Старенький дедушка- шотландец добродушно улыбался, глядя, как мы торопимся поставить палатку, пока снова не пошел дождь.
- Погода как погода… У вас же тут часто дожди бывают? – невесело ответили мы.
- Так это же не дождь! – жизнерадостно воскликнул наш собеседник. – Это у нас в Шотландии солнышко так мокро светит (liquid sunshine)!
И, слегка шевеля жабрами, побрел прочь – загорать под мокрым шотландским солнышком.
А мы с моей мамой посмотрели друг на друга, почесали в затылках и решили, что дед прав. Впредь, вместо того чтобы осматривать достопримечательности Великобритании на бегу в редких промежутках между дождями, мы будем любоваться страной во всем ее дождливом сиянии.
В результате, за две недели нашего путешествия по Англии и Шотландии…
Но стоп. Поговорить о мокрых красотах «туманного Альбиона» мы еще успеем. Для начала, стоит разобраться, как, собственно, нас двоих занесло в эту нежаркую, неблизкую и очень недешевую страну?
Путешествие, которого не должно было быть
В новый 2015-й год я вступал с твердой уверенностью, что никаких путешествий в ближайшее время мне не светит, в силу множества разных приятных и печальных причин.
К приятным относилось увеличение нашего и так немаленького семейства в численности. В 2014 году, странствуя по Норвегии, доехали мы до «северного Парижа» – Трумсё. Поднялись наверх на фуникулере.
И вот этот вид на крошечный людской муравейник, зажатый где-то далеко внизу между суровыми горами и суровыми фьордами, заставил мою жену Аню как-то заново осознать, что научная диссертация и профессиональная карьера – не единственное и не самое главное, к чему можно стремиться в жизни. Вернувшись, мы занялись совсем другим семейным проектом, в результате которого в нашем доме появилась малогабаритная Зойка-пересмешница.
Козыревы в расширенном составе
Подготовка к пополнению в семье съела практически все наше время и ресурсы, да и машину теперь надо было менять. Все вместе мы помещаемся только в минивэн или микроавтобус, а на него еще накопить надо было. Какие уж тут большие семейные путешествия?! И если куда-нибудь по соседству еще можно было бы съездить малым составом, то мечтать о поездке за границу было бы совсем нелепо. Достаточно посмотреть в окно любого обменника, чтобы вернуться к суровой экономической реальности! Оставалось утешать себя тем, что Скандинавию мы покорить успели по еще вменяемому курсу, по Израилю я осенью 2014-го тоже хорошо покатался – ну и будет с меня.
Но тут в естественный ход событий вмешалась моя мама. Читатели моих отчетов с ней уже немного знакомы. Посетив с геологическими экспедициями самые отдаленные уголки нашей страны, побывав в вертолетной авиакатастрофе и не раз пройдя страшные забайкальские пожары, она, казалось бы, могла бы уже и пресытиться приключениями… но нет. В свои 70 лет мама то с подружкой-ровесницей в открытую Ладогу на байдарке отправится, то на своем авто-пылесосике в одни руки поедет на Домбай или на Белое море. Кроме того, она у нас «человек со средствами», в смысле, работающий пенсионер. Умудряясь как-то обходиться пенсией на все свои житейские расходы, зарплату мама тратит на внуков и на «сбычу собственных мечт». В том самом Скандинавском путешествии она не только вела вторую машину все 6600 км, но и полностью оплачивала свою долю расходов, считая поездку подарком себе на 70-летие. В этом году мама тоже задумалась, куда бы еще скататься?
