4-5 августа 2024 г.
И снова здравствуйте, друзья! Мы снова - правда, после долгого перерыва - на Волге, где практически все интересующие меня крупные города я уже посмотрел раньше - кроме Ульяновска, который и стал своего рода "финальным аккордом" этой "Поволжской симфонии". Конечно, я понимал, что он - не "мечта туриста", а этакий "крепкий середнячок" и не претендует на лавры не только "большой волжской тройки" (Астрахань, Самара, Саратов), но и на место в "пятёрке" (если добавить к вышеназванным Казань и Нижний Новгород), "довольствуясь" тем, что делит одну нишу с Тверью (что уже немало), всё же немного "обыгрывая" её "по очкам". Тем не менее, впечатления получились очень даже хорошими, а "послевкусие" - весьма приятным и "тёплым", так что эту небольшую поездку я точно могу включить в свой "актив путешественника" и даже рекомендовать её в качестве дешёвого ( а она действительно получилась одной из самых дешёвых на моей памяти, если вообще не самой) направления "выходного дня" - по крайней мере, для москвичей. Нет, правда, Ульяновск - действительно симпатичный город со многими красивыми и местами душевными уголками и улицами, который, по сути, смотрится за 1 полный день (хотя вариант "утром приехать - вечером уехать" я бы предлагать не стал, хоть это и вполне реально), но это никак не умаляет его достоинств.
Мне кажется, в представлении некоторых - или даже многих - туристов против Ульяновска "играет" шлейф тянущихся за ним стереотипов, которые (из тех, что я сам слышал) я с удовольствием развею в пух и прах. Ульяновск - город Ленина? Да упаси боже - только если вы поедете туда специально для этого, и тогда "кто ищет - тот всегда найдёт"; в противном случае, во время пребывания там вы можете даже не вспомнить это имя, и уж Ильич точно не станет "стоять" у вас "за спиной" каждую минуту на каждой улице. Ульяновск - "застывший островок социализма", "музей СССР под открытым небом"? Ни в коем разе - нет, нет и ещё раз нет, никакого Back in the USSR не будет - даже не надейтесь:)
Ульяновск - это город парков и скверов, зелёных бульваров и необъятных волжских просторов (вот только лёгкого доступа к Волне не имеется, но это уже другой вопрос, географию не обманешь), старинных деревянных домов и каменных особняков, удивительных, а порой и не слишком очевидных жанровых скульптур, и если уж и говорить, "чей" он, то, прежде всего, Карамзина и Гончарова - вот они точно так или иначе станут "сопровождать" вас почти везде. Конечно, нельзя сказать, что в нынешнем городе Симбирска больше, чем Ульяновска, но если задаться целью "окунуться в историю", сложностей с этим не возникнет.
А ещё Ульяновск (как, кстати, и Самара) - не город храмов, хотя это уже, скорее, в минус, чем в плюс, поскольку даже я (а мало у кого есть столь веские личные причины, как у меня, не любить - очень мягко говоря - организованные религии) признаю, что подавляющая часть шедевров мировой архитектуры представлена именно религиозным зодчеством (и даже несравненный Тадж-Махал, хоть и не относится к таковым "в чистом виде", является сооружением сакрального характера), и город без церквей, которые можно было бы отнести к его супертоповым достопримечательностям (а не просто очередными "типовыми" "восьмериками на четверике"), изначально проигрывает в своём восприятии... Тем не менее, кто-то без них прекрасно обходится (разумеется, в туристическом контексте) - и слава богу, тогда ему тем паче прямая дорога в Ульяновск:)
...
Поездов между Москвой и Ульяновском ходит немного, поскольку исторически эта ветка являлась не "магистральной" линией, а тупиковым ответвлением в рамках Московско-Казанской железной дороги, впоследствии удлинённым до Мелекесса и Бугульмы, что не поменяло её характера. А поэтому путешественнику фактически предоставляется "выбор без выбора", сводящийся, по сути, к одному-единственному фирменному двухэтажному поезду "Ульяновск" (второй имеет крайне неудачное расписание и практически полное отсутствие купейных мест). Хотя и этого вполне достаточно - он удобно отправляется, удобно прибывает (причём в обе стороны), и почти вся поездка получается "ночной". На двухэтажных поездах я ещё не ездил, поэтому сразу озадачился вопросом выбора "правильного" места и очень быстро получил ответ: если ехать на нижней полке первого этажа, то это ничем не будет отличаться от "обычного" вагона. Все же прочие имеют свои особенности той или иной степени "худшести", а о верхней полке второго этажа лучше вообще забыть, как о страшном сне.
Кстати, в двухэтажных поездах можно не бояться брать места "у туалета" (а они при невозвратном тарифе идут со скидкой 25%), просто потому, что такого понятия здесь не существует в принципе: сразу за крайним купе находится не туалет, а лестница на второй этаж (и нет, народ не топочет по ней всю ночь!). А ещё одной особенностью является компоновка туалетов: не по одному в каждом конце, а 3 рядом с одной стороны. Сначала я опасался, что это создаст большие очереди - ведь получается, что народа в вагоне в 2 раза больше (чем в "обычном"), а туалетов - всего в полтора. Но выяснилось, что это легко компенсируется единой очередью, и даже если в одной "кабинке" кто-то основательно "засядет", наличие двух других позволят не создавать "затор". И действительно, я ни разу не видел в ожидании больше, чем 2-3 человек, да и те "рассасывались" максимум за несколько минут.
...
Главный железнодорожный вокзал "Ульяновск-Центральный" был построен в 1969 году (в центре возвышается гостиничный корпус):
Внутри зал ожидания декорирован фресками, на которых попарно (например, Пугачёв и Разин, Карамзин и Гончаров) изображены известные люди, так или иначе связанные с историей города: