По-другому не получается. Просто пляж - скучно. Подробная программа - летом немыслимо! Самоограничения? Ну да, предшественники предупредили, что "обязательное для посещения" скорее всего разочарует; всё ж я из тех, кто хочет получить собственные разочарования.
Поэтому - да, "надкусываю яблоки". Прислушиваюсь к ощущениям: нравится, хочется больше? И быстро решаю, двигаться дальше (next... next...) -- или задержаться там, где что-то отзывается изголодавшейся по впечатлениям душе.
Полезности в конце. Начнем с импрессий.
Маршрут задуман был такой: в 1-й день Антиб - Канны - Грас (уже подозревала, что первые два городка проскочу быстро). День 2-й - Монако. И последние два дня - Ницца.
Поехали...
ANTIBES = АНТИБ
Что посмотреть?
Замок Гримальди с музеем Пикассо. Замок 12 в., "Гримальди" - потому что принадлежал этому итальянскому роду с 14 по нач. 17 в. (сегодня хозяин замка город - уже второй век). В 1946 здесь провел несколько месяцев 65-летний Пикассо - и подарил городу то, что создал в замке. (Экспозиция позже пополнялась.)
В музее есть картины, эскизы, керамика. Представлены и работы современников (Леже, Модильяни, Пикабиа и др.), на террасе стоят скульптуры (Миро и др.).
Пока ехала от аэропорта (кстати, очень удобно: остановка междугородного автобуса рядом с терминалом 1), посмотрела на Trip Advisor фото объектов из музейной экспозиции... и засомневалась в том, хочу ли видеть их.
Длинная очередь перед музеем укрепила в решении: лучше погулять.
Замок симпатичен, и виды отсюда замечательные.
По набережной от замка до порта встречаешь интересные скульптуры.
От порта виден Форт Каре / Fort Carré. Здесь в 1794 был заключён Наполеон Бонапарт; некий генерал убедил следствие не казнить сторонника Робеспьера: талантливый человек всегда пригодится стране...
Да и сам городок мил. Узкие улочки,
интересные двери. Решетка вместо цельной двери - хорошее решение в летнюю жару.
Видно, что живут здесь люди со вкусом и с фантазией.
Художники от рождения - даже если не картины рисуют, а одежду продают! Какое имя, а?
Для некоторых, похоже, работа самоценна? Не оттого мастерская превратилась в склад?
Интересное открытие ждало на базарчике. Смотрим название черешни...
Не ожидала, что французское название так похоже на русское... Легко было бы договориться с продавцом; вот только дороговато?
Мне нравится "держать руку на пульсе", ощущать, как город живёт. Здесь это оказалось возможным. Хорошая "прихожая" во Французскую Ривьеру.
CANNES = КАННЫ
Предупреждали же: оно того не стОит. И в самом деле...
Началось с недоумения. Что за странная любовь к искусственному! То есть понятно, что экономия (воды и сил). Но всё ж досадно видеть такое - здесь, где ожидаешь роскошного цветения и запахов!
Закрытость. А ведь ещё не сиеста...
Фото Дворца фестивалей и конгрессов / Palais des Festivals et des Congrè на набережной Круазет / Bd de la Croisett даже и ставить не хочется.
Нет, не возникло желания делать сэлфи на красной дорожке. Аллея славы, как в Голливуде (кто-то пошутил: руки, по которым ходят ногами).
Люди прикладывают руки, "меряются" - не славой, размерами кистей.
И ты тоже ходишь, выискивая знакомые имена.
И постепенно... растёт раздражение. Чувствуешь себя марионеткой в руках кукловода, единицей в толпе, которую уводит играющий на дудочке Крысолов... Растёт желание оторваться от прочих, отбиться от стада хомячков, взбунтоваться... против путеводителя? (Да, смешно...) Поставить жирную точку в визите.
Детский бунт, да.
И детский жест: прокатиться на колесе обозрения.
Слева - порт, красивые яхты. Med Dooz - разные будут у людей ассоциации. Медуза, медицина, передоз?
Впереди - старый город на холме, квартал Сюке / Le Suquet. Там готическая церковь Богоматери Доброй Надежды / église Notre Dame d'Esperance, 17 в., с прямоугольной колокольней, и этномузей де-ла-Кастр / Musée de la Castre в руинах замка с прямоугольной же башней 11-14 вв. (наверху смотровая площадка).
По крайней мере, пляж запомнится. Переодеться пустят в туалет кафе, шкафчиков для вещей нет - разве только купишь место с шезлонгом и зонтом. (Кстати, так везде на Лазурном берегу, рекорд - 75 € за место под солнцем, то есть под зонтом-парасолем на шезлонге...) Зато пляжик в Каннах песчаный (в отличие от галечных в Ницце) и водичка чистая.
Grasse = Грас
(Вообще-то мне приятнее Грасс, но если так принято, пусть будет Грас))
А вот в Грасе сразу же захотелось задержаться.
Грас удивляет. Будит восприятие. Заманивает в лабиринты узких улочек, заводит всё глубже... растеряешься, потерявшись, а как выйти? Даже и гугл не поможет: как понять, что надо подняться или спуститься на другой уровень?
Этот город играет с гостем...
Показал розовый зонтик. Это, похоже, модно: зонтики над головой (в Которе, Таллинне...), но обычно они над кафешками-ресторанчиками. А тут - одинокий зонтик? Непонятно. Еще россыпь?
И ещё! Вереница зонтиков протянулась за угол...
А потом ещё порцию выбросили... и ещё... И... завалило зонтами!
Куда ни пойди -- узкие улочки перекрыты вверху толпами зонтов. Спасение от дождя или от палящего солнца, перформанс художников (здесь "их" кварталы)...
