Осмотр гор Shibao Shan и храма Shi Zhong Temple.
Наскальные изображения насчитывают больше 1300 лет и являются ценными историческими свидетелями распространения буддизма Махаяны из Тибета в Юньнань. Эти каменные фигуры были созданы в Танскую эпоху, которая была "золотым" веком китайского буддизма.
В начале эпохи Тан Китай был покрыт густой сетью буддистских храмов, пагод и монастырей. Многие из них были известны и влиятельны. Часто это были целые монастырские городки с многочисленными храмовыми сооружениями, дворцами-павильонами, с большими залами для собраний и медитаций, помещениями для библиотек и переписки сутр, а также домами и кельями для монахов и послушников.
Такой монастырь был и святым храмом, и культурным центром и гостиницей для путников, и университетом для жаждущих знаний, и укрепленной крепостью, где в смутную пору можно было отсидеться.
Обычно в монастыре проживало 150-200 монахов, не считая послушников и слуг.
Но вернемся к храмовому комплексу Shi Zhong Temple.
С 3-го по 7-й гроты мы видим изящно вырезанные и хорошо спроектированные статуи Будды, которые показывают, что буддизм уже преобладал и в государстве Наньчжао и в Дали. В 3-7 гротах можно увидеть:
--- Аанг Бай - объект поклонения женщин, популярный в народности бай;
--- статуи Восемь Небесных Царей;
--- Кван-инь;
--- Манджушри Бодхисаттва;
--- Самантабхадра Бодхисаттвы,
--- Кшитигарбха Бодхисаттвы и т. д.
Грот №4.
Три Хуа-яньских святых (Three Hua-yan Saints).
Это грот №5.
Грот №6, вернее, большой зал.
Самый большой грот сосредоточен вокруг Будды Сакьямуни (его также называют Шакьямуни - это Будда Настоящего) и двух его учеников: Ананда в красном халатом и Кашьяпой в пурпурном.
Небольшой курс ликбеза.
Шакьямуни или Сакьямуни – это реальный человек, который жил в Индии (565 – 486 гг. до н.э.) примерно в одно время с Конфуцием.
Он родился в королевской семье и в 15 лет стал принцем-наследником. В 17 лет он женился и в этом браке родился мальчик по имени Рахула.
После этого принц ушел из дворца и отправился странствовать и искать святых отшельников, которые, как надеялся принц, помогут ему разобраться с философскими вопросами, роившимися у него в голове.
Пообщавшись со святыми отшельниками, принц понял, что те ему не помогут.
Тогда он отправился искать отшельников-мудрецов. Но и эти его не удовлетворили своими ответами.
Все закончилось тем, что принц оказался в горах и уединился на берегу реки, изнуряя себя аскетизмом. И опять у него ничего не вышло.
Но он не отчаялся и пошел дальше. Увидел огромное дерево – фикус благочестивый, и уселся под ним, бормоча молитву: «Если мне не удастся достичь просветления и чистого сознания, уйдя в нирвану, и найти способ, ведущий к бессмертию, то я не встану с этого места!».
И принц погрузился в состояние созерцания, находясь где-то за гранью человеческого сознания.
Короче, пока принц созерцал, на небе вспыхнула какая-та очень яркая звезда (возможно, какой-то объект). И в это мгновение он проник, наконец, в мир нирваны, где нет ни жизни, ни смерти, где ничему нет никаких преград.
Обретя искомый путь, принц получил имя Шакьямуни Будда.
Поначалу он не хотел делиться с другими добытой истиной, т.к. боялся, что люди не поймут его учения и не пойдут по его пути.
Однако небесные божества посоветовали принцу все же поделиться своими знаниями со всеми окружающими.
С тех пор Шакьямуни стал обучать своему учению всех желающих.
В 80 лет Шакьямуни Будда ушел в нирвану.
Как-то так.
Блин, забыл отметить важный момент.
В Буддизме есть:
Будда Прошлого;
Будда Настоящего;
Будда Будущего.
Так вот Шакьямуни - это Будда Настоящего.
Будда Настоящего и его ученики окружены сердитыми бодхисаттвами, каждый с тремя головами и шестью руками.
Напомню иерархию буддизма.
1. Будда, который реально жил на земле, а также Будда Прошлого и Будущего.
2. Бодхисаттвы.
3. Ло-хани.
4. Святые монахи.
5. Святые апологеты буддистского учения.
Чем отличаются статуи будд от бодхисаттв?
У будды голова не покрыта, а на макушке закручен пучок волос.
Бодхисаттв любят изображать с короной, на которой вырезаны цветы лотоса.
