Рождественские каникулы в самом разгаре и сегодня я бы хотела затронуть очень интересную тему - обучение в Нидерландах. Вообще это была вторая больше всего меня интересующая тема, когда я изучала Нидерланды (первая - это медицина). Я прочитала и просмотрела много информации, так как конечно же меня волновало то, как наш сын будет ходить в местную школу, как будет проходить его адаптация и что его ждет в будущем, если мы здесь останемся жить.
В Нидерландах дети начинают ходить в школу с 4 лет, учеба начинается прямо на следующий день после дня рождения. Но в обязательном порядке надо начинать ходить в школу с 5 лет. Как я поняла, в этом возрасте школа - это вообщем-то как и старшие группы российского детского сада. До 12 лет дети посещают начальную школу, а потом уже идут в другие средние школы, лицеи или гимназии. Самое большое отличие от российской системы - это то, что в средней школе в Нидерландах есть несколько уровней, основных - три. После окончания школы с самым низким уровнем, можно будет устроиться соответственно на самую простую работу. После среднего уровня есть возможность выучиться какой-то простой профессии, то есть дальше пойти учиться в колледж или техникум. И только после окончания школы с самым высоким уровнем можно поступить в университет. Вроде бы есть возможность переходить с уровня на уровень, но наверное скорее с более высокого на более низкий, а вот наоборот будет сложнее. Обучение на разных уровнях ведется по разным учебникам и программа конечно отличается. Это некоторая информация об устройстве школ в очень упрощенном виде, просто для понимания.
Детей 4-5 лет, которые приезжают с родителями из другой страны и совсем не знают голландского языка, обычно принимают сразу же в обычную голландскую школу, там они и учат язык. Для детей более старшего возраста предусмотрены специальные классы в некоторых обычных школах - Newcomer’s classes. Или же можно устроиться в международную школу, где учат на английском языке, но обучение там конечно же платное. Моему сыну 9 лет и на момент переезда из России он учился в 3 классе. Как только адрес нашего места жительства стал известен и были куплены билеты в Амстердам, я решила потратить время до отъезда с пользой и стала искать начальные школы, в которых есть эти специальные классы. В Амстердаме таких школ оказалось 17 штук и как я поняла довольно-таки сложно устроиться в одну из таких школ в принципе и особенно посередине учебного года, как получалось у нас, и вообще может скорее всего придётся ездить на другой конец города. Но выбора не было и я написала в 2 ближайшие школы. От первой школы ответ пришёл в этот же день и они просили им перезвонить. По телефону мне сказали, что у них как раз есть место для нашего ребенка в Newcomer’s классе и они нас с радостью примут. При этом по телефону кроме возраста, имени ребенка и времени нашего приезда у меня не спросили никакой информации. Позже прислали регистрационную форму, в которой надо было указать некоторую общую информацию о ребенке и родителях. Также я получила информацию о школьных правилах и со мной связалась учительница. В школу моему сыну надо было приходить через день после приезда. Вот так просто мы поступили в голландскую школу, не показывая никаких документов, без длительного ожидания, только поговорив по телефону и даже еще не приехав в Нидерланды :) Просто удивительно!
Кстати говоря, из второй школы мне тоже ответили, но они только смогли поставить сына в лист ожидания места в классе с января следующего года. Правда меня это не сильно расстроило, мне как-то интуитивно первая школа всё равно больше понравилась.
Итак, немного расскажу про основные моменты обучения в нашей школе, думаю, что в других школах будет примерно тоже самое.
Уроки с понедельника по пятницу с 8.30 до 15.00, в среду короткий день до 12.00. Никаких столовых в школах нет, дети сами приносят еду на обед в ланчбоксах (обычно это овощи, фрукты и сэндвичи) и воду. Нельзя приносить шоколадки, печенье, газированные напитки и соки. Многим русским родителям это не нравится, считается, что на обед обязательно должно быть что-то горячее, лучше всего суп. А меня обед в ланчбоксе совершенно не смущает, так как сын никогда ничего в школьной столовой не ел, в садике тоже ходил полуголодный, не нравится ему еда, которую там готовят, я сама в детстве не ела в этих столовых. А здесь по крайней мере ребенок ест то, что ему нравится и не ходит голодный.
