Джогьякарта и вулкан Мерапи17 ноября, воскресеньеНа завтрак – бесплатный «наси горенг» (жареный рис). Потом висел в гамаке на веранде своего бунгало, читал найденный в комнате путеводитель по Индонезии на испанском языке (других книг просто не было). С разрешения хозяина я пожил в его гостинице на пару часов дольше положенного.
В 14:00 покинул гостеприимное бунгало в Батукарасе и еще с часок посидел за компьютером в ресторанчике. Пообедал там же жареной курятиной с рисом. Потом хозяин гостиницы отвез меня на своем мотоцикле в Чиджуланг, где я сел на ангкот до Пангандарана. Из Пангандарана в Джогджу (=Джогьякарта) шло два ночных автобуса. Я выбрал автобус компании «Будиман» за 90 тыс. рупий – на 10 тысяч дороже компании «Бест», но более просторный и с включенной в стоимость едой. Автобус отправился точно по расписанию, в 17:00. Через несколько часов сделали остановку на ужин возле комплекса ресторанов. Бесплатный ужин оказался лучше, чем я рассчитывал: из кучи блюд можно было выбирать любые, по типу шведского стола. Я не стал жадничать и поел только то, что показалось мне наиболее безопасным: не хотелось усложнять свою поездку разными желудочными расстройствами.
18 ноября, понедельникПоездка выдалась довольно спокойной и даже комфортной. Кондиционер на сей раз работал, и было не жарко. К тому же салон остался не заполненным пассажирами, и основную часть пути я ехал один на двух креслах. Было бы вообще прекрасно, если бы через каждые полчаса или час кто-то из пассажиров (или водителей?) не закуривал вонючую сигарету. Странное дело: в Индонезии распивание пива на улице чуть ли не приравнивается к порнографии, а курение в общественных местах считается нормой.
На автобусный терминал в Джогдже я прибыл в 01:30 вместо обещанных мне при отправлении 03:00. Оставшиеся до рассвета часы подремал в жестком металлическом кресле в зале ожидания. В пять часов утра выпил чашку кофе в одной из станционных закусочных и сел на городской автобус «ТрансДжогджа», следующий в центр города. Нужный номер (3в) выяснил путем допроса местных «языков». Дешевую гостиницу возле ж/д вокзала Джогджи (7,5 долларов) я забронировал еще накануне через “booking.com”. До вокзала я доехал благополучно, но дальше начались проблемы. На том месте, где карта сайта “booking.com” показывала мою гостиницу, ее не оказалось. Расспросы велорикш, мото-таксистов и даже полицейских привели меня совсем к другому месту, не менее километра от прежнего. Я в очередной раз мысленно обматерил менеджеров жилья, которые не могут на сайте бронирования показать правильно место расположения. Однако менеджеры на сей раз оказались вовсе ни при чем. Гостиница, куда я пришел, носила очень похожее название с «моей» гостиницей, но это была не она, и стоила в два с лишним раза дороже. Пришлось начинать поиски сначала. После петляний по улицам и переулкам в течение еще примерно получаса, я замкнул большое кольцо и вновь оказался в том месте, где на карте была показана «моя» гостиница. И она на самом деле оказалась там, просто не на центральной улице, а чуть в стороне от нее, в переплетении крохотных переулков! Так что менеджер гостиницы тут был совсем не виноват, просто велорикша с мото-таксистом и полицейским в самом начале оказали мне «медвежью услугу». Благодаря им я потерял на поиски не меньше часа и намотал пешком порядка 5 км. Впрочем, с маленьким багажом шагать было нетрудно, да и лишняя тренировка перед горным треккингом вовсе не помешает.
