12.11 ЧжанцзяцзеУтром, попив пустого кофе, мы пристали к нашей хозяйке хостела и попросили помочь с составлением маршрута для прогулки по Чжанцзяцзе. Хозяйка выдала нам карту – как всегда с крупно отмеченным отелем – и бодренько нарисовала нам план движения на 2 дня – сегодня нам предполагались 3 основных зоны, с комментариями: тут 2 часа, тут 2 часа и тут 2 часа, а между ними на бесплатных парковых автобусах. Я пришла в ужас – по опыту мы уже знали, что китайское время надо помножать на 2, итого получалось 12 часов без учета дороги) Мы выдвинулись ко входу в национальный парк. На плане парка и маршрутах останавливаться не буду, на форуме об этом писано-перенаписано, есть очень хорошие инструкции, которые мы изучили перед поездкой, и на которые опирались, но по факту все равно масштабы и расстояния реально трудно себе представить.
От хостела до парка минут 10-15 ходу, по пути купили воды и бананов. Везде идет бурное строительство, прямо у грандиозных (как обычно) входных ворот стоят строительные краны, за длинными заборами высоченные стены будущего отеля в лесах. Входной комплекс смотрится немного странно рядом со всеми этими постройками, как это часто бывает в Китае, я чувствую себя внутри компьютерной игры Цивилизация (одной из 3-4, в которые когда-либо играла) – где надо строить новую цивилизацию и управлять ей. Захотел построить крепость – построил крепость. На пустом месте, в поле. Захотел построить храм – построил храм, нажав на кнопку, а вокруг еще ничего нет, пустота, все надо развивать и застраивать. Так и тут – гигантские входные терминалы к достопримечательностям, вокруг которых стихийно начинает расти город, предназначенный исключительно для обслуживания туристов.
Долго стоять не пришлось, сразу купили билеты – комплексные, на 3 дня, 494 юаня на двоих – и вышли на огромную автобусную стоянку.
Китайцы путешествуют преимущественно группами, их охрипшие гиды более-менее организованно заталкивают в нужные автобусы, индивидуальному же туристу понять, в какой автобус садиться, не представляется возможным – опознавательных знаков нет, автобусы одинаковы абсолютно. Помятуя вопросы на форуме о навигации по парку, я пристала к китаянке с наушниками и микрофоном, которая стояла на стоянке и определенно руководила этими автобусами. Как она мне объяснила, заранее по автобусу никак не понять, куда он поедет – каждому автобусу маршрут назначается в последний момент перед отправлением, поэтому нужно подходить и спрашивать.. Спросили, как проехать к лифту Байлун – она махнула нам рукой на нужный автобус, помчались.
Выйдя у лифта первым делом с восторгом уставились на пару дико обитающих обезьянок)
Вот к лифту очередь имелась, сначала обычный лифт внутри скалы поднимает (или опускает??) всех в туннель, ведущий к лифту Байлун, и там уже плотная очередь топчется в ожидании подъема на лифте.
Я, как обычно предусмотрительно, задумалась, как бы нам оказаться у самого окна при подъеме, и, прикинув на глаз количество пропускаемых к лифту туристов предложила Саше пропустить несколько человек вперед. Услышала в ответ бурное возмущение, что я как всегда много суечусь. Муж спросил у девушки, пропускавшей туристов, сколько человек вмещает кабина – цифру не помню, но почему-то кажется, что около 20, и мы остались на своем месте. Как вы думаете, какими мы прошли к лифту? Правильно, последними. Мы не знали, что у лифта 2 кабины одна над другой, и в каждую запускали около 20 человек, и встали мы у самых дверей за 4-5 рядами спин. Я как смогла протиснулась поближе, и, как и все, когда лифт поехал выставила к окну телефон, включив запись видео. Лифт двигается быстро, половину пути едет внутри скалы, и потом под бурные восторженные возгласы выезжает на поверхность и скользит дальше вверх по скале – поднимает на высоту более 300 метров.
Вышли на самом верху у начала маршрутов по плато, с мужем долго не разговаривала))
Недалеко от лифта стоит пункт China Pоst, где можно купить открытки с видами местных красот и отправить друзьям и родственникам по всему миру. Не упустила возможность порадовать бабушку в Крыму, обещали, что идти будет 3-4 недели, но пришла она в итоге месяца через 3)) Но пришла!
