Перед тем как начать, попробуем в несколько тезисов описать самые главные вопросы, которые встречаются чаще всего на форуме:
1. Безопастность.
В Китае безопасно. Колличество полицейских на улице порой даже удивляет. На всех вокзалах, аэропортах есть патруль. Во всех туристических местах большого скопления народа есть полицейский автобус-пост. Никакой агрессии со стороны местного населения замечено не было. Да, вас могут пытаться обмануть с ценами, могут зазывать попить чайку в лучшей чайной города или пытаться продать самопальный Rolex, но всего можно избежать соблюдая минимальные меры предосторожности.
2. Язык.
В Китае не говорят по-английски. Нет, действительно не говорят, т.е. вообще не говорят. Офф-лайн переводчик, заготовленные надписи это просто must have!!! Даже самые простые слова как аэропорт, паспорт, вокзал и т.д. могут стать проблемой. И не важно, что кажется, ну уж в McDonald's-то точно все должны говорить. Так же могут попасться люди, которые и не умеют читать!! Будьте готовы! Но есть и приятные новости, все названия улиц, станции метро, логистически значимые надписи, дублируются на английский. Так же, как показал опыт, с помощью жестов и эмоций можно объяснять необъеснимое. Пытаться говорить на китайском бесполезно, в лучшем случае над вами посмеются, в худшем можете и обидеть по незнанию.
3. Питание.
Еда абсолютно нормальная. Были опробованы как и рестораны, так и придорожные кухни,уличные забегаловки,пелеменные и прочее-все свежее и съедобное . Никаких растройств желудка замечено не было. Но берите во внимание,что рис и лапша с жареным кальмаром через неделю могут уже не вызывать тех бодрых эмоций,а желудок будет настойчиво требовать котлету с квашеной капустой. Вариантов не много,мы спасались в Pizza Hut.
4. ПДД.
Движение транспорта при первом знакомстве может вызвать легкий шок,но через несколько дней адаптируешься. Главное чаще смотреть по сторонам. При всем кажущемся хаосе замечена была только одна незначительная авария.
5. Цены.
Китай не дешевая страна,в целом расходы получаются как в любой европейской стране. И вожделенный Iphone6 будет стоить не дешевле,чем в вашем локальном магазине. Будьте готовы,что вам будут завышать цену всегда и везде,так как вы иностранец,а значит априори с деньгами. В любом месте где продавец вам назвал цену из головы, торгуйтесь,торгуйтесь и еще раз торгуйтесь, даже если не умеете!сэкономите процентов 30-40 своих расходов.
6. Деньги
Валюту меняли в Bank of China. Так же без проблем снимали деньги в банкоматах этого банка (с другими были проблемы). Обязательно иметь паспорт при себе. Заполнить формуляры помогают,сносно говорят по-английски. Найти банк или банкомат проблем не было,в избытке.
Обмануть с деньгами пытались 2 раза (McDonald's и рынок) оба случая хотели вместо 5 юаней подсунуть 5 цзяо (wu jiao). В остальном обмана замеченно не было,но осторожность не помешает.
И так...
Шанхай
В общем-то Шанхай,как и любой другой крупный мегаполис-небоскребы,перенаселенность,развитая инфраструктура. Описывать подробно не имеет смысла, информации по основным достопримечательностям в избытке,как на форуме,так и на просторах интернета. Для ознакомления достаточно дня 3-4. Билет на всемирно известный Маглев в одну сторону 50 юаней (предъявив авиабилет - 40). В метро можно оплатить проезд как в кассе, так и в автомате. Есть английская версия интерфейса, билеты всех видов на любой вкус. Мы купили неограниченный проездной на 3 дня, стоимость оного 45 RMB/штука. Советуем приходить на набережную Банд (или Вайтань) в первой половине дня (до 11-12), тогда смога меньше и есть возможность увидеть район Пудун под относительно чистым небом. В районе Пудун расположен замечательный океанариум, стоимость входа 160 RMB. Достоин посещения, особенно если попадете на время кормления (10-11 утра), положительные эмоции гарантированы. Отдельно несколько слов о зоопарке. Если вы любите животных, не ходите туда! Ну разве только ради панды и сразу на выход. Китайцы и природа, это отдельная тема, без слез на этих зачуханных животных смотреть невозможно.
