Должен сказать, что Португалия встретила меня непогодой и я чуть было не допустил главную ошибку путешественника: позволил атмосферным неурядицам испортить впечатление от страны. Однако к вечеру тучи разошлись, я хлебнул портвейна, подобрел, и начал глядеть по сторонам. Ходим по Лиссабону, к вечеру доходим по берегу реки Тежу (исп. Тахо) до залитого золотым светом моста Васко да Гама и снимаем восходящую Луну. Мост Васко да Гама был самым длинным мостом в Европе до открытия Крымского. Вантовая его часть переходит в виадук c подъездными путями. Общая длина сооружения составляет более 12 км.
Но это я с козырей зашёл, вечер показывая, а был ещё и день, пока мы только знакомились с городом.
Лиссабонский фуникулёр выполнен в стиле лиссабонского же трамвая. Такая вот унификация.
Лифт Санта Жушта, построен в начале ХХ века и открыт для жителей в 1902 году. Заметно влияние Эйфеля, правда? Его ученик строил. Лифт сделал многоуровневый город дружелюбнее к своим жителям и существенно сократил путь в гору. Изначально, приводился в действие паровой машиной, но уже в 1907 году был переведён на электричество.
В Португалию приезжаешь с завышенными ожиданиями по еде. Ещё бы: южная морская страна, аппетитно должно быть всё! Щассс. Вкусноту тут нужно ОЧЕНЬ поискать. Вот это отличное блюдо только выглядит замечательно, на деле - выкинутые на ветер деньги. Уж поверьте гурману, хороша из представленного только Сангрия. Что-то, а этот напиток они делать умеют (хотя даже её умудрялись порой испортить). Вообще, португальцы - мясоеды. У них всё достаточно хреново с гарнирами и вегетарианством в целом. Картошка, да листья салата с огурцом и помидором. Я был в шоке (а знающие Португалию мои знакомые подтверждают): португальские помидоры - просто ужасны! И гаспачо - забыть как страшный сон.
Или вот фирменная португальская колбаска. Хорошо проперченная и в принципе неплохая. Но чёрт побери, это просто колбаска, поджаренная на огне! За дорого! Обычный туристический аттракцион, не берите...
Потому, совет: ходите по ресторанам, закусочным и кафе строго по рекомендациям путешественников и знакомых. Португальцы ленивы, неспешны, долго обслуживают и вообще крайние пофигисты. Часто не записывают заказ, а пытаются запомнить и затем закономерно ошибаются. Обсчитывают не со зла, а так как плохо считают: могут ошибиться и в минус себе, причём существенно. По нашему опыту, хорошая еда и хорошие манеры всегда были в ресторанах, открытых иммигрантами и редко - местными. Русские, украинцы, азиаты - им приходится крутиться, чтобы выжить. Чтоб не быть голословным в плане "хороших" ресторанов, палю точку. Вот этот простой на вид ресторанчик - нативный португальский. Раскинул свои столики во дворе, там же держит холодильник со свежей рыбой; в помещении только кухня. Работает по часам и забит до отказа. Чуть опоздали - становитесь в очередь. Ибо тут ну очень вкусная рыба. Я отродясь не ел столь вкусных сардин!
Ещё за вина скажу. Ребяты, вина тут ужасные. Ну или просто никакие, даже дорогие: с заметной кислиной и откровенно слабым букетом, не впечатляют от слова совсем. Зато вон на этикетках изголяются, даже вино с родины древнеруского богатыря Алёши есть! Лайфхак: если этикетка интересная - вино кроме неё ничем похвастаться не может. Всё дело в океане. В южной стране Португалия не бывает холодных зим, но не бывает и так нужного винограду жаркого лета с большим количеством солнечных дней. Слишком часто небо закрыто облаками, виноград просто не вызревает. (Тут я предвижу гневные отповеди в защиту местного вина и заранее готов признать, что мне хорошего вина просто не попалось. 3аодно с радостью послушаю советы, что пробовать в следующие заезды).
По причине не самого лучшего вызревания винограда, вино здесь научились крепить и придумали портвейн. И что-что, а креплёное вино из Порту (именно так переводится это слово) - лучшее креплёное вино на свете. Пейте смело и, в отличие от классических вин, практически любой портвейн - прекрасен!
Как мне объяснили, здесь вполне в порядке вещей садиться за руль после бокала-другого вина, хоть правила Евросоюза того и не приветствуют. Ах да, всё же помяну одно вино добрым словом! Vinho Verde (зелёное то есть) - ни к чему не обязывающее лёгкое и слегка шипучее молодое вино, хорошо пьётся в солнечный летний день.
Мандариновые деревья.
И куда же без котика!
Черепица.
Одна из "фишек" Португалии - наружная плитка Азулежу. Ей облицовывают фасады домов. Плитка бывает как вот такая простенькая геометрическая, так и в виде целых мозаичных панно, собирающихся в прекрасные картины. Картины из Азулежу оригинальны и существуют в единственном числе. Стоят дорого и изготовляются на заказ. Подробнее об азулежу следующей записью.
Скромное обаяние коммунизма.
Что мне нравится в южных странах - их любовь к ярким цветам. Казалось бы, и так вокруг буйство природных красок, ан любят добавить к ним ещё.Очень приветствую яркие цвета в нашей серой демисезонной стране и унываю с того, что самый "правильный" цвет автомобиля например - чёрный.