Обязательные прогулки 2 раза в день, в короткий день - один раз. Вот это очень здорово, я считаю! Полезно для здоровья и учебы, так как смена деятельности очень помогает обучению.
На физкультуре в основном всё в форме игр, строем ходить не надо и по росту выстраиваться. Иногда бывает айкидо. В некоторых школах еще бывают уроки плавания раз в неделю, у нас их нет к сожалению. Но недавно от школы пришло письмо, что можно записаться на бесплатные занятия по плаванию. Я очень обрадовалась, так как сын 2 года как раз плаванием занимался, но увы, предлагались только бассейны, которые далеко от нас. Машины у нас нет, а ездить 40 минут на общественном транспорте в одну сторону как-то не очень. Вообще, здесь плаванию обучают по-другому, главное - это не обучиться разным стилям, а уметь держаться на воде, в том числе и в одежде. Так что никаких шапочек и очков не понадобится, а вот шорты и футболка на занятиях очень пригодятся. Без диплома А (самый низкий уровень) ребенка не возьмут на водные экскурсии или на вечеринку у бассейна :) Для получения дипломов более высокого уровня дети учатся плавать уже в куртках, брюках и обуви. Так что после Нового года попробуем подать заявку на обучение в бассейне рядом с домом для получения диплома А.
Школьной формы нет, на физкультуру тоже можно приходить в чем хочешь, а не как у нас было только белая футболка и черные шорты.
В начальной школе практически нет домашнего задания.
Родители ничего не покупают для учёбы, совсем! В школе ребенку всё выдают, и учебники, и тетради, и ручки-карандаши. В школе же это всё и хранится. Дети не ходят с огромными тяжелыми рюкзаками, у моего сына маленький рюкзачок, в котором ланчбоксы и вода, и плюс форма на физкультуру, когда надо. Так что мы пока совсем ничего не потратили на учебу, ну разве что ланчбоксы купили.
У детей также бывают походы в какие-то интересные места - музеи, театры и тп. Здесь уже родителям надо будет заплатить какие-то небольшие деньги.
А теперь о наших личных впечатлениях.
В первый школьный день мы конечно очень переживали, было вообще непонятно, как с ним будет общаться учитель и ребята из класса, но всё оказалось не так плохо.
Кстати каждое утро ровно в 8:15 директор школы сама открывает двери и здоровается со всеми учениками, мне она вообще нравится, очень приятная женщина. Вот и в первый день она нас встретила и объяснила как найти класс, правда я тогда не знала, что она директор :)
Внутри школа совсем не похожа на стандартные российские школы, там невероятно уютно и не так строго. В коридоре стоит палатка, в которой дети могут чем-то заниматься и отдыхать. В классе у сына вместо доски большой сенсорный экран, парты на одного человека и есть лестница наверх, где небольшой закуток с подушками, дети там читают или играют. Еще в классе есть несколько компьютеров, там дети могут в специальных приложениях выполнять разные задания, сын уже попросил купить ему наушники, чтобы там заниматься.
Перед школой есть игровые площадки для детей помладше, более старшие играют на заднем дворе, там качели, горки, небольшое футбольное поле - очень прикольно.
В классе учится 14 детей, примерно все одного возраста, но вообще максимум в класс набирают 15 человек. Все ребята уже учатся с начала учебного года, то есть 4 месяца и по рассказам сына уже могут общаться на голландском и хорошо понимают учителя.
Конечно сыну было тяжело оказаться в новом месте с незнакомыми людьми, которые не понимают его и которых не понимает он. Но когда я встретила его после первого учебного дня, он был в восторге от школы, рассказал, что там все очень добрые и пытались ему помогать, и даже рассказал мне несколько голландских слов, которые он уже успел выучить. Вообщем с первого дня школа сыну очень понравилась, он чувствовал себя там комфортно, не смотря на то, что мало что мог понять. Атмосфера в школе очень доброжелательная и спокойная.
На второй учебный день пришелся праздник. Утром Синтерклаас приехал в велосипедной коляске вместе со своими помощниками Питами к школе, приветствовал детишек и раздавал конфеты :) И потом в течение дня еще ходил по классам и общался с детьми. В этот день все дети должны приносить в школу один подарок и потом они их дарят друг другу случайным образом. Сыну тоже достался подарок, хотя мы ничего не знали и подарок не принесли.