Далее после Шанхая наш маршрут следовал в город Лицзян (Lijiang). По плану мы должны были попасть в Кунминь и сесть на ночной поезд до Лицзяня. Билеты на самолет были приобретены зарание через ctrip Shanghai-Kunming-Shanghai. Билет на поезд купили в Шанхае за несколько дней до отбытия. Покупали в с специальных кассах, что расположены по всему городу. Где ближайшая спросите в вашем отеле. За каждый билет заплатили комиссию в размере 5 юань. Расписание поездов и цены можно посмотреть на ctrip, travelchinaguide или на китайском сайте ж/д http://www.12306.cn Как ориентироваться на сайте 12306.com подробно описано тут http://dzhedtravel.blogspot.com/2014/05 ... st_34.html
Был приобретен так называемый Soft sleeper 217RMB/штука , аналог нашего купе. Белье чистое, есть горячая вода заварить чай или лапшу, розетки зарядить телефон. Туалет для экстрималов, но терпимо, если не касаться ничего вокруг, останешься жив. Свою остановку проехать невозможно, проводница вас предупредит за 15 минут до прибытия. В целом впечатления положительные. На станции все просто, электронное табло вам подскажет всю необходимую информацию. Закупится чем нибудь съестным конечно лучше на вокзале, благо магазин прилагается. Важная деталь - на перрон выпускают минут за 10 до отправления, не суетитесь, опоздать не получится. Если в процессе езды вам покажется , что от тряски сейчас ваш вагон сойдет с рельс, не переживайте, это кажущаяся видимость , спокойно спите и набирайтесь сил для новых приключений. Но теперь о главном. Если решите двигаться тем же путем, что и мы, учтите: как минимум 4 часа свободного времени стыковки между самолетом и поездом. У нас было 2 часа, что было слишком самоуверенно. Самолет задержали на час, в итоге прилетаем в незнакомый город , 9 часов вечера, до поезда один час. Метро в Куньмине работает до 19.00, из 5 веток работают только 2, остальные закрыты на ремонт. Бежим на «информацию». Сотрудница не обнадеживает - автобус идет до центра 50 минут, такси веррриии експенсив. Выбора нет, берем ооочень дорогое такси. И тут как удар в висок сталкиваемся с реалиями Китая, таксист не в зуб ногой ни по какому, кроме великого и могучего китайского. Демонстрация билета с подвизгиваниями ”ту-туууу” судорожно подергивая рукой вверх-вниз якобы извергая в кабину клубы пара, не вызывают в нашем товарище ничего кроме смеха. Созывается консилиум из его комрадов по цеху, процедура повторяется по кругу, мы судорожно выговариваем по буквам -рейл стейшн, рейл стейшн, ту-туууу. Теперь уже смеется весь таксопарк аэропорта. После 10 минут такого представления, при очередной демонстрации ж/д билета один из таксистов многозначительно предположил, что скорей всего мы хотим попасть в хуоче, что бы это не значило, мы синхронно закивали. В хуоче так в хуоче, главное по-быстрее. Шофер жмет по газам и мы летим по ночному городу на встречу неизведанному. Красиво! Именно здесь появилось чувство, что мы в Китае, как-будто на другой планете и чем дальше мы двигались по стране, тем это чувство с каждым разом усиливалось. Кстати, очень дорогое такси оказалось 80RMB, что по нашим рижским меркам практически за даром. Дорога до вокзала заняла 30 мин. К слову, в Лицзяне есть аэропорт, в который наверняка летает Yunnan airlines или Sichuan airlines, так что, наш путь можно было бы сократить до одного перелета, но мы узнали об этом слишком поздно.
Лицзян
Утро, неспешное покачивание вагона, постоянная смена ландшафта. Бескрайние поля китайских равнин перетекают в горные массивы, бесконечные стройки и заброшенные груды мусора, неприглядное захолустье сменяется на скоростные трассы, огромные виадуки, города. В 8:30 прибываем на вокзал Лицзяня, карта утверждала, что расположен он на окраине. После нескольких минут размышлений такси или автобус, был пойман местный извозчик. До центра города ехали минут 15, ценник просто свалил с ног-20 юаней. Сам город можно условно поделить на 2 части, старый город и новострой. Конечно же основной поток туристов в старом городе, но не стоит обходить стороной и то, что за границами «жемчужины» Лицзяня. Если хотите почувствовать «настоящий Китай», обязательно выходите из старого города и просто идите куда глаза глядят. Кругом небольшие рынки, кафешки, магазинчики, уличные торговцы, местный колорит охватывает тебя со всех сторон. Плюс ко всему, цены, конечно же, ниже на порядок! Недалеко от старого города, на одной из центральных улиц, возвышается памятник Мао Дзэ Дуну. Ну как советские люди могли бы пройти мимо и не сфоткаться. Под пристальным вниманием полиции было запечатлено несколько кадров на фоне Великого кормчего. Важный момент: существует плата за вход в старый город-80RMB! Можно приобрести в отеле или на входе в город, потом при каждом пересечение поста будет необходимо демонстрировать заветный билетик. Срок действия неизвестен, но вернувшись через 4 дня обратно, спокойно проходили по нему же.
