Летом 2019 года (13.07. 2019-24.07.2019, 11 дней/ночей) наша семья совершила тур по Исландии на арендованном автомобиле – 3550 км.
Авиабилеты, отели, а/м и страховки мы забронировали самостоятельно, но маршрут по острову приобрели у одной из туристических компаний, специализирующейся на Скандинавии и хорошо знающей этот регион. Покупка маршрута была более чем оправданной, поскольку избавила нас от необходимости долго и нудно перерывать весь интернет в поисках подходящей информации. Маршрут оказался очень хорошим «скелетом» нашей поездки, который мы только частично дополнили поездками в интересующие нас места, пользуясь картами Google и информацией из Интернета. В некоторые из этих мест вышеупомянутая турфирма настоятельно НЕ рекомендовала нам ехать с учетом того, что мы арендовали «недоджип» Nissan X-Trail III (полный привод; 2.0; автомат), который, по их мнению, не по всем дорогам смог бы проехать. Этот отчет – про одно из таких мест.
Мы полностью переделали 4-й день нашего путешествия и разработали свой маршрут: вместо поездки вдоль береговой линии из Эгильсстадира (Egilsstaðir) в Хусавик (Húsavík), мы отправились вглубь острова и посетили кальдеру Аскья (Askja), расположенную в национальном парке Ватнайёкюдль (Vatnajökull). Поездка к кальдере Аскья – самое яркое впечатление, полученное нами за все путешествие по Исландии.
Наш маршрут 17.07.2019:
1. Эгильсстадир (Egilsstaðir) отель Gistihúsið - Lake Hotel Egilsstadir.
2. Эгильсстадир (Egilsstaðir) Информационно-туристический центр (Information centre East Iceland).
3. Съезд с кольцевой дороги номер 1 на грунтовую дорогу Möðrudalsleið.
4. Ферма Möðrudalur, домик рейнджеров рядом с кафе Fjallakaffi.
5. Съезд с грунтовой дороги Möðrudalsleið на дорогу F905.
6. Дорога F910 (F905 переходит в F910 на перекрестке F905/F902/F910).
7. Лагерь рейнджеров Дреки (Dreki).
8. Дорога F894 (Öskjuvatnsvegur).
9. Парковка у Аскьи «Викраборгер (Vikraborgir Car Park)».
10. Аскья (Askja) – кратеры/озера Эскьюватн (Öskjuvatn) и Вити (Víti).
11. Парковка у Аскьи «Викраборгер (Vikraborgir Car Park)».
12. Дорога F894 (Öskjuvatnsvegur).
13. Лагерь рейнджеров Дреки (Dreki).
14. Дорога F910.
15. Дорога F905 (F910 переходит в F905 на перекрестке F905/F902/F910).
16. Съезд с дороги F905 на грунтовую дорогу Möðrudalsleið.
17. Ферма Möðrudalur, кафе Fjallakaffi.
18. Выезд на кольцевую дорогу номер 1 с грунтовой дороги Möðrudalsleið.
19. Остановка для фото у геотермального озера Blue Lake.
20. Хусавик (Húsavík) отель Fosshotel Husavik.
Для максимально эффективного планирования путешествия, с учетом наличия в Исландии большого количества тяжелых, но очень интересных, горных дорог (“F-roads”), многие из которых с бродами, лучше заранее выяснить по каким дорогам Исландии вы сможете проехать на арендованном вами автомобиле. Это нужно сделать в прокатной конторе (на сайте и по телефону), а также в лагерях рейнджеров, расположенных в тех районах, которые вы собираетесь посетить.
В частности, для планирования поездки в Аскью, лучше всего позвонить рейнджерам в лагере Dreki (тел. +354 842 4357), расположенном в каньоне Drekagil в 8 км от Аскьи (кратеров/озер Эскьюватн и Вити). Контактные данные летних лагерей рейнджеров национального парка Ватнайёкюдль см. на сайте: https://www.vatnajokulsthjodgardur.is/e ... on-offices.
Кроме того, у этих же рейнджеров в день поездки желательно узнать погоду, поскольку в районе Аскьи может быть очень сильный туман (тогда нет смысла ехать – ничего не увидите), или может подняться вода в реках, что сделает броды труднопроходимыми.
