Таким образом, предварительный маршрут выходил таким: Тампере - ??? – Барселона - ??? – Рига. Промежуточные пункты на пути в Барсу из-за того, что Райан не летает туда напрямую ни из Тампере, ни из Риги. Дальше выбирали возможные пересадочные маршруты так, чтобы было подешевле, устраивало по времени и было, чего посмотреть. В итоге получилась такая цепочка: Тампере – Бремен (1 день) – Милан (2 дня) – Барселона (3 дня) – Франкфурт-Хан (1 день) – Рига (1 день). Всё это пяти-перелетное счастье обошлось в какие-то 60 евро. А между крупными городами как бонус были такие приятные городки при аэропортах, как Бергамо и Жирона.
Финляндия, холодно.
Ранним утром последнего дня зимы мы с Юриком двинули в сторону Финляндии. Водитель продемонстрировал новый увлекательный вид экстремальных развлечений – стрит-рейс на микроавтобусе. Он гнал по городу под 100. На поворотах приходилось хвататься за спинку сиденья. Я уже с ужасом ожидал, что же будет на трассе, но всё оказалось не так уж страшно. За городом мы гнали вполне сносные 100-120. Легковушки уделывали только так. К чему эта гонка, я так и не понял. Маршрутка ехала быстро, зато кланялась каждому столбу. Еще до границы было несколько остановок, на границе, как и положено, дьютик, а потом еще пара лабазов. В итоге до Хельсинки добирались часов 7. Притом, что границу прошли очень быстро.
Что говорить на границе, когда едешь с финским шенгеном в Европу? Как и в прошлую поездку, мы решили сказать правду. За правду, если у тебя мультивиза и уже ездил по ней в Финляндию, не завернут. Максимум, подробно расспросят, куда едешь. Хотя вот в прошлый раз были попытки не впустить нас в Европу из соображений, что на 300 евро за 16 дней мы умрем с голоду. Чтобы на этот раз ничего подобного не происходило, взяли с собой показные деньги в количестве 450 евро на человека (из расчета по 40 евро на 11 дней), из коих по 250 благополучно вернулись домой. Но все равно перед границей волновались. Уж очень не хотелось, чтобы опять в деталях выясняли маршрут и копались в вещах (как доблестные пограничники КПП Иматра год назад). Но в этот раз все прошло как нельзя хорошо. Пограничник поинтересовался, куда едем.
-Хельсинки, потом в Тампере, а потом в Германию.
- Какой город?
- Бремен.
- Футбол смотреть?
- Нет, просто погулять, посмотреть достопримечательности.
Шлёп. Въездной штамп.
- Счастливого пути!
И мы в Европе!
В Хельсинки как всегда на пару градусов холоднее, чем в Питере. Спешить нам некуда, но путь от Финнкино до вокзала проходим бодрым шагом. Я с наслаждением вдыхаю морозный воздух после этой чертовой маршрутки. Первое время казалось, что в ней тепло, но к середине пути стало очевидно, что душно. Вдобавок водитель как-то странно обращался с педалью газа. Он не давил на нее равномерно, а то нажимал, то отпускал. Видать, бензин экономил. На эти легкие толчки раз в пару секунд я поначалу не обращал внимания, но к концу пути меня не слабо укачало. Да еще духота. Так что Хельсинки первое время покачивался.
Посидели на вокзале, подкрепились. Сидеть там удобнее всего в кассовом зале. В центральном зале почти все места были заняты местными бомжами или что-то около. Пока кушали, наблюдал финскую публику. Удивило количество афро-финнов. Я не первый раз в Хельсинки, но раньше то ли не обращал внимание, то ли они концентрируются вокруг вокзала.
