В двух словах - раскрученное место.
Да красиво, да тяжело выиграть пермит, да тяжело добраться.
В большей степени это маркетинг, разогреть интерес, отнять территорию и собирать до 5.000 - 6.000 $ в день через лотерею.
Но в принципе, в соседнем парке Зион или рядом с The Wave (Coyote Butte North) вы найдёте много прекрасных мест. Именно с нетронутой природой и шикарными видами.
Я пробовал выиграть пермит на The Wave “Волну” ещё 5 лет назад, когда впервые был в Лас Вегасе. После этого практически каждый год под даты полетов в Штаты я пробовал выиграть пермит через интернет.
Но, когда на 10 мест в день претендует 300-1000 человек - шансы не велики.
В этом году я решил испытать фортуну в офисе парка в городе Канаб (Юта). Тут шансы больше - обычно собирается до 100 человек на 10 пропусков.
В этот раз собралось всего лишь 51 человек. 21 группа (я один - тоже считаюсь группой), 75% китайцы группами по 4-6 человек.
С 8:30 до 9:00 нужно подать заявку, а в 9:00 происходит жеребьевка лотереи.
У меня, конечно же, нет претензий к способу проведения лотереи. Но, есть странные факты.
Буквально перед поездкой читал статью парня, который выиграл пермит в офисе. Дословно: «я был под номером #3 - меня вытащили первым из корзины».
Эта же участь постигла и меня!
Ни одна группа китайцев (75% всех заявок) не выиграли ни одного места!
Какие номера тянул «дилер» не знает никто кроме него самого. Шарики с номерами такие маленькие, что он их сам без очков не видит.
Дальше победителей оставляют в конференц зале, собирают с каждого по 7$ и проводят подробную подготовку к походу. 5,5 км в одну сторону по горам, практически без указателей - это не каждый сможет осилить.
Сколько воды нужно с собой взять, сколько еды, какие предметы для выживания должны быть у вас с собой на случай ночевки в горах.
Особо уделили внимание (на сайте парка даже есть правила поведения) чистоте природы. Все что вы принесли с собой в парк - вы должны унести с собой! Начиная от упаковки, окурков, заканчивая туалетной бумагой и экскрементами. Был даже подробный инструктаж как это делать.
Дальше нам долго рассказывали, что выпал снег, завтра он растает и дороги не будет. Показывали фотографии дорог и застрявших автомобилей. Настойчиво рекомендовали взять в аренду полноприводный джип.
Провели мне курс молодого бойца чем отличается 4WD от AWD (на Субару).
Про джипы это было похоже на разводку - потому что сразу давали номера нужный контор по прокату джипов.
Инструктаж длился около часа.
Мне интересно как выживают (добираются) до Волны те «счастливчики», которые выиграли пермит через интернет?
Ещё одним нюансом победы в офисе - это то, что пропуск ты получаешь только на завтрашний день (точнее сутки). С получением пермита сломались все мои планы на дальнейшую поездку (Horseshoe, Page, Grand Canyons, Road 66...)
В распоряжении появилось свободных полдня. Решил использовать их на подготовку к походу в горы (вода, провиант, нож, фонарик...)
А также прокатиться через национальный парк Zion.
Зион - одно из самых красивых мест, где я бывал! Очень живописные места, красивые горные массивы (напоминают мне природой и атмосферой Крым). Много живности, которая выходит прямо на дорогу.
Утром встал в 5 утра и выдвинулся в сторону The Wave.
И примерно в 7:45 был уже на парковке (начало трейла к Волне).
Приехал я сюда первым - на парковке не было ни одной машины.
Ночью было -10 градусов и дорога была замёрзшей и сухой. Но днём обещали +10 и понимал во что могут превратиться вся эта глина, ручьи протекающие через дорогу и колеи в 40см глубиной
Решил перекусить перед тяжелым днём и записался в журнал идущих в горы.
Блин, я забыл сделать отметку о том, что я вернулся. Не ищут ли меня до сих пор? ;)
Через полчаса на большой тойоте Сиквойе приехал первый китаец.
Первым вопросом было «чувак, как на машине проехать к Волне?». Бросай машину на парковке и вот в том направлении 5 км. Ответ меня убил: «А на машине точно нельзя?». А следующий вопрос: «а где взять пропуск?» расставил все на свои места. Китаец приехал сюда «дикарем».
По поводу нелегальных походов на Волну - есть целые форумы.
В офисе парка нас строго настрого предупредили этого не делать.
Штраф от нескольких сотен долларов до месяца тюрьмы.
Я не встретил рейнджеров, но судя по большому количеству лошадиного помёта и свежих следов от копыт - они были где-то рядом.
На обратной дороге я заметил скрытую камеру, замаскированную под столбик-указатель (он примерно в 300м от вашего первого подъема на трейле с правой стороны тропы).
Каждый легальный посетитель должен положить один пропуск под лобовое стекло автомобиля, а вторую часть (1/3 А4 формата) прицепить к себе на рюкзак. Ярко зеленого цвета - выигравшие в офисе, розовые - через интернет.
Рейнджеры контролируют парковку (9 км от основного хайвея) и при помощи камеры и лично контролируют пермиты на рюкзаках.
Но, в принципе, никто не сможет запретить вам оставить машину где-то подальше от парка и пройти к волне с другой стороны. В горах - тяжело кого-то контролировать.