Мы арендовали Nissan X-Trail, так как у него полный привод (4х4), автомат, он достаточно комфортный на дороге и просторный для багажа (нас трое, багажа много). По нашему мнению, для местных дорог лучше всего подходит, что-то типа Toyota LC Prado, но он был почти в 2 раза дороже, поэтому из соображений экономии мы предпочли X-Trail.
Сотрудник прокатной конторы подтвердил, что на X-Trail можно ездить по дорогам “F” (F-roads), но ничего не смог сказать о конкретных дорогах, ведущих к Аскье. Рейнджеры в лагере Dreki вообще не знали, что такое Nissan X-Trail и сказали, что если он похож по проходимости и клиренсу на Dacia Duster, то проехать к Аскье сможет, но только дорогами F905/F910, поскольку другие сложнее. Уже в процессе поездки оказалось, что X-Trail по клиренсу чуть ниже, чем Dacia Duster.
Утром 17.07.2019 менеджер отеля по нашей просьбе узнал у рейнджеров в лагере Dreki погоду у Аскьи и проходимость рек. По совету сотрудника Информационного центра Эгильсстадира мы заехали на ферму Möðrudalur (https://www.fjalladyrd.is/en/about-us), находящуюся в 3 км от начала пути в Аскья. Рейнджеры, домик которых в Möðrudalur расположен рядом с кафе Fjallakaffi, посмотрев на наш Nissan X-Trail, «порадовали» нас таким прогнозом предстоящего путешествия: 96 км до Аскьи, из которых 93 км по дорогам «F», мы проедем за 5 часов, плюс потратим 2 часа на прогулку пешком до вулкана, плюс еще 5 часов на обратную дорогу от Аскьи до Möðrudalur (96 км тем же маршрутом) и еще 2 часа на то, чтобы доехать до Хусавика. Итого в отеле будем в лучшем случае только в 2 часа ночи (это без остановок на еду). Исходя из такого графика, рейнджеры НЕ советовали нам ехать в Аскью в этот день. Все же мы решили рискнуть и поехали.
Для тех, кто не хочет рисковать, или взял напрокат не 4х4 автомобиль: с фермы Möðrudalur устраиваются однодневные туры на кастомных суперджипах: https://www.fjalladyrd.is/en/tours/tour ... ja-daytour. Туры стартуют в 07:30 и возвращаются на ферму в 18:00. Наверное, они интересные, но такого водительского драйва и адреналина вы не получите .
Главный ценный совет, который мы получили от рейнджеров – как проезжать броды: «Броды необходимо проезжать по дуге «в форме банана», при этом сначала нужно ехать по течению, а затем против него. Подъезжать к броду и проходить его нужно на постоянной скорости 4-5 км/ч. В этом случае машина будет гнать перед собой небольшую волну, уменьшая уровень воды в моторном отсеке и у бортов. Останавливаться до выезда из реки нельзя!».
Кроме рек с бродами мы еще пересекали бурные реки с мостами. Как объяснили рейнджеры, все мосты имеют ворота с двух сторон (при въезде на мост и выезде с него). Они нужны для того, чтобы свободно и везде гуляющие овцы не пересекали реки и оставались на своей территории. Соответственно для проезда через мост нас попросили эти ворота перед собой открыть, проехать, а затем обязательно закрыть.
На основной маршрут мы вышли примерно в 12:30. У въезда на дорогу «F» установлены предупреждающие знаки о том, что эти дороги разрешены только для машин 4х4 и о том, что впереди - броды.
Довольно быстро доехали до, как нам показалось, брода. Подготовились. Сфотографировали. Оказался ручеек. Броды - впереди.
Непосредственно перед самим бродом – знак о рекомендуемой скорости 5 км/ч и инструкция по прохождению брода.
У 1-го, самого глубокого на этой дороге, брода пропустили вперед догнавшего нас рейнджера (у него был полноценный джип). Он подождал нас на той стороне реки и после того, как мы пересекли брод, сказал, что мы были на волоске – слишком глубоко для X-Trail, но для первого раза «ОК». Позже я научился гнать перед собой волну по вышеописанной схеме. В целом, при прохождении всех бродов (в том числе в других местах) X-Trail орал всеми датчиками как бешенный, но ни разу не заглох и не застрял.
