(Перу в низкий сезон; ноябрь, 2008г.)
В каждом большом городе существуют свои «легенды Невского проспекта». Легенда улицы Горького начала 70-х рассказывает о существовании некого чувака, в квартире которого лишь диван с помойки, вбитые в стену два гвоздя вместо платяного шкафа, колченогий стол, на котором стоит «верхняя» аудиоаппаратура. И дека, и усилитель, и эквалайзер, и, конечно, записи – всё как надо. Убогая обстановка потому, что все деньги ушли к барыгам и фирме «Sony».
Последнее время ловлю себя на мысли, что сам превращаюсь в подобный миф. В самом деле, езжу на старой вазовской пятёрке. Покупаю себе «Wrangler» за 13$, а не «Levis» за 30$ и тому подобное. А вместо аппаратуры – путешествия.
За 2008 год были Багамы, Лаос, Сирия, Перу. Нормальный год. Нет, пожалуй, всё-таки хороший «тучный год».
Исходя из обязательств, возможностей, консенсуса с собственной жабой, лететь в Перу предполагалось в начале ноября через США. Билет Москва – NYC чуть более 700$ (Дельта) – не забудьте зафиксировать бонусные мили в скайтиме.
Большое спасибо за информацию об авиабилете yellow rat bastard NYС ANGELINE
от российских «пасюков». NYC-Lima через Fort Louderday - 360$ (Spirit Airlines). Плюсуйте американскую визу, отель в Нью-Йорке хотя бы на сутки в направлении туда. Но Нью-Йорк стоит мессы.
На обратном пути можно обойтись без отеля. Прилёт из Лимы в NYC в 10 а.m. (аэропорт Ля Гуардиа), а вылет из Кеннеди в Москву, что Дельта, что Аэрофлот осуществляются где-то после 4 p.m. Автобус-экспресс между аэропортами и запас времени более шести часов делают риск минимальным.
Мне нет необходимости искать отель в Нью-Йорке, поэтому совет по отелю могу дать только теоретический. Из Кеннеди на сабвее (ехать через «чернятник» - осторожно) доезжаете до низа Манхеттена. Находите терминал «Ferry» на Статен Айленд. Плавает круглосуточно, 25 мин в один конец.
Экскурсию на статую Свободы можно теперь не покупать, т.к. паром проходит в двух кабельтовых. Единственная в Америке бесплатная услуга – это проезд на этом «Ferry». Так вот, на Статен Айленде, вверх и влево от терминала, видел совсем простенький отель – не должно там стоить дорого. Поищите в сети, наверняка этот отель не один. Уж больно расположен удобно. Буковать, конечно, надо заранее.
Более жлобского дискаунтёра, чем Spirit Airlines не встречал. Ладно, там любой дринк за 3$, но на плече FL-NYC кресла не откидывались и за место у окна дополнительно - 10$. Стыковка во Флориде и туда, и обратно – час, полтора, хоть на этом спасибо. 3 часа + 5 часов = 8 часов.
В Лиме время совпадает с восточным побережьем, прилёт очень поздний. В Мирафлорес на сутки был заказан хостел за 40$. Плюс официальное такси из аэропорта - 15$. Ну, как же, ведь Лима – криминальный город. Да, двери хостелов даже в центре, даже днём часто закрыты на замок. Охранники есть и в колбасном магазине. А не входе в банках секьюрите не только в бронежилетах, но и за бронеширмами.
Чёрт его знает, за 11 дней лично ни разу ни с чем не сталкивался. Не нагуляв негативного опыта, сейчас бы наверное за мелкие деньги поймал бы около аэропорта такси и склонил бы к сожительству и к дискаунту тот же самый хостел – он был совсем пустой. В низкий сезон Вы диктуете хостелу цену. Прайс, висящий на рецепшен, смело делите пополам. Везде, кроме Лимы, 15$ - 20$ за горячий душ и туалет, чистые простыни и TV.