В Тампере нужно было попасть к завтрашнему утру. Было два варианта, как это осуществить: автобус или автостоп. Времени оставалось полно, по Хельсинки лазить не хотелось, поэтому пошли к первому кольцу стопить. За два часа застопили 2 машины и одно такси. Впрочем, такси оказалось тоже вполне объектом автостопа. Мужик ехал в Вантаа и был согласен подвести бесплатно. Но нам туда не надо. Еще одна машина заворачивала на кольцо, а третья ехала в сторону Тампере всего 20 км. Нас всё это не устраивало, потому что не хотелось висеть на трассе посреди поля в неизвестно скольких километрах от ближайшей остановки автобуса. А потому устаивала толь прямая машина до Тампере. Но за два часа наша машина так и не приехала. Солнышко уже висело совсем низко, воздух стал холодать, а мы мерзнуть. Я был согласен мерзнуть, а вот юриковское ОРЗ категорически против. Нафига мне совсем простуженный Юрик, двинули обратно на вокзал. По пути прокатились безбилетным образом на трамвае. Там автоматы, теоретически бывают контролеры, но практически, говорят, очень редко.
Потом пару часов посидели/полежали сперва на ж. д.-, а потом на авто- вокзале. А поздно вечером уехали на автобусе в Тампере. Удовольствие это стоит 23.70, но автобус действительно классный. Просторный, едет плавно, бесшумно, быстро. Мне даже удалось поспать. Жаль, что ехать всего два с половиной часа. С удовольствием провел бы в нем всю ночь. Но вот мы въехали в Тампере и пора выходить. Время полпервого ночи. По информации на сайте аэропорт открывается в 4:30. Как раз 4 часа, чтобы не спеша пройти 15 км до аэропорта. Как ни странно, из недорогих вариантов это самый удобный. Можно было бы поехать в 8 утра на шаттле за 6 евро, но непонятно, где торчать всю ночь. Финские отели дело дорогое, а вокзал скорее всего на ночь закрывают.
В Тампере морозно. За 4 часа дойти до аэропорта не получается, потому что холодно. Доходим за 3. Благо, недалеко от аэропорта встречаем круглосуточную кафешку, где целый час отогреваемся чаем за 2 евро и восстанавливаем съеденные финским морозом силы. Ровно в 4:30 заходим в первый терминал аэропорта и наблюдаем там спящего мужика, который явно пришел не только что. Похоже аэропорт то ли открылся существенно раньше, то ли вообще не закрывался на ночь, а скорее всего закрывался, но ночующих из него не выгоняли.
Пару часов сна, завтрак мюслями и топаем во второй терминал. Это метров 500 по морозу. Бодрит. Там уже идет регистрация на бременский рейс. У компании Райанэр билеты стоят недорого, но удовольствий по билету доступно мало. Багаж оплачивается отдельно, регистрация в аэропорту – отдельно, в самолете кормят, но за отдельную плату и за дорого. Поговаривали даже о введении платы за посещение туалета, но потом все же передумали и сказали, что то была шутка. Даже за оплату билета кредитной картой берется налог, притом что иначе как по карточке билет не купить. Лишь с Визы Электрон Райан не удерживает комиссии, но такая карточка очень мало у каких банков работает для платежей в Интернете.
Мы пожадничали платить по 5 евро за регистрацию в аэропорту и выбрали опцию web check-in. Но до 19 марта онлайн-регистрация разрешена только для граждан Евросоюза. В форме регистрации при выборе страны Россия не наблюдается, так что без введения явно ложных сведений с российским паспортом через Интернет на рейсы Райана не зарегистрироваться. Мы все это знали, но слышали, что часто удается бесплатно пройти регистрацию в аэропорту, хоть и заказав в билете онлайн-регистрацию. И в Тампере этот номер прокатил. На стойке регистрации посмотрели паспорта, спросили, сдаем ли мы что-нибудь в багаж и выдали посадочные талоны. Я прячу пластиковый нож в ботинок и беззвучно прохожу через металлоискатель. Колющие – режущие предметы в салон проносить нельзя, а нож-то в дороге нужен. Вот и приходится изгаляться.
Бремен
Два часа полета, и мы в Бремене. Там тепло, там нет этого холодного противного снега. Там воскресное утро, в 11 часов город только просыпается. Там всего четыре километра от аэропорта до центра города. Мы неспешно бредем по тихим улочкам, вдыхаем теплый влажный воздух, любуемся игрушечными разноцветными домиками. Порой с непривычки вылезаем на велодорожку, но сонное воскресное утро легко прощает нам эту оплошность.
