Четыре года вместо Непала я попадала в другие красивые места – объехала Кавказ, побывала на Дальнем Востоке, Сахалине и Курилах, полюбовалась красотами Ирана.
И вот, наконец-то, свершилось - лечу в Катманду!
Перелеты покупала из Новосибирска через Алматы и Дели. И это был самый экономичный вариант на фоне каких-то безумных цен на рейсы FlyDubai. А транзит через обожаемый мною город Алматы позволял немного погулять на высоте уже здесь.
Заранее бронировала хостел на первый день в Катманду, а также проживание в Покхаре и в нац.парке Читван. Все переезды совершены автобусами или попутками.
Рюкзак паковала тщательно, выгадывая по весу. Весь маршрут прошла в трекинговых ботинках. Для прогулок в городах и нац.парке были кроссовки. Абсолютно все теплые вещи (легкая пуховка, теплые носки, утепленные лосины и водолазка, рукавички, флиска, шапка, теплый бафф) пригодились. Я мерзлячка, поэтому брала еще и самогревы для ног и рук, которые тоже оказались не лишними на высотах за 4000 м. Дополнительно в Катманду взяла в прокат легкий пуховый спальник на температурный режим -10 (прокат на 19 дней обошелся совсем не дорого, около 3 тыс. непальских рупий). Спальником я активно пользовалась в холодных лоджах. В итоге нигде не замерзла )
Как ни в какое другое путешествие, собирала аптечку. В ход пошло далеко не всё ) На высоте пару раз принимала от головной боли цитрамон, а больше никаких проявлений горняшки у себя не заметила.
Симку Incell покупала в Катманду. В горах она вообще практически не ловила ) Обходилась вайфаем, хотя и он чаще всего оставлял желать лучшего, а кое-где и его не было.
Ориентировочные затраты на проживание и питание в лоджах (ланч+ужин+завтрак) выходили от 25 до 35 долларов. Чаще всего просили оплатить только еду. Только в паре –тройке мест отдельно обозначали символическую плату за проживание в 100-300 рупий.
Не даром считается, что самый благоприятный период для трекинга в Гималаях стартует с середины октября. Погода была преимущественно отличная – солнечная и довольно теплая. Позволила увидеть вершины и озера во всей их ошеломляющей ослепительной красе.
Специально выкроила два дня для посещения национального парка Читван. Сильно хотелось увидеть носорогов. И я их там увидела! Много, и очень близко )
…
Даты путешествия 12 октября – 4 ноября.
План по дням:
12 октября. Алматы. Прогулка на Чимбулак. 3000 м. Вылет в Катманду через Дели
13 октября. Катманду. Подготовка к выходу на маршрут.
14 октября. Катманду – Бесисахар – Джагат
15 октября. Джагат – Тал
16 октября. Тал – Тиманг
17 октября. Тиманг – Верхний Писанг
18 октября. Верхний Писанг – Брака
19 октября. Брака - Ice Lake - Мананг
20 октября. Мананг – БЛ Тиличо
21 октября Тиличо – Шри Кхарка
22 октября Шри Кхарка – Ледар
23 октября Ледар – Верхний лагерь
24 октября перевал Торонг ла Пасс – Муктинатх
25 октября Муктинатх – Лупра – Кагбени
26 октября Кагбени – Марфа
27 октября Марфа – Калапани
28 октября Калопани – Гханза – Покхара
29-30 октября Покхара
31 октября Покхара – Читван
1-2 ноября Читван
3-4 ноября Катманду
День 1. 12 октября. Алматы.
Не хочу пропускать этот день в описании, хотя это был еще не Непал.
Есть такие города, которые сразу и безоговорочно – в самое сердце. В которые хочется возвращаться. Которые становятся родными.
Алматы. Чуть меньше суток транзит. И такая прекрасная возможность новой встречи с гостеприимным городом и с ними – с горами...
Сначала расстроилась, что на самый верх Чимбулака канатка не идет (ремонт у них), и что с утра выдался такой туман. Но прокачать немного ноги и попривыкать к высоте мне – край, как надо. Значит, иду вверх, хотя бы до 3000 м. от средней станции канатки.
И в итоге – восторг. От атмосферной прогулки, начавшейся в плотном тумане, а на обратном пути - с открывающимися видами близких гор.
И от выпавшего здесь, на высоте, снега.
