Нисколько не пожалел, что собрался в самостоятельное путешествие по Норвегии.
Как здесь модно говорить, норвежским вирусом я заразился 3 года назад. Всегда хотел посетить Норвегию с 2011 года, и вот в 2014 году поехал в треккингово-пешеходный тур "Норвегия пешком за 14 дней". Тогда были покорены основные красивости Южной и Центральной Норвегии - Бессеген [Bessegen], Нигардсбреен [Nigardsbreen], Долина Водопадов Husedalen, Язык Тролля [Trolltunga], Прекестулен [Preikestolen] и Горошина в Скале [Kjerag]. Но тур туром, а по выезду из Норвегии сразу же хотелось в неё вернуться. И вот в 2017 году удалось осуществить задуманное. Одной из основных целей было покорение Стены Троллей [Trollveggen] и поездка по Лестнице Троллей [Trollstigen], поскольку в первое путешествие маршрут туда даже не пролегал, а после потока информации, фотографий, отчетов, однозначно захотелось там оказаться.
Итак, перейду непосредственно к отчету, который будет построен по следующей схеме: маршрут по дням, затем описание каждого дня с деталями, фотографиями и впечатлениями.
За основу я брал Канву маршрутов по Норвегии Канва маршрута по Норвегии. Для первой поездки от 5 и более дней. m.e.g. огромное спасибо за мегаподробную и полезную подборку, без его темы, возможно и не было бы моего путешествия.
В отчете не будет информации по диким стоянкам, поскольку мы останавливались сугубо в кемпингах.
Маршрут путешествия на карте:
1 день 26/06/2017
Санкт-Петербург - Helsinki - Stockholm
2 день 27/06/2017
Stockholm - E20 - E18 - Oslo
3 день 28/06/2017
Oslo - Nottoden - 360 - 36 - E134 - 45 - Dalen - 45 - 9 - Lysebotn
4 день 29/06/2017
Lysebotn - трекинг на Kjerag - паром Lysebotn --> Forsand - Preikestolen camping
5 день 30/06/2017
Треккинг на Preikestolen - 13 - паром Hjelmeland-Nesvik - 520 - 134 - 15 - 551 - Enes Camping
6 день 01/07/2017
13 - E16 - Lærdal Tunnel - 5 - паром Fodnes-Mannheller - Kjørnes Camping
60.184728, 6.588827 - оборудованное место отдыха с удобствами: столиками, туалетами, водой.
7 день 02/07/2017
55 -Lom - 15 - 63 - Dalsnibba - Folven camping
8 день 03/07/2017
63 - Geiranger - 15 - Folven camping
9 день 04/07/2017
63 - Geiranger - паром Eidsdal-Linge - 63 - треккинг на Стену Троллей - Bakken Camping
10 день 05/07/2017
E136 - E6 - 24 - E16 - 2 - 61 - Karlstad
11 день 06/07/2017
Karlstad - Stockholm - Helsinki
12 день 07/07/2017
Helsinki - Санкт-Петербург
1 день 26/06/2017
Санкт-Петербург - Helsinki - Stockholm.
Немного о подготовке к путешествию. Из Санкт-Петербурга были взяты газовая плита, газовые баллончики к ней. От идеи с большим баллоном и плитой-насадкой отказались ввиду нецелесообразности. Как оказалось, решение было принято верно, поскольку плита компактнее и удобнее. Также были взяты некоторые продукты, в основном длительного срока хранения, вроде круп, макарон и тушенки.
В Финляндии были куплены основные продукты, которыми мы питались фактически все путешествие. Решение оказалось оправданным, учитывая цены на продукты питания в Норвегии. В Норвегии мы покупали только хлеб.
Поскольку ехали мы в пн, границу прошли достаточно быстро, как говорится, без лишних вопросов. Заправили полный бак в Хельсинки, недалеко от места погрузки на паром Viking. Погрузка начиналась за 2 часа от отплытия парома. Про паром рассказывать особо нечего.