Передвижение между городами Перу ИМХО только на автобусах. Даже отрезок Куско – Лима, т.к. именно на него максимальная цена за внутренний авиаперелёт плюс tax. Конкуренция между автобусными компаниями высока и позволяет туристам за разумные деньги передвигаться по стране. Vika писала: «для того, чтобы выбрать лучший (автобус) на него надо посмотреть». Не надо, это не отель. Критерия для выбора два: кама обязательна, но важно на сколько раскладываются кресла (150 или 180 градусов) и сколько кресел в ряду (должно быть 2 + 1). На мониторе всё видно при покупке билета, так что фирма может быть любой. Выбирается только время старта. Кондиционер, плед, туалет, ланч-бокс и стюард на каме любой транспортной компании есть всегда. Спальный двухярусный китайский автобус гораздо хуже. На Круз дель сур переплата 10% - 15%, но за брэнд незачем переплачивать без необходимости.
Три плеча рекомендую пройти в ночь. Лима – Наска, Арекипа – Пуно, Куско – Лима. Другие два плеча (Наска – Арекипа, Пуно – Куско) – стартуете соответственно в 3 p.m. и 4 p.m. и финишируете к полуночи. Нет смысла так поздно искать хороший отель. В Арекипе хостел на втором этаже автовокзала обойдётся Вам в 10$. В Куско в первую ночь рядом с автовокзалом есть отель Golden Palace за те же деньги. Утром ищите в центре что-нибудь поприличней.
Ноябрьский бонус Перу – это коррида. Все четыре воскресенья ноября в Лиме (арена Acho) в 15-30- за 77 солей можно увидеть великолепное шоу. Абсолютно аутентичное – два из трёх тореро были испанцы.
Пройти контроль надо минут за сорок до начала, потолкаться в галереях, выпить пива, почувствовать атмосферу. Как заводится респектабельная местная публика (туристов почти нет), какими глазами женщины смотрят на тореадоров, как берут автографы мужчины, как жмут руку кумирам. А потом рёв на трибунах, балетные движения тореадоров, яркие костюмы, кровь на песке… Готовясь нанести последний удар, тореадор встаёт на пуанты, делает «стойку кобры» (фаллический символ!), и наступает полная тишина, потом вздох…
Каждый из нас видел это на экране десятки раз. Не то. С чем сравнит? В фильм «Призрак оперы» вложены десятки миллионов. Фильм получился прекрасный, но отлично помню свои ощущения и эмоции от постановки в Лондоне… Вот так и коррида вживую.
Что-то я увлёкся, перейдём к прозе.
Итак, жаль уважаемый Pups, что мои ответы на твои вопросы по корриде припозднились.
До арены – пятнадцать минут пешком от центральной площади. Встать лицом к губернаторскому дворцу, обойти его справа и выйти к речке. По мосту перейти на другую сторону, правее и вот она - арена Acho. Нашёл этот вариант через местный Интернет. Таких лавочек полно. За час 1 соль. Но здесь же самого хозяина попросите в местных сайтах покопаться. Предполагаю, что в субботу где-нибудь на другой арене коррида тоже происходит.
Advocat 73 писал о корриде для плебса на окраине Лимы за символические два соля. Без умервщления быков это какая-то португальская коррида, но в Португалии не убивают быков из гуманных соображений, а на окраине Лимы из экономии? Упоминалось о том, что одних и тех же быков гонят на арену.
Проезжая Оллантайтамбо, обнаружил подобное место. Догадался, увидев деревянные щиты – защиту от быков. Бригада армян – строителей сложила бы такую арену из камней за неделю. На ней разве что петушиные бои смотреть. Нет, если бы видел настоящую корриду в Испании, тогда, для расширения кругозора, может быть и пошел бы на «игрушечную» корриду.
Куя попробовал в Лиме. Тупиковая улица – перпендикуляр к площади напротив губернаторского дворца. Вглубь и справа открытый ресторанчик. Здесь можете за 20 солей заказать половинку куя. Это же дегустация, а не насыщение мясом. Что в целом куе есть нечего, что в половинке.
Понятно, что «зачифанить» куя в Перу не проблема, но здесь мне принесли маленький лафитничек писко - суе free. Комплимент всё равно ты оплатишь приличными чаевыми, но приятно встретится с европейским сервисом. Пиво на листьях колы – кислая дрянь, но надо самому в этом убедиться.