Ооо, вот эти ребята! Наткнулся на них совершенно случайно на улице. Они мне так понравились, что я слушал и снимал их с полчаса, а потом ещё и пару альбомов прикупил. Играют на двух гитарах, классической и португальской традиционной. Не поют, только мелодия льётся из инструментов и прямо в душу - всё как я люблю. Если интересно - они есть фейсбуке и на бендкемпе, на видео есть их адреса.
Играют они примерно так:
Юная зрительница.
Вид на Лиссабон и мост им. 25 апреля.
Ещё один культурный слой Португалии - Фаду. Фаду - это городской романс трагического содержания, где обязательно кто-то долго страдает и затем умирает, непонятый. Слово происходит от латинского "фатум" (судьба) и песня собственно о ней, о горькой судьбинушке.
Перед выступлением свет в зале приглушается, всех просят помолчать, выключить мобилы и не снимать со вспышкой. Сравните, как вытащил исполнителей из темноты зеркальный фотоаппарат и как лажает айфон - даже при съёмке видео.С другой стороны, я доволен, как неожиданно хорошо (для мобильного устройства), телефон записывает звук.
Не знаю кому как, а мне ещё очень интересно уличное искусство и по настоящему интересное граффити. Стрит-арт - одно из направлений современного искусства, хорошо представленных в Португалии. Повсюду на стенах как каляки-маляки самовыражающейся молодёжи и новичков, так и серьёзные произведения признанных мастеров недолговечного уличного творчества.
"Массовый туризм = загрязнение человеками". В точку!
Следующее утро началось с получения в ренте забронированного автомобиля . Не первый раз уже при заказе машины в серьёзной конторе, нам достаётся машина выше классом. Мы заказывали Рено Лагуна, а получили целый Ниссан Кашкай! Ручная КПП и круиз контроль - это интересное сочетание.
Но была б моя воля, поехал бы я на мотоцикле.
А было б 2 мешка травы, 75 таблеток мескалина, 5 марок кислоты, я б поехал на этом аутетичном жуке - призраке!
Наш маршрут был на карте, но я не буду описывать его весь и по порядку. Например, не буду рассказывать про Фару - туда мы поехали совершенно зря и ничего интересного не обнаружили. Не буду описывать и некоторые маленькие городки, так как они своего рода типичны: милая центральная часть города, где можно погулять полчаса-час и перекусить, ну и всё, пожалуй. Первым делом, мы едем в Синтру, городок на возвышенности неподалёку от Лиссабона. Романтичный дворец Пена выстроен на месте старого монастыря в середине XIX века как летняя резиденция португальских монархов. Король Фернанду II скучал в старом национальном дворце и захотел отбабахать что-то новое. Выкупив окрестные земли, он нанял немецкого архитектора и инженера Людвига фон Эшвеге. Проект неоднократно переделывался, впитывал пожелания и правки короля,получив в итоге фантастическую сместь из элементов архитектуры востока, готики и ренессанса. Но попугайская расцветка дворца, кстати - это новодел: изначально здания были классического цвета серого камня и лишь купол радовал лазурью.
Дворец Пена вдохновил в конце XIX века русского миллионера Арсения Морозова и архитектора Виктора Мазырина на строительство особняка на Воздвиженке в Москве.
Кругом цветы.
Во внутреннем дворике. Плитка азулежу справа и следы атмосферных осадков и высокой влажности по яркой краске.
Место для фотографирования и селфи.
Панорама из внутреннего дворика. Пора и сам дворец заглянуть!
Зал с 3D-текстурами. Нарисованные колонны и лепнина.
Королевская столовая.
...и ванная.
Закат португальской монархии. Король Карлуш I, своей бездарной внешней политикой разоривший страну и потерявший колонии в Африке, а с ними популярность в широких слоях своих португальских верноподданных. Убит в ходе покушения, вместе с наследником престола.
Тем не менее, Карлуш считался покровителем искусств и явно был тем ещё сластолюбцем. В его дворце много изображений нимф, так и зовущих присоединиться к их веселью.
Ещё одна красотка.
Впрочем, имея жену, похожую на Дмитрия Анатольевича Медведева, я бы тоже заглядывался налево! Амелия Орлеанская - царственная супруга. Надолго пережила мужа и последнего оставшегося в живых сына. Умерла в английской эмиграции.
Дворцовая кухня.
Что ещё в дворце прекрасно, так это витражи.
Как бывший энергетик, я не мог не запечатлеть древний электрощиток.
Кинта-да-Регалейрa (Quinta da Regaleira)
В парке Кинта-да-Регалейра.
Знаменитый Колодец Инициации. Это сооружение в парке Кинта-да-Регалейра имеет вид башни-наоборот, не подымающейся к небу, но опускающейся под землю. Глубиной 27 метров, колодец с ведущей вниз спиральной лестницей символизирует круги ада Данте. Проходивший по ней человек задумывался о жизни, своём месте в мире и путях его познания, о грехах и благодетелях человеческих, а на последней площадке в самом низу "башни" приносил обеты и вступал в ложу вольных каменщиков.
Взгляд вверх со дна колодца.
Покинуть Колодец Инициации можно и через сеть катакомб от её подземного основания - там есть несколько колодцев поменьше и выходы в парк.
...продолжение следует.