Хозяин гостиницы по имени Кардо неплохо говорил по-английски (потом я узнал, что его приемный отец – англичанин из Лондона) и еще заранее по электронке поставил меня в известность, что за «прописку» раньше положенного времени, т.е. раньше полудня, нужно будет платить лишние 50 тыс. рупий. Поэтому я пока прописываться не стал, а оставил в комнате основную часть вещей и отправился на исследование города. В одном из варунгов поблизости от гостиницы позавтракал вкусным супом с говядиной (12 тыс.) и потом гулял по городу до 14:00, намотав по жаре пешком еще не меньше 10 км. Походил по центральному рынку в поисках резиновых сапог для треккинга в горах. На рынке была куча разных шмоток, но сапог не обнаружилось. Благодаря рисунку сапога на бумажке удалось выяснить, что поблизости имеется торговый комплекс с искомым товаром. Там я и обзавелся парой отличных крепких сапог за 150 т. рупий (11 долларов).
От центрального рынка я продолжил путь на юг к «птичьему рынку», который оказался похожим на бесплатный зоопарк. В сотнях и тысячах клеток я встретил намного больше видов диких птиц, чем за две недели пребывания на острове Ява! Кого тут только не было: листовки, бюльбюли, нектарницы, дрозды, скворцы, иволги, амадины, белоглазки, цветососы, тимелии, дятлы, горлицы… Из наиболее необычных видов были представлены совы-сипухи и какие-то маленькие совки-сплюшки. Поражали чрезвычайно низкие цены на «живой товар»: например, симпатичная совка-сплюшка продавалась всего за 100 тыс.рупий (7 долларов), включая даже клетку! У меня даже возникло искушение выкупить эту совку и потом отпустить в лесу, но я вовремя себя остановил, представив, как буду таскаться с птичьей клеткой по городу. Да и не было никакой гарантии, что после диеты из сверчков совка не помрет в лесу от голода. Имелся на рынке и отдел рептилий. Красивые гекконы-токи шли всего по три доллара за штуку, а трехметрового питона-альбиноса можно было купить за 300 долларов – по сотне за метр. Сколько стоили вараны, макаки и пальмовые циветты – я спросить постеснялся. Очень понравились ушастые ежики, разморившиеся на полуденной жаре, особенно одна ежиха с ежонком. Если бы я жил в Джогдже, то наверняка был бы постоянным посетителем этого рынка!
С помощью Кардо я уладил вопрос об аренде скутера назавтра. Оказалось, что в Джогдже есть служба, которая может доставить скутер по указанному адресу и забрать потом его там же или в любом другом месте. Очень удобно, и цена аренды не выше, чем у «стационарных» пунктов проката: 70 тыс. рупий (5 долларов) в сутки. Так что я попросил Кардо заказать мне «мотоцикл с доставкой» на завтрашнее утро, к 10:00.
19 ноября, вторникУтром попил кофе, помылся-побрился и дешево позавтракал куриным супчиком в ближайшем варунге (10 тыс. рупий). Мотоцикл подали почти вовремя, в 10:10. Скутер совсем новый, в комплект входили шлем и 2 плаща-дождевика. Заплатил 140 тысяч за 2 дня и оставил в залог паспорт. До полудня повалялся у себя в номере и затем отправился в поход на вулкан Мерапи, возвышающийся к северу от Джогджи. Судя по карте, напрямую от центра города до вершины не больше 20 км, но восхождения обычно делают с противоположной, северной стороны, поэтому нужно делать крюк где-то на 60 км.
Дорога заняла два часа с небольшим. Я уже года полтора не ездил на мотоцикле, поэтому в городе среди плотного трафика чувствовал себя не в своей тарелке. Но потом началась сельская местность, и ехать стало гораздо приятней. Из-за густой дымки вулкан вчера и сегодня не просматривался из Джогджи. С подъемом воздух стал чище, и среди облаков стали проступать очертания Мерапи, сначала кусками, а потом и целиком. При первом же взгляде на крутые склоны мой внутренний голос в ужасе воскликнул: «Ну и как же ты туда залезешь?» Но я подавил панику и продолжил путь.
![Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019) Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019)](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2489183/thumb/bf2/355/bf2355fcf58927171fcce1c84f1e6a80.jpg)
В третьем часу дня прибыл в деревню у северного подножья Мерапи, расположенную на высоте примерно 2 км над уровнем моря. До вершины Мерапи (2.920м) осталась ерунда – раз плюнуть. Деревня носит милое название «Село». Очень легко для запоминания, в отличие от большинства населенных пунктов на Яве. Климат тут гораздо приятней, чем в Джогдже: нет духоты, и воздух чистый. Прописался в скромной семейной гостинице «Сатриа Хоумстэй» за 100 тыс. рупий (7 долларов). По сути это даже не гостиница, а частный дом с курями и дитями, где хозяева сдают гостям пару темных комнатушек. Туалет – общий на две гостевые комнаты, но вторая комната при мне оставалась вакантной.
В моем распоряжении еще было полно времени, чтобы проехаться до обзорной площадки «Нью Село», откуда начинается тропа к вершине. Я хотел посмотреть начало тропы, чтобы ночью не искать в темноте. Тропу найти было просто, но меня ждал очень неприятный сюрприз: на будке у начала тропы висел крупный плакат, который по-английски и по-индонезийски сообщал, что все восхождения на Мерапи запрещены на неопределенное время, что самовольное восхождение является нарушением индонезийских законов, и что нарушителей ждет суровое наказание. Я специально перед поездкой проверил по интернету текущий статус Мерапи: извержений за последние месяцы не было, и ни о каком закрытии тропы всезнающий интернет не предупреждал. Потом, вечером, я побеседовал с местным гидом и узнал некоторые детали. Оказывается, восхождения на Мерапи прикрыли уже целых полтора года назад после очередного небольшого извержения. С тех пор вулкан не извергался (по крайней мере, не было опасных выбросов пепла), но запрет действует до сих пор. Более того, недавно закрыли и вулкан Мербабу, который вообще не извергался уже лет триста! Причиной закрытия Мербабу послужили вроде бы травяные палы на его склонах. Деревня Село находится как раз в седловине между Мерапи и Мербабу, так что все местные гиды потеряли работу, а правительство потеряло кучу денег (билет для иностранца в нацпарк «Мерапи» стоит 150 тыс. рупий в будние дни, а по выходным – еще больше). Мы с гидом посетовали на идиотизм чиновников, которые в Индонезии не лучше, чем у нас в России. Я напрямую спросил гида: что будет, если меня поймают на тропе. Гид припомнил недавний пример, когда у двух немцев отобрали паспорта и передали в иммиграционную службу. Мне, естественно, не хотелось испытывать это на своей шкуре, но от планов на Мерапи я не собирался так легко отказываться. Я продолжил допрос гида и узнал, что на тропе в нескольких местах установлены скрытые камеры наблюдения, и что гид сам один раз попался полиции, когда ходил «на разведку». Тогда он отмазался тем, что будто бы собирал какие-то лекарственные травы в лесу, а не лез на вершину. На мой вопрос, можно ли как-то обойти камеры стороной, гид не знал ответа. По итогам нашей беседы я сделал такой вывод: нелегально сходить на вулкан можно, но лучше спуститься ко входу в нацпарк до 7 часов утра, пока не проснулась полиция. Я прикинул, что в отведенное время укладываюсь, и настроился на ранний подъем. Я и так планировал подниматься ночью, чтобы избежать дневной жары и встретить восход солнца на вершине. Для подстраховки я хотел предложить гиду сопроводить меня до вершины и обратно, но на завтрашний день у него уже была работа: он вел группу туристов из Сингапура на какой-то вулкан в 60 км от деревни, на плато Диенг. Благодаря дурацким запретам, вместо «домашних» вулканов он теперь вынужден работать на других, до которых еще надо пилить 3 часа на машине!
Обещанного мне при заселении в гостиницу бесплатного ужина я так и не дождался, поэтому заварил свою лапшу кипятком из термоса и съел три очень сладких манго, купленных ранее на местном рыночке по цене всего полдоллара за 1 кг. (Сейчас на Яве как раз сезон манго, а дуриан, на который я так надеялся, пойдет в массе только в декабре-январе).