По поводу горной болезни. Предлагаю свой рецепт. Гематоген для преумножения эритроцитов в крови и свежевыжатый апельсиновый сок (витамин С) – литра два в день. Весьма эффективно, лишь в Пуно при энергичной ходьбе было сбито дыхание. На перевалах из Куско в Лиму думаю, что больше 5000 метров, потому что растительности никакой и местами лежит снег. Вот там да, чувствовалось, но ты в автобусном кресле лежишь – так что нормально.
Тропа гринго предписывает после Лимы осматривать рисунки Наска.
Вопрос, как в Наска в части цены нагибать авиакарлосов, остался мной не до конца изученным.
Предложения, естественно, начинают поступать как только ты выходишь из автобуса. Опять же, естественно, ты всех посылаешь и говоришь таксисту: гоу аэропорт. Там аэроагентств целая грядка и ими можно манипулировать в низкий сезон – вот «где у спрута сердце». Таксист кивает, но, будучи прикормленным, везет тебя не к зданию аэропорта, а к агентству «Аэропаракас». Такой ход, зная повадки Карлосов, ты предполагал, но уж очень всё в масть. Большое здание агентства рядом со взлётной полосой, через пустое шоссе, и с первого взгляда кажется, что это и есть здание аэропорта. Ладно, делать нечего, выслушиваю предложение конкретного Карлоса из Аэропаракаса. Им был озвучен прайс:
а) 3-х местная авиетка - 85$;
б) 5-ти местная авиетка - 70$;
в) 12-ти местная авиетка - 50$.
Карлос не торгуется, что тоже правильно. Я сижу в его офисе, большая сумка меня обременяет. Куда я денусь? Выйду на шоссе ловить машину? На мою удачу, увидел через открытую дверь на улице агента, который меня окучивал ещё на автовокзале. Дальше – дело техники. Столкнув лбами две фирмы, я улетел на 5-местной Сесне от Аэропаракаса за 60$.
В низкий сезон ожидание в аэропорту составляет минут двадцать.
Неудовлетворение от своих непрофессиональных действий всё-таки осталась, поэтому вопрос: кому-нибудь удалось на такси преодолеть шлагбаум на въезде и доехать непосредственно до здания аэропорта Мария Райхе?
Небольшое отступление. Забавно самому заметить в своём тексте лёгкую тень неудовлетворения. Когда меня разводили – было местоимение «ты». Когда удалось несколько уйти от развода – появилось местоимение «я».
Заповедь «не завтракать перед полётом» надо соблюдать свято. В полёте даже появилась мысль, что поскольку времени избыток, следовало бы дождаться укомплектования пассажирами 12-ти местного самолёта – ведь не будет же тяжелая машина делать такие авиаманевры.
На такой же пятиместной «Сесне» я летал над Гранд - Каньоном в 1997 г. Вообще никаких проблем, но американский пилот не чертил крылом как указкой и не закладывал виражи. Был полный релакс и бессмертная мелодия из «Однажды на Диком Западе» в наушниках.
Ну, были моменты, когда в полётах приходилось туго. Рейс Иркутск – Улан-Уде, осень 1974 г. Самолёт Ли-2 (?) – реплика американского поршневого Дугласа, такие к партизанам летали и на костры садились. Над Байкалом поболтало нас сильно.
Ощущения при полёте над линиями Наска где-то посередине.
И это при том, что я всегда считал тренированным свой вестибулярный аппарат. Во всяком случае, морскую качку я переношу хорошо. Вот, помню в 2002 г. пересекал я на пароме Татарский пролив, а шли мы из экономии солярки на одном дизеле…
Дайте в конце концов постебаться немножко!
В Наска время убивается по-разному. Я не поехал к «мертвякам», а пошёл в музей на центральной площади. Так себе.
Свежая информация по Наска: первый автобус на Арекипу теперь отходит на час раньше, в 15-00 (Круз дель сур).
«Мой белый город, ты цветок из камня», - эти строки больше походят Арекипе, чем Еревану, испорченному постройками советского периода. Не мной первым замечено, что прелесть городу часто придают эфемерные пустяки. Как, например, цветущие каштаны в Киеве или неделя цветения сакуры в Вашингтоне. В Арекипе пустяки не эфемерны. Это большие пальмы на центральной площади на фоне снежных вершин.
