Состав: я, жена, дочь (20 лет), сын (12 лет).
Виза: норвежская на 15 дней, получена в посольстве.
Проживание: домики в кемпингах с кухней, душем и туалетом бронировались заранее по e-mail.
Паром: Рига-Стокгольм-Рига, забронирован и оплачен картой на сайте TallinkSilja.com:
https://netshop.tallink.com/sw/ConsumerIndex.do?locale=en_US&LanguageCode=ENG
забавно, что покупатели, в зависимости от места проживания, делятся на 3 группы: Европа, остальные страны и Россия.
Авто: Ниссан Кашкай 1.6л, механика + аэродинамический бокс 400 литров на крыше.
Навигация: КПК c IGO 6 и TomTom 6. Надо переходить на IGO8, т.к. для 6 версии что-то карты не обновляются.
Ну и вот это:
Ещё две упаковки пива в банках забыл приложить. А двухлитровый штоф мы не брали, он просто уравновешивает композицию.
Фото: Nikon D90 с китовым объективом 18-105 и компакт Canon G9 у дочки.
14.07.09 08.00 Москва-Даугавпилс . 750 км.
Вперед!
Ехать решили по М1 (Минское шоссе) через Смоленск-Витебск-Полоцк-Даугавпилс-Ригу. Я до этого три раза ездил в Финку по трассе на Питер и ничего хорошего вспомнить о ней не могу, а ехать по красивой дороге для автопутешественника - важно. До Риги по этому маршруту 980 км; это ближе чем до Хельсинки. По трассе М9 Москва-Рига на 50 км короче, но дорога, я слышал, скверная. Нет смысла менять шило на мыло; та же питерская трасса, вид сбоку. Из Риги на пароме до Стокгольма.
Трасса М1 до Смоленска отличного качества и ехать можно быстро. На объездной вокруг Смоленска бортовой компьютер показывал неплохую среднюю скорость 105 км/ч. С объездной сворачиваем на Р20 и довольно быстро доезжаем до границы с Беларусью. Сознаемся, что едем транзитом и платим 160 руб за транзит. Переводим часы на 1 час назад.
Езда по Беларуси оставила самые приятные впечатления. Машин мало, высокая культура вождения, ухоженные поля, отличные крытые стоянки для отдыха и перекуса на трассе, нормального вида дома в селах. Из недостатков – мало заправок. От Витебска до границы с Латвией (больше 200 км) нам попалась только одна в районе Полоцка. Я, понятное дело, был уверен, что учитывая изрядную разницу в цене, будет заправка возле границы. Она там и оказалась, но только для дизелей.
На границе мы были одни! Белорусам показали транзитный платеж. Латвийская пограничница взяла наши паспорта и унесла их куда-то минут на 15. Забегая вперед, скажу, что тоже самое повторилось на обратной дороге, только машин было аж целых три: мы, латыш и белорус. Таможня вяло поинтересовалась, что везем. Никаких таможенных деклараций на ввоз-вывоз авто заполнять не нужно. Погранцы и таможня общались с нами и между собой по-русски. В плане языка этот маршрут комфортен вплоть до Стокгольма, т.к. на пароме русский тоже преобладает. Регулярно встречаются группы людей, разговаривающих между собой по-русски с акцентом. Мне кажется, это жители разных прибалтийских стран.
В 17.30 , проехав 750 км и совсем не устав, заселяемся в кемпинг Stropu Vilnis, возле Даугавпилса на берегу озера Стропу. Можно легко доехать до Риги, но зачем? Паром уходит завтра в 17.30.
Кемпинг :
http://www.stropuvilnis.lv/ru/mainpage
15.07.09 Даугавпилс – Рига. 230 км.
Карта вокруг кемпинга прорисована в навигаторе слабо и мы спрашиваем у служащей, как нам лучше выехать на рижскую трассу? Добрая женщина говорит, чтобы мы следовали за ней, садится в свою машину и выводит нас на трассу.
