День 1. Из зимы в весну.
День 2. Дорожками Эношимокамакуры. Трамваи и морские пейзажи во славу Будды.
День 3. Токио и окрестности. Где спрятаться от шумного города и отыскать дорогу к кошачьему храму.
День 4. Волшебная природа Окутамы. Как правильно курить бамбук, чтобы добраться до заброшенной канатки.
День 5. Первая встреча с зимой. Снежные шапки Ямадеры и попса Мацушимы.
День 6. Там, где прошло цунами. Прибрежная тропа Мичиноку. Секция Минамисанрику.
День 7. Бешенство и восторг. Очарование долины Генбикей, смертная скука Хираизуми и противоречия Какунодате.
День 8. Наследие самураев. Прошлое и настоящее Айзу-Вакамацу.
Заключение.
Вступление.
Все началось, как это часто бывает, с билетов. Летом, задумываясь о том, куда бы мне хотелось попасть на Новый год, я вдруг нечаянно обнаружил, что у Авроры акция, и билеты в Токио сравнительно недорогие. И, буквально в конце недели, решение было принято. Думаю, не нужно объяснять, каким оно оказалось)
Но прокатиться на авроровском кукурузнике все-таки была не судьба. Раньше для бронирования билетов у них требовалось воспользоваться сайтом Аэрофлота, теперь же они изобразили форму оплаты на своем сайте, но платеж с моей банковской карты ни в какую не проходил. Я, разумеется, сразу же связался с банком, но там меня заверили, что проблема на стороне платежной системы Авроры. Обращение в Аврору в обозримом будущем ничего не дало, соизволили они мне ответить только через неделю, когда акция уже закончилась.
Отпустив несколько нелестных эпитетов в сторону техподдержки Авроры, я обратил внимание на другого нашего перевозчика в Японию, с7, у которого тоже была акция. Билеты, правда, были несколько дороже, зато полет проходил на нормальном а320, и можно было не заморачиваться с уменьшенными габаритами ручной клади. Более неприятным минусом было то, что в этом случае даты поездки смещались, и приходилось вылетать в рабочий день, а возвращаться в свой день рождения. Впрочем, я решил, что это не повод отказываться от поездки.
Маршрут в этот раз рождался в муках - как обычно, хотелось всего и помногу, но поджимало сильно ограниченное время поездки. С трудом отказавшись от выездов в сторону Кансая, я решил обратить свой взгляд на север, который привлекал некоторой экономией средств и возможностью увидеть человеческий снег. Тут тоже были свои нюансы - на время зимы приличная часть достопримечательностей становится труднодоступной из-за снега, а так же из-за отмены автобусных рейсов в их сторону. Но и того, что осталось, с лихвой должно было хватить на полных семь дней. Из-за отдаленности и труднодоступности зимой был отброшен Хоккайдо (хотя уже после покупки билетов до Токио, я узнал, что с осени запускают прямой рейс Владивосток-Саппоро, билеты на который можно было приобрести значительно дешевле. Узнай я об этом раньше, думаю, маршрут был бы скорректирован).
В итоге, маршрут и резервирование всех билетов/отелей было закончено лишь за несколько недель до поездки. Упор был сделан в основном на природу.
Немного статистической информации о поездке.
Денег было затрачено вполне немного, учитывая то, что я, по собственным меркам, ни в чем себе не отказывал. Понятно, что у каждого эти мерки свои. Итак:
Билеты эконом-класса Владивосток-Токио-Владивосток - ~21000р.
Квартирка в Токио через . на трое суток - ~10000р.
Daiichi Inn Park Sendai 1 ночь - ~3100р
Value the Hotel Ishinomaki 1 ночь - ~3000р
Chisun Inn Iwate Ichinoseki IC 1 ночь - ~3100р.
Aizuwakamatsu Washington Hotel 1 ночь - ~2500р.
APA Hotel Kanda-Eki Higashi Токио 1 ночь - ~4000р.
