Я решил добраться самолётом до Улан-Удэ, а оттуда попасть в Монголию по земле, так как прямой билет из Москвы в Улан-Батор стоил нереальных денег. Соответственно, я запланировал побыть некоторое время в столице Бурятии и заодно посмотреть Байкал, тем более что до этого я никогда не был в этой части России. Моё путешествие проходило в конце июля - августе 2024 г. и заняло примерно три недели. Надеюсь, что мой отчёт окажется кому-то полезным.
День 1. Улан-Удэ. В столице солнечной Бурятии
30 июля 2024 г. , после почти 6-часового ночного перелёта из Москвы, я оказался в аэропорту города Улан-Удэ. Это был первый день моего трёхнедельного путешествия по Республике Бурятия и Монголии.
Забрав багаж, я пошёл на автобусную остановку. Аэропорт "Байкал" находится в 15 км от центра столицы, и туда идут автобус №10, а также маршрутки № 28 и № 77. Сев в маршрутку, полчаса спустя я вышел на остановке "Площадь Советов". Быстро заселившись в хостел "Звезда", располагавшийся примерно в 5-7 минутах ходьбы от автовокзала, я отправился знакомиться с достопримечательностями бурятской столицы.
Улан - Удэ оказался красивым и колоритным городом. Живописные горы и степи в окрестностях, сочетание христианства и буддизма, смешение культур бурятов, русских, старообрядцев, насыщенная культурная жизнь делают столицу Бурятии достойной посещения. По количеству солнечных дней этот южносибирский город вполне может поспорить с черноморскими курортами, хотя зимы тут, конечно, холодные. Столбик термометра может достигать -40. Однако я приехал летом, и на улице стояла тёплая или даже в меру жаркая погода.
Улан-Удэ также можно назвать столицей восточного берега Байкала, подобно тому как Иркутск - главный город западного побережья великого озера. Нередко туристы начинают свой путь на Байкал с бурятской столицы. Тем не менее Улан-Удэ сам по себе заслуживает того, чтобы уделить ему 2-3 дня.
Знакомство с бурятской столицей я начал с осмотра буддийского храма Ринпоче Багша, расположенного на окраине города. Сев на маршрутку № 97, я через полчаса оказался у подножия Лысой горы, где расположен этот храмовый комплекс.
[img][img]https://i.ibb.co/pv1fkVcP/IMG-0030.jpg[/img]
[/img]Слово "дацан" у бурят обозначает монастырь-университет. Помимо храмовых строений дацаны являются учреждениями религиозного образования.
Дацан был основан в 2004 г., т.е. ровно 20 лет назад, по благословению Далай-ламы XIV. Его непосредственным создателем стал монах и тулку (воплощение Будды) из Тибета Еше Лодой Ринпоче, известный своей деятельностью по возрождению буддизма в Бурятии. Название дацана состоит из двух слов: "ринпоче" переводится с тибетского как "драгоценный", а "багша" (с бурятского, а не тибетского!) - как "учитель". Вход в храм охраняется статуями демонов.

На территории храмового комплекса можно увидеть ступы. Ступа в тибетском буддизме - это примерный аналог пагоды в Восточной и Юго-Восточной Азии, т.е. культовое сооружение, содержащее в себе какую-либо реликвию. В Бурятии встречаются чаще всего ступы белого цвета, но бывают и золотые.

В храме проходила служба, и он оказался заполненным народом. Люди стояли, сидели на скамейках или на полу Монахи в оранжевых одеждах сидели за длинным столом, громко бормотали молитвы и песнопения (по-видимому, на тибетском). В конце зала установлена бронзовая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом. В одном путеводителе я вычитал, что она является самой высокой в России и е высота составляет 6 м. Однако данная информация не соответстствует действительности, так как в Золотом храме Элисты, который я посещал в 2022 и 2023 г., имеется статуя Будды в два раза больше по высоте - 12 м. Бурятские буддийские храмы имеют некоторые отличия от калмыцких. Так, от прихожан не требуется снимать обувь при входе. Если в калмыцких хурулах я видел интересную настенную живопись буддийской тематики, то здесь вместо неё висят картины в традиционном стиле. Один момент меня сильно удивил. По опыту посещения Калмыкии я уже знал, что буддизм - религия, довольно строго относящаяся к фотографии. Снимать в калмыцких хурулах приходилось украдкой, да и не всегда это получалось. В Ринпоче Багша царит более либеральный подход - я спокойно фотографировал внутреннее убранство храма, и никто мне слова не сказал по этому поводу. В то же время фотографий я сделал немного, так как не хотелось мешать верующим.


