Все началось с того, что друзья купили большую новую машину и предложили съездить на ней куда-нибудь в Европу на майские праздники. «Где-нибудь в Европе» нас интересовала только Норвегия, поэтому принялись изучать вопрос. Времени на все про все – максимум, две недели, включая дорогу. В итоге чисто на Норвегию – неделя.
Поездка за границу на автомобиле прямо из дома – это новый для нас опыт. В таком способе путешествия, безусловно, есть плюсы и минусы. В первую очередь, налицо финансовая выгода. Вчетвером ехать на своей машине в разы дешевле, чем лететь и брать на месте авто напрокат. Собственно, мы и решились-то на Норвегию по бедности. Не получается на этот раз слетать за тридевять земель, как мы любим, значит, поедем «экономить» в одну из самых дорогих стран Европы. Во-вторых, ты хорошо знаешь, на чем едешь. В нашем случае это была «Шевроле Тахо», как оказалось, тачка чрезвычайно комфортная, самое то для длительных переездов. К тому же вместительная. Можно взять с собой сколько угодно барахла. Главный минус, конечно, это потеря времени. Если считать стартом ралли Ригу, первое интересное место по пути, то от Ростова это 2000 км и, минимум, два дня в одну сторону. Что ж, теряем в темпе, выигрываем в качестве.
Виза Норвегии – из числа самых противных в шенгене. Благо, у нас был прошлогодний венгерский мульт. Друзья же честно подавались на визу Норвегии, получили однократную на даты поездки. Предоставляли примерный маршрут и отменяемые брони гостиниц в ключевых точках. Билеты на паром мы покупали, когда уже все визы были на руках.
Ехать прямиком в Норвегию по земле из Ростова-на-Дону – это даже для бешеной собаки нереальный крюк. Тут нам в помощь паромы через Балтийское море. Для нас оптимальным получался вариант поездки через Ригу, откуда отплывают паромы до Стокгольма. Так что, помимо Норвегии, мы захватили еще две новые страны – Латвию и Швецию.
Билеты на паром покупали за полтора месяца до поездки на сайте компании «Tallink Silja Line» (http://www.tallinksilja.ru/rigsto-carp). Там все просто и понятно, есть русский язык. Можно поиграть с датами и выбрать дни, когда билеты дешевле (в выходные, например, дороже). Паромы из Риги в Стокгольм отправляются в 17.30, обратно в 17.00, в пути 17-18 часов. Стоимость складывается из цены билета на машину и каюту, куда вмещается до четырех человек. Наш шарабан по размерам не проходил как легковой, пришлось платить, как за микроавтобус. Каюту выбрали класса А (на верхних палубах, с окном). По мне, так окно в каюте – это блажь, но компаньоны пожелали непременно с окном, тут сэкономить не получилось. Еще на сайте можно сразу добавить ужин и завтрак (шведский стол), мы ограничились только завтраком (10,5 € - если заранее не бронировать, будет чуть дороже). Итого на четверых вышло 679 € туда и обратно. На машине нормального размера и в самой простой каюте получится где-то в районе 500 €.
В Норвегии и Швеции до сих пор своя валюта – кроны (NOK – норвежские, SEK – шведские). На момент поездки курс был примерно такой: 1 NOK = 6,9 руб., 1 SEK = 6,6 руб., 1 € = 63,5 руб. Быстро сориентироваться в ценах можно так: делим кроны на 10 – получаем евро (более точное соотношение - 9:1). Брали с собой 100 € мелкими купюрами на всякий случай, все их потратили в Латвии. В Норвегии и Швеции платили только картами. Даже в тех местах, где вроде нужны были наличные (например, 10 крон на платный туалет), покупали монеты по карте.
Жилье заранее не бронировали. Ночевать собирались преимущественно в кемпингах. На всякий случай брали палатки, но ни разу не воспользовались, спали в домиках. Экономили на том, что селились все вместе в один дом. Примерная цена домика в норвежском кемпинге без удобств – 50 €, с удобствами – от 100 €. Хороший сайт с картой кемпингов: https://www.norcamp.de/en/norway.camping.map.0.html. Есть мобильное приложение. Там я предварительно смотрела расположение работающих в мае кемпингов в интересующих нас районах.
Еще один полезный ресурс, если едешь в Норвегию в низкий сезон: актуальное состояние дорог (http://www.vegvesen.no/Trafikkbeta/?lat ... 845&zoom=4).
Рестораны и даже фастфуд в странах Северной Европы чрезвычайно дороги, поэтому питались мы, в основном, продуктами, которые покупали в супермаркетах. В кемпингах есть чайники и электрические плитки, можно что-то быстренько разогреть или приготовить. Еще мы всегда с собой берем газовую горелку, но, в принципе, и без нее можно было бы обойтись. Особенно если есть термос. Для меня открытием этой поездки стали автомобильные термосы-чайники. Отличная вещь. Едешь и параллельно чаёк себе кипятишь.