2 день 27/06/2017
Stockholm - E20 - E18 - Oslo
Второй день перегона в Норвегию. Решили остановиться в кемпинге недалеко от Осло, поскольку на следующий день была запланирована прогулка по городу. Не смотря на то, что старожилы не советуют тратить время на Осло, я все же решил включить его в программу путешествия и выделить на него полдня, поскольку когда ещё раз окажемся в Осло неизвестно, а посмотреть самое, самое хотелось.
Место временной стоянки для отдыха недалеко от Эребру (59.315497, 15.438038) :
Последняя заправка перед въездом в Норвегию по E18:
На ночевку остановились в Bogstad camping. Мы приехали в кемпинг около 19:00 по местному времени. В это время в городе были были большие пробки, хорошо, что мы ехали на встречу потоку. На въезде в кемпинг стоял шлагбаум, необходимо сначала зарегистрироваться в вагончике перед шлагбаумом, затем можно въезжать на территорию кемпинга. В кемпинге достаточно много места для палаток. Душ по заранее пополненной карточке кемпинга, WiFi бесплатный, но на каждое мобильное устройство необходимо было получить отдельный логин и пароль, сеть покрытия оставляет желать лучшего, берет только в зоне ресепшн.
3 день 28/06/2017
Oslo - Nottoden - 360 - 36 - E134 - 45 - Dalen - 45 - 9 - Lysebotn
Позавтракав, отправились в парк скульптур Вигеланда. Вход в парк бесплатный. Было достаточно много туристов из Азии. Парк очень понравился.
После парка была запланирована пешая прогулка по городу в сторону Королевского Дворца.
Дорога от Дворца ведет на известную и жипописную улицу Карла-Юхони, миновав которую, мы направились к знаменитому зданию Оперы. Сейчас в Осло ремонты на Tollbugata, поэтому если пойдете пешком к опере, то лучше идти по Prisens gate. Здание Оперы впечатляет. Шедевр скандинавского зодчества.
На прогулку по Осло, покупку сувениров ушло порядка 4-х часов. В Осло очень понравилось, виден высокий уровень жизни, свежий воздух, везде чисто. Наверное не совсем корректно сравнивать, но Осло понравился мне больше, чем Стокгольм.
Второй целью на этот день был кемпинг в Люсеботне, к которому мы и выдвинулись. По воле навигатора в районе Nottoden'а навигатор свернул нас на малоизвестную дорогу за номером 360, вот тут и ощутили, что будет впереди, эта дорога узкая, с уширениями для разъезда со встречным транспортом. Первая такая дорога. Потом было ещё краше, по 36 дороге открылись впечатляющие виды на озеро Seljordsvatnet и окружающие его горы.
Далее подарком был первый серпантин, который спускает по 45 дороге в Dalen, и затем второй, который из него выводит . Серпантины для некоторых участников экспедиции - двух из трех были неожиданными. Дальше, конечно будет гораздо больше, но этот запомнится как первый.
Заправились в местечке Valle перед поворотом с 9 дороги на узкую Fv337 на Люсеботн. Бензин на заправках, встречавшихся раньше, был на пару крон дешевле. Имейте ввиду.
И вот начались знакомые мне по поездке трехлетней давности пейзажи, зеленые голые скалы, овцы, узкая дорога, снег в горах.
Туннель к Люсеботну мы окрестили "комнатой страха" в силу его специфической ширины и освещенности, в целом туннель проезжабелен без каких-либо трудностей. Просто кругом ощущается дикость и недоступность здешних мест. Остановились на ночевку в Lysebotn camping. Там дул не хилый ветер, правда поскольку кемпинг находится на берегу Люсе-фьорда на уровне моря, воздух был довольно теплый.
Мне кемпинг понравился, душ 10 NOK на 5 минут, есть кухня, в которой без проблем можно готовить и мыть посуду, хороший WiFi. Отличный вид вокруг кемпинга - ничего не сказать, рядом водопад, кемпинг в неприступных горах, сказка.