Территория, прилегающая к храму, представляет даже больший интерес. Вообще гости первым делом должны совершить гороо, т.е. обойти храм несколько раз слева направо (по ходу солнца), вращая при этом молитвенные барабаны. Внутри находятся мантры, поэтому прокручивание барабана равно произнесению священных текстов. Храм окружён живописным лесопарком, по которому проходит Дорога долгой жизни с 12 беседками, посвящнными животным восточного календаря. Статуи животных выполнены в довольно забавной манере. В беседках можно остановиться, отдохнуть, помедитировать.


Так как я родился год тигра, сфотографировался с ним. Внутри беседки можно увидеть мантры слова или группы слов, которые по мнению верующих, могут оказывать психологическое и духовное воздействия.

Мышь.

Дракон.

Бык.

Обезьяна.

Собака.

На площадке перед дацаном стоит скульптура буузы - бурятского любимого национального блюда.

С высоты открываются живописные виды на Улан-Удэ и реку Селенга. Как можно видеть, жилые кварталы, примыкающие к Лысой горе, в основном представляют собой частную застройку.

С трех сторон расстилаются живописные леса и горы.

Гуляя по парку на территории дацана, я познакомился с двумя пожилыми женщинами - одной буряткой и тувинкой. Вскоре за ними заехала их знакомая на машине, и я доехал с ними до центра города. Пообедав с новыми знакомыми в кафе, я распрощался с ними и пошёл изучать улицы бурятской столицы. А в Улан-Удэ, безусловно, есть что посмотреть.
Город был основан в 1666 году казаками-землепроходцами под предводительством Гаврилы Ловцова как форпост для дальнейшего продвижения русских на восток. В 1690 году на месте поселения был воздвигнут острог, а в 1783 г. у слияния рек Уда и Селенга появился уездный город Верхнеудинск. Он располагался на пути в торговый город Кяхта, снабжавшей китайским чаем всю Россию и страны Восточной Европы. Расположение города на "великом чайном пути", а также прокладка в конце XIX в. Транссибирской железнодорожной магистрали способствовали процветанию Верхнеудинска. В 1934 г. он был переименован в Улан-Удэ, что в переводе с бурятского означает "Красная Уда" ("улан"- красный, "Удэ" - река Уда). Учитывая давнюю по сибирским меркам историю города, неудивительно, что здесь сохранилось немало исторических памятников различных периодов.
Безусловным центром города является площадь Советов, застроенная административными зданиями. своё название она получила от Дома Советов, построенного в 1931 г. Однако главная её достопримечательность - это исполинская голова В.И. Ленина, единственный памятник такого рода в нашец стране. Идея её создания появилась в 1970 г. - к столетнему юбилею Ильича, но установили её на площади в 1971 г. Памятник изготовили в Мытищах. а затем доставили по железной дороге в Улан-Удэ. Размеры впечатляют: вес - 42 тонны, высота головы - 7,7 м (и 14 м вместе с постаментом), ширина - 4,5 м. Местные говорят, что их Ленин обладает монголоидными чертами. Улан-удэнский Ильич стал таким же символом города, как, скажем, Эйфелева башня в Париже.

К площади Советов примыкает Театральная площадь, на которой возвышается роскошное здание местного Театра оперы и балета. Оно построено в 1938-1952 гг. в стиле сталинского ампира. В то же время, несмотря на обилие советской символики, на здании можно видеть бурятские национальные орнаменты. На площади разбит небольшой скевер с плиткой, скамейками и фонарями, где есть возможность посидеть и отдохнуть.

В сквере возле театра также можно видеть памятник народным артистам СССР Ларисе Сахьяновой и Петру Абашееву в ролях Ангары и Енисея из знаменитого бурятского балета "Красавица Ангара".

Театральную площадь украшает светомузыкальный фонтан.


