Итоговый маршрут: Gardermoen Airport (Oslo) - Trollstigen - Geiranger - Briksdalsbreen - Nigardsbreen - Urnes - Flam - Steinsdalsfossen - Odda - Veringsfossen - Uvdal - Nore - Rollag - Heddal - Oslo.
Как видно из заголовка - летели мы самолетом. Сразу хочу отметить что билеты были и туда и обратно бизнес классом, брали за мили аэрофлота, и как оказалось не прогадали. Дело в том, что у бизнес класса можно сдать в багаж 2 вещи на человека по 30кг каждая. У эконом существенно меньше. Брали мы с собой чемодан полный еды и одежды, палатку, 2 спальника, самонадувающийся коврик, собака с клеткой, сумка-холодильник, рюкзак 50л с вещами, рюкзак с фотоаппаратом и штативом, обычный рюкзак с мелочью и документами.
Перед поездкой поменял в ВТБ24 3000 крон по курсу 7,9р. В последствии, когда кончилась наличка, выяснил, что удобней оплачивать картой, от одного банка была и виза и мастер кард. У мастера кроны шли по курсу 7,5р, у Визы сначала по 8,2р, а потом по 7,9р.
С горем пополам приехали со всем этим делом в аэропорт, оформили собаку (билет стоил 50 евро, с 1 июля 75 евро). Далее обычная процедура сдачи багажа, регистрация, контроль и посадка.
Знакомство с Норвегией произошло с довольно печальной ноты, от который мы просто были в шоке. Собаку из аэропорта у нас не выпускали по причине того, что у нее чип сделан позже чем прививка от бешенства. Во-первых в нашем аэропорту на вет контроле никто не сказал, что у них так строго все с этим, вплоть до того, что нас могут не выпустить. Во-вторых мы тупо не могли сделать чип до прививки, потому что мы поездку запланировали после прививки. Жена в слезах, я в ступоре, пытаюсь как то уговорить девушку нас выпустить, без толку, как железная. Говорит у вас 2 выхода или везите ее обратно или сдавайте у нас в гостиницу на карантин. Ни то ни другое решение этой проблемы нас не устраивало. Гостиница эта стоила на 14 дней 5500 крон. Но, пораскинув мозгами, успокоившись и смирившись с этим тупым правилом, мы поняли, что придется сдавать в гостиницу, лететь обратно вообще не вариант, плюс отдавать некому.
Далее я пошел получать, забронированный ранее, автомобиль. Тут все прошло более менее нормально, взяли депозит 2500 крон (по телефону говорили будет около 1100 евро). Добавили, что в конце придется заплатить в районе 1000 крон за платные дороги.
Машину получили, погрузились, поехали. Из-за ситуации с собакой планы сбились, уже было время обеда, а нам еще в магазин. Заехали в Йоссхейм. В супермаркете взяли все необходимое из продуктов, там же взяли сим карту Telia(все вместе вышло 650 крон из них сим-карта 290 крон с пакетом интернета на 3 гига), и тут с ней начался очередной геморрой. Активировать самому мне ее не удавалось, потому-что буклет был на английском, но в телефоне который там указан говорили исключительно на Норвежском. Пришлось попросить продавщицу перевести, сказала, что нужно ехать в офис. Поехали, активировали. Далее решили поесть в Бургер Кинге, бургер+нагетсы, картошка и вода обошлись 150 крон.
Наконец-то выдвинулись, ехали с максимально разрешенной скоростью, но многие нас обгоняли, некоторые косо смотрели. Откуда взялось предубеждение, что они законопослушные и не превышают скорость, я так и не понял. Первой остановкой был Sveastranda Camping. Тут то мы и познакомились с настоящими кемпингами, а не тем, что называют у нас этим словом. За ночь машина+палатка и 2 персоны взяли 220 крон. Разбили палатку, подключили газ, поели. Благо в Экстриме впарили переходник для горелки на баллоны которые продольные. Они при том же объеме стоили на 20 крон дешевле своих аналогов в других тарах. На ночь сдали контейнеры для холодильника на заморозку и пошли спать.
Далее двигались к Лестнице Троллей, по пути останавливаясь на интересных местах у водопадов и горных рек, а так же пообедать на стоянке.