Машин на трассе очень мало и ехать комфортно. Водители стараются соблюдать предписанную скорость. Как и в Белоруссии, много аистов. Они сидят в огромных гнездах на столбах, вышагивают по полю, кружат над дорогой.
Первое впечатление, что люди живут чуть скромнее, чем в РБ. Это Латгалия, экономически наименее развитая часть Латвии. Я читал, здесь развит экотуризм.
Я не сравниваю с РФ, это не корректно. Чтобы российские деревни выглядели выигрышно, следует ехать в направлении Средней Азии.
Наблюдаем запряженные лошадью телеги, в которых люди едут по разделительному газону между полосами. Видим то, что видели только в кино: человек пашет поле, не знаю, как правильно сказать, идя за плугом, который тащит лошадь. Может экотурист?
А в прошлом году по дороге на Питер мы наблюдали в очередной полумертвой деревеньке тётку, которая, шатаясь брела вдоль дороги в грязном нижнем белье. И такие вот наблюдения бывают. «Лучше за рубль лежать, чем за десять бежать», грустно шутит в таких случаях один мой знакомый.
Ближе к Риге пополняем запасы бензина и продовольствия. 95-й стоит чуть меньше евро за литр (ну если латы перевести в евро для большей наглядности). Продукты недорогие и вкусные. Отличное пиво.
В Риге ставим машину на парковке возле набережной в Старом городе. Разобраться с паркоматом помог, не переставая общаться по мобильнику на разных языках, прохожий.
Несколько часов гуляем по Старой Риге. Всем понравилось, даже мне, хотя я последнее время не люблю города из-за толчеи. В Старой Риге было не многолюдно, комфортная погода и, что особенно важно, комфортная атмосфера, присущая туристическим местам в хорошем понимании этого определения.
"Три брата". Правый дом - самое старое жилое здание Риги:
Церковь Св. Петра:
Можно подняться наверх, откуда открывается красивая панорама.
Четыре больших павильона – это Центральный рынок:
Вдали на Даугаве виден порт и паромы:
Рынок:
В 16.00 едем грузиться на паром, который называется «Романтика». Размеры судна поменьше тех, что ходят из Финляндии. Ещё одно отличие – за машину выше 1,90 метра необходимо доплатить 50 евро в один конец, об этом предупреждали при бронировании.
В 17.30 отплываем, идем на ужин и с удивлением обнаруживаем ещё одно отличие от паромов линии Финляндия-Швеция: все напитки кроме чая и кофе за отдельную плату. Четыре евро за кружку пива!? Это очень не гуманно...
Рекомендую перед отплытием посетить рынок, купить местных специалитетов, пива и устроится наверху, на открытой палубе за столиком.
Романтический вечер на «Романтике»:
16.07 Стокгольм – Amot. 730 км.
Традиционное паромное развлечение – чайки:
Прибываем в Стокгольм в 9.30 . Тут обнаруживается еще одно отличие от финских паромов: внушительное число стражей порядка внимательно всматриваются в лица прибывающих. Многим предлагают пройти алкотест. Дунул и я в трубочку. ОК. До этого я дважды приплывал в Стокгльм на пароме из Турку, а он причаливает около 6 утра и досматривать приезжающих в такое время желающих практически нет.
Едем по Е18 в сторону Норвегии. В Осло не заезжаем, сворачиваем на 23 дорогу, проезжаем в туннеле (8,5 км) под Ослофьордом и далее по 134 дороге до Amot. Наша задача проехать сегодня побольше. Хитрый навигатор объезжает крупные населенные пункты по каким-то местным дорожкам.
В 20.30 заселяемся в GROVEN CAMPING, ресепшн ещё работает.
http://www.grovencamping.no/kart_EN.htm
17.07 Amot - Lysebotn-паром- Forsand - Jorpeland - Preikestolen . 180 км.
Двигаемся к Lysebotn. Паром в 12 и мы выехали в 8.00. Погода хорошая и дорога очень живописная.