Дорога действительно сложная: лавовая крошка; средние и большие камни; песок, зачастую с глубокой колеей; броды.
Бурные реки конечно же оборудованы мостами.
Часто дорога еле различалась: серая на сером фоне, только камешки, выложенные по бокам, как-то обозначали дорожное полотно.
Ехали через бескрайние лавовые поля. Ощущение было такое, как будто мы одни во всей вселенной едем по Луне, или по Марсу и никого вокруг. Потрясающая красота и невероятный водительский драйв!
Людей встретили очень мало, но зато все друг другу улыбались и приветствовали: рады были видеть таких же шизанутых любителей приключений .
Однако даже к такой дороге можно привыкнуть: довольно быстро я стал выжимать все, что можно из машины, чтобы побыстрее доехать до Аскьи. В итоге, вместо предсказанных нам 5 часов на дорогу до парковки у Аскьи мы потратили только 4 часа, причем, это вместе с частыми остановками для фотографирования.
Парковка у Аскьи «Викраборгер (Vikraborgir Car Park)» оказалась очень цивильной: аккуратно разровненная площадка для автомобилей и очень чистый, культурный туалет. Все это – бесплатно! Исландцы молодцы.
Кроме нашего Nissan X-Trail по дороге и на парковке мы встретили еще несколько подобных «недоджипов»: Dacia Duster, Mitsubishi Outlander, BMW X3, Toyota RAV4, Honda CRV. Объективно говоря, у нас создалось впечатление, что эта дорога не для них, а больше для полноценных джипов типа Toyota LC 200, Toyota LC Prado, Mitsubishi Pajero 4. Но на недоджипах проехать все же можно.
Пешеходный маршрут от парковки до кратеров/озер Эскьюватн (Öskjuvatn) и Вити (Víti) и обратно, как было предсказано, занял около 2 часов: мы шли достаточно спокойно и часто фотографировали.
Все четко: схемы, указатели, объяснения:
Температура от +5 до +8, моросящий дождь, туман, местами лежит снег. Конец июля. Такое тут лето ...
О красотах кратеров/озер Эскьюватн (Öskjuvatn) и Вити (Víti) написано много. От себя лишь добавим, что они стоили такой сложной дороги!
Цель путешествия. Можно оценить размеры кратера на фоне туристов.
В хорошую погоду можно было бы искупаться, но в этот день из-за постоянных дождей края кратера и спуск к нему превратились в месиво грязи, поэтому никто не стал спускаться вниз.
Вот они: два знаменитых кратера рядом. Очень торжественно, грандиозно и опасно. Чувствуешь себя беспомощной букашкой перед могучими силами природы. Яркое, захватывающее место!
По дороге к озерам мы заметили интересный эффект: если топнуть по вулканической крошке ногой (в любом месте маршрута), то возникает ощущение пустоты под ногами, как будто идешь по гигантскому куполу. Очень необычно.
До Аскьи и обратно мы ехали по наиболее щадящему маршруту, если такой термин вообще уместен относительно этих дорог: F905 и F910. На обратном пути спросили у рейнджеров в лагере Dreki: сможем ли мы проехать по дороге F88. Они настоятельно НЕ советовали и рассказали, что только что один из их команды уехал в сторону дороги F88, чтобы вытащить из брода заглохших незадачливых туристов. В этот раз мы последовали совету рейнджеров.
На обратной дороге из Аскьи подъезжаем к лагерю рейнджеров Дреки:
В принципе, в лагере можно переночевать: есть гостевой дом. Заправок и кафе нет.
Домик рейнджеров:
Обратная дорога от Аскьи до Möðrudalur заняла всего 3 часа, поскольку мы уже редко останавливались на фото и видеосъемку, кроме того, по знакомому пути было быстрее и проще ехать.
Наконец-то тучи отступили:
Через пустоту:
Солнце в пустоте:
По F905-й, мимо озера Thrihyrningsvatn:
В кафе Fjallakaffi (https://www.fjalladyrd.is/en/restaurant) мы были примерно в 21:30. Съели по тарелке супа и поехали в сторону Хусавика.