4 день 29/06/2017
Lysebotn - трекинг на Kjerag - паром Lysebotn --> Forsand - Preikestolen camping
С утра отправились на треккинг к Kjerag'у. Парковка стоит 200 NOK, оплатить можно минимум сутки. По парковке бегает норвежский парень и дотошно следит, чтобы все её оплатили. В этот день было очень ветрено, по пути на горошину с гор практически сдувало, хорошо, что дождя не было, я был наслышан о съезжающих на попах туристах по каменистой гладкой поверхности, коими изобилует путь на Kjerag. Дошел до горошины в скале за 1,5 часа. Сфотографировался, поел и пошел назад. Обратный путь занял те же 1,5 часа. Народу было достаточно, очень мало участков, где бы шел и не было бы видно в отдалении хотя бы одного человека.
У нас был заранее забронирован паром Lysebotn - Forsand, двухчасовой миникруиз по Люсе-фьорду. Автопакет машина + 4 человека обошелся в 1190 NOK. По пути можно рассмотреть Kjerag снизу, увидеть очень интересную лестницу Flori, по которой есть отдельный треккинг, и конечно полюбоваться Кафедрой Священника или в простонародии Preikestolen с воды.
Длительность экскурсии составила 2 часа 10 минут, в 20:10 мы высадились в Forsand и выдвинулись в Preikestolen camping. Кемпинг оснащенный, безлимитный, бесплатный (!) горячий душ, удобная посудомоечная комната с множеством моек. С душем есть нюанс - надо постоянно нажимать на рукоятку, чтобы на Вас лилась новая порция воды, оно примерно по секунд 10 работает, то есть каждые 10 с секунд необходимо нажимать на рукоятку. Кемпинг очень и очень популярный, напомнил небезызвестный Odda camping, почти весь забит автодомами, но под утро освобождается почти полностью.
5 день 30/06/2017
Треккинг на Preikestolen - 13 - паром Hjelmeland-Nesvik - 520 - 134 - 15 - 551 - Enes Camping
В этот день было очень солнечно, треккинг на Preikestolen считается простым, но по солнцу, с кучей народа, который там постоянно в большом количестве, идти тяжелее. Безусловно лучшие фотографии и наслаждение видами на фьорды - в солнечную погоду. Мы подъехали к 12:00, парковка была почти вся занята, но ещё были свободные места. За 4 часа сходили туда и обратно. По выезде с парковки необходимо оплатить 200 NOK. Там шлагбаум и автомат, автомат принимает карты.
Этот день был плотно распланирован, впереди паром, водопады и 520 дорога.
Паром Hjelmeland-Nesvik обошелся в 180 NOK - автомобиль + 2 пассажира.
Honganvikfossen (59.594276,6.284781)
Svandalsfossen (59.625107, 6.290960)
Låtefossen
520 дорога мне очень понравилась. Но мы на ней не сфотографировались и видео не записывали, видимо сказалась усталость от треккинга на Preikestolen. И надо было двигаться к Odda.
В общем по 520 дороге я бы проехал ещё раз, красивая, самобытная и старая дорога. Прелесть.
Вот с кемпингом в тот вечер вышла небольшая накладка. Мы проехали Hildal Camping, правда он вообще был бы самым удобным, заехали в Odda Camping, там было все занято, было решено отвернуть на 551 дорогу в сторону Sundal Camping. На часах было уже 23:00, когда мы приехали в Sundal Camping, там было все занято и сам кемпинг очень маленький. Вот и верь после этого рейтингам. Кемпинг-то наверное хороший, но для автодомов и маленький. Поехали дальше, в надежде, что следующий Enes Camping будет удобнее. Приехали почти в 12 часов ночи, на ресепшене никого, расстилили палатки на первом понравившемся месте и переночевали. В кемпинге правда был безлимитный горячий душ. Очень чисто и все только по норвежски написано. По утру мы быстро свернулись и уехали, поскольку место, в котором мы расстелили палатки скорее всего для этого предназначено не было (перед пустым коттеджем). В этот день я понял, что не каждый кемпинг одинаков, есть кемпинги сугубо для автодомов и выбирать место ночлега необходимо более щепетильно.