Все отели бронировались через сайт hostelworld.com по принципу самый дешевый двухместный номер не далеко от центра города. При таком подходе можно было ожидать чего-нибудь интересного. Но в Бремене оказался вполне приличный отель. Небольшой 3хэтажный (+ мансарда) домик на тихой улочке где-то между аэропортом и центром города. Отель Eureka стоял почти пустой, и ванная комната на три номера была в нашем полном распоряжении. Наш номер был в мансарде, наклонный потолок, окно выходит на покатую крышу. Здорово.
Женщина с ресепшн вообще не говорила по-английски. Это почти не важно, но с дороги мы туго соображали и нам приглючилось, что кровати без постельного белья. Пододеяльники и наволочки были синие, и нам показалось, что это просто одеяло с подушкой. А больше всего нас смутили простыни. Они были махровые, и нам показалось, что это обивка кровати. Пришлось понапрасну беспокоить немку. Наконец, когда она, стоя возле кровати, продолжала что-то говорить с недоумевающими интонациями, до нас доперло, в чем дело.
Пообедали бомж-едой на кипятильнике (никому не рассказывайте, что мы пользуемся в отелях кипятильником) и завалились на послеобеденный сон. Он же сон-компенсация за бессонный характер прошедшей ночи.
Ближе к вечеру пошли гулять по городу. Перешли по мостику мутный Везер, прошлись немного по центру города и двинули в сторону музея науки. По дороге пофоткали мрачное монументальное здание вокзала и прогулялись по здоровенному парку. Собственно, большая часть вечернего променада и вышла по этому парку. Он километра 4 длиной и около километра шириной. Местами довольно густые заросли и больше походит на лес. В сам музей науки мы не пошли. Он как-то не кисло стОит, думали будет что-нибудь интересное в открытом доступе, но кроме футуристического дизайна здания ничего не увидели. Домой шли уже в темноте. Парк местами освещается, но чаще нет. И лишь периодически мелькают велосипедные фары, а так будто в ночном лесу.
Там есть немаленькое озеро с хорошим песчаным пляжем. Это было чертовски заманчиво. Потрогали водичку – градусов 12, не меньше. Тишина, темная ночь, безлюдно – в этом что-то есть. Но в итоге всё же не искупались, потому что Юрик с пониманием отнесся к своему ОРЗ и перспективам его развития, а мне одному было лень.
Где-то в западной части парка зашли в нечто вроде нашенского дачного кооператива. Дачи и участки примерно тех же размеров, что и у нас, и вообще очень похоже на Россию, только аккуратнее и без бетонных заборов, а чаще всего живая изгородь. Немцы не так агрессивно защищают свои владения, как зачастую принято у нас, а больше внимания уделяют собственно уходу за огородом.
По случаю воскресенья все продмаги закрыты. Работают только магазинчики на заправках или не на заправках, но все равно с ценами в несколько раз выше, чем в супермаркетах. А пить-то хочется. Зашли в один такой, купили литр «Фанты» за что-то около 2 евро. Еще думали прокатиться на трамвае, но на обратном пути поблизости трамваев не наблюдалось. Бременский трамвай типа как в Хельсинки, бесшумный, быстрый. А еще он ходит в аэропорт. Возле аэропорта очень понравилось, как сделан поворот. Рельсы наклонены внутрь поворота, и трамвай проходит его не сбавляя скорости. Но в аэропорт нам тоже не было смысла ехать на трамвае, потому что от отеля всего 2 километра.
После долгой вечерней прогулки уставшие пришли в номер, поужинали бомж-едой и надолго завалились спать. Часов через 11 все же проснулись, это было часов 9 утра, и пошли гулять по центру. Впечатлили совсем узенькие улочки (от менее метра до пары метров) квартала Schnoor. Там расположены кафе и сувенирные лавки. У Бремена очень компактный Старый город, где-то 2 километра на километр. Готические церкви, средневековые дома, памятники – вся это помещается на крошечном пространстве, которое можно исходить вдоль и поперек за пару часов, что мы и сделали. Тем не менее, знаменитый памятник бременским музыкантам нам не встретился. Зато повстречали более поздние вариации на ту же тему.