На стоянке жена угостила овцу крекером, животное решило, что мы ее новые хозяева и пыталась пролезть в машину! Настырная овца:
Приезжаем к стоянке и кафе над Люсефьордом. Отсюда начинается маршрут на Kjerag. Многочисленные покорители карабкаются по склону.
Спускаемся по известному, но вполне комфортному серпантину вниз, в Люсеботн.
Забавная сценка в Люсеботне:
Гуляем, грузимся на паром и в путь
Наблюдаем тюленей , но они пугливые и при приближении парома ныряют.
Горошина (камень, метра два в диаметре, зажатый в расщелине на огромной высоте над фьордом) с воды:
Жалко, никто не стоял там в это время. Наверное, рано ещё.
Preikestolen:
Мост через фьорд, мы будем по нему ехать:
Высаживаемся в Forsand, едем по мосту через фьорд и далее на Jorpeland в Solvik Camping. Это совсем близко. По дороге видим поворот на стоянку Preikestolen, мы заселимся в кемпинг и вернемся сюда.
Solvik Camping расположен на побережье и вполне симпатичен. До стоянки Preikestolen около 10 км.
http://www.solvik-camping.no/solvikae.html
В 15.30 подъезжаем к стоянке, откуда начинается тропа на Preikestolen. Примерно за километр до парковки обочина дороги плотно заставлена машинами. Если будет место, хорошо бы оставить машину метров за 500 до парковки. Здесь тоже начинается тропа, и она горизонтальным траверсом выводит на площадку между первым и вторым подъемом. Вот на эту площадку:
Но мы этого ещё не знали и поехали на платную парковку. Тут шлагбаумная система. Подъезжаешь, жмешь кнопку, получаешь билетик, шлагбаум открывается. Ну а чтобы выехать нужно денежку заплатить.
Ну и пошли. Много людей спускается обратно.
После третьего подъема есть два озерца, где многие купаются, погода позволяла.
Недалеко до финиша:
Через 2 часа, как и было обещано, забрались.
После обеда людей не очень много:
С непривычки подустали. Возвращаясь, увязались за какой-то группой и вышли на дорогу выше парковки, так мы узнали про эту тропу. Семья подождала здесь, а я спустился и приехал на машине. Время было около 19.30, служащие парковки ушли домой, шлагбаумы были подняты и оплатить парковку не представлялось возможным.
Добавлено спустя 12 минут 40 секунд:
18.07.09 суббота. Jorpeland-Eidfjord . 260 км.
На паромной переправе в Nesvik имел место забавный случай. К нам подходит паромный кассир и говорит : «Привет!». Мы рады земляку и тоже говорим «Привет!». Но дальше он продолжает по-английски. Он говорит, что вернулся недавно из Питера, куда ездил с братом и его женой, которая оттуда. Рассказывает, где он был и что видел. Судя по тому, как оживленно он рассказывает и жестикулирует, ему там очень понравилось. Дочка, в свою очередь, рассказала, как нам нравится Норвегия. Деньги он с нас брать отказался. Земляки ведь!
На этом хорошая погода закончилась. Все последующие дни были преимущественно дождливыми, с туманом и очень низкой облачностью.
Водопадик на 13 дороге:
Водопад Langfoss:
Latefossen:
Красивую 13 дорогу до Эйдфьорда из-за тумана почти не увидели.
Заселились на две ночи в Kjærtveit Camping, который нам понравился еще в прошлом году. Сладкая черешня была доступна с нашей веранды.
В службе озеленения Эйдфьорда работают люди с фантазией:
Добавлено спустя 16 минут 56 секунд:
18.07.09 Воскресенье. Eidfjord .
Опять низкая облачность и туман. Мы с сыном планировали сегодня сходить на язык, как раз выходной и больше шансов подняться на фуникулере. Но погода не оставляет шансов. Время 9 утра, поехали на разведку в долину Hjolmo, в надежде, что поднимаясь наверх пробъем туман. Вижу на 7 дороге двух парней с рюкзаками, это автостоперы, они голосуют на дороге.