JR East Tohoku Pass - ~11800р.
Tokyo metro 72 hours pass + 1-way Skyliner - ~2200р.
B-mobile Visitor Sim (21 days or 5Gb, pickup at Post office) - ~2300р.
Еда, вода, передвижения, не покрываемые проездными, билеты в достопримечательности, etc - ~20000р.
Сувениры, и прочие бесполезные траты - ~20000р.
Итого - около 100 т.р. всего. Если выкинуть сувениры, и того меньше.
С сожалением могу отметить, что . в Японии в таком виде теперь фактически уничтожен. Бюрократы сделали хитрый ход, на некоторое время вроде бы разрешив свободную сдачу квартир на ., а затем, переписав всех сдающих, введя обязательную регистрацию этих квартир государством с присваиванием специального номера, и, так полагаю, с отчислением некоторой суммы от сдачи. Таким образом, те немногие квартиры, что сейчас есть на ., по ценам фактически сравнялись с гостиницами, но большинство хозяев просто решили не заморачиваться сдачей квартир иностранцам и поискать другие варианты.
И, честно говоря, я пожалел, что по привычке забукал эту квартиру в Токио и этим самым подписал договор, который расторгнуть без некоторой потери денег уже не представлялось возможным. Потому что, во-первых, квартирка была так себе (обычное японское жилье эконом класса, где дует из всех щелей, в качестве грелки кондишн и холодные коридор и ванная), во-вторых, довольно-таки далеко от всего, а в третьих, решил провести в Токио меньше времени, чем собирался изначально. Впрочем, насчет последнего с хозяином договориться получилось, и он изменил мне сроки пребывания.
Зато получил опыт проживания в квартирке эконом-класса в Токио зимой. И в чем-то мне даже понравилось - от дубака в ванной утром сон уходит мгновенно) Но я имею привычку ежедневно обливаться холодной водой, а вот мерзлякам такой вариант бы не посоветовал.
Насчет гостиниц, в которых останавливался в дальнейшем (вдруг кому-то мой опыт пригодится). Все были трехзвездочные, все номера, в принципе, рассчитаны на двух человек и некурящие. Все примерно одинаковые и для сна вполне себе подходили. Персонал во всех случаях, обладал нужным минимум английского для нормального общения. Мелкие придирки, конечно, были. Остановлюсь на них поподробнее.
Daiichi Inn Park в Сендае - самый большой номер из всех, в которых я останавливался в эту поездку, полноразмерная ванна, все туалетные принадлежности (расческа, губка, щетка-паста, бритва), отличный шампунь-гель для душа. Из минусов - весьма тусклое освещение, кондиционер спрятанный, управляется с панели возле кровати, теплом не дует, так что в комнате было прохладно. В комнате был обогреватель (на соляре, или что там у них)), но без топлива. Дурацкий халат с кучей пуговиц из материала, напоминающего вафельное полотенце.
Value the Hotel Ishinomaki - нормальный отель для небольшого городка. Номер небольшой, и ванна тоже, зато установлен нормальный человеческий кондиционер, которым можно вертеть как хочешь. И еще это был единственный из моих отелей, где в цену входил завтрак. В японском стиле, разумеется. В шаговой доступности все Ишиномакинские развлечения, главные жральни и большие магазины)
Chisun Inn Iwate Ichinoseki IC - самый, на мой взгляд, жлобский отель с претензией на крутизну. Находится достаточно далеко от станции, но это было нужно для моих целей. На фронтдеске предлагалось оплачивать отель через автомат. Из всяких принадлежностей были только щетка и паста. Шампунь и гель для душа самые дешевые, паршиво мылящиеся и пахнущие непонять чем. Халат предлагалось за отдельную плату взять на фронтдеске. Ванна меньше сендайской, но больше ишиномаковской. Кондишн тоже человеческий.