А вот (смеются над нами, что ли?) карусель уже не из зонтиков - из розовых платьев, футболок-тишоток, штаников.
После блужданий удалось-таки найти место ночёвки (о нём надо бы отдельно). Бросить вещи, пойти гулять нацеленно.
В Грасе было две достойные цели: парфюмерная фабрика и бунинские места.
***
Грас - столица парфюмерии на юге Франции.
Несколько парфюмерных домов. Парфюмерный дом Галимар (Galimard) был основан в 1747 году, поставлял парфюмерию королевскому двору. Дом Молинар (Molinard) основан в 1849 г. Дом Фрагонар (носит имя художника, жившего в Грассе), ведущий отсчёт своей истории с 1926, - самый молодой. И самый преуспевший в рекламе: задашь в поиск историческую парфюмерную фабрику - первой выскочит информация именно об этом доме, приглашение на бесплатную экскурсию сюда. Впрочем, Дом Фрагонар, наверное, и так выберут для посещения: поближе к центру.
"Нашу" экскурсию на английском языке вёл потомок основателя фабрички. Терроризировал группу вопросами, не получая ответа, саркастически усмехался, произвёл впечатление заносчивого... Впрочем, знатоки и дети воспринимали его нормально - на них, видимо, и ориентировался.
Фотографировать - можно (специально спрашивала при входе).
Залов (и подробностей производства духов и мыла) немного; такое впечатление, что здесь осознанно воспроизводят-демонстрируют исторический производственный процесс.
Экскурсия завершается, понятно, в магазине, без сувениров туристу не уйти... Магазин чуть ли не обширнее, чем фабричка. Нюхаешь-выбираешь из множества версий четырёх направлений (ароматы цветочные, фруктовые, "свежие" - с символическими названиями, ориентальные... в женском и мужском вариантах). Выбор может удивить: понравится не то, что ожидаешь.
Вообще-то настраивалась на старинные необычные ароматы (духи "Свежее сено"?) - но нет, чуда такой встречи не случилось...
Город предлагает и мастер-классы по изготовлению собственных духов (такие есть, например, в Доме Молинар). Платишь от 30 до 220€ (за время от 20 мин до 2 ч) - уходишь с бутылочкой самодельных духов. (Если захочется поучиться у французских мастеров... вообще-то в интернете тоже можно найти инструкции, "как сделать духи в домашних условиях".)
Не удивительно, что в Грасе развивалась парфюмерное производство. Запахи поджидают и на улицах - цветы, кусты, цветущие деревья... бугенвиллия, олеандр, жасмин, "лантана сводчатая", вербена - всё это здесь произрастает и цветёт пышным цветом.
***
У кого-то этот город вызывает мрачные ассоциации (Гренуй, роман Зюскинда, фильм Тыквера).
У русскоязычных первая ассоциация другая: здесь жил Бунин.
Грас в бунинской жизни - больше, чем дача: центр жизни на 30 лет - так свою жизнь здесь воспринимал сам писатель ("с лета 1923 г. переселился в Приморские Альпы, возвращаясь в Париж только на некоторые зимние месяцы").
Собрала в одном коллаже три бунинских места + фотографию памятника в Грасе (он стоит рядом с библиотекой) и фото бунинского окружения (сам писатель, Галина Кузнецова, Вера Муромцева-Бунина, Леонид Зуров). Так похожая на надгробие мемориальная доска должна помочь найти виллу Бельведер.
Бунинские места в Грасе:
1923 - вилла Мон-Флери Mont-Fleuri (сейчас La Rivolte), Chemin des Lierres, 1. В наши дни в особняке отель.
1924-1939 - вилла Бельведер. Chemin du Vieux Logis, 18. Здесь были написаны "Жизнь Арсеньева" и "Митина любовь", сюда из Стокгольма позвонили, чтобы сообщить о Нобелевской премии.
1939-1944 - вилла Жаннет, Boulevard Georges Clemenceau, 35. Третья вилла находится далеко от первых двух и ещё выше в горы. Выглядит она иначе, чем прежде... Здесь был написан сборник рассказов "Темные аллеи" (начатый на вилле Бельведер). Вилла Жаннет находилась в 300 метрах от немецкой комендатуры - несмотря на это, Бунины приютили знакомых-евреев, причём некоторые друзья (Марга Степун, сестра философа; Александр Бахрах) жили здесь годами.
Надо сказать, в интернете бунинские виллы найти легче, чем в живой жизни... Приходится петлять-плутать по лабиринту тропинок на холме, поднимаясь и спускаясь по жаре.
А вилла Бельведер, к тому же, прячется за высоким забором, ворота заперты. Попасть внутрь поможет разве случайность и в дополнение солидное представительство (Елене Фанайловой удалось получить ключ у соседей - так возникли фото, опубликованные в 2013 на сайте "Радио Свобода").
Если не удаётся найти виллы, вопрос времени и сил, упорствовать ли в поисках. Может быть, разумнее просто погулять в окрестностях. Начать в саду сестры Наполеона принцессы Полины / Jardin de la Princesse Pauline (где, кстати, стоит бюст Бунина - 25 Bd. de la Reine Jeanne, Grasse, Provence-Alpes-Côte d'Azur), с бульвара (в районе №14-16?) свернуть на дорожку Chem. du Vieux Logis, через Av. Henri Benard спуститься до Chem. des Lierres, потом ещё на уровень ниже, до Av. Thiers, переходящей в Av. Victoria...В завершение пройтись по Rte Napoléon - наверх.
Просто гулять, рассматривать прекрасные виды, что открывались когда-то взгляду писателя.
Грас - глазами Бунина...
Пожалуй, сюда, в Грас, в любом случае - стоит вернуться.