«отличные подарки для учителей»
Долго искать идею не пришлось. Со времен гибели советской геологической науки, мама работает преподавателем английского в частной школе. Один простодушный ученик как-то восторженно назвал ее «настоящей древней англичанкой». Разумеется, она чувствовала себя просто обязанной побывать «на исторической родине», и не в Лондоне каком-нибудь, а чтобы с размахом, до Шотландии. Однако в одиночку такую авантюру ей провернуть было сложновато. Меня же Британия никогда особенно не привлекала. Когда иностранцы делали вежливые комплименты моему английскому, я с некоторой гордостью сообщал им, что в англоговорящих странах не был ни разу в жизни. Но мама к моему вовлечению в путешествие подошла с мудростью и коварством великого стратега. Сначала она оплатила нашей старшей (12-летней) дочке двухнедельное обучение английскому языку в St. Michael Royal College в английском городке Tenbury Wells. Потом объявила, что сама отвезет Лию в колледж и отправится тем временем в автобусный тур по Великобритании. И уже потом, озвучив стоимость тура и все неудобства автобуса для людей пожилого возраста, сделала мне предложение, от которого я не смог отказаться: я беру в аренду машину и организовываю ей путешествие по стране, работая водителем, гидом и турагентом в одном лице. С нее - финансы, с меня – организация, а удовольствие от путешествия делим пополам.
В процессе подготовки путешествия я еще пару раз предлагал бросить эту безумную затею в связи с непомерной дороговизной. Но мама была непреклонна и изобретательна. Ночлег дорогой? В палатке будем спать всю дорогу. Еда дорогая? С собой все возьмем, и пусть самолет падает под тяжестью нашего багажа – не впервой!
В очередной раз поездка была поставлена под вопрос весной 2015-го, когда на нас обрушилась семейная трагедия. В конце марта погиб, занимаясь кайтингом на льду, мой младший брат Артем, оставив вдову с двумя маленькими детьми. Беда придавила нас всех, а по маме просто прошлась катком. Я предлагал забыть о путешествии, несмотря на уже купленные билеты, но, в итоге, мы все же решили ехать. Думаю, это было правильно: горе надо пережить, но не стоит в нем увязать. Нам с мамой было полезно переключиться на что-то другое, да и просто провести вместе побольше времени.
Возникали, разумеется, и чисто организационные сложности. Виза в Британию – это вам не финский Шенген, с которым жители Питера рождаются (или, по крайней мере, загранпаспорт получают). Стоит виза не 35€, а целых 85£. Так еще и попробуй получи эту визу! Тем более, что я решил дополнительно усложнить процесс и на майские праздники 2015 года отправился на конференцию в братскую Украину. В 2014 году, в разгар трагических майских событий, меня, после короткого допроса, через границу пропустили. А тут – увы. Как раз в тот день было принято решение закрыть доступ в страну для таких опасных мужчин из России, как я (что, конечно, лестно). Просидел в киевском аэропорту 8 часов под охраной автоматчиков, да и выслали меня восвояси. С красивым красным штампом в паспорте. Штамп, конечно, был на украинском, но уж опытные сотрудники Foreign Office должны были с первого взгляда понять, что имеют дело с известным международным террористом! А на случай, если они все же проморгают мое клеймо, я им сам всю эту печальную историю рассказал в визовой анкете.
Но всем волнениям, в конце концов, приходит конец. Визу нам выдали, деньги мы наскребли. Оставалось продумать маршрут и проникнуть, наконец, в страну коварных англосаксов – врагов русской цивилизации (как недавно выяснили наши геополитики) еще с тех пор, когда ни англов, ни саксов, ни славян и в помине не было.
Практическая часть
Подробности организации поездки, если кому будет интересно, можно обсудить по ходу отчета. Но некоторые практические моменты все же стоит осветить сразу для таких же новичков на Британских островах, как я.
Лететь или ехать - вот в чем вопрос:
Из России можно доехать до Великобритании на своей машине - есть паромы, есть поезд по туннелю. Сам я предпочел бы именно этот вариант – не люблю связываться с прокатными конторами: своя машина все же всегда надежнее и удобнее. Нет проблем с весом снаряжения, меньше шансов получить «письмо счастья» (хотя я и так стараюсь не нарушать) и т.д. По стоимости эти варианты сопоставимы - все зависит от количества людей в экипаже. Но есть один существенный фактор – это время. Даже в режиме "перегон" (который я терпеть не могу), нужно минимум дня четыре, чтобы добраться до Британии из СПб. В нашем случае, у меня просто не было этой дополнительной недели на дорогу. Так что необходимо было придумать, как подешевле долететь до «зе кэпитал оф зе грейт бритен», и найти там недорогую машину напрокат.