Отправил китайца в офис участвовать в розыгрыше пермита (не уверен, что он меня понял правильно).
Ещё через 15 минут появилась семья (5 человек). С ними и начал я свой маршрут к Волне. Утром на склонах гор ещё не растаял снег после вчерашнего снегопада и мы были в привилегированном положении - по следам вчерашних туристов легко было найти маршрут.
Но всегда имейте под рукой 2-3 девайса с офлайн gps картами и подробными метками (основные точки, ориентиры, повороты). В моем случае это было 2 айфона с google картами офлайн и отдельно планшет с iGo навигацией (на всякий случай). Это упрощает жизнь.
В офисе кроме пермита вы получаете печатные карты с фотографиями ориентиров. В одну сторону это сработало, обратно шёл по gps.
Из 20 человек выигравших пермиты я встретил только порядка 12-14 человек.
Думаю, что 10-20% так и не находят Волну.
По пути следования есть только пара-тройка указателей (метровых столбиков), ни тропинок, ни меток - ничего больше. Как сказали рейнджеры в офисе мы вас как жменю семечек высыпали в парке - а дальше вы делайте, что хотите. Наше дело вас предупредить.
Как пожилые люди или не умеющие пользоваться gps находят это место - я не знаю.
Аптечка была с собой, но после первого падения на спину со склона, сбитые локти и руки в кровь - я сразу понял чего в ней не хватало ;)
Сегодня на Волне я был первым.
Дорога от базового лагеря заняла около 1,5 - 2 часов с остановками на фотографирование (телефон, зеркалка, камера 360 градусов).
Главное разочарование - Волна в снегу и льду. Из-за тонкого льда входить на волну пришлось через «служебный» вход. А снег конкретно портил локацию - из-за него не было законченной картинки, волна не переходила с одной горы на другую, а прерывалась снегом
Подождал пока поднимется солнце, ушли тени, сделал ещё несколько фотографий и решил не терять время - пройтись ещё к паре интересных мест в округе.
Вторая Волна - небольшой фрагмент, похожий по структуре на основную волну.
Нашёл следы древних птиц. Натоптали они там знатно. В описание указано, что это динозавры - но врядли. Скорее всего крупные птицы или маленькие динозавры. Размер ступни около 15 см.
Примерно в километре от основной Волны моё внимание привлекли 3 одинаковых пика.
Спускаясь к ним я услышал странный звук. Нужно сказать, что в данном месте в горах идеальная тишина. За несколько сотен метров слышен ручей и за километр уже слышно разговаривающих людей. А тут был целый горный козел!
Он выбежал прямо на меня и остановился в 10 метрах.
Мы оба были удивлены этой встрече.
Но у козла был козырь - рога в размере 1м.
Я судорожно хотел определиться с дальнейшими планами козла. Начал искать в рюкзаке нож и присматривать поблизости камни покрупнее.
Козел забежал на ближайшую горку.
Дал себя сфотографировать, немного последил за мной и двинул дальше по своим делам. Фуф!
Обратно решил возвращаться альтернативной дорогой и насладиться окружающей красотой.
До базового лагеря я еле добрел. За день (около 8 часов) я прошёл по горам порядка 15 км.
Пару раз упал, крепко обгорели лицо и руки (днём было очень жарко +15+20 + солнце отражалось от снега).
Выпил всю воду которую брал с собой (были мысли перейти на снег).
Понимая состояние дорог - хотелось уехать пораньше из парка.
Когда я начал движение по этой «дороге» в сторону 89 хайвея - я понял, что рейнджеры были правы на счёт полноприводных джипов с большим клиренсом. На Субару Аутбек AWD я включил все режимы (бездорожье, X-mode) но это не помогало. Я просто плыл по грязи. Резина была явно не для глины. Самые тяжелые 5 км с самыми глубокими колеями и ручьями были уже позади, но на одном из поворотов меня просто снесло в кювет
Пробовал выбраться - бесполезно.
Машина закапывались глубже, был шанс потерять обвес на арендованной машине
Как и бывает в такой ситуации - мобильной связи в этом месте не было. До хайвея (а значит и мобильной связи 3 км). Делать нечего - нужно идти.
На парковке трейла оставались 3 машины, но одна из них была Toyota Rav 4, а когда будут ехать остальные и заберут ли они меня - не факт.
Грязь была везде и значительно усложняла передвижение. Примерно через километр появились признаки мобильной связи. Ещё чуть-чуть и удалось дозвониться в сервисный центр парка. Их ответ убил - звоните 911. После уговоров дали телефон человека в соседнем городке Канаб.
Ещё полтора часа ожидания Ника на Джипе Вранглере и о, чудо! 3 часа в плену закончились. Машина вся в грязи.
Только кроссовки я полчаса отмывал водой и снегом чтобы в них можно было сесть в машину.
Стандартная автомойка джипа на станции самообслуживания - 3 минуты (1.25$). В моем случае понадобилось 6 сеансов чтобы привести Субару в более-менее состояние.
Но грязь была везде. Она предательски застряла внутри дисков (сколько я не пытался её смыть керхером) - и вся дорога в Лос Анджелес (400 миль) прошла в дискомфортой вибрации и стуке.
Это место стоит посетить. Но, если у вас это не получится - на расстоянии 100-200 миль в радиусе вас ждут много альтернативных красот того же качества