В Арекипе познакомился с девушкой из Владимира. Она уже съездила в Колку на два дня и была сильно разочарована, т.к. кондоры не появлялись. Зато каким-то образом смогла отказаться от платного гида на Хуаните. Обаяла или взяла измором? Она сама не смогла толком объяснить, но такое оказывается возможно.
В каньон Колка я не планировал ехать, т.к. видел кондоров в Эквадоре, такое тоже возможно.
Вышли мы из машины проветрить слипшееся, а Хаматендер рукой показывает… Тогда я не знал, что при виде кондора надо восклицать «вау». Ведь не птица же Рух?
Ну, конечно, везение. Да и видел не слишком близко. Так что только слегка приукрашивал, когда писал в отчёте по Эквадору, что «кондоры и ламы оживляют пейзаж».
Второй ноябрьский бонус Перу – праздник Манко Капака. Действо происходит в Пуно 5 ноября. Манко Капаку и его жену – сестру Окльо несут на носилках, в его руках золотой жезл, данный ему Солнцем и Луной, как он есть их сын. Его задача воткнуть жезл в нужном месте, основать город Куско, освободить инков от тьмы варварства, и т.п. по обычной схеме всех мифов. Манко Капак – первый Инка, родина его Титикака.
Всё это сильно смахивает на праздник Нептуна в Артеке. И тот, и другой «выходят из воды». У Нептуна в свите лишь русалки и черти, а у Манко Капака сопровождение побольше и количественно и качественно. Вместо пионеров, одетые в национальные костюмы аборигены, в основном семьями. Они съезжаются со всей округи и это праздник для них, а не для туристов. Чтобы сделать качественные снимки надо заранее пробиться в первые ряды живого коридора, потом это уже невозможно.
Более по Пуно ничего не банального рассказать не могу. Только отдельные рекомендации. Не пробуйте тручу на Уросе – тарелки моются в озере, а Титикака не Байкал.Сальмонела и прочее есть не только в Индии и к тому же в Перу в день ты не выпьешь профилактически «наркомовские» двести грамм виски – горняшка задавит.
На приличном даже по западным меркам автовокзале есть приличное кафе на втором этаже. Вот там ИМХО лучшая в Пуно труча–гриль, а также вполне съедобный стейк из альпаки. Очень тонко нарезан, что чуть ли не главное, т.к. мясо альпаки жесткое.
Пока не забыл, наверняка будут вопросы по погоде. Первые 11 дней ноября была хороша погода – вот он и третий ноябрьский бонус Перу. Днём солнечно 24 - 26 градусов по Цельсию, ночью 15 - 16 градусов. Второе одеяло нужно, а обогреватель нет. Кратковременный дождь был два раза, в Куско. В Лиме из-за дымки температура 20 - 22 градуса. Но так всегда, в частности из-за постоянной дымки в ноябре на арене Acho и нет козырька от солнца.
Перед поездкой перечитал массу отчётов, но так до конца и не представлял себе дорогу на Мачу-Пикчу. Потому что не мог себе, например, представить, что даже цементный раствор везут в Агуас Калиентос в крытых вагонах и разгружают вручную в бадьях (видел это своими глазами, причём один из грузчиков – кечуа, самый заляпанный цементом, на футболке имел надпись INKA WASP. Только американцы, знающие как расшифровывается аббревиатура WASP, могут оценить весь комизм ситуации).
Т.е. не мог представить, что в Агуас Калиентес другого пути, кроме железной дороги, и для людей и для грузов, нет.
Третий Гондурас. А, возможно, наоборот второй Израиль, т.к. 10км асфальта между ГЭС и Агуас Калиентас отнимут значительную часть бюджета Перу, облегчив гринго доступ на Мачу-Пикчу. 10км потянут за собой и реконструкцию основной части автодороги.
Итак, могу популярно объяснить.