Свернули на Hjolmo, дорога узкая, переходит в серпантинистую грунтовку и шустро набирает высоту.
Приезжаем на парковку. Туман такой , что в двадавти метрах ничего не видно.
М-да… «Погода для сильных духом и слабых умом» - говорил в таких случаях один знакомый инструктор. Но все равно немного прошлись.
Тропа видна хорошо, но удовольствия никакого нет. Делать нечего, едем обратно. Парни на дороге всё голосуют.
Ближе к обеду начало прояснятся. Я забрался на близлежащую горку. Это вид на кемпинг, мы жиле рыжем двухэтажном доме. Более темная вода – место впадения речки.
Решаю съездить в Simadalen, это рядом, и посмотреть на это место сверху, от фермы Kjeasen. Дорога на ферму, как гласит информационный щит, устроена по реверсивному типу и работает каждые полчаса в одну сторону и полчаса в другую. Хотя необходимости в этом я не заметил, дорога не такая уж и узкая, разъездов хватает. Дорога на Hjolmo поуже будет. Удивило, что к этой маленькой ферме пробит довольно длинный туннель, километр, не меньше! Вид от фермы:
Ну, раз погода немного улучшилась, опять еду в Hjolmo. Время около 16 часов. ПАРНИ НА ДОРОГЕ ВСЁ ГОЛОСУЮТ! Прошло уже 6 часов! И это на оживлённой 7 дороге! Поднимаюсь по той же дорожке:
Иду по тропе в сторону водопада Valursfossen. Тропа проходит над узкой Valursdalen на приличной высоте, много тундровой растительности. Регулярно открываются красивые виды, но видимость плохая и фотки вышли замыленными. Цветочки тундры:
Ягодки тундры:
До водопада около полутора часов неторопливого хода. Водопад красив, но фото ничего не выражает, даже не буду показывать. Сочетание цветов то же, что на Voringfossen: черный камень, ярко-зеленая трава и бело-голубая вода.
Еду обратно, автостоперов нет. Может, сжалился кто, а может ужинать пошли.
Мне кажется, в Eidfjord нужно приезжать дня на 4, что бы без спешки побродить по красивейшим местам. До Языка не более часа езды, да и других интересных мест хватает. Можно запланировать двухдневный маршрут с ночевкой в домике DNT.
Добавлено спустя 18 минут 55 секунд:
20.07.09 понедельник 290 км
Eidfjord-Rv7-Geilo-Rv50-Hol-Aurland - Ovre Ardal - Tindevegen - Turtagro - Skjolden.
Утром почти к нашему кемпингу причалил круизный лайнер:
Опять очень низкая облачность.
Дороги, по которым мы сегодня планируем ехать, очень живописные. Чего мы там только не увидели… Если говорить коротко, то ничего.
Заехали посмотреть на Voringfossen. Водопада не видно. Хорошо, что мы были здесь в прошлом году. Отель Фоссли:
Это не дождь, а наши слёзы:
Из-за тумана вместо снежной дороги Aurlandsvegen поехали по туннелю 24,5 км. Ощущения… ну почти как в метро…
Серпантин на Tindevegen вполне крут…Вдобавок мы с навигатором не поняли друг друга и на очередном повороте поехали не туда. Дорога превратилось в вообще экстремальную, но быстро закончилась тупиком, где производилась лесозаготовка. Жена с дочкой ехали с закрытыми глазами.
А что их закрывать? Не видно ни хрена в этом тумане…
Хорошо, что в прошлом году мы видели 55 дорогу в нормальную погоду…
«Цель – ничто. Движение – всё. » - сказал немецкий классик. Наверное, тоже мужику с погодой не повезло...
Вперед!
Приехали в приятный Vassbakken Kro & Camping.
http://www.skjolden.com/vassbakken/english/index.html
Как известно, трава на крышах выращивается в целях для маскировки. Согласно секретному циркуляру министерства обороны, все военнообязанные норвежцы должны выращивать траву на крыше с целью дезориентации и деморализации вражеских летчиков.