Хоть было уже поздно, а до Хусавика далеко, но мы не смогли проехать мимо и сделали фотостоп у геотермального озера Blue Lake, рядом с дорогой в Хусавик:
В отеле в Хусавике были примерно в 24:00.
Итого, на путешествие Möðrudalur-Аскья-Möðrudalur у нас ушло 9 часов (вместо 12 часов предсказанных рейнджерами), из них: 4+3=7 часов на машине и 2 часа на пешеходную прогулку к вулкану. Можно ли доехать быстрее – не представляю как, разве что не фотографировать по дороге и бегом бежать до вулкана, но тогда в этой поездке с нашей точки зрения не будет смысла, поскольку из отдыха и наслаждения пейзажем вокруг она превратится в гонку.
Ночевку в гостевых домах у лагерей рейнджеров мы не рассматривали, поскольку предпочитаем останавливаться в отелях в номере со своей ванной комнатой и хорошими завтраками (при этом очень экономно тратим на остальную еду в течение дня). С учетом такого подхода наиболее логично переночевать в Эгильсстадире, или отелях около озера Мюватн – тогда будет больше времени на поездку до Аскьи. Мы поехали до Хусавика потому, что у нас там был забронирован отель, а утром на следующий день была запланирована экскурсия на китов.
Основным негативным моментом поездки в Аскью было то, что на обратной дороге из Аскьи мы заметили, что у нас оторвалась пластиковая защита картера. Зафиксировать её подручными средствами нам не удалось, поэтому она шкрябала об асфальт примерно 200 км до Хусавика. На следующий день, за сумму эквивалентную 3 тарелкам супа, мы приделали ее обратно в сервисном центре Тойота в Хусавике. Машина к началу нашего тура прошла около 60.000 км и видимо была уже хорошо потрепана до нас. Справедливости ради приведу слова механика из с/ц Тойоты в Хусавике: «эта машина не для Аскьи». Ну, не знаю, по-моему, вопрос спорный … .
Пит-стоп в Хусавике - прикрепление защиты картера, проверка давления в шинах:
Позже, в предпоследний день нашей поездки, после прохождения бродов у лагеря Landmannalaugar мы заметили, что у нас разорвало защиту картера - посередине, как лист бумаги. На следующий день, при приемке машины, прокатчики, конечно же, заметили это. Однако после нашего рассказа, как мы в Хусавике ее ремонтировали (с подтверждающими оплату документами) прокатчики заявили, что у них нет к нам финансовых претензий.
Еще было 2 опасных момента в день поездки в Аскью, которые к самой Аскье уже не относятся: на дорогу номер 1 дважды выходили овцы. От столкновения мы ушли, но это было очень волнительно. Больше овцы на дорогу за нашу 11-дневную поездку ни разу не выходили. Возможно, в районе Аскьи какие-то особенно расслабленные овцы гуляют .
По рекомендациям в Интернете и на форуме мы заправляли а/м только на заправках N1. Подтверждаем – заправки ОК.
Рекомендации для поездки в Аскью:
- запланировать несколько ночевок относительно недалеко от Аскьи (Эгильсстадир, Мюватн, Хусавик, Акурейри), чтобы выбрать для Аскьи день с самой хорошей погодой, а остальные дни посвятить другим достопримечательностям (их в районе Мюватн много).
- арендовать полноценный джип типа Toyota LC 200, Toyota LC Prado, Mitsubishi Pajero 4. В этом случае с большой вероятностью вы не будете беспокоиться о прохождении бродов, или выборе дороги. Но это НЕ бюджетный вариант.
- пользоваться различными картами для навигации, лучше всего мобильные карты MAPS.ME. Карты Google или навигатор Garmin - НЕ очень хорошие помощники в этой поездке.
- узнать по телефону у рейнджеров в лагере Dreki о погоде и уровне воды в реках в районе Аскья (подробнее см. выше).
- заправить полный бак непосредственно перед началом поездки.
- при движении по гравийной дороге на повышенной скорости, например 90-110 км/ч, заранее планировать повороты.
- постоянно быть готовым к тому, что на дорогу могут выйти овцы.
________________________________
Надеемся, что этот отчет будет полезным дополнением к тем знаниям, которые уже есть у посетителей форума.