И от «горных» кошек, которые возникали непонятно откуда и с удовольствием угощались барнаульскими сосисками и сыром ))
…
Перед вылетом успела посидеть в знакомом ресторанчике «Нават», заказав вкуснейший бешбармак. Как же хорошо!
Вот теперь можно стартовать в сторону Непала.
Сначала вечерним рейсом Air Astana в Дели, и затем утренним из Дели в Катманду авиакомпанией Vistara. Сервис и питание у обоих перевозчиков повыше нашей S7 )
Приятно было лететь.
День 2. 13 октября. Катманду, орг.вопросы.
В аэропорту Дели мне нужно было получать багаж, а значит, без индийской визы не обойтись. Сделала заранее электронную туристическую на двукратный въезд. Визу спрашивают не только в Индии, но и уже при оформлении на рейсы в Дели из других стран.
Слоны какие в зоне регистрации )
Немного подремала до утреннего рейса.
Лететь недолго, всего полтора часа, но Vistara расстаралась и оперативно развезла во время полета наборы со вкусным завтраком и столовыми приборами из дерева. Просто отлично!
Авиакомпания и с выбором мест не жадится – позволяет выбрать сильно заранее безо всяких вымогательств.
Я и выбрала!
На правильной стороне, у окна.
Чтобы увидеть ЭТО!
А вот уже на снижении замелькали веселенькие домики столицы Непала.
…
Анкету, которая нужна для получения непальской визы, я заполнила и распечатала заранее. Поэтому вполне оперативно заплатила визовый сбор, а так как багаж получать мне не нужно было, так же оперативно вышла из аэропорта, задержавшись только возле пункта обмена валюты.
В разных отзывах и отчетах читала, что курс в аэропорту не особо отличается от того, что в городе, а потому не стала заморачиваться и поменяла сразу всю сумму, в которую планировала вписаться на ближайшие три недели.
Такси, а особенно мототакси, в Непале совсем не дорогое. По приложению InDrive и из аэропорта можно уехать очень бюджетно. Вот только интернета на тот момент у меня еще не было. Исходя из последующего опыта передвижения в Катманду, сейчас могу утверждать, что вполне себе можно пользоваться и общественным транспортом (автобусами). Главное, не стесняться коммуницировать с дружелюбными местными жителями ))
Что я успешно и проделала. Сначала, вежливо отнекиваясь на все предложения бойких таксистов, прошла с прилегающей к аэропорту территории на улицу с остановкой обычного автобуса. А там стала искать помощи у людей. Одна милая девушка тут же отозвалась и сказала, что прямого автобуса с этой остановки в центр нет, и взялась вызвать обычное такси. Через пару минут подъехал вызванный ею мотодрайвер, которому за всю поездку до центра выдачи пермита я заплатила каких-то смешных 150 рупий.
В Nepal Tourism Board, где выдают пермиты, пришлось отстоять небольшую очередь. Предварительно нужно заполнить анкету. На всё про всё ушло примерно минут 40.
…
Ну всё. Теперь можно двигаться в сторону Тамеля заселяться. Я решила прогуляться пешком. Погода отличная – солнышко, +25, всё супер. Идем и глазеем на новую страну. ))
На этот день мне из еще важных дел предстояло обзавестись сим-картой, купить билет на утренний автобус до Бесисхар и найти спальник, желательно в прокат.
После небольшого отдыха в забронированном мною тихом хостеле практически в центре Тамеля, я выдвинулась на узкие улочки, полные кипучей жизни. Как всё интересно! Встречала в отзывах, что много на улицах байков, и что это может шокировать. Но по факту, ничего особенного и ужасного я не ощутила. Подобную движуху и хаос видела и в Иране, и во Вьетнаме. Нормально всё. ))
А вот с симками оказалось наоборот. Не нормально. Потому что воскресенье. И почти все точки продаж закрыты. В той, единственной открытой, которая мне попалась в Тамеле, цены на оператора Incell мне не понравились (14$... вы это серьезно???), и я решила пока прогуляться в сторону автовокзала. Вдруг, по дороге подвернется все-таки что-то более приемлемое.
И ведь подвернулось! Сама карта 250 рупий, тариф с интернетом на 30 Гб вроде 600 рупий. Единственный минус – это тоже был оператор Incell, про который я читала, что он плохо ловит на треке вокруг Аннапруны, что, собственно, и подтвердилось. Но точек продажи от другого оператора Namaste, я так и не встретила.