Горы, конечно, потрясающие – кто не знает, тут снимали и вдохновлялись авторы фильма Аватар, рисуя таинственную Пандору с ее летающими скалами. Некоторые скалы идут длинными грядами, разрезанными на десятки вертикальных вершин, одна за другой, теряющиеся в мистическом тумане, другие как стволы деревьев – одиночные, высоченные, вырастают из земли и тянутся к небу.
Недалеко от верхней точки лифта Байлун находится скульптура икрана – крылатого зверя, на которых летали на’ви все из того же фильма, и на котором может сфотографироваться любой желающий.
Немного отдельно насчет «недалеко». Расстояния огромные. Очень. Некоторые смотровые точки располагаются скученно, до некоторых можно бежать часа 1,5. Что пешком, что на автобусах, расстояние исчисляется часами, кто хочет все успеть – ходить надо в быстром темпе, ко всему прочему Пандора – это страна лестниц, вверх и вниз, поэтому силы заканчиваются несколько быстрее, чем обычно.
Первым пунктом мы обошли район Yuanjiajie – Hallelujah Mountain, The greatest natural bridge, Enchanting stop. Мост впечатляющий, но нам был доступен обзор только с 1 точки, куда даже в наш «несезон» пришлось немного протолкаться.
То тут то там продают всевозможные лепешки и прочие китайские перекусы – присмотрели самое безопасное на вид – мелкую обжаренную целиком картошку, которую насыпают в картонные боксы как крылышки в KFC. И еще же спросили – не острая? Неееет, не острая. Обожгли горло и выбросили((( В другом месте потом взяли ее же, но уже заранее попробовали – совсем без перца.
Как же мы радовались, обойдя первую зону за 2 часа, с фотосессиями и перекусами.
От этой точки поехали до второго пункта маршрута – район Yuangjiajie. Навигация как и везде в Китае какая-то недружественная, что для китайцев, что для иностранцев – указатели странные, карты не блещут ни ни логикой, ни масштабом (отсутствие адекватного понимания масштабов и расстояний особенно усложняет перемещение): на выданной нам в хостеле карте были многочисленные маршруты, отмеченные красной, зеленой и фиолетовой линией, а что эти линии обозначают – не подписано. На одной из автобусных станций спасали двух ребят из Швейцарии, которые совсем потерялись)
Добрались до второй видовой зоны, а там развилка.. Долго изучая карту пошли направо. Поднялись по бесконечным ступеням, пролезли под камнями, протиснулись в узкие расщелины, где просочиться можно только боком, вскарабкались по металлическим лестницам, цепляясь за корни и ветки деревьев (дежа-вю лестницы в Ущелье Тигра на реке Янцзы), и выбрались на очередную смотровую точку, самую высокую пока – Tuanbo Mansion.
Вид, конечно, потрясающий, жаль, фотографии не передают и 50% масштабов.
Насладившись перспективой, мы потопали обратно к развилке, и тут началось самое интересное.
Вернувшись к развилке, которую условно можно назвать серединой сегодняшнего маршрута (мы посмотрели 1 вдовую зону и половину второй), мы поняли, что времени уже 4, а автобусы, спускающие туристов с гор, перестают ходить чуть ли не в 5 вечера. Ладно, на третью пойдем завтра, но сегодня надо досмотреть вторую! И мы помчались вверх по каменным ступеням))
Вид, сопровождающий вас при путешествии по Чжанцзяцзе, на 80% выглядит вот так
Когда я затормозила у какой-то таблички и начала читать, нас поймала парочка китайцев (больше никого вокруг не было). Увидев нас, они подняли панику, как же мы до сих пор не на автостанции, а где мы живем, и, узнав, что живем мы в Улинъюане, а не на территории парка (где тоже есть сомнительного состояния хостелы, в которых останавливаются в основном китайцы, в том числе эти ребята), они сначала предложили нам переночевать у них, а когда мы отказались буквально заставили нас повернуть назад. Мы слегка поддались их панике, и пошли обратно, сразу встретив еще одну парочку китайских студентов, которые жили в Улинъюане как и мы. Первые передали нас в руки вторых в буквальном смысле слова попросив за нами присмотреть (и те и другие были младше нас лет на 7)) и вместе с новыми знакомыми мы побежали обратно к автостанции. Причем именно побежали, бегом вверх по вечным ступеням. Китаянка скакала как коза, периодически останавливаясь и похлопывая себя по голеням, я грозилась помереть на месте и старалась не отставать, понимая, что несмотря на все желание нам помочь, ночевать в парке они ради нас не будут. Сколько же мы выпили воды за этот день!
