Бюджет: около 40 т.р
Состав: 2 взрослых и ребенок 6 месяцев
Маршрут: Тбилиси – Мцхета - Боржоми (Бакуриани) – Вардзия – Батуми (через Хуло) – Местия – Тбилиси – Телави.
Машина: Лада Калина Хетчбэк
Курс валюты: 1000р = 50-53 лари
Дороги, водители, полиция…
Граница Россия-Грузия. Пятница, 11.30. На российской стороне очередь в 2,5 часа, грузинская 5 минут (заодно посмотрели на очередь в обратную сторону, все аналогично).
Граница Грузия-Россия. Воскресенье 17.30. На грузинской стороне очередь в одну машину, пропустили за 5 минут без досмотра. На российской стороне на таможню заехали практически без очереди (минут 10 постояли). На самом посту тоже все продвигалось очень быстро. Сумки чемоданы не открывали и не доставали. Общее время прохождения минут 20.
Военно-грузинская дорога. Практически сразу после границы в Грузии что-то строят, толи какую-то мини ГЭС, в общем мы не поняли, но там была вывески с извинениями за временные неудобства, отрезок пути занимает минут 5. В целом дальше дорога нормальная, за исключением отрезка, который мы преодолели за 40 минут (в Грузию) и за 25 минут (обратно, со средней скоростью 20-40 км/ч). На этом отрезке дорога средняя, но седан может пройти без проблем, вроде даже на мотоциклах проезжали.
Дальше до Тбилиси претензий к дороге нет. Тбилиси-Боржоми аналогично. Боржоми-Бакуриани новая дорога – серпантин. Боржоми – Ахалкалаки все ОК.
Потом мы повелись на отзывы местных и поехали в Батуми через Хуло (вроде так), короче не через Кутаиси, а по низу. До Ахалцихе дорога ничего так, а потом жесть. Ну на седане конечно проехать можно, средняя скорость 20 км/ч.
Первые 2 часа мы думали, что оно того стоит, красиво и т.д.,
но потом уже начинали уставать…а впереди еще 2 часа такой дороги и 2 часа асфальта. При этом дорога одна, всегда понятно, где главная, но нет ни одного указателя населенных пунктов. Сначала мы забирались на перевал часа 1,5 и на верху был указатель Хуло. Там мы встретили, что-то по виду напоминающие постапокалипсис, ну во всяком случае это было очень уныло. Стоят непонятные дома-сараи, двухэтажные. Сделаны из разнокалиберных досок, которые уже все как-будто прогнили, по цвету черные. Сбиты непонятно, криво-косо. Некоторые дома залатаны ржавым железом или шифером. И при этом в домах очень маленькие окошки, наверно как у нас форточки раньше были, и этих окошек всего по 3-4 на весь дом. Это мое личное впечатление, может при осмотре ближе дома были и в более хорошем состоянии и вполне прямые-ровные))). И во всей деревне ни одного человека мы не увидели, хотя там явно кто-то живет.
После этих домиков мы встретили рабочих и технику, там ведется строительство горнолыжного курорта. Уже стоят столбы для подъемников. По пути также мы встречали геодезистов, которые брали пробы пород на дороге, и еще каких-то специалистов, скорее всего скоро эту дорогу будут делать.
Потом мы еще часа 1,5 спускались по серпантину и постоянно встречали какие-то деревни, к тому моменту заметно потемнело, и в домах горел свет. Указателей с наименованием этих населенных пунктов мы не видели. Но что было не привычно: у нас обычно как-то люди пытаются кучнее строиться, а тут эти дома разбросаны от низины до самых верхов холмов, при этом зачастую многие дома стоят просто особняком. И ладно бы заехали в деревню и выехали, так нет, я вообще не поняла, был это один или несколько населенных пунктов, то есть на протяжении около 1,5-2 часов мы практически постоянно видели дома с горящим светом, расположенные в хаотичном порядке. Через часа 2, как мы по нашим оценкам проехали Хуло (и всего через 4 часа пути), мы все же решили уточнить у местных, правильно ли вообще едем, т.к. уже ночь и вокруг темень, а дорога все такая же убитая. Видим одного дедушку, и он нам сообщает, что нам еще километров 5 до Хуло и там начнется асфальт….а потом еще километров 80 до Батуми. Честно в этот момент мысли о тех добрых людях, что слезно убеждали нас в том, что дорога уже давно сделана и по ней даже фуры из Турции ходят, были не самые хорошие.
По этой дороге можно ехать, либо когда ее сделают, либо если вы выезжаете из Ахалкалаки с утра, именно с целью посмотреть этот маршрут. Но проблема в том, что мы выехали из Бакуриани часов в 10 утра, потом заезд в Вардзию и в итоге в Батуми были около 10 вечера. Очень выматывает и конечно последние часа 2-3 уже стояла темень, то есть даже красотами не полюбуешься.
Дорога Батуми-Местия без особых нареканий. К Местии новая дорога, очень красивая.
Она проходит мимо водохранилища с потрясающей бирюзовой водой.
Но по дороге встречаются обвалившиеся камни, от мелких до огромных (даже размером с машину). Однако все оперативно убирают, но все равно страшновато нарваться. По пути обратно, встретили газель с вмятиной на лобовом диаметром в 0,5 метра.
Местия-Тбилиси-Телави дорога нормальная.
По основным дорогам везде указатели достопримечательностей.
Водители.
Конечно манера вождения отличается, в некотором роде можно назвать безприделом, но как отмечалось ранее аварий не видели (кроме одного раза в Тбилиси, но там не существенная). Разметка не соблюдается, сплошные нарисованы для красоты. Обгоны с морганием встречному транспорту, чтобы уступили. Один раз встретили непонятного индивида, который по не известным причинам не давал его обогнать, удалось объехать его только на лежачем полицейском.
Поворотниками не пользуется 90% водителей. Зато моргать ночью все умеют. Не знаю, что им не понравилось в нашем ближнем свете, но в России он всех устраивал, а тут просто всем он казался видимо каким-то мега ярким или еще что. Короче мы не совсем поняли, но моргали нам все кому не лень.
Полиция в России.
По пути в Грузию 2 остановки, если не ошибаюсь в Ставропольском крае, но там видимо какая-то операция шла, так как останавливали многих, просто проверяли документы в течение минуты и отпускали.
А вот когда мы приехали из Грузии, произошел интересный инцидент.
Отъехали от границы километров 5, посередине дороги стоит полицейский и останавливает всех и попутных и встречных. Одновременно с нами остановили машин 6, нам повезло и к нам подошли сразу. Далее диалог:
-Добрые день, сержант… Почему на габаритах едите (время часов 17.30-18)
-Я на ближнем.
-В это время надо ездить на ближнем, а у вас габариты включены.
- Нет, это у меня ближний свет, вот смотрите.
-А что это у вас за звук?
-Ребенок плачет.
-Он что один сзади?
-Да, он засыпает.
-А это точно ребенок, а не звонок на телефоне?
-Точно ребенок.
-Счастливого пути.
Полиция в Грузии.
С ними мы общались сугубо по вопросу «А как проехать?». Ответы получали четко, без промедлений и лишних вопросов, конечно на русском.
Кто-то ранее писал, что полиция только для красоты. Ну мы нарушали и по черному, но полиции в пределах видимости не было (а видно их всегда, т.к. при патрулировании они ездят почти всегда с проблесковыми маячками). Но мы видели несколько раз, как они останавливали водителей.
Новые здания полиции и 112 часто встречаются по дороге, так что если какие-то проблемы можно обратиться.