Теперь по маршруту. При планировании поездки по Норвегии во многом ориентировались на следующие отчеты: Канва маршрута по Норвегии. Для первой поездки от 5 и более дней и В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!).
Норвегия известна широкому кругу читателей по красивым рекламным фотографиям. Разумеется, захотелось посетить три самые раскрученные туристические обзорные точки: «Язык Тролля» (Trolltunga), «Кафедру проповедника» (Preikestolen) и «Горошину» (Kjerag). Но оказалось, что в мае нам светит в лучшем случае только «кафедра». «Горошина», вообще, в это время года недоступна, а «язык» доступен относительно. Официально майские треки на него разрешены только с гидом. И тут начались метания. «Кафедра», прекрасно сочетающаяся с «горошиной», располагается настолько далеко от остальных доступных и интересных мест, что пришлось ею пожертвовать ради целостного маршрута. «Язык», самый длительный и физически напряжный из упомянутых треков, в принципе, был нам по пути. И поначалу мы думали продать почки и пойти на него с гидами. Потом решили рискнуть сходить самостоятельно. Посмотреть по погоде и состоянию. Дойдем – хорошо, нет – поедем дальше. Я даже специально для этих целей себе новые высокие ботинки купила. Но когда подбили весь маршрут, поняли, что «язык» не помещается. Ну, нет у нас лишнего дня для такого сомнительного мероприятия. В Норвегии куча других мест, куда можно гарантированно попасть в мае. К тому же я всегда стараюсь планировать время с запасом. В итоге, с учетом майской погоды, получился полупенсионерский маршрут, увы, без главных попсовых мест. На закуску оставили города – Осло и Стокгольм, посещение которых в случае форс-мажора можно было бы сократить или пропустить.
Итак, маршрут получился следующий:
РОССИЯ: г.Ростов-на-Дону – г.Москва – г.Великие Луки – ЛАТВИЯ: г.Юрмала – г.Рига – паром – ШВЕЦИЯ: г.Стокгольм – г.Эребру – НОРВЕГИЯ: г.Драммен – г.Хеддал – водопад Лангфосс – каменные воронки – водопад Лотефосс – г.Одда – долина Хуседален – водопад Вёрингсфоссен – обзорная площадка Сталхейм – г.Гудванген – трек Римстиген – обзорная площадка Стегастейн – ледник Нигардсбреен – г.Гаупне – дорога Согнефьелльсвеген – г.Лом – г.Хеллесилт – фьорд Гейрангер – г.Эйдсдаль – г.Ондалснес – Лестница троллей – г.Лиллехаммер – г.Осло – г.Мюсен – ШВЕЦИЯ: г.Карлстад – г.Стокгольм – паром – ЛАТВИЯ: г.Рига – РОССИЯ: г.Великие Луки– г.Москва – г.Ростов-на-Дону.
На карте отмечены точки, где мы были. Маршрут прорисовывать не стала, поскольку, как это будет ясно из дальнейшего текста, он не везде получился оптимальным.
Команда ралли обновилась на 50 %. С вами бессменные Штурман Басов и Политический Руководитель, который эту поездку провел под кодовым именем «Тренер». Везет нас на красивом и большом танке Новый Первый Пилот со своей Стюардессой.
29.04.2017. Автопробегом по разгильдяйству.
1550 км: г.Ростов-на-Дону – г.Москва – г.Великие Луки
В моих девичьих фантазиях за первый день путешествия мы должны были доехать из Ростова до Москвы, переночевать у друзей и дальше уже двигать в сторону Риги. Но наш Новый Первый Пилот заявил, что Москва – это несерьезно, и что он готов рулить сегодня до упора. Что ж, годится. Лучше мы в Прибалтике больше времени проведем, чем в Москве. Неизвестно, сколько времени займет прохождение границы, подстрахуемся.
Действительно, до Москвы мы домчали за 9 часов. Цена вопроса – 1500 руб. штрафов. Потоптались немного на МКАДе и рванули на Новорижское шоссе. Дальше думали ехать часов до восьми вечера и по ходу искать ночлег. Но Тверская и Псковская области – это не юг, где под каждым под кустом вам готов и стол, и дом. Оказалось, что с населенными пунктами там не густо. Посмотрели на «букинге» – ближайшие гостиницы аж в Великих Луках. Далековато. Но на всякий случай забронировали и ехали в надежде, что нам попадется что-нибудь пораньше. Ни фига. Не попалось. Пришлось до 22.00 катиться по искомому адресу.
Мотель «Подворье» (2100 руб. за двухместный номер с удобствами) – вполне приличное место, располагается прямо возле трассы. Есть кафе. Единственный нюанс, сегодня суббота, и здесь гуляют свадьбу. Нас заверили, что вход в кафе отдельный. Но оказалось, что кафе и банкетный зал разделены ширмочкой. Не удалось после тяжелого дня поужинать в тишине, пришлось участвовать во всех свадебных конкурсах. А еще здесь из крана течет сероводородная вода. Для кожи чрезвычайно полезно, но запах, конечно, специфический.