На автовокзале мне быстро помогли найти нужную кассу, где я купила билет на самый первый завтрашний рейс в 7:00.
Став обладательницей симкарты, я вызвала мотодрайвера, чтобы вернуться в Тамель. Оставалось только где-нибудь вкусно поужинать и по дороге в хостел в многочисленных магазинчиках со снаряжением найти подходящий спальник.
На ужин в приятном ресторанчике заказала жареные мо-мо с курицей. Это типа вареников (тесто с разной начинкой), вареные или обжаренные. Вкусные!
К мо-мо попросила пива, удивившись потом тому, насколько алкогольные напитки в Непале отнюдь не дешевы.
…
На улицах уже стемнело, и Тамель светился яркими витринами со всякой всячиной, от которой разбегались глаза, а внутренний голос уговаривал – «это всё потом, потом, когда вернешься сюда после трека..»
Пуховый легенький спальник подвернулся практически в первом же небольшом магазинчике со снаряжением. Хозяин выписал мне бумажку с условиями проката в 150 рупий в день, а я пока заплатила полную стоимость в 6 тыс. рупий.
Были моменты на треке, когда я раздумывала, а не оставить ли такой классный спальник себе насовсем. Но шерохаться в капитальных походах по холоду я больше точно не собираюсь. И по возвращении спальник вернула, получив взамен половину его стоимости.
Засыпала в волнении и в предвкушении. Вот оно – начало! Как там все будет?...
День 3. 14 октября. Катманду- Бесисахар – Джагат.
Рано утром, покинув хостел, я вызвала мототакси и быстренько добралась до автовокзала. На въезде слышаа, как слева от входа на автостанцию, среди скопища маршруток, вроде кричали – «Бесисахар! Бесисахар!» Т.е. получается, что на маршрутках можно еще раньше туда уехать.
Но у меня билет. И меня ждет мое место в автобусе.
Автобус оказался обычный. Багаж закидывают наверх. Начитавшись о пыльных непальских дорогах, я засунула свой рюкзак в большой полиэтиленовый мешок, обмотала веревочкой и вот так, по-простецки, решила эту проблему.
До отправления автобуса пошла поискать кофе в местных забегаловках.
Снаружи автовокзала, не взирая на ранний час, уже вовсю кипела жизнь. Местные покупали что-то из еды, пили чай или кофе. Я тоже попросила кофе с молоком, наблюдая, как веселый непалец кашеварит.
…
Пробок не застали. Но все равно ехали очень долго. Водитель постоянно останавливался, чтобы выпустить или впустить кого-то из местных, а сами извилистые дороги такого качества, что по ним особо не разогнаться… Один раз была сделана длинная остановка, чтобы перекусить придорожной столовке. На этой остановке я попробовала одно из самых известных и популярных непальских блюд – дал-бат.
И что-то оно мне не зашло.. Не люблю я такую мешанину, и острое тоже не люблю ))
С тревогой потом прислушивалась к организму, но он успешно справился ))
…
Ехать, в целом, не ужасно, хоть и долго, практически 8 часов. Сиденья мягкие и удобные, есть на что поглазеть в окно.
Долго ли коротко ли, но автобус допилил-таки до Бесисахар. На часах уже почти 15, а ведь нужно еще как-то добраться до Джагата, откуда я наметила старт.
Группам здесь проще найти транспорт. Мне же пришлось побегать и поспрашивать, не возьмет ли меня кто в свой джип. Не сразу, но такие нашлись. Компания непальцев предложила место в кузове, стоя, среди сумок и рюкзаков. Я с радостью согласилась. Неважно как, лишь бы добраться.
И это приключение началось! ))
Асфальтированная дорога очень быстро перешла в типичную непальскую «трассу» вдоль обрывов глубокого ущелья. С непрерывной тряской и подпрыгиванием на кочках и камнях.
2 часа, крепко вцепившись в бортик, я вертела головой по сторонам, пыталась даже что-то снимать. Хотелось уже поскорее пойти по всей по этой красоте ногами…
В Джагат добрались ближе к шести вечера, когда начало темнеть.
Я очень хотела остановиться в самом последнем лодже с видом на водопад. Но в нем сказали, что всё забронировано группой русских туристов. Ну, вооот…Конкуренция, однако…Жаль.