Бежали долго и тяжело, не меньше получаса, как мне кажется, на ходу обсуждая возможные варианты спуска вниз и пути к городу. В картах ребята, как и большинство китайцев, походу, вообще не разбирались, поэтому надеяться на них в плане ориентирования не приходилось. Рассматривали спуск на канатке (Yangjiajie Cableway), но решили, что пока будем спускаться можем опоздать на последние автобусы внизу. Думали доехать до лифта Байлун, но нашим попутчикам-студентам 70 юаней с носа было не по карману, и + опять-таки боялись не успеть на автобусы от лифта. Прибежав на автостанцию, встретили небольшую кучку китайских туристов, топтавшихся в сомнениях, куда бежать и что делать, и несколько водителей-таксистов, которые активно предлагали отвезти куда угодно. Заприметили пару китайцев, которых уже где-то встречали в течение дня, они как раз начали договариваться с одним из водителей до нашего же Улинъюаня. Торговались бурно, водитель хотел больше 400 юаней за минивен. Китаянка из второй пары жутко возмущалась и отказывалась платить так много, ее муж ее успокаивал и продолжал торговаться. В итоге мы сошлись на 320 юанях, ниже скинуть водитель отказался наотрез, и загрузились вшестером в минивен. По дороге весело общались с новыми знакомыми, ребята-студенты жаловались, что учат английский и никак не научатся говорить, и практики нет, расспрашивали про Россию, про Питер. Потом заговорили про наречия китайского языка, они уже начали между собой развлекаться – все из разных районов Китая родом, они тараторили каждый на своем наречии и просили друг друга перевести. Одну китаянку они поняли почти дословно, а вторую, девочку-студентку, не понял никто – ее диалект был по звучанию похож на корейский, и она сама сказала, что что-то в нем есть оттуда, и было очень забавно слушать, как она надиктовывала подружке в соцсети сообщения на своем диалекте, и никто не понимал, а потом переходила на классический китайский.
Ехали долго, не меньше 2,5 часов, по кромешной темноте. Мы все не ожидали, что дорога такая долгая, мои карты в телефоне показывали, что мы едем каким-то жутким кругом, объезжая парк с севера, китайцы сами уже нервничали, говорили водителю, что он нас обманывает, везет не пойми куда, он оправдывался, говорил, что вот-вот через полчаса приедем, через полчаса снова говорил, что вот-вот через полчаса приедем, чем немного всех настораживал. Но в итоге довез нас куда надо, высадил в Улинъюане на центральной улице уже в начале девятого. От переизбытка общения с китайцами гудела голова, поэтому мы сфотографировались все вместе на память и, отклонив предложения весте поужинать, разошлись в разные стороны.
С Сашей пошли искать где поесть, как я уже говорила, каждый 2 дом кафе/ресторан, каждый первый отель/хостел. Проходя мимо одного из ресторанов с огромными светящимися окнами, увидели массовые европейские головы, и, в надежде, что там будет съедобно, зашли туда. Мест было занято довольно много, и мы с удивлением услышали русскую речь – несколько столов сидело наших сограждан. Вкусно тут не оказалось, оказалось дорого) Поели баклажанов и риса с яйцом, добрались до хостела и упали спать с твердым намерением встать в 7 и в 8 начать штурмовать парк.
Расходы день 17:1) билеты входные 494 юаня
2) еда внутри 30 юаней
3) лифт Байлун 144 юаней
4) вода 11 юаней
5) лепешка 5 юаней
6) открытки + отправка 30 юаней
7) путь назад 100 юаней
8) ужин 80 юаней
9) магазин 71 юань
Итого день 17: 975 юаней
Всего: 12 333 юаней