандал, мы договорились поехать с Димой и Людой. Во время ужина разборки с ними все-таки произошли и мы хорошенько поругались...
К ночи ветер стих до полного штиля, а воздух с каждым днем становился теплее, еще бы, ведь мы с каждым днем забирались все южнее вглубь Африки! Максимальная температура днем, которую показал бортовой компьютер достигла 28 С.