Здесь хочу отметить, что изначально в этом направлении планировался маршрут Гейрангер-Лестница троллей-Олесунн. Но посчитав, что 2 недель на весь запланированный маршрут нам может не хватить, пришлось вычеркнуть посещение городов Олесунн и Берген, поэтому маршрут изменился на Лестница Троллей - Гейрангер и далее.
К лестнице приехали ближе к вечеру. Остановились поснимать и там же купили немного сувениров (405 крон).
Далее на пути к Гейрангеру нам нужно было сесть на паром, поэтому кемпинг мы искали ближе к нему. Остановкой стал Valldal Campig. Ночь палатка+машина и 2 персоны + 2 душа по 15 крон каждый за 5 минут = 210 крон.
Проснувшись мы позавтракали, и двинули к парому. Поездка стоила машина + 2 персоны = 103 крон.
Далее двигались к дороге Орлов и там остановились на смотровой.
Так как приехали в Гейрангер часам к 11 дня, мест для кемпинга было много. Мы остановились в Geiranger Camping. 2 ночи машина+палатка и 2 человека вышло 470 крон. На ресепшене дают чек с кодом от вай-фая и кодом для входа в туалет и душ. Душ 10 крон за 5 минут. Во всех кемпингах по-разному, где-то стоят автоматы которые принимают монеты нужным номиналом, где-то жетоны. Здесь автомат на монетах.
По приезду следует сразу посетить Tourist Information. Там расскажут о возможных экскурсиях и достопримечательностях и там же продаются билеты на эти экскурсии. В первый день мы отправились на экскурсию на пароме по фьорду, есть 1 часовые и 1,5 часовые. Мы взяли на 1,5 часа. 245 крон за 1 человека. Приятно удивило, что абсолютно в каждом кемпинге есть кран с питьевой водой, мы сначала не знали и пустые бутылки выкидывали, потом стали оставлять и до конца поездки ни разу воду не покупали.
Во второй день мы хотели отправиться на Далсниббу, но стояла жуткая облачность, поэтому мы пошли погуляли к местному водопаду.
До конца дня времени было много, поэтому решили все таки двинуть в сторону Далсниббы. Поднялись над облаками, подъехали к шлагбауму, проезд на вершину стоил 120 крон. Подумали, что смотреть на облака за такую цену не очень рациональное решение, развернулись и поехали обратно, сделав пару снимков у озера.
В местном магазине взяли продуктов, ушло 180 крон (тут же и встретили первых Русских, но на мое "Здравствуйте" со мной поздоровались как-то удивленно-холодно, как будто "и тут Русские...". Также взяли сувениров на 100 крон. И пошли проводить остаток дня в палатке за ужином.
Утром двинули в сторону ледника Briksdalsbreen. Тут же и первый раз заправились, к нашему удивлению. У нас была Toyota Auris Hybryd. Заправились до полного бака - 30 литров за 415 крон. К самому леднику не очень удобная дорога, с домом на колесах разъехаться проблематично, если нет карманов. Перед ледником есть парковка, стоит 40 крон, за какое время не помню. Оплатив вы получаете чек, который необходимо положить под лобовое стекло. Я этого не знал, поэтому оплатил и пошел, по пути размышляя, что за странная система, как они узнают, что я оплатил, если я даже номер машины не вбивал. К леднику ведет дорога, за отдельную плату (не помню сколько) можно взять Troll Car, Китайцы практически все их и брали. Она везет почти к леднику, но все равно пешком придется пройтись. Мы обошлись без машинки. У ледника был сильный ветер и дождь.
От этого ледника мы поехали к следующему - Nigardsbreen. Недалеко от него мы остановились в кемпинге Jostedal. 220 крон за ночь и 2 душа, душ по 4 минуты. На ресепшене дают брошюру с информацией о ледниках и фьордах.
Утром мы отправились на Nigardsbreen. Погода была солнечная, поэтому пошли без дождевиков (наивные). Дорога к леднику идет либо пешая по камням, либо можно купить билет на лодку. Мы, соответственно, пешком. Также за отдельную плату, с проводником и соответствующем оборудованием (выдают на месте), можно забраться на сам ледник.