Ло-ханей и монахов изображают лысыми.
Многие божества стоят на головах людей, сжимающихся в ужасных позах.
Некоторые археологи считают, что статуи - это изображение прибытия буддизма в традиционно шаманскую байскую культуру.
В этой интерпретации Будда представляет доброту и доброжелательность, приветствуя людей, чтобы они были свободны от страданий. А разъяренные божества символизируют наказание, ожидающее тех, кто запутался или не воспринял новопринятую религию.
Между гротом №6 и гротом №7 надо пройти под такой вот аркой, над которой изображен треугольник.
Мы в гроте №7. "Сладкая роса" Авалокитешвара.
В нише находится 3 фигуры. Центральная необычна тем, что образом Будды является женщина. Это Авалокитешвара. В буддизме Авалокитешвара – первый из трех святых Западного рая.
Во времена царств Наньчжао и Дали Авалокитешвара достигла славы Шакьямун, то есть Будды Настоящего.
Но это еще не все. Изначально Авалокитешвара у себя на родине, то есть в Индии, был МУЖИКОМ.
Однако образ мужика в Китае превратился в ЖЕНЩИНУ!
Авалокитешвара (это имя означает «Смотрящий вниз господин») в Китае стал богиней милосердия Гуань-инь. Имя Гуань-инь можно перевести как «Прислушивающаяся к звукам» (т.е. мольбам).
Гуань-инь является самым популярным божеством буддистского пантеона Китая.
Мастер, сделавший ее образ, смог пойти дальше строгих правил создания статуй, выражая через нее все самое прекрасное, что есть в мире. При создании Авалокитешвара мастер взял красоту женщины как образец.
По этой причине вид статуи является отражением жизни того периода, показывая симбиоз религии, культуры и воссоздавая реальную жизнь, красоту женщин народа бай.
Это действительно одна из самых уникальных скульптур китайского искусства, равная греческому религиозному искусству.
Эту скульптуру называют «Мона Лиза Востока» и «Венера народа бай».
Отверстие в ее груди представляет собой историю, в которой богиня выщипывала свое сердце, чтобы показать свою преданность и приверженность Будде. Местная легенда утверждает, что отверстие первоначально было заполнено серебряным сердцем, которое в конечном итоге было освобождено и украдено мародерами.
Грот №8.
Самый уникальный из всех гротов горы Шибао выглядит почти черным. Это объясняется многовековым обычаем молодоженов, посещающих святое место через три дня после их свадьбы и протирающих маслом Янбай. Считается, что это гарантирует легкие роды. Зазубренный камень, стоящий у подножия алтаря, свидетельствует о популярности святыни.
В центре 8 грота находится Янбай на лотосе. Янбай – это женский репродуктивный орган.
По бокам от Янбай находятся: справа – Будда Вайрочана;
а слева – Амида.
А еще слева и справа изображены Вийрудхака – царь южного придела и Дхаратарашстра – царь восточного придела.
Увидеть почитание женского органа в столь почитаемом для буддизма гроте является уникальным явлением в буддистском искусстве не только Китая, но и всего мира.
Академические круги всё ещё обсуждают: что это, блин, означает. Некоторые ученые думают, что это пережитки матриархального общества. Другие думают, что это связано с какими-то тотемическими формами поклонения, характерные для юго-западных территорий Китая. Третьи утверждают, что это является проявлением изотерического буддизма.
Однако, учитывая, что каждый объект поклонения имеет свои исторические причины и связан с мировозрением данного общества, междисциплинарные исследования необходимы.
Короче, тут есть над чем поломать голову: почему в буддистском храме изображен женский половой орган.
Вообще я заметил, что в Китае с уважением относятся к изображению детородных органов, будь то мужской или женский. Севернее Гуанчжоу имеется интересный парк Danxiashan Geopark (Shaoguan Danxia Mountain Geopark). Так вот там имеется Мужская скала и Женский грот. Глядя на них, поражаешься, до чего разнообразна Природа! (См. сообщение №12 Новые маршруты Южного Китая (февраль-март 2016) и сообщение №25 Новые маршруты Южного Китая (февраль-март 2016) )
Благодаря удаленности храма с гротами от деревень, ему чудесным образом удалось пережить «культурную революцию» (1966 – 1976 гг.).
Интересно, что исторические документы говорят, что существуют и другие, пока еще не обнаруженные грота. Так ли это? Кто знает…
По непонятной для меня причине на этом туристическом объекте мало народу.
11.45. Я вышел на верхнюю точку горы. Здесь тоже стоит какой-то храм. Внизу видна часовня Сиджонг (Шиджонг).