6 день 01/07/2017
13 - E16 - Lærdal Tunnel - 5 - паром Fodnes-Mannheller - Kjørnes Camping
Собрав палатки, отправились в Tyssedal к Языку Тролля. По пути, на 551 дороге нам попался замечательный водопад. Мы его видели накануне вечером.
За 5 км до парковки, откуда начинается треккинг на Язык Тролля, нас встретил обслуживающий персонал парковок. Ребята сказали, что парковка у начала треккинга уже вся забита и есть возможность поставить машину только на этой нижней парковке за 130NOK и ещё примерно за столько же доехать к началу треккинга. Время было около 11:00 по местному времени. Треккинг к Языку Тролля входил в обязательную программу, но оценив накладки, решили отказаться от похода к Языку, во-первых надо переплачивать, а во вторых неудобно.
Уехали, но зато на дороге встретили замечательное место для отдыха (60.184728, 6.588827), оборудованное всеми удобствами: столами, туалетом и возможностями помыть посуду. Поскольку мы не завтракали, решено было провести там пару часов. Не пожалели, а ещё пообщались с пожилой голландской парой, обоим под 60 лет и они уже 5-ю неделю путешествовали на своем кемпере.
Большинством мнений участников экспедиции было решено по снежной, 243 дороге, не ехать. В этот день были какие-то мероприятия в городе, мы их попытались объехать, но объезд оказался настолько неудобен и витиеват, что на дорогу мы так и не попали. И поехали по Лердальскому туннелю. Затем на пароме Fodnes-Mannheller за 145 NOK переправились на другой берег и остановились в Kjørnes Camping в палатках. Кемпинг понравился - довольно большой, кухня там была самая оборудованная, дешевые комфортные, очень много места для палаток. К тому же находится на берегу Согне-фьорда.
7 день 02/07/2017
55 -Lom - 15 - 63 - Dalsnibba - Folven camping
Живописная 55 дорога, по которой за считанные минуты попадаешь из обжитых теплых низин в снежные шапки. Температура окружающего воздуха меняется так же как рельеф за окном.
Городок LOM, очень важное перепутье, которое проезжает, наверное, процентов 90% туристов, поскольку отсюда расходятся пути - к 63 дороге - к 55 дороге и в Центральную Норвегию. Городок очень уютный, я в нем был во второй раз. В LOM мы сделали единственную покупку продуктов питания в виде хлеба. Пара буханок и пара чабатт обошлась почти в 1000 руб.
Следующей целью была Dalsnibba, въезд на серпантин к Далсниббе - 130NOK. Очень понравилось, действительно, съездить надо, виды со смотровой площадки захватывающие - на саму дорогу, на Гейрангер-фьорд и на предстоящий путь по 63 дороге.
Поскольку погода портилась и ближайшие дни предвещали затяжные дожди, решено было остановиться в домике в Folven Camping. Цены на домики демократичные - нам обошелся в 405NOK. Кепинг в живописном месте в горах. Дождь вечером полил без остановки, домик оказался оправдан на 100%.
Было решено взять его же и на следующей день, устроив передышку в окрестностях Гейрангер-фьорда. Как и советовали в отчете, передышка нужна, чтобы немного отойти от красот и подготовиться к новым впечатлениям.
8 день 03/07/2017
63 - Geiranger - 15 - Folven camping
Съездили к мини-языку Тролля, местонахождение которого хорошо описано у m.e.g. в Канве. Прогулялись на окрестных смотровых площадках.
Устроили дневку в Folven Camping. Разговор с владельцем был простым: хотим снять у вас тот же домик ещё на одну ночь. Он спросил - сколько платили за предыдущую ночь. Столько же домик стоил и в следующую.
9 день 04/07/2017
63 - Geiranger - паром Eidsdal-Linge - 63 - треккинг на Стену Троллей - Bakken Camping
Был самым для меня важным днем. Именно в этот день была поставлена цель покорить Стену Троллей Trollveggen, о которой я достаточно слышал, смотрел разные отчеты.