В окрестностях площади можно увидеть довольно интересные образчики старой архитектуры. Например, двухэтажное здание почтово-телеграфной конторы Верхнеудинска, построенное в конце XIX в. Сзади возвышается здание гостиницы "Бурятия".

Центральная улица города, как и в советское время, продолжает носить имя Ленина. За площадью Советов она уходит под гору и идя по ней, можно перенестись во времени из советского периода в старый купеческий Верхнеудинск. Путь в него лежит через Триумфальную арку "Царские ворота". В 1891 г. будущий император Николай II посетил Верхнеудинск в рамках своего путешествия по Сибири. В честь такого события городские власти возвели деревянную арку, украшенную двуглавым орлом. Простояла она недолго - в советский период её снесли. Тем не менее в 2006 г.её восстановили к 340-летию основания Улан-Удэ, сделав её при этом целиком каменной и немного увеличив размеры.

Вскоре начинается пешеходная часть улицы Ленина, называемая "Улан-Удэнским Арбатом", застроенная купеческими особняками. Несмотря на сравнительно малые размеры - 360 м в длину, это одно из самых красивых мест в городе.

Здесь можно видеть различные памятники. Например, статую верхнеудинского купца.

В самом начале Арбата находится скульптура "Жезл бога торговли Меркурия и рог изобилия". Она посвящена гербу Улан-Удэ, учреждённому в 1790 г. и обладает глубоким символизмом. Жезл Меркурия - бога-покровителя торговли и рог изобилия напоминают о богатом торговом прошлом Верхнеудинска. Из Бурятская специфика проявляется в том, что из рога изобилия сыплются не только фрукты, но и местное блюдо буузы и кедровые орехи. Жезл венчает "соёмбо" - бурято-монгольский символ вечной жизни.


В красивом деревянном доме, принадлежавшем в конце XIX в. купцу Голдобину, одному из богатейших людей Верхнеудинска, в настоящее время расположен Музей истории города Улан-Удэ.

Из домов, расположенных на Арбате, наибольшее впечатление производит дом купца Н.Л. Капельмана (1907 г.) с фигурами атлантов. На первом этаже располагался чайный магазин Син Тай Луня, кондитерская и кофейня. С 1909 г. здесь же был открыт первый кинотеатр города.

За Арбатом можно увидеть площадь Революции. Она является старейшей в городе и появилась во 2-й половине XVIII в. и носила название Базарной, так как на ней проводились Верхнеудинские ярмарки. В советское время её переименовали в площадь Революции, а в начале 1970-х гг. сюда перенесли памятник павшим революционерам, ранее размещавшийся на площади Советов.
Рядом расположены каменные гостиные ряды, строительство которых началось в 1804 г. по задумке иркутского архитектора А.И. Лосева в стиле русского классицизма. окончательно они были построены к середине XIX в., а спустя более чем 100 лет к ним пристроили массивное здание Центрального универмага.

С правой стороны от Гостиных рядов можно увидеть ещё одни торговые ряды позапрошлого века, принадлежавшие купцу М.К. Курбатову. Они выглядят весьма красиво.

На углу улиц Ленина и Куйбышева стоит двухэтажный особняк, являющийся одним из старейших каменных зданий города. Он принадлежал верхнеудинскому мещанину Д.М. Пахолкову и был построен в 1801-1804 гг. Спустя несколько лет после постройки его выкупили и использовали для размещения присутственных мест и казначейства.

В самом конце улицы Ленина расположен белоснежный храм с голубыми куполами - Свято-Одигитриевский собор. Он назван так в честь иконы Божией Матери "Одигитрия", традиционно считавшейся покровительницей путешественников и торговцев. Неслучайно поэтому, что строительство храма финансировалось местными купцами. Собор, построенный в стиле сибирского барокко, начал строиться в 1741 г. и был завершён в 1785 г., когда острог уже превратился в уездный город Верхнеудинск. В 1929 г. он, как и сотни других храмов, был закрыт советской властью. Несколько лет спустя в его здании разместили антирелигиозный музей, затем здесь располагался музей истории Бурятии. Это позволило ему сохраниться до наших дней и избежать разрушения. В 1990-е гг. собор был возвращён РПЦ, отремонтирован и превратился в главный православный храм Улан-Удэ.

К собору примыкают кварталы деревянных домов.