А вот до этого храма я не дошел. А вот Алеша ухитрился там побывать. Правда, он не тратил столько времени на фотосъемку.
Горный рельеф в Шибаошань (Shibaoshan) относится к, так называемому, рельефу danxia. В марте 2016 и октябре 2017 года я дважды побывал в геопарке Shaoguan Danxia Mountain Geopark -丹霞山地质公园, где горы имеют такой же рельеф.
Вот где в Китае можно еще посмотреть рельеф «данксия».
- горы Ланшань и Ваньфошань в провинции Хунань;
- Тайнин и Гуаньчжишань в провинции Фуцзянь;
- горы Лунху и Гуйфен в провинции Цзянси;
- Фанъюань и Цзянлан в провинции Чжецзян;
- гора Чишуй в провинции Гуйчжоу.
- И как я уже говорил, Shaoguan Danxia Mountain Geopark.
Объединяют все эти 6 заповедников уникальные ландшафты, сформированные из красных песчаников, на протяжении тысячелетий размываемых водой и ветрами.
Теперь о названии термина «данксия». Образовался он от имени одноименной горы Dan Xia (丹霞).
丹 - киноварь, красный;
霞 – заря.
Но вернемся к нашей прогулке. Горы Шибаошань в основном сложены из красного песчаного камня и конгломератов, относящихся к меловому периоду.
В некоторых местах скальные выходы напоминают спину черепахи. Такая форма появилась в результате эрозии, вызванной каскадами воды.
На этой фотографии изображен, так называемый, Львиный перевал (Lion pass), на котором находится то ли часовня, то ли храм. Я там не был.
От верхней точки храма Shi Zhong Temple широкая дорога идет к автобусной остановке. Но вправо отходит какая-то тропа, выложенная каменными плитами. На карте MAPS.Me она тоже обозначена. Я решил на нее свернуть. Через 3 минуты вышел к естественной обзорной площадке, с которой открывается чудесный вид.
Хочу заметить, что Шибаошань --- Shibaoshan («Каменная гора сокровищ») является одним из первых заповедников и религиозных объектов, которые официально охраняются в Китае с 1982 года. Площадь заповедника составляет 2000 гектаров и состоит из трех отдельных зон.
Окружающие горы возвышаются до 3083 м. Самые известные вершины это:
--- гора Баодин (Baoding);
--- гора Шизан (Shisan);
--- гора Шичжун (Shizhong).
В этих горах находятся четыре храма:
Храм Шицзхон (Shi Zhong Temple);
Храм Баосян (Baoxiang Temple);
Хэйюньский храм (Haiyun Temple);
Храм Джиндинга (Jinding Temple).
Первый храм я уже посмотрел. В лесу встретилось много интересных растений. Например, китайский эдельвейс.
В Китае среди буддистских монахов было много известных людей. Это были и талантливые инженеры, и поэты и астрономы. Я же хочу вспомнить о Цзень Чжэне, жившего на юге Китая в 688-763 годах в эпоху Тан.
Короче, этот монах прославился как врачеватель-травник. Его семья, как водится, прозябала в бедности. По настоянию отца мальчик в 14 лет принял постриг. Обучившись у нескольких известных буддистских наставников, он сам стал настоятелем монастыря Да-мин в городе Ян-чжоу.
Вместе со своими учениками он неоднократно пересекал море, посещая Японию. В общей сложности, провел там 10 лет, распространяя буддистское учение.
Уже потеряв зрение, он в 6 раз отправился в Японию вместе с 40 учениками, чтобы передать японцам все свои знания в области медицины: как правильно определять и собирать лечебные растения, как составлять рецептуру и изготавливать лекарства, как их хранить и т.д.
Он лечил монахов, мирян и даже самого императора.
Ослепнув на оба глаза, Цзень Чжэнь пользовался обонянием, тактильными и вкусовыми ощущениями, и никогда не ошибался в своем искусстве врачевания.
В Японии его почитали. Он пользовался настолько высоким авторитетом, что был признан не только основателем традиционной медицины, но и обожествлен как покровитель медицины.
В паринирвану он тоже погрузился в Японии, где был похоронен в храме Будды-исцелителя под высокой пагодой прямоугольной формы.
На могиле написали лишь 5 иероглифов: «Великий монах Цзень Чжэнь».
Pseudocodon graminifolius.
Это ломатогониум (Lomatogonium) из семейства горечавок.
Опять попался на глаза цианантус Делавэя Cyananthus delavayi. У него очень маленькие листочки.