Авиабилеты
Из СПб в прошлом году был только один прямой рейс в Лондон. Летала туда авиакомпания “British Airways” и возила пассажиров за 830$ или 52,000 рублей с носа по вполне вменяемому курсу того лета. Пускай дальше летает. Без нас ей даже легче долететь будет. Существенно дешевле лететь с пересадкой. Конечно, время в пути удлиняется до 8-10 часов, но это, в общем, терпимо. Зато стоимость на 12-27 июля была уже $405-$430 с человека (25-27 тысяч). Куда лучше. Но мы решили воспользоваться теми самыми «врожденными» шенгенскими визами, которые стояли в паспортах у всех троих, и посмотреть, а как там дела у соседей, в Финляндии? Выяснилось, что из Хельсинки прямой рейс даже British Airways до столицы британских островов стоил только $250. А мы взяли билеты на Norwegian Air за $216 или 13,300 с каждого путешественника.
Разумеется, добавлялась стоимость поездки в Хельсинки. Дешевле всего туда добираться маршруткой из Питера. Рублей 800 с человека. Но есть подвох: если не будет достаточного количества пассажиров, вам могут позвонить накануне ночью и отменить поездку. Ну ее, такую экономию. Поезд на троих – дорого, да еще из города добираться до аэропорта. И мы решили ехать на своей машине. До Хельсинки от границы и обратно – 400 км по магистрали. Можно проехать весь путь на российском бензине. Платная парковка в аэропорту на 16 дней обошлась нам всего в 66 евро. Плюс грин-карт на машину. Но все вместе стоило меньше 9000 рублей, так что на каждого вся дорога до Лондона потребовала по 16,000. Забегая вперед, признаюсь, что у нас все получилось слегка через одно место, но это больше говорит о нас, чем о выбранном маршруте.
Прокат машины
В любом лондонском аэропорту - уйма прокатных контор. Английские прокатные автомобили почти всегда с «механикой», автомат в Европе вообще меньше распространен. Ну и все рекомендуют брать машину поменьше, чем мы привыкли дома: бензин дорогой, места для парковки бывает мало, региональные трассы - узкие. Внимательно смотрите, какой пробег разрешен в сутки (чтобы потом не доплачивать за каждую милю) и чем вы рискуете в случае попорченного автомобиля. Британский аналог ОСАГО/гринкарт в стоимость аренды включен почти всегда. А вот свои царапины, разбитые стекла или, не дай Бог, помятая арендованная машина могут обойтись очень недешево. В двух агентствах, которые я изучал, страховой депозит (а значит, сумма, на которую я мог бы попасть, случись что) был £1000-£1400. Больше, чем моя старенькая машина дома стоит. Я паркуюсь по звуку (и это не звук парктроника), а на узких шотландских дорожках поцарапать машину даже сам Винский умудрился. Так что я сразу решил, что лучше доплачу за страховку, но хотя бы не буду дрожать по поводу каждой царапины. Более рисковые водители могут существенно сэкономить на этой статье.
Почти случайно наткнулся в сети на контору под названием Inter-rent, обещавшую недорого дать Hyundai i20 «или аналогичную» за сравнительно небольшие деньги. За 15 дней с безлимитным пробегом и максимальной страховкой от ущерба - £405 (35 тыс. руб.). Дали мне, в итоге, Opel. Вообще, агентства в аэропорту при мне обменивались машинами только так. Получается, разница в стоимости, в основном, зависит от раскрученности самой фирмы. Как в старом анекдоте: «вам шашечки или ехать?» Мне лично - «ехать». Главное определиться – куда?