Вообщем с этого дня и до начала каникул в школе постоянно проходили какие-то интересные события, то дети сами пекли печенье и ели его, то приходили какие-то музыканты, дети слушали и играли на музыкальных инструментах, то директор читала детям книжки про Рождество :) Дети часто мастерили какие-то поделки, рождественские украшения. Школа кстати была замечательно украшена и в каждом классе стояла елка. Думаю всем было невероятно весело и интересно. Учиться тоже не забывали, но в меньшем объеме, чем обычно.
В предпоследнюю неделю в школе собирали продукты для нуждающихся людей, мы тоже поучаствовали. Еще в одну из пятниц был день Purple Friday в поддержку ЛГБТ общества. Учительница писала, что она детям что-то рассказывала на эту тему и что в пятницу дети в знак солидарности могли надеть что-нибудь фиолетового цвета. Очень интересно было бы послушать что именно рассказывали детям, мой сын конечно не мог ничего понять, так что и спросить не у кого.
Через 2 недели после начала учебы, нас с мужем пригласили на встречу с директором школы и учительницей как вновь прибывших. Для знакомства так сказать. На встрече у нас интересовались нет ли у ребенка аллергии на что-то, его способностями и вообще разной полезной для учебы информацией о ребенке. Опять же всё очень дружелюбно и спокойно. Сказали, что обучение в этом специальном классе длится не больше года, потом ребенок переходит в обычный класс. Я очень обрадовалась, когда директор сказала, что в их школе для нашего сына найдется место и в обычном классе после Newcomer’s класса, то есть не надо будет переходить в другую школу. Директор и учительница советовали нам начинать ходить в библиотеку и записать сына на какие-то кружки или спортивные секции,что должно ему очень помочь в освоении языка. После Нового года обязательно займемся этим вопросом.
А за день до начала каникул в школе состоялся рождественский ужин. Каждый должен был принести какое-то блюдо. Нас как новеньких попросили принести что-то попроще, а именно пиццу :) Во время ужина ребята кушали, танцевали, пели, вообщем веселились. А в это время все родители ждали детей во дворе школы. Там устроили праздник для родителей. Наливали глинтвейн и горячий шоколад, были голландские супы двух видов, рождественский хлеб и еще какие-то пирожные. Мы всё попробовали, очень вкусно нам показалось :) Я конечно была очень удивлена, что для родителей тоже подготовили такое угощение.
На каникулы сыну дали два учебника на дом, по которым надо заниматься. Один - по изучению голландского языка, там письменные задания, а второй - по математике. Задания кстати по математике совсем не такие, как в российской школе. Здесь больше заданий на развитие логики и воображения, чего как мне кажется как раз очень не хватает в русских учебниках. Приходиться постоянно пользоваться переводчиком, чтобы понять суть задания, иначе никак, я уже сама скоро буду кое-что по-голландски знать :) Еще сын занимается в специальном приложении на ноутбуке для изучения языка. Надеюсь всё это поможет ему побыстрее начать понимать и говорить на голландском. Также всем на каникулы дали задание снять видео, в котором надо показать и рассказать про свой дом, конечно же на голландском языке. Вот так вот озадачили нас :)
Могу сказать, что по первым впечатлениям нам всем школа очень нравится, хотя сын и проучился совсем ничего, но с удовольствием туда ходит, чувствует там себя очень комфортно и даже успел подружиться с некоторыми ребятами. Единственный для нас минус - до школы нам не очень близко, пешком мы идем около 30 минут. На метро ехать нет смысла, путь не сильно сократится, можно на двух автобусах, но опять же по времени получится тоже самое, что и пешком. Вот на велосипеде всего 10 минут, но мы пока опасаемся ездить на них.
Посмотрим, что будет дальше, но надеюсь, что положительного будет намного больше, чем отрицательного.
Закуток с подушками в классе (фото учительницы)
Дети на уроке (фото учительницы)
Синтерклаас приехал
Украшение холла в школе
Игровая площадка на заднем дворе
Home is where the heart is.