У самого ледника был холодный ветер и сильный дождь. Внезапно мы начали слышать какие-то хлопки похожие на салюты. Оказалось из-за дождя начался камнепад. Мы поспешили покинуть это место и двинули к парковке. Камнепад только усиливался, я уж было начал искать место куда укрываться, если докатится валун. Так же с горы начала сходить небольшая сель. По пути на парковку все ручейки которые мы перешагивали по камням поднялись в уровне. Поэтому пришлось либо искать места обхода, либо прямо по воде. В машину вернулись все мокрые и замерзшие, переоделись согрелись и поехали дальше.
Следующей остановкой была ставкирка в Урнесе. Можно было подъехать к ней с верху, но мы решили поехать в Solvorn и оттуда на пароме (так вроде как быстрее получилось, но дороже). Паром в одну сторону 139 крон. В ставкирку пускают при наличии билета. Билет 90 крон на человека. Так же в билет входит 15-ти минутная экскурсия по ставкирке.
Оттуда мы поехали за продуктами в Согндалсфьора (290 крон) и в кемпинг Kjornes. Самый дорогой кемпинг, который мы встретили. За ночь 260 крон и это без душа. Душ 10 крон за 4 минуты.
На утро мы отправились к парому (103 кроны) и оттуда к Bjorgavegen.
Остановились на смотровой Stegastein.
Зарулили в Гудванген, там же пообедали, посмотрели на Нерёй фьорд и поехали дальше. Экскурсию на пароме брать не стали.
Дальше был долгий путь к водопаду Steinsdalsfossen.
Времени до конца дня было не так много, но мы решили отправиться в Одду и там заночевать перед походом на язык.
Это был самый мерзкий кемпинг из тех где мы были. За 2 ночи 400 крон. Убогий душ за 20(!) крон за 4 минуты. Немеряно народу, после 22:00 мест не найти. Из-за большого количества народа, вода нагреваться не успевает и посуду моешь в ледянющей воде. Сдал на ночь на заморозку контейнеры, утром их забрал примерно такими же как и отдавал, потому что морозильник они отключают, несмотря на то, что там что-то лежит.
Утром встали в 7 утра и поехали на язык. Парковка перед языком стоит 200 крон, если оставить машину на сутки, то дороже. Это был первый наш подобный подъем. Мы ходили в маршруты по горам в Крыму во время практики, но таких длинных и трудных для нас, у нас не было. Пошли без палок, после километра пожалели и поэтому нашли себе посохи в виде сломанных веток от деревьев и шли с ними. Если коротко - удовольствия мы получили мало, так как заранее не были морально настроены. Кое как добравшись до языка, там поели, сделали пару снимков, встретили кучу Русских туристов, и пошли обратно.
На вершине дико холодный ветер, иногда дождь. Обратно шли на позитиве с мыслью, что спускаться легче чем подниматься, как бы не так. Поднимались мы 6 часов, спускались 5. Кое как добравшись до машины мы сидели еще полчаса отдыхали. Вернулись в кемпинг, сходили в душ и легли спать.
Далее наш маршрут должен был идти на Preikestolen, Ставангер и застрявший булыжник. Но наши тела дали нам понять, что никуда забираться больше они не будут. Поэтому маршрут пришлось изменить и мы поехали к водопаду Верингсфоссен и оттуда по ставкиркам в сторону Осло.
До 18 часов в ставкирках проводятся экскурсии, мы приехали позже, поэтому обошлись только фото (бесплатно).
В Nore остановились в Norefjord Camping, ночь + 2 душа 220 крон, душ 10 крон за 5 минут, с возможностью ставить воду на паузу (!). Кемпинг в этом плане просто шикарный, еще и у озера.
Далее на пути осталось только 2 ставкирки и приезд в Осло, поэтому на следующий день я забронировал отель, самый дешевый 4 ночи 3126 крон, уз удобств в номере только кровать, телевизор, умывальник, душ и унитаз. Когда мы приехали, были удивлены, что машину мы оставить нигде не сможем, в этом отеле парковки не было, и обзвонив еще ряд отелей везде мне говорили, что парковки у них нет. На ресепшене предложили оставить в торговом центре за 340 крон в сутки. МЫ отказались, начали думать куда свалить, хотели вернуть деньги а ее начальник будет только в понедельник, а была пятница вечер. Перед отелем парковка бесплатна только с 20:00 до 9:00. Решили, что проснемся рано и к 9 машину заберем.