По дороге в аэропорт заглянули в Penny Market, недорогой супермаркет, в котором пополнили запасы колбасы и купили на пробу пару упаковок местной бомж-лапши и супчиков. После полудня зарегистрировались на рейс. Тетка на check-in подробно объяснила нам, что поскольку мы не являемся гражданами ЕС, не имеем права на онлайн-регистрацию, а потому должны заплатить по 10 евро за airport check-in. Тем не менее, в последствии мы можем получить наши деньги обратно, отправив Райанэру письмо обычной почтой, либо факсом.
Милан
А около 4 часов дня мы уже по ту сторону Альп, в Бергамо. Оказывается, этот аэропорт называется миланским не только в терминологии Райанэра, для которого 50 км от города – совсем не много. Оказывается и сам аэропорт считает, что он Milano Orio-al-Serio.
Из Орио-аль-Серио можно добраться до Милана на шаттле за 8 евро. Но есть способ лучше (дешевле, то есть). В 4 км от аэропорта находится вокзал города Бергамо. Оттуда где-то раз в полчаса ходят электрички в Милан. Те, что идут до вокзала Lambrate, стоят 4.20, а которые северным ходом до Porta Garibaldi – 3.60. Время в пути около часа. Билеты проще всего купить в автомате на вокзале. Кроме того, с недавних пор их можно купить через инет, но при покупки второго билета транзакция у меня не прошла, а на мыло пришло письмо, что trenitalia мне не доверяют и хотят с меня скан паспорта и номер налогоплательщика. Покупать билет через инет при наличии удобных автоматов на вокзале почти бессмысленно, но есть один момент. Не знаю, всегда ли так, но в этот раз мой электронный билет контролер просто посмотрел и все. Никакой техники, считывающей штрих-код или проверяющей номер билета, при нем не было. Отсюда вывод, что ничто не мешало билет просто нарисовать.
Добираться в Милан на поезде имеет смысл хотя бы в один конец еще и потому, что сам город Бергамо стоит того, чтобы в нем побывать. Но по Бергамо мы собирались погулять на обратном пути, а сейчас сразу двинули в Милан. Он встретил нас суетой, обилием машин, большими старинными домами и спустившимся вечером. По пути в отель наткнулись на второй за сегодня Penny Market. Цены оказались чуть выше, чем в немецком, но все равно в целом где-то на уровне питерских ОК’я и Ленты. Купили питья и сладостей к чаю, и как раз ко времени, когда пора бы поужинать, пришли в отель. Этот отель формально был самым комфортным в этой поездке, поскольку с ванной комнатой. В реальности же он оказался несколько хуже бременского, потому что соседний номер не пустовал, а его ванная комната была расположена в кармашке как раз у изголовья нашей кровати… Да, кстати о кровати. Я заказывал две отдельных кровати, а номер оказался с одной двухспальной. Пошел на ресепшен, выяснять, что за бардак. Там долго извинялись, но сказали, что, к сожаленью, номера с двумя кроватями у них сегодня заняты, а завтра они обязательно что-нибудь придумают. В принципе, нам хотелось жрать и спать, а кровать была очень широкая, так что фиг с ним. Равно как и с картонными стенами, через которые звук смывного бачка из соседской ванны казался ревом Ниагарского водопада.
