Ну вот, полюбовались церковной архитектурой, теперь перейдём к светской.
Здесь нужно сказать пару слов, о том, как развивался город.
Годом основания Тампере считается 1775 и появился он благодаря шведскому королю Густаву III: именно тогда монарх обратил внимание на небольшое поселение, чрезвычайно удачно расположенное на реке Таммеркоски. Вскоре здесь была сооружена плотина, а берега постепенно начали обрастать зданиями фабрик. В 1779 король официально объявил поселение городом и даровал ему множество разнообразных льгот.
В 1809 году, после войны между Швецией и Российской Империей, Финляндия стала частью России. Тампере снова повезло: Александр I так же снял с города бремя налогов и таможенных платежей.
Особая страница в истории города - 1820 год. Джеймс Финлейсон, инженер из Шотландии, выходец из Глазго, основал в Тампере хлопчатобумажную фабрику. Это было поистине революционное предприятие: мало того, что оно было первым по-настоящему крупным в Финляндии, так здесь еще и применялась самая инновационная в Европе технология производства: впервые для работы механизмов и освещения стали использовать электроэнергию. С этого момента начался индустриальный подъем города. Появлялось несколько машиностроительных мастерских, деревообрабатывающие предприятия, цеха по обработке льна, шерсти и другие фабрики.
В 1900 году здесь собрали первый финский паровоз, в 1909 – первый автомобиль.
В итоге Тампере заслуженно стал главным промышленным центром Финляндии.
А в девяностые годы уже 20 века к этому прибавилось еще и звание центра передовых информационных технологий. Известнейший финский брэнд – Nokia – тоже происходит отсюда. Nokia, кстати – это название поселка вблизи Тампере, где была основана знаменитая фирма.
Как я уже писала, город расположен между двух озёр. Их связывает река Таммеркоски, на ней всегда были пороги. Кстати, само историческое название города (Таммерфорс) означает на шведском "порог на реке Таммер".
Географическое положение города определило роль и значение Тампере на многие годы. Во времена, когда не было паровых, а тем более электрических двигателей, для приведения в действие заводских машин использовалась сила падающей воды, а мощные пороги на Таммере идеально подходили для этого.
Еще с XVII века на порогах Таммер стояли мельницы местных крестьян, а уже в 1783 году здесь начала работать первая в Финляндии бумажная фабрика.
И, наконец, в начале 19 века положение города оценил и Финлейсон, построивший на берегу Таммер первую в Финляндии хлопчатобумажную фабрику, вскоре ставшую крупнейшим предприятием страны, своеобразным «государством в государстве»: при ней были своя церковь, больница, детский сад и школа, банк и собственная полиция. Не говоря уж о жилых домах для рабочих. Фирма, кстати, работает до сих пор (производство переехало в пригороды).
Один за другим по берегам реки росли все новые фабричные корпуса, а в 1861 году здесь появляется и первый машиностроительный завод «Тампелла». Бурно развивающейся Финляндии нужны были станки и гидротурбины, пароходы и паровозы — их и выпускал «Тампелла». Таким образом, вторая опора финской индустрии — машиностроение — тоже берет начало на берегах реки Таммер. Помимо локомотивов и турбин на фабрике было ещё и текстильное производство, специализирующееся на изделиях из льна.
Итак, в 1882 году на заводе Финлейсона зажигаются - впервые в Северной Европе - электрические лампы, а спустя девять лет на реке Таммер появляется и электростанция.
Почти все заводы Тампере к концу 20 века либо остановили производство, либо перенесли его за пределы города.
Зачем я так подробно об этом рассказываю? А это нужно, чтобы перейти к показу своеобразной архитектуры города. Она изобилует бывшими фабричными корпусами из красного кирпича, перестроенными под офисные здания, художественные галереи, рестораны, бутики, кинотеатры.
Вот здание Тампелла. В 2000-х исторические корпуса бывшей фабрики отремонтировали и открыли в них большой музейный комплекс "Vapriiki" ("Фабрика"). Здесь сейчас находятся музеи: Естественной истории, Истории Тампере, игрушек, обуви, финского хоккея, Гражданской войны и даже Компьютерных игр!
Вообще, Тампере не испытывает недостатка в музеях. Помимо перечисленных выше, в городе есть еще:
- Художественный музей
- Музей современного искусства Sara Hilden Art Museum
- Музей минералов
- Музей кукол и костюмов
- Музей быта рабочих (с квартирами-коммуналками)
- Музей полиции
- Музей почты
- Музей Ленина (он здесь жил некоторое время) – единственный в Западной Европе
С музеями в этот раз у нас вышла неувязочка – мы приехали в город в воскресенье вечером, а по понедельникам большинство музеев имеет выходной день!
И главное расстройство – мы не попали в музей Муми-троллей. Не смейтесь, взглянув на мой профиль. Я помню, сколько мне лет. Но Мумиков люблю нежно. На сайте я не заметила объявления, что музей сейчас находится в процессе переезда. Но все, он уже открылся на новом месте – в концертно-выставочном Дворце Тампере. Центром экспозиции является пятиэтажный Муми-дом, построенный самой писательницей Туве Янссон и ее друзьями - художниками в 1970х, без каких-либо предварительных эскизов! Кроме того, на выставке представлены оригинальные иллюстрации Туве Янссон к книгам о Муми-троллях, миниатюры, трехмерные фигуры… В общем, надо ехать снова!!!!!
А пока – гуляем дальше.
Справа от главных ворот фабрики "Тампелла" находится здание пожарного депо (Satakunnankatu, 16). Его построила в 1908-м году единственная в то время в Финляндии женщина-архитектор Виви Лённ / Wivi Lönn.
Вот бывшая бумажная фабрика "Френкель и сыновья". Она появилась на берегу Таммеркоски в 1830-м году. Поначалу бумагу делали вручную, но в 1842-м году на этой фабрике была установлена первая в Финляндии специальная машина. Сегодня в зданиях - театр и офисы.
Идём по мосту через Таммеркоски. Мостов несколько, один из них построен рядом с построенной в 1930-х г.г. электростанцией, кстати, работающей до сих пор на прежнем месте - около одного из речных порогов.
Вот вход на территорию завода Финлейсона.
В бывших заводских зданиях открыто много музеев: текстильной промышленности и паровых машин, использовавшихся когда-то на фабрике, СМИ и шпионажа.
В первый вечер мы туда не пошли, собирались на следующий день там погулять и посмотреть все отреставрированные сооружения. Но нашим планам помешал дождь, так что отложили на будущее, так как уезжали с чувством, что надо обязательно вернуться.
Кстати, многие из встречающихся на фотографиях "фабричных" труб вовсе не старинные, никогда не были в рабочем состоянии, и из них не валил дым. Построили их относительно недавно, "растут" они не с крыш зданий, а прямо с земли и лишь для того, чтобы подчеркнуть промышленное прошлое города.