Я вернулась в начало Джагата, и в симпатичном красочном домике договорилась о проживании и питании. Это был один из немногих лоджей на треке, где попросили отдельную оплату за комнату в 300 рупий. Но комнатка симпатичная, с собственным санузлом и горячим душем.
Ура! Я добралась!!!! И уже завтра выхожу на маршрут!
День 4. 15 октября. Джагат – Тал.
Волшебное раннее утро в горах. Они все были волшебными. С потрясающими видами на горы, с потрясающей атмосферой, с неизменным предвкушением нового красивого дня..
Но вот это, самое первое утро, когда ты еще в самом начале пути, когда весь полон ожиданий и надежд, когда еще абсолютно всё впереди, когда впервые ахаешь от окружающей тебя красоты – это утро особенное. И я побежала прямо с кружкой кофе на террасу соседнего лоджа, с которой открывался замечательный вид на ущелье, всё в пышной зелени. Пофотала, полюбовалась и только потом вернулась на завтрак к себе ))
…
В этот день я намеренно запланировала совсем небольшой переход всего в 10 км. Мне нужно было проверить, как поведет себя организм после серьезной травмы почти двухлетней давности. К тому же, сам Тал очень нахваливали как место, достойное для ночевки. В общем, этот день предстояло провести, как разминочный, на лайте.
Но все равно я вышла довольно рано, примерно в 7:30. Вот и тот самый лодж на выходе из Джагата, с видом на водопад. Действительно, здорово было бы здесь заночевать…
Путь этого дня красив и зелен. Немного по проезжей дороге, на которой в ранний час не было транспорта, потом вверх по меткам мимо скромных лоджей с видом на роскошный водопад. И хотя я завтракала совсем недавно, не удержалась, чстобы здесь не притормозить и выпить чашечку кофе в прикуску с бананами. Меня просто распирало от восторга погружения в маршрут, от чудесной солнечной погоды, от всей этой атмосферы Пути.
После Чамже дорога повела на противоположную сторону ущелья, открывая новые симпатичные виды на новые водопады. Я вообще этот день так и запомнила, как день водопадов.
И день ярких цветов.
…
На подступах к Тал попалась табличка с разбивкой по этапам. Если не тормозить для фоток, то такой расклад вполне реален. Но для тех, кто, как и я, не может не позалипать на красивенькое, времени потребуется больше ))
В районе 11 часов утра я уже дошла до поворота на Тал. Странно, конечно, вот так рано останавливаться, но менять свой план я не стала.
Спокойно прошла вдоль всего поселения, выглядывая для себя место ночевки.
Остановилась почти в самом конце, в Potala Guest House.
…
После того, как стихийные бедствия размыли пеший путь от Тал по левой стороне ущелья, здесь мало кто останавливается на ночь. Очень жаль. Место красивейшее и очень атмосферное.
Я закинула вещи в номер, немного перекусила томатным супом с чапати, и пошла гулять.
Солнышко к тому времени все больше и больше пряталось за облака, но все равно пейзажи радовали и воодушевляли.
Сначала я довольно прилично прошлась вдоль реки дальше от Тала, заодно оценивая степень разрушения пешей дороги. Тропа, действительно, местами обрывалась, и сложно было понять, где ее искать дальше. Я решила, что рисковать не буду, и завтра стартану по левой стороне.
Тем временем погода стала меняться, горы потихоньку заволакивали облака, усилился ветер.
Кроме меня здесь не было никого. Пустынный берег быстрой реки, где-то каменистый, а где-то с широкими светлыми песчаными пляжами. Красиво очень.
Еще и деревья попались с ярко-красными крупными цветами, которые беспощадно трепал ветер…
Я побродила еще немного, и повернула обратно к деревне. Хотелось теперь поразглядывать с разных ракурсов роскошный водопад в самом ее конце. Красавчик!
По имеющейся справа от водопада лестнице я поднялась до самого верха, наслаждаясь открывающимися видами на Тал и на долину.
Ну вот, собственно и всё. Больше делать особо нечего. Принять душ, пока не стало холодно и не стемнело, да поваляться до ужина в номере.
На ужин попросила карри из курицы с рисом. И это было лучшее карри за весь маршрут. Ооочень вкусно и сытно.