Наш маршрут: Россия, Грузия, Армения, Иран, Пакистан, Индия, Мьянма, Лаос, Камбоджа, Тайланд, Малайзия, Сингапур, Австралия, США, Мексика, Карибские страны, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Аргентина, Бразилия, Европа, Марокко, Россия. Ссылка на гугл-карту https://drive.google.com/open?id=1n2ukk ... sp=sharing.
Задача максимум - уложиться в 1 год. Все подробности о дорогах, границах, визах и маршрутах в отчетах соответствующих стран.
Предыдущий отчет: Мифы об индийских дорогах. Автокругосветка "Вместе".
Как попасть в Мьянму на машине и не сойти с ума
Часть про мьянмарские дороги пишу для тех, кто собирается по ним ехать, поэтому тут все очень длинно и подробно.
Мы пересекли Мьянму на машине с запада на восток. От индийского Морха до мьянмарского Тачайлейка – 1600 км. Мы не были первой российской экспедицией, которая сделала это, но мы точно стали одними из первых иностранцев, кто выехал через Тачайлейк. Эту границу открыли в конце декабря 2017. Раньше иностранцев сюда не пускали, потому что активно выращивали здесь опиум – это часть Золотого треугольника – вторая по величине (после Афганской) плантация опиума. Пеших туристов сюда до сих пор не пускают – мало ли что.
I. Тур
Итак, чтобы попасть в Мьянму на машине с иностранными номерами вам нужно купить тур. Других вариантов нет. Только тур. В тур входит: оформление разрешения на въезд, тургид на все время поездки, оплаченные отели (приличные очень), входные билеты в пагоды в Багане и катание на лодочке на озере Инле, и еще мужчина из Департамента туризма, который не говорит по английски, но будет везде с вами ездить и в ключевых точках вас фотографировать.
Стоимость на одного человека зависит от того, сколько человек будет в группе. Для нашей группы из одной машины и двух мотоциклистов это стоило $880 на человека. Мы заплатили по $680 c человека, так как посадили нашего гида и молчаливого мужчину в нашу машину, то есть им не нужно было ехать на отдельной машине и платить за бензин.
И еще. Выехать из Мьянмы можно только в Тайланд (граница с Лаосом для иностранцев закрыта – все еще опиум). В декабре 2016 года власти Тайланда приняли новый закон, в соответствии с которым, проезд по Тайланду машин (или мотоциклов) с иностранными номерами возможен только в сопровождении тургида. То есть ровно та же история, что и с Мьянмой (а еще с Китаем и Вьетнамом). Чтобы въехать в страну, тебе нужно купить тур, и только туристическая компания может оформить для тебя разрешение на въезд. Длительность оформления разрешения – 20 рабочих дней с момента подачи (отправки по электронной почте) всех документов, включая перевод Международных прав (которые, вообще-то на английском изначально), а также выписку из закона об отмене в России техосмотра – все заверенное печатью российского посольства. Особенность этого закона в том, что работает он только при въезде из Мьянмы. Для въезда из Лаоса и Камбоджии достаточно Карнета – никаких разрешений и тургидов никто не требует (лично проверено).
Обычно оформление тайской части на себя берет то же агентство, что делает вам Мьянму. Плюс заезда через Тачайлек в том, что в этом варианте вы проезжаете с гидом по Тайланду всего 200 км и через несколько часов заезжаете в Лаос – время прибывания в Тайланде минимизируется, а с ним минимизируется и стоимость тайского тура. Тем не менее, мы заплатили за этот «тур» по $200 c человека. Я думаю, можно смело будет по этой сумме торговаться, так как сейчас она только чуть меньше того, что люди платят за 2-3 дня проезда по Тайланду при выезде через другие погранпосты.
Итого въезд-выезд из Мьянмы с учетом тайского кусочка обошелся нам в $880 с человека. Теперь вы знаете верхнюю планку – боритесь дальше за снижение. Бороться точно можно, потому что такие деньги за такую дешевую страну – это бред, и только нашими совместными усилиями эту сумму можно снижать.
Ниже мой топ-лист контактов-агентств, с которыми нужно на эту тему разговаривать:
1) Travel Activ
Оформляют и Бирму, и Тайланд, очень быстро реагируют, хорошо во всем разбираются. В итоге у них вышло дороже, но, думаю, можно с ними торговаться.
2) Burma Senses burmasenses.com
Мы оформлялись через них, так как они дали самую хорошую цену, но самой хорошей она стала только после того, как я сказала, что ухожу от них в Travel Active. Также делают обе страны. Головной офис у них во Вьетнаме, а это значит, что теоретически у местных должно быть дешевле.
3) Наш гид был мьянмарец, вьетнамское агенство просто передает им заказы. Соответственно, можно попробовать делать напрямую через мьянмарцев. Контакты своего руководителя, которые дал мне наш гид:
Ko Soe soe060@gmail.com 09420028821
И сам наш гид Ko Nyi (очень милый человек на фото).