На следующий день вопрос с кроватью и правда разрешился. Вернувшись вечером в номер, мы обнаружили, что кроватей стало две. Причем спинка осталась та же, просто поменяли матрас. Впрочем, до вечера еще далеко, а прежде чем он наступил, мы часов 8 гуляли по Милану. Город понравился. Чем-то похож на Питер. Конечно, в нем нет такого расслабона, тишины и умиротворения, как в маленьких городках, но на то и большой город. Зато куча всяких достопримечательностей. Идешь по какой-нибудь улице и вдруг натыкаешься на церковь родом из средневековья. Многие из них в далеко не идеальном состоянии, но на то и Италия. В ней не возможно по-настоящему ценить старину, потому что ее слишком много. А больше всего, конечно, впечатлил кафедральный собор. Он просто потрясающий. Такой же белый, воздушный, возвышенный, как Сакре Кёр, но гораздо более величественный, сложный, разнообразный. Каждый фрагмент стены можно подолгу рассматривать. Повсюду фигуры святых, бесчисленные узоры, шпили. Это целый город, населенный скульптурами. Жаль только, что нельзя подняться на самый верх, ибо ремонт, но по-прежнему можно подняться на крышу широкой части собор и вдоволь нагуляться по этому белокаменному городу. Милан все-таки город D&G, Armani, Prada и Versace, поэтому вплотную к собору подступают пестрые рекламные растяжки и экраны, на которых демонстрируют всякий гламур. Это вызывает некоторый диссонанс, но собор от того хуже не становится.
Недалеко от собора пообедали в пиццерии и пошли смотреть крепость и Porta Sempione. На обратном пути дали крюк и заглянули в Parco Solari и прогулялись до базилики San Lorenzo. По дороге встретили еще кучу всяких церквей и прочих красивых строений. Вечером плотно поужинали пюрешкой и рано легли спать. А утром проснулись под шелест дождя. Этого следовало ожидать. Начиная с Бремена небо всё хмурилось и вот, наконец, прорвало. Лило практически весь день. Вначале мы мокли в Милане, потом мокла везущая нас в Бергамо электричка, а мы сидели довольные, но потом нам снова пришлось мокнуть, гуляя по Бергамо. Впрочем, в куртке с мембраной у меня промокли только руки. Куртке чуть больше года, позади несколько стирок. Видимо, для Columbia это уже много, и мембрана потихоньку начинает умирать.
Старый год Бергамо – это настоящий музей под открытым небом, и притом чуть ближе к нему, потому что на горе. Узенькие улочки, брусчатка, постоянные подъемы/спуски, лестницы, старые дома, церкви, музеи. Всё в этом городке наполнено средневековьем. И лишь удивляешься, встречая очередной припаркованный Смарт, как этот гость из будущего сюда попал. Машин на улицах старого города немало, но они нисколько не портят впечатления от Бергамо, поскольку в большинстве своем стоят, а те, что едут, делают это аккуратно и неспешно. Мотороллеры тоже встречаются, но их немного и ведут себя гораздо более гуманно, чем, скажем, в Палермо.
С крепостной стены старого города открываются прекрасные виды на нижний город. Можно гулять по периметру верхнего города и любоваться окрестностями. Подозреваю, что в хорошую погоду отсюда видны Альпы.
Дождь продолжает лить. Тепло, но от сырости становится зябко. Укрываемся от дождя в музее естественных наук (туда вход бесплатный). Не спеша гуляем по музею, сохнем, отогреваемся. Музей немаленький. БОльшую часть экспозиции составляют чучела животных. Есть залы посвященные геологическим особенностям этого края. В Ломбардии есть пещеры! Настоящие, со сталактитами. Надо бы приехать полазать по ним. Но пока у нас в 21:15 рейс в Барселону. Прикидываем, что если хотим прийти в аэропорт к началу регистрации, часика в 4 стоит начинать двигать. По дороге в старый город мы приглядели недорогую пиццерию. В ней будем обедать. А есть надо мееедленно, так что 3 часа выйдут как раз. В пиццерии берем на двоих 30 см пиццу за 5 евро. Народу в заведении нет. Нас обслуживают подозрительные личности с юга. За окном льет дождь. Думаю, что надо проследить, чтобы нас не обсчитали. Тем более, что купюр мельче соток нет. Кассир долго ищет сдачу, но в итоге разводит руками, говорит что-то итальянское и добавляет “after”. Что ж, после, так после. Меееедленно съедаем пиццу. Три других столика небольшой пиццерии тем временем заполняются. Протягиваю мужику сотку, он с ней куда-то удаляется. Шутим «ну, всё, плакали наши денежки». Но мужик через какое-то время возвращается и отсчитывает сдачу, и даже правильно.
