Это путешествие было большей частью спонтанным. Подготовка к нему была минималистичной (читать: крайне недостаточной), были только определены основные глобальные цели в виде района Неаполитанского залива, Помпей и Амальфийского побережья. Основные городки и интересующие места были, конечно, помечены, но их выбор и последовательность посещения на момент начала путешествия определены не были. Да и как вы сможете вскоре убедиться, наши планы менялись не только на день грядущий, но иногда и на день текущий. Выходя из отеля, думаешь отправиться в одно место, но волею судьбы оказываешься в совершенно другом. Однако стоит отметить, что это нисколечки не испортило общего впечатления от путешествия, кое в итоге было выше всех похвал. Но обо всём по порядку.
Сразу хочу предупредить: сейчас пойдёт «многабукаф», большей частью описывающих такие сопутствующие обстоятельства как погода, дорога, аренда авто, но не сами места. Так что смело можете пропускать эту техническую часть и переходить к интересующему разделу:
- ― Неаполь
― Поццуоли
― Искья
― Помпеи
― Геркуланум
― Сорренто
― Амальфийское побережье
― Амальфи
― Тропа Богов
― Пертоза
― Казерта
― Тиволи
― Заключение
Дело было в начале мая, что представляется достаточно хорошей порой для Италии южнее Рима. В частности, для посещения Кампании я бы выбрал вторую половину апреля–начало мая или октябрь. Это без учёта пляжного отдыха. Если же купаться, то, наверное, стоит остановиться на июне или конце сентября–начале октября. Но надо не забывать, что июнь и сентябрь — это достаточно жаркие месяцы для этой части Италии (я не говорю об июле–августе, когда там пекло). В мае вода ещё холодноватая — может, конечно, и повезти, и в конце мая будет более-менее терпимо, но я бы особо не рассчитывал. В сентябре с водой всё окей, а вот с воздухом не ахти (всё ещё жарковато). Всё вышесказанное имеет место, только если посещение Кампании планируется не ради пляжного отдыха, а подразумевает хотя бы частичное посещение каких-то достопримечательностей (в противном случае я не рискну давать каких-либо рекомендаций, поскольку не являюсь любителем этого вида отдыха). В начале октября жара спадает, а вода всё ещё тёплая, и мне видится эта пора идеальной для совмещения пляжного отдыха с посещением интересных мест. К концу же октября увеличивается вероятность дождей и волн на море. Вообще же по осадкам — летом их значительно меньше, в остальное же время примерно одинаково (больше, конечно, но всё же не слишком много). Май и сентябрь–октябрь — переходный период, т.е. чем ближе к лету, тем меньше осадков.
Пляжный отдых нас не интересовал, а по совокупности других факторов (температура, осадки, зелень и т.д.) была выбрана первая половина мая. В апреле (особенно в начале) есть вероятность нарваться на непогоду. Например, за месяц до того, как туда приехали мы (в начале апреля 2015 года), на Соррентийском полуострове выпал мокрый снег. Да-да, снег в апреле вблизи Капри! Конечно, это исключение, случающееся раз в несколько десятков лет. Но к большому огорчению ранних туристов в тот апрель было достаточно холодно — а отопление есть далеко не в каждом отеле в тех краях! Да и вероятность осадков в апреле не сильно отличается от, скажем, февральской. Так что нам, во-первых, хотелось минимизировать вероятность встречи с дождём, а во-вторых, не бегать от тенька к теньку под лучами палящего солнца (а тогда ещё были свежи воспоминания об июльском Риме с его +38 за несколько лет до этого). Сразу скажу, что эти два пункта были выполнены с блеском: ни дня дождя и никакого палящего солнца за всё наше путешествие.
Начиналось наше путешествие в Риме, в аэропорту Чампино. Там мы взяли авто и, не заезжая в столицу (а это мне казалось, мягко говоря, неразумным), направились прямиком в Неаполь. Конечно, логичнее было бы прилететь сразу в Неаполь, но из ближайших к нам аэропортов туда было либо не попасть, либо цены уже взлетели до небес (билеты на самолёт мы покупали месяца за полтора-два до начала путешествия). Так что точкой входа (а вместе с тем и выхода) был выбран Рим. Прилёт был в первой половине дня, вылет же должен был быть с раннего утра. По этой причине, кстати, мы добавили в наше чисто кампанианское (кампанийское?) путешествие Тиволи, что недалеко от Рима, — чтобы заехать туда в день перед вылетом и спокойно с утра добраться в аэропорт.
Что касается авто: это было первое моё путешествие, когда я был за рулём. Автопутешествия были, а вот чтоб за рулём — впервые. Выбор пал на Ford Fiesta и прокатную контору в лице Goldcar. К слову сказать, к последней никаких нареканий не было: ни с получением, ни с самим авто и сопутствующими условиями аренды, ни с процедурой сдачи и последующими возможными (к счастью, не случившимися) списаниями. Единственное — что при получении авто мне очень настойчиво пытались навязать полную страховку. Сначала спросили, не еду ли я в Рим. А поскольку в Риме до этого я был и воочию видел весь тот ужас на дорогах, у меня такого и в мыслях не было. После этого они поинтересовались, так куда же я направляюсь. «Кампания? — заулыбались они — И без страховки? Вы хоть представляете какое там движение? А кражи/угоны?». Но я был непреклонен. Они написали мне четырёхзначные суммы (с учётом франшизы по умолчанию), которые мне придётся заплатить в случае аварии или кражи. Убедившись, что и это не возымело на меня никакого действия, а моя банковская карточка (вот же ж досада) не только подходит по всем параметрам, но и позволила заблокировать нужную сумму в 1.000 евро (это была их последняя надежда), они, уже не улыбаясь, отпустили меня на все четыре стороны. Тут надо всё-таки признать, что скорее всего я был неправ. На счёт Кампании они говорили чистую правду. Я почему-то думал, что серьёзный трафик может быть только в Неаполе, в который я не планировал заезжать (наивный — заехать-таки пришлось). Но это не так, в чём я тут же убедился. В первый раз на авто не в своей стране, да по местам, где дороги перегружены, а водители повально не соблюдают ПДД… Но обо всём этом позже.