Маршрут по Британии:
Особой оригинальностью наш маршрут не отличался. За его основу я взял стандартный обзорный автобусный тур по Британии, предлагаемый несколькими турфирмами. Выбросили вискурни и магазины для туристов, добавили остров Скай на севере страны, по маминой просьбе решили задержаться на пару дней в Озерном краю (а не просто проехать насквозь, как в казенном маршруте). Сноудонию в Уэллсе, после долгих колебаний, оставили на другой раз, т.к. гор на севере должно было хватать и без этого, а времени не хватало катастрофически. Кроме того, очень хотелось навестить нашего общего близкого друга Майка, выславшего нам приглашения для визы, хотя Корнуолл в кольцевой маршрут никак не вписывался. Да, и где-то в конце путешествия нужно было не забыть забрать ребенка из колледжа. Получилось примерно так:
СПб-Хельсинки => Лондон (Гатвик) – Кембридж – Йорк – Эдинбург – Шотландские нагорья (Авмор) – остров Скай – Motherwell – Озерный край – Бирмингем – Корнуолл (St. Austell) – Бирмингем (забираем дочку) – Лондон (Гринвич).
Ну и еще много всего по дороге. Англичане, слыша о наших планах, вежливо улыбались и недоверчиво уточняли: «Это за две недели???» Ну, что делать, если шило из одного места не вынимается даже хирургическим вмешательством?!=) Разумеется, в таком темпе возможно только поверхностное знакомство со страной. Но я и не люблю всерьез и надолго застревать в одном месте – потому и путешествую на машине.
О дорогах и дорожном движении в Великобритании
Самый частый вопрос, который я слышал от всех друзей по возвращении в Россию: как оно там, на левой стороне дороги? Можно подумать, никогда по встречке не ездили!:) Если серьезно, то к праворульной машине я привык сразу же, несмотря на механику. Ехать по неправой стороне – сложнее. Инстинкты с рефлексами вопят и возмущаются. Но в Британии есть большое преимущество – дороги. Магистрали настолько качественно размечены и обустроены, что особых проблем не возникает. На встречку не выедешь при всем желании, повороты однозначны, обгон прост и интуитивно понятен. Страшновато было первые полчаса, а потом втянулся, даже не замечал разницы.
Проблемы были только на региональных дорогах. Тут расслабляться было нельзя. Садишься утром за руль и громко говоришь себе «Я еду по левой стороне. Трогаюсь и еду по левой стороне дороги». Еще важнее - повторять себе правильный порядок действий при поворотах. Направо ли, налево ли поворачиваешь – очень легко выехать, по привычке, на встречную полосу. Ну, не обошлось без этого и у меня, три-четыре раза за эти две недели такую ошибку допускал. Слава Богу, без происшествий, хотя одна ситуация была небезопасная.
Больше никаких особых проблем на британских дорогах у меня не возникало. Качество покрытия везде отличное. Т.е. выглядит оно далеко не всегда безупречно, вроде и заплатки есть, и неровности, но машину ни разу не тряхнуло, не качнуло. Едешь и едешь себе. Уступать дорогу нужно всегда тем, кто справа. Хоть на круговых перекрестках, которых там большинство, хоть на обычных. Дорожные знаки и разметка простые и понятные. Хотя тут, пожалуй, стоит поподробнее.
Британские дорожники – люди крайне заботливые и дотошные. Они предупреждают водителя о местах, где часто встречаются тихоходные грузовики, и о том, что полицейские машины на этом участке дороги могут ездить без специальной маркировки; о камерах обычных и о тех, что замеряют среднюю скорость на определенной дистанции; о том, что вас ждет за поворотом или за бугорком. Встречались нам и совсем уж любопытные знаки:
Осторожно, вертолеты
Из всего этого информационного изобилия выбивается лишь один тип знаков. Вот вы на следующей фотографии знак видите?
А он есть!
И это еще далеко не худший вариант. Я встречал знаки ограничения скорости размером со среднюю сковородку и при этом густо увитые плющом. А точку отмены этих ограничений здесь вообще никто не считает нужным обозначать. Так что, если не видно знака, ориентироваться приходится на следующее правило: в городах ограничение 30 миль (48 км/ч), за городом 60 (96 км/ч), если у вас одна полоса для движения, и 70 (112 км/ч), если их две с каждой стороны. Ни одного штрафа за скорость, несмотря на обилие камер, я не словил. С круиз-контролем было бы еще приятнее, но и так справлялся.