Потом долго топаем под дождем по нижнему городу. Удивляюсь обилию афро-итальянцев вблизи железнодорожной станции. Улица пересекает трассу и становится автострадой, и мы покидаем город. Спускается темнота. Немного боязно топать ночью по автостраде. Обочины практически нет, идем почти что по разметке, в считанных сантиметрах от правого ряда.
В аэропорту немножко отдыхаем и идем на регистрацию. В этот раз все проходит успешно – за airport check-in с нас ничего не берут. Довольные садимся на лавочку и не спеша допиваем сок и газировку. И лишь где-то за час до вылета проходим службу безопасности. Как обычно пластиковые ножи не находят. Вообще не заглядывают в рюкзак, а лишь просвечивают его. Из зала после службы безопасности к гейту ведет длинный переход. Из перехода доносится вой сирены, с каждым шагом по переходу он нарастает. И в конце выясняется, что это ревет сирена в небольшом зале перед гейтом, где, видимо, и должна будет происходить посадка на рейс. Здесь уже довольно много народу, но решаем – ну его нафиг сидеть в таком шуме. Сирена надрывно ревет. Тянет не меньше, чем на ограбление ювелирного магазина, по громкости. Разворачиваемся и идем обратно в зал ожидания. Сюда вернемся не раньше, чем за полчаса до вылета, когда, как значится в посадочном талоне, наступит boarding time.
В следующий заход к гейту сирена уже не орет, но посадка еще не началась. Зато очередь уже выстроилась. Народу много. В этот перелет мы единственный раз сидим не одни на трех креслах. К нам подсаживается человек, который рюкзак почему-то не убирает наверх, а ставит себе под ноги, хотя и без того тесно. Всю дорогу что-то пишет на ноутбуке. На взлете недолго видим огоньки автострады и Бергамо. Их быстро скрывают густые облака. Хорошего понемножку. Ближе к концу пути начинается небольшая турбулентность, но быстро проходит, а потом облака вдруг расчищаются, и мы летим над сверкающем огнями городом. Под нами проносятся дома, залитые светом фонарей площади, яркие ленточки улиц. Пролетаем над освещенным стадионом. Видимо, там идет футбольный матч. Потом мелькают шоссе, а вскорости мы ударяемся шасси об взлетно-посадочную полосу, и перелет окончен.
Ближайшую ночь аэропорт нам отель, поэтому не участвуем в толкотне на выходе из самолета, а ждем когда толпа рассосется. Нам спешить некуда. В аэропорту уже кое-кто спит. Лавки ничего так. Блоки из четырех кресел, с подлокотниками по краям. Иду заценить туалет. Там некий соотечественник громко и матно треплется по мобильнику. Доедаем колбасу, чистим зубы и ложимся спать.
Обосновались возле кафешки в правой части аэропорта, если стоять лицом к стойкам регистрации. Пока ели, соседние лавки заняли. Поэтому Юрик ушел спать ближе к центру аэропорта и не ошибся. Кафешка оказалась круглосуточной. Всю ночь возле меня мельтешил народ. Европейцы вообще куда меньше нас склонны разговаривать вполголоса. Часов до трех возле меня вечно кто-то громко разговаривал, хохотал. А еще эти дурацкие чемоданы с колесиками. У, как они меня достали за ту ночь! Когда просто сидишь днем, колесики слышно вроде бы не громко. Но ночью, когда пытаешься заснуть – это что-то страшное. Звук, будто на тебя идущий на взлет самолет едет. Хотя пол вроде бы ровный, но почему-то шумят.
После трех наступило небольшое затишье, а в четыре уже начал собираться народ на утренние рейсы. Полпятого открылись стойки регистрации, и ночь в общем-то кончилась. С Бергамо у меня была припасена упаковка попкорна. Я сел и неспешно жуя попкорн принялся рассматривать народ. Он бестолково мельтешил, и вскоре мне наскучило это занятия. Я пошел к Юрику. Тот тоже уже не спал. Возле него творился неплохой цирк – два парня играли в футбол теннисным мячиком. Утренний бодрячок.