Утром так и поступили, забрали машину и поехали по музеям, первым был Кон-Тики, наступив на грабли, мы заплатили за вход 100 крон с человека, а когда пошли в музей Фрама вспомнили про Осло Пасс. Стоит 345 крон на человека за 24 часа, есть тарифы на 48 и 72 часа, цену не помню. Мы взяли на 24 и пожалели, брать нужно в таких случаях на 48 минимум. Осло Пасс дает возможность посещать музеи бесплатно, скидки в некоторых магазинах и ресторанах и еще какие то фишки, при чем в том, что на 72 часа их немного больше. Также Осло Пасс дает возможность парковаться бесплатно на муниципальных парковках, их довольно много в городе. Карта с их расположением есть на сайте http://www.visitoslo.com. Нам это было очень на руку, так как парковка перед отелем была как раз муниципальная.
В итоге весь первый день мы проходили по музеям.
Следующий просто гуляли по городу, так как в воскресенье парковка бесплатная. Посетили парк Вигеланда и Королевский дворец (внутрь не заходили).
В понедельник нам снова пришлось рано встать, чтобы отогнать машину. Мы двинули на лыжный трамплин. Тут нам пришла в голову идея, почему бы не купить 1 Осло Пасс на двоих. На трамплине нас пропустили по одному, причем его даже не сканировали.
А вот в крепости Акерсхус совсем не ожидали такой наглости и сказали, что кому-то придется прийти завтра, чтобы мы забыли Вас в лицо за это время. Но в итоге мы посмеялись и она нам просканировала один Осло Пасс дважды и мы прошли вдвоем.
Следующий день мы потратили на приобретение сувениров и прогулкам по набережной, а также посетили ресторан, где попробовали мясо кита. На фото ассорти: кит, северный олень, говядина и обычный олень.
В день вылета мы посетили еще парочку музеев пока еще действовал Осло Пасс, затем поехали поели мороженое и погнали в аэропорт. Сдали машину, и хотели пойти упаковывать багаж, но оказалось, что такой функции у них нет. Пришлось на стойках регистрации клянчить скотч и обматывать палатку спальники и коврик, так, чтобы они были одним целым. Затем пошли вернули деньги за Такс фри (при покупке сувениров в Осло есть магазины с флажком Tax Free, при покупке от 315 крон с вас не берут налог, при вылете на родину, вы посещаете стойку с Tax Free, сдаете им чек, показываете билет и возвращаете часть потраченных денег).
В 18 30 приехала женщина, которая вернула нам собаку, взяла свои 5500 крон наличкой (пришлось идти в банкомат). Попросила показать обратный билет и сказала, чтобы собаку за пределы аэропорта не выносили. Ну, а потом собственно опять регистрация, контроль и путь домой.
Отдельно хочу подвести такой небольшой итог, если вы решили посетить Осло, лучше это делать перед поездкой по самой Норвегии, а не в конце и не больше 2 дней, если бы мы рассчитали все верно, то потратили бы 2 дня как раз на Берген и Олесунн. У меня об Осло сложилось весьма жуткое впечатление, из-за большого количества попрошаек, бомжей, и приезжих. Практически все встречные были негры, индусы, арабы и прочие.
Отдельная благодарность нашей Тойоте, проехали почти (а может и не почти, не засекли точно) 2000 км, заправились только на 90 литров в сумме. Бензин где как, причем цена на одной заправке в течении дня может меняться. Около Одды вечером был 13,8 крон за литр, утром 11,88 крон. Так в среднем по стране 12-16 крон за литр.
И когда казалось, что наступать на грабли уже негде, я пошел в Vinmonopolet купить в сувениры Аквавит. 300 крон за 0,5 литра. Приехал в аэропорт, а этот же Аквавит в дютике стоит 300 крон за ЛИТР! Да и сувениры некоторые дешевле брать в аэропорту.
Первая подобная поездка, ошибок было совершено достаточно. Что-то пропустили, где-то переплатили, шишек набили )) В целом мы довольны природой страны. Я считаю какая-никакая, но поездка удалась.
Всем спасибо, приятного просмотра обещанного видео! ))