Ночлег
Ну, идею мамы ночевать исключительно в палатках я воспринял без особого восторга. Это таким молодым и бодрым женщинам, как она, позволительно, а нам старикам – комфорт нужен. Да и палатку где-нибудь в Эдинбурге я представлял себе с трудом. Но экономить действительно надо было изо всех сил. Поэтому я, как водится, принялся искать (и заводить) друзей. Знакомые, знакомые знакомых, христианская взаимовыручка (находил в интернете сайты церквей, списывался, договаривался с пасторами). Три ночи мы провели в гостевых домах, три – в палатке в национальных парках, остальные – по знакомству. Так что тут от моего отчета пользы мало, но что видел – опишу по ходу рассказа.
Финансы
Особых пояснений тут, мне кажется, не нужно. Расход бензина по Британии составил у нас в среднем 6.7 л на сто км. Немало, при движке 1.2, но, с другой стороны, такой объем не самый экономичный для поездок по автомагистралям и серпантинам северной Шотландии. Стоил 95-й бензин 1.15-1.24 GBP (103-110 руб.) за литр. Да, на магистралях бензин дороже, чем в городах, но самый дорогой мы видели на глухих провинциальных дорожках – до 1.5 фунтов.
Ночлег можно найти за 50 фунтов, иногда и с завтраком. В целом B&B (гостевые дома семейного типа) намного выгоднее, чем гостиницы. Палатки в Англии можно ставить только в кемпингах, в Шотландии (по закону) можно и на «ничьих» территориях, но мы все же предпочитали хотя бы минимальную цивилизацию. В среднем за каждый платный ночлег мы выкладывали по 3,200 рублей за двоих.
На еду мы почти не тратились, так, начинку для бутербродов, хлеб, овощи в магазинах. Остальное с собой привезли. Никого не агитирую поступать также. Для многих самые главные впечатления от путешествия – ресторанно-гастрономические, а нам с мамой куда важнее было посмотреть побольше. Тушенка и растворимые супы совсем не пугали, во всяком случае, меньше, чем ценники и цифры в меню.
На туризм тоже можно потратиться неограниченно. Государственные музеи в Британии чаще всего бесплатные, но всякие там замки, усадьбы, королевские яхты и квартиры Шерлока Холмса стоят недешево. Но мы уже не раз убеждались, что нам интереснее посмотреть на архитектурные достопримечательности снаружи, чем внутри, где на наш дилетантский взгляд они в основном одинаковые. Природой и вовсе можно любоваться совершенно бесплатно.
Зачем все эти хлопоты или насколько Britain — Great?
Ни в одной европейской стране невозможно найти ничего похожего на бескрайние просторы России. Тем более это нереально на «небольшой части суши, со всех сторон окруженной водой». И все же мы намотали 2500 миль или 4000 км по этому острову. Но мы же не ради пробега путешествуем! Тогда зачем ехать в туманный Альбион?
Британию нельзя назвать «сногсшибательной» страной, от которой у любого путешественника должно дух захватывать. Однако, для относительно небольшой территории, эта страна удивительно разнообразна и привлекательна для людей с самыми разными интересами. Пусть здесь нет гор, которые могут сравниться с Альпами; тропических лесов, теплых морей и знойных пустынь южных стран; или завораживающих фьордов Норвегии. Тем не менее, за время нашей поездки мы видели и горы, и пальмы, и морские пляжи, и отвесные северные скалы. Архитектура и древности Соединенного Королевства не так зрелищны, как в античных странах Европы, древней Азии или в Израиле. Но нам довелось полюбоваться остатками римских укреплений, средневековыми замками и соборами, викторианскими домиками в деревнях и современными небоскребами в Бирмингеме.
Вот Лондон в этот раз практически прошел мимо нас. На одну британскую столицу и ее музеи спокойно можно потратить пару недель, если совместить с посещением окрестностей. Но мама как раз две недели в Лондоне уже провела много лет назад, а она была в этом путешествии основным «заказчиком». И наиболее раскрученные достопримечательности Британии, вроде Стоунхенджа или Бата, мы тоже миновали стороной. Не знаю, почему. Не было настроения, другое было интересно. Впечатлений хватило и так. Попробуем нашим удовольствием от путешествия поделиться с вами!