20 ноября, средаВстал по будильнику в 01:50, попил кофе с булочками и потопал на Мерапи. Половинка луны подсвечивала дорогу, но в лесу после «Нью Село» я включил фонарик. По ночной прохладе шагалось легко. Вход в нацпарк и два чек-пойнта я проскочил без проблем, никакой охраны там не наблюдалось. Видеокамер тоже не заметил. На рассвете я был на предвершинном плато («Пасар Бубра»), а восход солнца в начале шестого утра встретил уже на подходе к кратеру. Перед тем, как штурмовать сыпучий конус, я сменил шорты на брюки от энцефалитки и обул новые резиновые сапоги вместо кроссовок. Последняя часть подъема была очень крутая, часто приходилось лезть на карачках, цепляясь за ненадежные камни. Потом, уже на спуске, я понял, что тропа к кратеру шла чуть в стороне, а я полез напрямую, рискуя сорваться. Вообще, похоже, что туристы продолжают лазить на гору, несмотря на запрет. Но сегодня я никого на тропе не встретил, хотя свежие следы попадались.
С погодой повезло. Ночью где-то за вулканом Мербабу то и дело сверкали молнии, но утро выдалось ясное. Мербабу просматривался хорошо, а дальние вулканы были скрыты дымкой. Кратер Мерапи выглядит очень живописно: очень изрезанная кромка, разноцветные скалы, многочисленные фумаролы на разных уровнях (даже маленькие фумаролы возле тропы на внешней поверхности кромки). Серой пахнет, но не сильно.
![Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019) Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019)](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2489184/thumb/905/a93/905a93984e56fccc26ac54002fad8c03.jpg)
![Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019) Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019)](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2489185/thumb/a34/ead/a34eadcef6b5a24fbf9b5fccfa2c20b7.jpg)
![Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019) Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019)](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2489186/thumb/867/bb4/867bb43bb13a7cb38157c8b7d010ad5e.jpg)
![Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019) Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019)](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2489187/thumb/71e/f10/71ef10366cc12d23bd699a2fb658785c.jpg)
Задерживаться на вулкане не стал (чтобы избежать конфликтов с полицией) и сбежал вниз всего часа за полтора. Чуть-чуть плутанул на спуске (поперся по старой тропе), но быстро разобрался, что к чему. На память остались несколько царапин на руках от колючих кустарников. В 7:12 я был уже возле площадки «Нью Село» и переобувался-переодевался снова в шорты и кроссовки. Напуганный отчетами из Интернета о пронизывающих до костей ветрах на вершине Мерапи, я тащил с собой энцефалитку и свитер, но сегодня они не понадобились: даже на кромке кратера было достаточно тепло, чтобы оставаться в футболке. Зато тонкие перчатки пришлись очень кстати, когда я карабкался по острым камням к кратеру.
Подремав пару часиков в своей темной каморке, я оседлал скутер и двинулся в обратном направлении. Пока не сбросил высоту, было весьма туманно и прохладно, так что я в своей футболке начал подмерзать. Пришлось остановиться у закусочной и согреваться горячим супом с фрикадельками-«баксо» за 13 тыс. рупий. «Баксо» в супе была лишь одна, но большая (размером с мандарин) и вкусная.
![Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019) Вулканы под запретом, или почему меня не тянет вновь на Яву (ноябрь 2019)](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2489188/thumb/b08/363/b08363cade4bc6cbb71083ec262c991b.jpg)
Уже на подъезде к Джогдже я умудрился свернуть налево и отъехал от нужного прямого направления километра на 4 в сторону. Тут меня захватил проливной ливень. Пришлось пережидать его полчаса под навесом в компании с другими мотоциклистами. Большинство мотоциклистов, впрочем, продолжили свой путь после короткой остановки для надевания плаща-дождевика. У меня он тоже имелся (даже в двух экземплярах), но я никуда не спешил: все равно в мою гостиницу заселяли с 13:00. Интересно, что когда я вернулся на правильную дорогу, следов ливня на ней не обнаружилось, асфальт был совершенно сухим. Похоже, я по ошибке завернул в какой-то «гнилой угол» со своим микроклиматом.
Продолжение следует