Итак, принципиальная особенность «травы» – минимальная цена билетов, поэтому организаторы по мере сил стараются осложнить Вам жизнь, чтобы Вы купили полноценный билет на трибуну. Но если, все таки, ваш выбор – general admission (он же prato circolare), то стоит иметь в виду следующие моменты.
1. Чтобы перемещаться по трассе с места на место, придется намотать по тропинкам не один километр. Поэтому не тратьте лишние силы, добираясь до трассы. Ж/д вокзал Монцы – это всего лишь пол-пути от Милана до, собственно, автодрома.
Плохой вариант трансфера: электричка Milano Centrale – Монца, бесплатный автобус Linea Nera (по пробкам!) от вокзала Монцы до парка, потом долго-долго пешком по парку.
Другой плохой вариант: электричка Milano Centrale – Монца, рейсовый автобус z221 от вокзала Монцы примерно ко входу около Prima Variante (по пробкам и с кучей остановок!), потом 300 метров пешком до трассы.
Хороший вариант: на электричке до Biassono – это полустанок прямо рядом со входом на автодром, который идет через туннель под Лесмо. В пятницу-субботу туда ходят обычные suburban-электрички из Милана, но не от Centrale, а от вокзала Porta Garibaldi. В воскресенье ходит специальная прямая электричка от Centrale (ходила в этом году). Даже в воскресенье после гонки полиция очень четко и оперативно рассадила всю толпу по поездам и отправила в Милан.
2. Обязательно надо съездить в пятницу на целый день. Да, в пятницу и у Ф-1 и у остальных серий только практики, но по билетам GA свободный доступ на большинство трибун. Мы успели посидеть в Lesmo, Roggia, в Prima Variante снаружи и внутри, в Ascari. Народ есть везде, но найти место – не проблема. Именно в этот день можно собрать максимально богатый визуальный ряд, на который в субботу-воскресенье любителям «травы» рассчитывать не приходится.
3. Кроме того, именно в пятницу есть возможность присмотреть себе теплое место на квалификации и гонки. Вообще, парк Монцы – это сплошной массив густых деревьев с небольшими проплешинами, по которому проложены обычные грунтовые тропинки. Поэтому «трава» в случае Монцы – это:
– тропинки, идущие вдоль всех прямых/кривых (трасса | металлический отбойник | 5 метров газона | проволочная сетка | тропинка)
– небольшие, рядов в 5 по высоте и метров 20 по длине, секции бесплатных трибун, стоящие вплотную за этими тропинкам
И здесь не все йогурты одинаково полезны:
– трибуны в «козырных» местах целиком оккупируют ортодоксальные фанаты, которые занимают места с ночи, выставляют там своих «сторожей», строят баррикады из вещей и т.п.; ловить там, в общем, нечего; много там и тех, кто пришел просто поквасить и гонки для них вторичны
– на трибунах посреди прямых, равно как и на тропинках в аналогичных местах, всегда можно найти место; и даже мимо Вас в 5 метрах будут пролетать болиды; и даже Вы будете их видеть; но смотреть на эти мелькающие мимо на бешеной скорости цветные пятна надоедает очень быстро
– тропинки около поворотов – самое оно. В субботу мы пришли на трассу за час до квалификации Ф-1, в воскресенье – за 1,5 часа до первой гонки (GP2). По результатам пятничной разведки мы целились в конкретное место – на вход в Roggia, и в обоих случаях успели занять там почти последние стоячие места, с которых целиком видно кусок трассы от выхода из Curva Grande до входа в Lesmo. Экран тоже было чуть-чуть видно, хоть и под большим углом.
4. Вообще, вдоль тропинок народ изголяется как может: кто-то пристегивает замком к сетке раскладную лесенку, кто-то городит из г... и палок персональную мини-трибуну. На трассу разрешено проносить вообще все: от велосипедов до мангалов. Так что если у Вас есть где взять и на чем привезти какую-нибудь масштабную железяку – сделайте это и будет вам счастье. У нас таких возможностей не было, поэтому нашим оборудованием были туристические пенки-подпопники (привезли из дома, но видели, что народ покупает похожие где-то поблизости) и бревно, кем-то найденное под ближайшим деревом и заботливо положенное вдоль сетки. Оба девайса просто бесценны:
– заезды вполне нормально смотреть стоя, но в паузах между ними надо где-то сидеть, иначе силы кончатся очень быстро; сидеть прямо у сетки на сырой земле грустно и грязно, отойдете посидеть на газон – место займут влет; подпопник решает эту проблему на корню: кроме того, трибуны, даже те, которые «настоящие» – это просто многоярусная лесенка из бетона или металла (причем в последнем случае – с инквизиторскими пупырышками); сидеть на ней, например, в пятницу на подпопнике гораздо приятнее
– высота отбойника и расстояние от него до сетки таковы, что человек среднего роста не видит машину, проезжающую прямо перед ним в каких-то 5-10 метрах, что очень обидно; стоя на бревне, мы были на голову выше этой проблемы; бревен в зарослях хватает, представители закона на это дело смотрят индифферентно.
5. Мое заключение касательно точек обзора: стоять надо так, чтобы видеть поворот вдоль. Именно в этом случае вы будете целиком видеть действия гонщиков при прохождении поворота (включая ошибки, обгоны, контакты). Многие трибуны ставят именно так, и зрители видят машины спереди. Стоящим остается выбирать аналогичные точки с видом на машины сзади, т.е. как можно ближе ко входу в поворот, но ДО его начала. Точка входа в Roggia полностью соответствует этому критерию.
6. Гонки младших формул (GP2, GP3) несколько разочаровали. Я думал, что большее количество ошибок со стороны молодых пилотов будет зрелищнее. Но машины смотрятся не так солидно, как Ф-1 (хотя и орут с атмосферными двигателями громче) – и от этого гонка выглядит какой-то «юниорской» (собственно, так оно и есть). А вот Porsche Supercup, наоборот, приятно удивил: пилоты зрелые, но в контактную борьбу идти не стесняются, повороты срезают почем зря, на поребриках скачут так, что «формулы» бы за один круг рассыпались. В общем, весело и смотрибельно.
7. На собственно Ф-1 в Монцу надо ехать с четким пониманием того, что шибко событийных гонок здесь никогда (почти) не бывает. Тогда будете получать удовольствие и не разочаруетесь – мы так и сделали. Фишка Монцы – в атмосфере, а не в драматургии.
8. Для забега под подиум мы сорвались за 4 круга до финиша. Оказалось, что это поздно – к моменту выхода на трассу перед подиумом уже была 300-метровая толпень, а пилоты давали интервью Лукасу. Впрочем, один профит словить все же удалось: когда мы в полном одиночестве бежали по одной из тропинок – мимо нас на мотороллере провезли свежесошедшего Росберга. Тем не менее, тут тоже позволю себе дать совет. На трассу можно выбежать: а) в Параболике; б) в том месте, где кончается выезд с пит-лейн и начинаются трибуны перед Prima Variante. Так вот в случае (а) Вы бежите к подиуму сзади и ничего не видите, а в случае (б) – спереди, и даже издалека будете видеть то, что происходит на подиуме.
P.S. Ну и да: Хонда, товарищи - это пипец . Так звучат кофемолки, а не двигатели гоночных машин.