Железнодорожная ветка идёт из Куско через Оллантайтамбо, через Чилку, через Агуас Калиентас (Вам сходить) до Гидроэлектростанции (по карте вроде идёт и дальше, но это без надобности). 98% туристов едут на поезде из Куско или же из Оллантайтамбо, добираясь туда на такси. Вариант для «суперлосей» - пешком по шпалам из Оллантайтамбы – не стоит и рассматривать. Третий вариант – это геморройный путь на перекладных через Санта – Марию, Санта – Терезу до ГЭС, а дальше пешком или на поезде для местных до Агуас Калиентас. Читайте отчёт Advocata и (KS) – дешёвый путь в Мачу-Пикчу. По-моему, я нашёл четвёртый вариант. Это третий вариант с апгрейдом.
Выезд из Куско на туристическом минибасе в 8-30. К 16-30 твоё тело белое, рассыпчатое доставляют на ГЭС и через полчаса на Local TRAIN ты прибываешь в Агуас Калиентас. Хотят денег 130$. Всё включено. Сюда входит: билет на М.П., подъём и спуск на автобусе, хостел с завтраком в А.К., минибас до ГЭС и обратно, локалтрейн от ГЭС до А.К. и обратно. Занятно, что тикет на локалтрейн у тебя будет за 8 солей, как для «своих».
Сказать честно – в сезон дождей я бы не поехал. Половина пути по грунтовке, в основном серпантин. Обрыв метров пятьсот и отвесная стена, много не разобранных оползней. Несколько водных потоков по камням пришлось форсировать (водитель мне подтвердил, что «квадро» - 4 х 4). Один мост вообще был как в мультфильме – доски лежали свободно. Много закрытых поворотов, но скорость всё равно в пределах 60км/час. Чего так говорить, Advocat не даст соврать или преувеличить. Одно утешение – на этой дороге машин мало. И, конечно, виды потрясающие. Это похоже и на Крестовый перевал, и на Красноярские столбы и ни на что не похоже.
Вечером Агуас Калиентас очень хорош. Города-побратимы Каламбака и Сиемриап отдыхают.
На следующий день с 5-30 до 12-00 на Мачу-Пикчу времени вполне хватит. Локалтрейн отходит из Агуас Калиентас в 12-30. Обратная дорога ещё экстримальней, т.к. быстро темнеет, но обед в «своей корчме» для фирмы – святое дело. Что туда тратится на это дело полтора часа, что обратно. Возвращение в Куско около 22-00.Таким образом, получается одна ночь, два световых дня и незабываемые впечатления от дороги. Дорога-песня, «тропа Хо-Ши-Мина».
Как найти этот вариант? Был уверен, что он есть в интернете, т.к. на борту минибаса была надпись: condetraveladventures.com. Ничего на этом сайте приемлемого нет, кроме рафтинга за 30$. У девушки из Швейцарии, которая точно вышла на этот вариант за 130$ через интернет, забыл спросить адрес. Через агентство придётся немного переплатить - 130$ + 20$. А может и нет, так как мой хостел из двух комнат был очень хорош, а она свой называла дырой на отшибе.
Агентство называется Flavia. Встать спиной к проходной Perytrail. На противоположной стороне улицы несколько трэвел агентств. На крайнем слева вывеска Flavia и Cruz del sur. Можно позвонить в агентство из Лимы по прилёту, но удобней из Москвы. Тел. в Куско 24-29-45. Спросить Памелу. Девочка училась в Ростовском меде и хорошо говорит по-русски. Агентство у неё маленькое, она лишь посредник по этому туру. Только, пожалуйста, не используйте её как русскоязычного гида – ведь быстро испортите деньгами, навалитесь всем форумом…
На Мачу-Пикчу повезло с погодой – она была идеальной. На Вайна-Пикчу лимит в 400 человек не был исчерпан и к 10 часам, дальше не знаю. Наступает в жизни момент, когда надо реально оценивать свои возможности, и на Вайну-Пикчу я не полез.
И в этом году, возвращаясь из Лаоса, на Патпонге взял девочку только на шорт-тайм. Кстати, рекомендую – редкий экземпляр. Ноги растут из плеч, что для таек невозможно – видно её «бабка с водолазом путалась». Сексуально изощряться ей ни к чему, т.к. берёт экстерьером. Зовут Микки, захотите – найдёте, там выбор не велик, это Вам не Патайя.