Aizuwakamatsu Washington Hotel - комната и ванна по размерам сравнимы по размерам с Ишиномакинским отелем, опять дурацкий халат с пуговицами, опять спрятанный кондиционер, который дует все время теплом. В комнате, когда я пришел, была жуткая духотища.
APA Hotel Kanda-Eki Higashi - приятный APA-отель. Комнатка самая маленькая из всех (Токио, что поделать), зато оформлена со вкусом. На верхние этажи подниматься только на лифте, по карте. Не очень удобно. Кондиционер потолочного типа, дует только горячим. Как заставить дуть холодным, не понял. В пяти шагах от станции Канда, да и до Токио стэйшн рукой подать. Соответственно, ночная жизнь кипит.
Так как я решил кататься только по северу Тохоку, взял JR East Tohoku Pass. Он рассчитан на 5 дней, но и стоит на 10 тысяч йен дешевле JR Pass, и еще его фишка в том, что эти 5 дней не нужно использовать подряд. Каждый день можно использовать отдельно в течение 14 дней. Утром, когда первый раз заходишь на станцию, служащий чпокает тебе печать в билет, и с этого момента начинается отсчет одного из дней.
JR-East порадовал возможностью резервирования билетов на сайте, что было актуально в канун Нового года, и с учетом того, что часть северных шинкансенов, имеет, в принципе, только резервируемые места.
72-часовой пасс Toei subway + Tokyo metro, конечно, удобная штука, но далеко не всегда удобно пользоваться именно метро, а на JR он не действует. Учитывая, что стоит он 2700 йен, получается, что в день нужно на поездки по Токио тратить 900 йен. У меня так никогда не получалось. Но все меняется, когда покупаешь комбинированный пасс 72 hour Toei subway + Tokyo metro + Skyliner 1-way. Именно в такой комбинации он наиболее выгоден, ибо стоит всего 3500 йен. Получается, вы либо на Скайлайнере проезжаете за 800 йен, либо проездной на метро приобретаете за 1030 йен - как вам удобней. Да, и проездной действует именно 72 часа - отсчет начинается с того момента, как вы его в первый раз использовали.
На сайте Скайлайнера то ли привирание, то ли устаревшая информация. Трехдневный проездной на метро сейчас отдельно стоит 1500иен, так что со скайлайнером вариант чуть выгоднее, чем брать отдельные билеты, но ненамного.
Сим-карты на 5Гб на 9 дней, конечно, многовато. Я истратил от силы 3Гб, размещая видео в инстаграмме, постоянно находясь на связи в мессенжерах и использую гугл-карты. Но остальные варианты - на меньшее количество дней или гб стоили примерно столько же. Интересный вариант безлимитной сим-карты есть на japan-rail-pass.com, но только в том случае, если вы приобретает там JR Pass. В противном случае, из-за стоимости доставки приобретать эту карту окажется делом совершенно невыгодным.
Работу сим-карты от b-mobile, которой пользовался я, на самом деле обеспечивал оператор Docomo, и практически везде у меня была связь, и связь 4g (а в крупных городах 4g+), кроме каких-нибудь забытых богом вершин гор или лесов) Но это случалось так редко, что даже не успевало вызвать приступов паники) Получал я конверт с ней в почтовом офисе, который находится на третьем этаже в Нарите, рядом со стойками регистрации на рейсы. Еще можно, по идее, заказать в отель, тогда будет на 200 йен дешевле.
Погода, в целом, по сравнению с нашей зимой, была комфортная. В Токио днем градусов 7 со знаком плюс, в Камакуре вообще градусов до 10 доходило. Утром градуса 3. На севере, разумеется, похолоднее - утром ощущался минус. Характер выпадения осадков чем-то напоминал тропики, только со знаком минус) Только светило солнце, и через пять минут снег. Все время снег, небольшой, но каждый день и каждый час.
Самая мерзкая погода была в Айзу-Вакамацу - не поеду туда больше зимой) С утра снег, потом дождь, потом мерзкий промозглый ветер.