Встречаются и дома с роскошным деревянным кружевом. На них хочется любоваться и любоваться.

Особенно красивый деревянный дом находится на улице Банзарова. Он принадлежал купчихе Е.А. Мордовской.

От собора параллельно набережной реки Уда идёт 400-метровая пешеходная улица. Она носит название Соборной. История улицы началась в XVII в., когда Верхнеудинск был разделён на острог и посад. В начале XIX в. на ней был построен почтамт, что привело к её переименованию в Почтамтскую. В советские времена она называлась Первомайской, а в конце XX в. стала улицей Линховоина. Такое необычное название она получила в честь известного бурятского оперного певца Лхасарана Линховоина. В 2010-е годы она была полностью отреставрирована: её выложили тротуарной плиткой, поставили лавочки и фонари, а домики стали выглядеть как новые. В 2015 г. улице вернули историческое название, и она снова стала называться Соборной. Гуляя по ней, можно представить себе как выглядел Верхнеудинск в конце XIX в. Правда, в тот вечер погода стала портиться, тучи сгущаться и пошёл дождь. И хотя я не взял с собой зонт, продолжил идти вперёд.

Недалеко от набережной реки Уда можно увидеть очень красивый кирпичный дом скульптурами. Это частный музей-галерея местного мецената Льва Бардамова. Я не был внутри, но судя по отзывам и путеводителям, в нём находится богатая экспозиция, посвящённая культуре и истории Бурятии.

Затем я вышел на набережную. На другом берегу можно увидеть малоэтажную застройку и старинную деревянную церковь.

Затем я перешёл по мосту на другой берег. Впереди расстилались современные кварталы с многоэтажками и торговый центр, напоминающий о старом названии города. Этот район города куда менее интересен и колоритен, так что задерживаться я не стал. Что касается малоэтажной застройки, лежащей в двух шагах от современной улицы, я решил оставить её осмотр на потом. Чтобы перейти на другую сторону улицы, пришлось пройти метров триста, затем по мосту я вернулся на тот берег и продолжил знакомство с центральной частью Улан-Удэ.

Пройдя мост, я поднялся на прилегающую к нему возвышенность с каменным крестом. Он установлен как памятник основанию города казаками в 1666 г., а от него открывается живописный вид на реку Уда и районы города. К этому моменту дождь стих, и снова стало солнечно и тепло.

В обратную от реки сторону идёт проспект Победы. Идя вдоль него, я увидел конную статую воина в монгольском доспехе. Это Гэсэр, эпический герой бурятско-монгольской. По преданию, он был сыном небесного божества и борцом с чудовищами. Эпос о Гэсере представляет собой весьма масштабное произведение и возник не менее 1000 лет назад. Тем не менее памятник относительно новый - он был построен в 2006 г.

Продолжая путь по правой стороне проспекта Победы, я дошёл до здания Государственного Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева. Созданный в 1932 г., он стал первым театром, на сцене которого ставились произведения на бурятском языке. Но его репертуар также включает в себя русскую и европейскую классику. Нынешнее здание построено в 1982 г. и отражает бурятские традиции. Главный фасад украшен большим барельефом "Цветущая Бурятия", а перед театром расположена беседка в традиционном стиле с молитвенным барабаном.

Прошагав немного по улице Куйбышева, пересекающую проспект Победы, я дошёл до Свято-Троицкого храма, ещё одного памятника архитектуры Верхнеудинска. Деревянная церковь на этом месте была построена в 1770 г., а каменная - в 1809 г.

Вернувшись на Проспект Победы, я дошёл до живописного сквера, в котором расположен мемориал Победы, воздвигнутый в 1967 г. Памятник находится на холме, и подняться к нему можно по лестнице. В центре композиции находится знаменитый танк Т-34 на постаменте с надписью. На памятной стене, облицованной мрамором, изображены жители Бурятии - солдаты и труженики тыла. У основания монумента горит Вечный огонь.

Чуть дальше расположен Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, основанный в 1923 г. К сожалению, был уже вечер, и в него я не попал. Музей известен богатой коллекцией различных эпох истории Бурятии.

Однако хорошо сохранившийся исторический центр - не единственное, что представляет интерес в Улан-Удэ. В последующих частях отчёта я расскажу об этнографическом музее и интересных особенностях города.