Ладно, опять отвлёкся. Не буду больше сыпать соль на раны. Расскажу лучше о невинных развлечениях. На теневом склоне Мачу-Пикчу, выходящим на гидроэлектростанцию (только не ищите взглядом плотину, ГЭС – это толстая труба на склоне), горных вискоч из семейства шиншилловых во множестве. То-то забава погонять их фотовспышкой по расщелинам.
Всё возвращаюсь мысленно к тропе Хо-Ши-Мина. Не так уж и дёшев найденный вариант и к тому же риск гробануться в десятки раз выше чем, скажем, при полёте на российских самолётах; но я отчасти вынужденно его использовал. Местные жители неделю перекрывали железную дорогу, что-то там требуя от властей, а Peryrail продолжал продавать билеты, но ничего не гарантировал.
Не так и дорог этот вариант, учитывая, что теперь (?) перуанская сволота придумала и «Бекпекер» разделить на разные ценовые категории. И даже в низкий сезон билетов на «завтра» из Куско на него нет. Мне был предложен билет из Оллантайтамбо на «Бекпекер» класс «премиум» по цене 43$ на 8-53 а.м. Класса «эконом» (31$) и «регуляр» (34$), разумеется, не было в продаже (указана цена в один конец).
В Куско не пытайтесь обойти «болето туристико», т.к. в розницу значительно дороже выйдет. Просто плюньте на него и не покупайте. Развалины Оллантайтамбо увидите снизу, из минибаса, когда поедете в Агуас Калиентас. Развалины Писака – опять же снизу, когда поедете на рынок. Автобус 2,5 соля, автостанция недалеко от Perytrail и агентства Памелы, она или кто другой покажет.
Остаётся Саксайуамен и технология его халявного посещения. Народу через него проходят толпы – не трудно добыть использованный билет. Со стороны выхода (там, где статуя Христа) подходите к охраннику, машете проколотым тикетом и говорите, что поднимались для осмотра к статуе, а жена (дочь, сын) остались за ограждением Саксайуамена. Желаю, дескать, воссоединиться. Никто не остановит, уверенного в своей правоте, белого человека.
С Плаза де Армас крепость видна, она чуть левее Христа, но неразумно подниматься пешком. Лучше достать достать объект на обратном пути из Писака. Водитель автобуса покажет, от остановки Саксайуамен в прямой видимости. Назад в центр под горку пешком 10-15 мин.
Обязательному посещению ИМХО подлежит музей инков в Куско – узелковое письмо и трепанированные черепа. Интересен зал, посвящённый Писарро.
Теперь о своей мелкой ошибке при вылете. У меня из сумки конфисковали редкий сувенир – шлиф окаменевшей раковины. Для Перу это как раз не редкость, на рынке в Писаке можно набрать целый рюкзак окаменелостей. Много миллионов лет назад здесь плескалось море, потом поднялись Анды, осадочные породы оказались на склонах гор и относительно легкодоступны. В почти любом месте Земли копни и осадочные породы с окаменелостями есть, океаны и моря по планете гуляли. Но глубина залегания может быть очень большой. Шлиф плоский, положил его в карман – он и не зазвенит. Насчёт того, что это «достояние Перу» где-то в глубине была мысль. Когда отняли, подумал насчёт коллекции бабочек. Их бы тоже отняли? Из Эквадора вывозил бабочек свободно.
P.S. По своим недавним трипам в Лаос и Сирию я даже не пытался стучать по клавишам. За эти страны может взяться лишь человек, ни разу не читавший форума. Или читавший, но с большим литературным талантом. Впрочем, я эти мысли на форуме уже декларировал.
А вот из Перу, надеюсь, мне удалось выжать некоторое количество свежей и полезной информации. По крайней мере на это, в основном, и были направлены мои усилия.
Пока ещё по Перу можно протиснуться в щель между гигантами духа и пера. Такими как: Vika, Andruhen, брат Олилуй, Виракоча. Респект им! (Дедовщина, она везде. Я всё правильно сделал?)