Встав пораньше в 6 утра по местному времени и позавтракав, выехали из кемпинга и вновь въехали на 63 дорогу. Посетили сам Гейрангер, полазили в сувенирных лавках и выдвинулись на дорогу Орлов, посетили смотровую площадку Ørnesvingen.
Паром Eidsdal-Linge 145 NOK, переправа через величественный и спокойный Та-фьорд.
И, наконец, доехали до Plattingen, откуда открываются величественные виды на Лестницу Троллей и начинается треккинг к Стене Троллей.
Погода в этот день была переменчива. Начали треккинг в относительно благоприятную погоду, временами светило солнце, дождя не было. Но все интересное началось позже. На треккинговом маршруте мы встретили всего 4 человек, и как я понял позже, по следам на снегу, никто их них сегодня не дошел до финальной точки. В этом году погода преподнесла сюрприз, снег на протяжении последних пару километров не стаял вообще никак, то есть вместо привычных камней под солнцем, каковые в изобилии имелись в отчетах по другим годам, в этом году нас ждала снежная пустыня в горах. Хорошо, что следы не до конца замело, я по остаткам следов только и ориентировался. На определенном этапе уже подумалось, если вот за тем снежным барханом не будет стены, придется развернуться. Но, форсировав этот бархан, я аккурат оказался на крае стены. Погода оставляла желать лучшего, все было в тумане, никакой долины и края стены видно не было. Через несколько минут пошел снег и налетели облака тумана, скрыв обратную дорогу напрочь. Потом рассеялось и я начал путь назад. Пришли назад промокшие, поскольку на обратном пути начался дождь. Но счастью не была предела.
По Лестнице Троллей съезжали в глухом тумане. Обогнув Стену Троллей через Åndalsnes, въехали на 136 дорогу, заехали в планируемый для ночевки Trollveggen Camping, но передумали там оставаться - стена все равно была в непроглядном тумане и шел дождь. Поехали дальше и остановились в слеющем на трассе кемпинге Baken Camping. Хозяин оказался приветливым. Я осмотрел все удоства - сам домик, там стандартно - плита, обогреватель, 2 двухэтажных кровати [4 спальных места], пункт помывки посуды, один мужской душ и один женский, горячий душ безлимитный, правда система бойлерная, при длительном мытье вода становится холоднее. Цена за домик 450 NOK. Обсушиться и обогреться после треккинга на Стену Троллей было совсем нелишне.
10 день 05/07/2017
E136 - E6 - 24 - E16 - 2 - 61 - Karlstad
Перегон по Норвегии по указанным дорогам, описывать особо нечего. На границе со шведской стороны заправили полный бак бензина, в Швеции он все же дешевле. Получается за листр в Финляндии и Швеции цена примерно одинакова - около 93 рублей, а в Норвегии цены колеблются от 100 до 114 рублей за литр. Ночевать было решено в Karlstad Camping. Палатка + машина обошлись в 220 SEK. Ничего плохого о кемпинге сказать не могу, ровно как и ничего хорошего, он явно не для палаток, там очень мало места для них. Сами шведы показались какими-то слишком уж чопорными, ходили по кемпингу, как у себя дома. Поэтому для ночевки на шведской стороне лучше выбрать что-либо иное.
11 день 06/07/2017
Karlstad - Stockholm - Helsinki
Перегон к парому Viking. Мы подъехали к 12:00, поставили машину у въезда на регистрацию. Сама регистрация началась в 13:45, погрузка автомобилей на паром началась в 14:33 по местному времени. В 16:00 паром отплыл. В 23:00 причалили к Мариенхамну, удалось немного посмотреть на столицу Аландских островов, я видел город 2-ой раз в жизни, было приятно.
12 день 07/07/2017
Helsinki - Санкт-Петербург
Дорога до дома. На нашей границе бардак, куда идти ставить штампы непонятно, организация паспортного контроля не на высоком уровне. В общем, добро пожаловать на Родину, сынок. После Скандинавии не сразу удается вписаться в наш привычный быт, там все ярче, чище и аккуратнее. Но где бы хорошо не было, дома все равно лучше .
Итого пробег составил 3743 км, от парадной до парадной, расход топлива 8,3 л.