Если поменять всё местами и начать с выводов, то могу с уверенностью сказать: на форуме более чем достаточно информации, чтобы спланировать самостоятельную поездку по указанному маршруту хоть с юга на север, хоть с севера на юг. После надлежащей подготовки вам не встретится никаких (почти) сложностей и никаких (почти) сюрпризов. Знакомые по многочисленным фоткам места, стандартные ситуации. Я даже несколько разочарована, никаких тебе приключений. Самое то для первой поездки в Китай, для тех, кто его опасается и не уверен в своих коммуникативных навыках. В следующий раз (а я уверена, что он будет), можно будет выбрать что-то менее изученное, чтобы получить некий элемент неожиданности и какую-то долю сюрпризов.
Но пока отпишусь по отъезженному. На самом деле, после всех многочисленных отчетов мало что можно добавить. Но некоторые детали всё же стоит упомянуть, чем и займусь.
Я не буду расписывать тут информацию, которая есть в супер-подробных отчетах knedа и прочих гуру, отмечу только те нюансы, которых лично мне не хватило при планировании.
Итак.
Дано: две девушки, две недели в Китае, сентябрь.
Общий бюджет: 5500 юаней c человека + авиабилеты. (Подкорректировала сумму по итогам отчёта. В поездке потратила ровно 5000, но не учла ж/д билеты, купленные заранее и некоторые отели, которые тоже были оплачены заранее).
Можно было бы уложиться дешевле, если не покупать сувениры, больше торговаться, жить в хостелах и питаться в местных лапшичных по 8-10 юаней за порцию.
По питанию скажу отдельно. Меня кто только не пугал, что есть в Китае мне будет нечего, так как я не употребляю острое, вообще. Опять же, никаких проблем. Ни разу в поездке у меня с этим проблем не возникло. Заранее заготовленная фраза иероглифами "есть ли у вас неострая еда?" (你们这儿有不辣的菜吗?) решала абсолютно все проблемы. После заказа ещё несколько раз произнесенная магическая фраза "Бу ла!", кивок от официанта - и всё, можно наслаждаться. В непафосных, но всё же ресторанах стоимость блюда с мясом - 30-40 юаней. Без мяса - 20-30 юаней. Мы брали обычно три блюда на двоих.
Поначалу много денег уходило на воду/сок/мороженое, но потом как-то нормализовалось. То ли погода стала менее жаркой, то ли научились покупать большую бутыль воды сразу и переливать в маленькие заранее. То ли и то, и другое сразу.
На развлечения мы денег не жалели, все бамбу-сплавы, все парки по программе были посещены, где-то даже с перевыполнением.
Ещё из общих наблюдений: с российской симкой и роумингом прекрасно работали все запрещенные в Китае программы. Гугл-переводчик, WhatsApp, браузер Хром. Но только непосредственно по мобильному интернету. Через вай-фай работало с перебоями. Когда-то работало, когда-то нет. Также телефон регулярно терял сеть (Билайн). Вичат так и не поставился, но обошлись без него. Мапс.ми работает хорошо, но не везде достаточно детальные карты. Ниже по тексту отмечу, где можно доверять.
Ещё из общего. В Китае нет пакетированного чая. От слова совсем. Если вы привыкли пить его вечерами в номере под сериальчик, везите из России.
Туалетные принадлежности (включая бумагу или салфетки) были почти везде, иногда по запросу, иногда сразу в номере. Ну по крайней мере, в тех отелях, где мы жили. В общественных туалетах бумаги и мыла обычно нет, хотя сами туалеты есть везде и везде бесплатно. Ни разу не встретился нам платный туалет, за всю поездку.
Также ни разу не пригодилось нам расписание автобусов. Всегда приходишь на автовокзал, показываешь табличку с названием пункта назначения - и тебе пальцем тыкают в нужный автобус. Один раз только приходили ко времени, при переезде из Яншо в Дажай, то есть, только при дальних переездах расписание актуально.
А ещё в Китае очень жёсткие кровати, везде. Хорошо для спины, конечно :-P И очень тёплые одеяла. Я в России зимой не сплю под такими, под какими в Китае спят при +30. Видно, расчёт идёт на кондиционеры. Но, кстати, кондеями тут не так увлекаются, как на ближнем востоке, например. Там, я помню, в автобусах дубак стоит такой, что надо брать свитера, шарфы и шапки. Тут такого, к счастью, нет, вполне комфортную температуру выставляют.
Ну и последнее: паспорт нужен с собой постоянно, почти все билеты, даже вход в музей - по паспорту. И всегда нужна наличка. Карточкой смогли расплатиться ровно один раз: в дьюти-фри Шанхая.
Ну, поехали.
День 1, 9-10 сентября.
Вообще-то мы должны были лететь в ГонКонг. Но начитавшись новостей про революционеров, блокирующих аэропорт, полицию, играющую в DOOM прямо в метро, мы что-то забоялись и поменяли билеты на Гуанчжоу. Всё равно добираться до Яншо собирались оттуда. Теперь я даже не могу сказать, почему сразу не купили билеты до Гуанчжоу, я же совершенно точно проверяла такой вариант. Загадка.
Приключений сразу отсыпал родной Шереметьево, перекидывая один и тот же гейт магическим образом в разные терминалы. Приехать на аэроэкспрессе, профигачить пешком терминалы Е и F, отстоять 40 минут в очереди на паспортном контроле и досмотре, а потом тебе говорят, что гейт находится в терминале D. То есть, весь пройденный путь нужно отфигачить обратно, но уже по чистой зоне. При том, что в билете вылет стоит из терминала F. Любим, умеем, практикуем.