Теперь же, под лучами яркого, но ещё не испепеляющего солнца, мы направлялись в сторону Неаполя. По дороге, кстати, я оценил, что машину мы взяли не в аэропорту Неаполя, а подальше. Оказалось, что я совсем не готов к чужому авто — до этого я ездил только на своей машине. Дело не в механике — на моём авто тоже ручная коробка передач, с этим никаких проблем, — а вот ощущения не те: обзор не тот, зеркала не там, стёкла не там, габариты не чувствуются, тормоза резковаты. Привыкание произошло только через час-два, в ходе поездки по великолепной дороге Рим—Неаполь. Вот взял бы авто вблизи Неаполя, да сразу по их сумасшедшим дорогам с неправильными ощущениями…
За несколько десятков километров от Неаполя появилась гора, которая становилась всё больше и больше. Хм, что это за гора, откуда ей тут взяться, вроде ж и не маленькая? А не Везувий ли это? Да это же он! Просто ракурс не классический. Да, гора величественная. Пару тысяч лет назад зрелище было, наверное, отменное (хоть и ужасающее) во время самого знаменитого извержения этого грозного и печально известного вулкана.
План был такой: не заезжая в Неаполь, приехать в пригород, в Поццуоли, где, как мне представлялось, царит спокойствие и тишина, заселиться в отель, поставить авто на стоянку и не использовать его аж до выезда в Помпеи. Окрестности же исследовать с помощью общественного транспорта, а до острова Искья добраться, естественно, на пароме. Но не тут-то было. Навигатор повёл прямиком в Неаполь, хоть на карте это и выглядело как крюк. От Рима до Неаполя дорога платная (за это расстояние надо было отдать примерно 15 евро). Если до Неаполя автострада была свободной (только на кольцевой в Риме и несколько километров после съезда с неё была небольшая пробка), то в самом Неаполе дорога стала сильно загруженной. Что ж там творится на бесплатных дорогах в часы пик? Проехав сквозь Неаполь, мы направились в Поццуоли, заплатив на съезде с автострады ещё 0,95 евро. Кстати, как вы думаете, в чём отличие 95 центов от одного евро? Если скажете, что особо никакой, то будете неправы. Разница существенная: сумма в 0,95 евро способствует трудоустройству целого (как будто бы бывают половинчатые) человека. Этот человек стоит возле автомата оплаты за проезд и смотрит, чем кто платит. Большинство водителей кидают монету в 1 евро и тут же уезжают, не дождавшись сдачи от медлительного автомата. В таких случаях этот самозваный «контролирующий» сразу вскакивает и жестами показывает следующему авто: «стоять, не рыпаться!». Тут же подбегает к автомату, выгребает честно заработанные 5 центов и возвращается на свой «пост», давая добро на проезд очередному авто. Как только я достал свою кредитку, интерес ко мне тут же улетучился.
В самом Поццуоли трафик был довольно приличный. При этом ещё в нужном нам месте навигатор неизменно сообщал, что вот тут, пару секунд назад, стоило бы повернуть. В итоге я этот ключевой поворот пропускал дважды, и каждый раз после разворота меня неизменно выводило на дорогу, у которой нужный съезд был перекрыт ремонтными работами. Впереди же находился лишь въезд на автостраду, с которой сразу же приходилось съезжать (естественно, снова оплачивая положенные 0,95 евро — и снова кредиткой, к сожалению местного «контролирующего»). В конце концов я понял, что вот это ответвление в крутую горку, напоминающее въезд во дворы, и является нужной мне дорогой — отель в итоге был найден.
Тут, конечно, стоило бы прогуляться по Поццуоли, но немецкие железные дороги не позволили. Это не опечатка — именно немецкие, именно железные! Просто до Рима мы летели из Кёльна, а в Кёльн должны были приехать с утра на поезде из другого немецкого города. Но дело обстояло так: в день перед отъездом я, находящийся в предвкушении столь любимой мною Италии, совершенно случайно узнаю от немцев, проходящих мимо и обсуждающих последние новости, что сотрудники дойчебана решили объявить забастовку и практически все поезда в ближайшие дни будут отменены. Сайт немецких железных дорог подтверждает мои самые страшные опасения — наш поезд отменён. Да чтоб вас! Как же теперь добраться до Кёльна, да ещё с утра? А это 250 километров от текущего местоположения! Что ж делать — надо срочно что-то предпринимать. Я быстро иду на сайт автобусного агрегатора в надежде, что ещё остались хоть какие-то свободные автобусы, все места в которых не раскупили немцы, которые наверняка об этой печальной новости (забастовке) узнали раньше меня. Да, есть, последний из тех, где ещё имеются свободные места. Отправление в 2:40. Ничего не остаётся — приходится брать. Ну да ладно, зато прогулялись по утреннему Кёльну, поспав перед этим, правда, часа два, не больше. По этой причине в Поццуоли мы решили распаковаться, отобедать да лечь пораньше спать. Экскурсионная программа была отложена до завтра. К слову сказать, Deutsche Bahn деньги за билеты вернул и даже предлагал компенсировать возникшие непредвиденные расходы. Но билеты на автобус вышли дешевле, чем на поезд, а оценивать причинённый нам моральный ущерб в виде недосыпа мы не стали.