4) Phyo Min Thein
Еще один мьянмарец, тоже очень милый. С ним, как раз, катался Камерзанов. Он очень гибкий. Но к нему нужно только с группой приходить, других туристов у него нет, а на одну машину это, в любом случае, выйдет дороже.
Понятно, что мьянмарцы Тайланд вам оформить не смогут. Хотя... самым отчаянным через Тачайлек можно попробовать проскочить и без разрешения, если есть Карнет... Но гарантий нет, и можно там тогда зависнуть надолго...
II. Виза в Мьянму
Для простых людей, которые прилетают на самолете или въезжают по земле через Тайланд, получается электронно. А вот для тех, кто приезжает по земле из Индии – только в посольстве Мьянмы. Причем она открывается с момента получения на 28 дней с коридором для въезда в 3 месяца. Поэтому получить ее в Москве мы не могли, коридор закрылся бы уже. В Индии ее можно получить в мьянмарском посольстве в Дели и в Калькутте. Только есть одна тонкость. Если вы скажете, что едете на машине, они попросят вас предъявить разрешение на въезд от Министерства (можно скан), но это значит, что это разрешение к моменту получения визы должно быть готово. Его делает вам турфирма, и обычно оно готово только в последний момент. Поэтому, если вы хотите получить визу заранее, не говорите в посольстве, что вы едете на машине. Принесите им брони билетов на самолет и забронированные отели, потом отмените.
$40 стоит обычная виза (за 2-3 дня сделают), $55 – срочная (утром сдали, в 3 часа готова в тот же день).
III. Дороги
Дороги в Бирме армянские. Ну то есть тоже постоянные горы, постоянный ремонт и постоянные ямы и канавы. Часто грунтовка, очень пыльная грунтовка. Наши попутчики – мотоциклисты очень страдали по этому поводу. А у нас Duster.
Обычно только одна полоса в одну сторону. Но! На протяжении почти всего маршрута на обочинах сидели женщины! в шляпах и долбили камни. Когда они раздолбят эти камни до состояния щебня, из них построят-таки вторые полосы в каждом направлении и ездить станет легче. Возможно...
Движение, как ни странно, правосторонее. Хотя Бирма также, как и Индия с Бангладешем, была британской колонией.
А еще на этих дорогая очень классные ограничители скорости – неровные цифры (32 км\ч, например). Не скажу почему – догадывайтесь сами.
IV. Встречи на дороге
Мьянмарскую неделю мы прожили с отверженной эстонской парой мотоциклистов Parle Pärle Raud и Jaanus Ugur. Нас объединили в одну группу. Они к тому моменту уже 6 месяцев ехали из Эстонии. И встретились они нам, как раз, в тот момент, когда мы стали раздумывать о следующей кругосветке на мотоциклах… На машине, скажу я вам, значительнее удобнее. Особенно, когда пыльно. Особенно, когда жарко. Особенно, когда далеко ехать. Но понятно, что особенно удобно, вообще, никуда не ехать, а сидеть дома на диване. А все остальные варианты – они уже для не самых нормальных людей. Но Parle… - она нас восхитила! «У меня всегда была мечта приехать к сыну в Австралию на мотоцикле», - рассказывает она. Сын у нее уже взрослый, уехал в Австралию жить и работать. А потом вдруг время пришло, она села на мотоцикл и поехала. И ведь доедет же! Очень люблю людей, у которых есть мечты. Мечты, которые зреют-зреют и дозревают-таки! Гладкой дороги вам, ребята! И мечтайте дальше!!!
А в небольшом мьянмарском городе Мектила мы вдруг встретили Костю! Того самого Костю, с которым мы жили в одной квартире в Чечне! И еще толпу его, как обычно, кругосветных друзей. Ребята путешествуют автостопом. Много лет уже. Ну мы их, как водится, чуть-чуть покатали. Провезли контрабандой на озеро Инле. И такие они все родные! Попутных вам машин!
И в завершение – наша самая неприятная встреча, она же – первая серьезная авария на дороге. Из темноты боковой дороги на нас вылетел местный на байке. И со всего размаха влетел нам прямо в капот. Ехали мы, слава Богу, не быстро и все с ним в порядке, только испугался. Но вот машина... передняя рамка Петровского разломана пополам, бампер поцарапан, правая фара разбита (но работает). Думали сначала ремонтировать, и даже связались по этому вопросу с нашей вездесущей техподдержкой @russianautomotoclub, но ... мало-ли кто еще на дороге повстречается... Заклеили фару пленкой, номер выпрямили и прикрутили без рамки. Дальше едем со шрамами ☹, но с другой стороны, какие же путешественники без шрамов!
Но самое интересное в этой истории то, что, несмотря на очевидную вину в аварии байкера, наш гид очень настойчиво пытался дать ему денег. А он... отказался! Не взял денег человек! Вы можете себе это представить в другой стране? Мы – нет.
Итог: сложнее Мьянмы на пути нашего Дастера не встречалось ничего. Но если бы мы не любили сложности – сидели бы мы в офисе!
Путь проложен – дерзайте!
Следующий отчет: Неторопливые дороги Лаоса. Автокругосветка "Вместе".