Следующие приключения ждали нас в Гуанчжоу, когда внезапно оказалось, что покинуть аэропорт невозможно. То есть, мы нашли вход в метро, мы знали, что там нужны мелкие купюры и что рядом есть будочка с customer service, где эти купюры разменяют. Фигушки. Будочка была out of service, аппараты по-прежнему не принимали крупные купюры, а также банковские карточки. А ВиЧата у нас не было. Ситуация неразрешима. {{s
От нечего делать пошли обратно в аэропорт, пятнадцать раз прошли досмотры, но нашли в итоге обменник, где поменяли случайно завалявшиеся доллары. Добыв таким образом мелкие купюры, двинулись в город.
Электричка в Яншо у нас уходила в 16:10, мы планировали приехать на станцию хотя бы на два часа пораньше, помятуя приключения в аэропорте. Поэтому, по нашим прикидкам, на разграбление города у нас оставалось немногим более двух часов. Потратить их решили на Академию клана Чэнь. Она же ныне действующий музей национального искусства. Она же - комплекс из 19 зданий в традиционном китайском архитектурном стиле.
Коридоры, внутренние дворики, фактурные стены и резные фигурки на крыше, вот это вот всё тут есть. А ещё есть потрясающие работы прикладного искусства: резьба по кости и дереву, вышивка. Правда, очень красиво.
Стоит всё удовольствие всего 10 юаней с человека. Мы побродили там, пофтокались, пофоткали специально привезённую куклу в традиционно китайских одеждах, дали местным пофоткаться с нами и с куклой (непонятно, кто их восхищал больше), и двинулись в сторону вокзала.
Южная станция Гуанчжоу, конечно, огромна. Её схемы можно найти в интернете, также неоднократно разбирался весь процесс покупки билетов в отчетах. Могу только сказать, что мы закладывали два часа на всё про всё, а справились самое большее за 30 минут. Всё быстро и понятно.
Сначала - забрать заказанные заранее билеты. Мы тыкнулись в Information в общем зале на первом этаже. Нас отправили в отдельное небольшое здание у юго-западных ворот. Там всё очень похоже на наши вокзалы: много окошек, к каждому очередь. Снова ткнулись к Information с фразой
请问,网络订票的取票窗口在哪里 Excuse me, where is the collection counter for tickets booked online?
Нам ткнули в нужное окошко. Уже пока стояли в очереди, увидели, что над окошками и по-английски есть надписи вроде Refund, On-line Reservation. Просто мы туда даже не смотрели, не надеялись увидеть что-то, кроме иероглифов. В очереди стояли буквально минут 10, потом сунули в окошко номер заказа, паспорта - и получили билетики.
С ними обратно в основное здание, там быстрый досмотр и эскалатор на третий этаж. Где мы и слонялись ещё два часа. Огромные залы ожидания, битком людей, куча едален с нудлсами и прочим дорогим и не очень вкусным питанием. Магазины в дорогу. Бесплатный кипяток (кстати, его много где раздают в Китае, а вот бесплатной холодной воды не видели).
С двух сторон вокзала идут выходы, которые обозначены цифрой и буквой (либо А, либо В). Причем, с одной стороны зала ожидания идут только выходы «А»: через них выходят пассажиры ближе к голове поезда, а с другой - только выходы «В» (через них выходят пассажиры, у которых вагон ближе к хвосту состава).
Перед посадкой нужно следить за номером поезда. У нашего сменили гейт буквально за несколько минут до посадки, об этом объявляли, но только по-китайски. Отслеживать название станции иероглифами тоже не получалось,так как наша станция не конечная у поезда, так что только по номеру. К счастью, он записывается стандартными цифрами, проблем с этим не было.
Спустились вниз на платформу, сели в вагон и прекрасно домчали до Яншо за два часа. В поезде о станциях объявляют, над дверью есть бегущая строка, в том числе латиницей, так что проехать свою станцию достаточно сложно. Разве что если вы после ночного перелёта и дневного блуждания по городу. Тогда да, шансы есть)) Тогда надо будить друг друга и говорить по переводчику с попутчиками. Всё развлечение.
За окном, тем временем, показывали красивые виды. И сельскохозяйственные водоёмы со странными девайсами по типу поплавков. Но сразу по 3-5 штук, собранных в цветочек. Мы долго не могли понять, что это за штуки, пока не увидели льющуюся из одного воду. Очевидно, когда уровень воды опускается ниже определённого, эти поплавки открывают краны и снова наполняют водоём. Автополив, короче.
На станции по подземному переходу перешли на нужную сторону, в кассе по левую руку купили билеты до Яншо (20 юаней). Автобус всех ждал, кто билеты покупал, кто удобства посещал. В 18:40 уехал в итоге.
В Яншо он приходит на станцию по координатам: 24.758242, 110.485784
В следующие дни мы уезжали не отсюда, про это отдельно напишу.
Найти отель тоже оказалось несложно, ни разу не было проблем с этим. Может, потому что мы заранее списывались с каждым, уточняли, кто-то присылал инструкции как добраться, кого-то по панорамам на Байду искали. В общем, каждый раз поиск выглядел так: "А вот за этим зданием будет поворот налево - и там должен быть наш отель". И - вуаля, он там и есть! Да здравствует тщательная подготовка!
В Яншо мы жили в En Attendant Godot Youth Hostel. Всё достойно, чисто, недалеко от вокзала, есть прокат всего, персонал по-английски говорит, на почту отвечают оперативно. Из окон слышно звонки соседней школы, но это не наши душераздирающие звонки, это вполне себе мелодичные переливы. Да и, если честно, мы уставали так, что даже ядерный взрыв пропустили бы, какие уж там звонки.
Бюджет (с человека):
Метро: 15 ю
Академия Чэнь: 10ю
Отель (3 ночи): 140 ю
Еда: 50 ю
Ж/д билет: 400ю
Автобус: 20 ю
Итого: 535 ю