Что можно сказать про главные достопримечательности: безусловно это старый город, это бесчисленное количество улочек, каналы, мостики, сувенирные магазинчики. Город просыпается около 12 и «кипит» практически до утра, в 7 вечера передвигаться уже невозможно, количество народу просто превышает все разумные пределы. Мы вставали пораньше и ловили драгоценные часы, когда улицы еще не были заполнены, что бы наделать фотографий, да и просто насладиться архитектурой в тишине. На центральной площади, каждое утро, бабушки в национальных костюмах танцуют под местные мотивы. При желании можно присоединиться)) Обязательно к посещению «Пруд черного дракона» (Black Dragon pool), очень красивое место. Платы за вход нет. В отеле можно взять подробную карту города и окрестностей с указанием всех значимых объектов и уже ореинтироваться по ней. За городом есть две этнографические деревушки Байша и Шухе (Baisha, Shuhe) своим ходом это автобус №6 и 11. По сути это тот же Лицзянь, только меньших размеров. У китайцев вообще есть манера делать достопримечательность из всего, что плохо лежит. По нашему мнению, посещение не стоит того, но если у вас много свободного времени и желание еще больше проникнуться духом провинции Юннань, езжайте смело. Еще стоит отметить для посещения дворец - Lijiang Chief Mu's mansion. Расположен в центре старого города. Умопомрачительно красиво! Цена сего удовольствия 60 RMB. Не забывайте торговаться в местных лавочках. От обилия всего на свете глаза разбегаются, правда через пару дней подмечаешь, что за редким исключением на прилавках одно и то же. Чем дальше от центра, тем цены меньше. Если вас занесет нелегкая в чайную лавку, учтите 99% что будет на полках, это- пуэр. Довольно специфический чай, на любителя. Обязательно перед покупкой просите попробовать! Вы насладитесь театральностью процесса заваривания чая, да и банально оценить, что покупаешь, не помешает. За попробовать платить не надо. Система оценки чем дороже-тем лучше здесь не работает. -Дайте мне лучший! тоже не катит, вам не будут знать, что ответить. Только методом дегустации. Если хочется чего-то незабываемого, попросите заварить сырой пуэр (raw pu'er). Чай с запахом носков недельной нОски оставит неизгладимые впечатления, мы прониклись. Самый эффективный способ не запутаться в этом изобилии, спрашивайте у продавца непосредственно ЕГО любимый чай, гадость вам не подсунут точно. Вообще сам процесс покупки чая это целая история. Нельзя просто прийти и купить что-то с полки, тут важен процесс. Вас посадят за стол, предложат сигарету, нужно посидеть, поговорить за жизнь (насколько это будет возможно), все может затянуться минут на 30-40. Конечно же будет битва за цену, после первых ваших одобрительных киваний по поводу восхитительного напитка цена упадет на 20 процентов, на второй заварке на 50, вот тогда можно уже говорить с продавцом о реальной цене. По собственному опыту, самым вкусным для нас оказался чай чуть ли не из общий бочки, за какие-то смешные деньги.
После 2-х дней разгуливания по Лицзяню мы выдвинулись далее по маршруту. Гора нефритового дракона уже во всю манила своими заснеженными вершинами. Добраться можно очень эффективным способом, за день до поездки мы вышли за пределы старого города и поймали один из синих микроавтобусиков, коих по городу ездит в несметном количестве. Это своего рода местное такси, помимо официальных зеленых VW. После недолгих переговоров было решено, что за 150 юаней, в 8 утра нас подбирают в условленном месте, довозят до горы и в 4 часа привозят обратно в город. Скорей всего все тоже самое можно договориться через хозяина вашего отеля, но мы пошли таким путем. Так же в старом городе есть масса турагенств, которые за отдельную мзду обо всем за вас договорятся.
Гора Нефритового дракона-Jade dragon mountain
Наш водитель-женщина забрала нас на следующий день как и договаривались. Ехать до парка примерно 40 минут. Билеты покупаются в двух местах! Первая касса - приобретаются билеты на подъемник 180RMB и внутренний автобус по парку 20 RMB. Тут же можно купить баллон и одноразовую одежду. Мы приобрели баллон за 10 евро, но он так и не потребовался. Через пару километров въезд на территорию парка еще 130RMB. Во все это входит подъем на саму гору, долина голубой луны ( Blue Moon Valley), лужайка яков (Yak Meadow) и возле входа в парк находится знаменитое Lijiang Impression show (оплата отдельно). Парк большой, перемещение только на внутреннем автобусе, что бы все успеть нужно двигаться достаточно быстро. Решайте сами, что вам ближе по интересам. Нам пришлось пожертвовать лужайкой яков и к огромному сожалению не попали на шоу. На горе были в конце октября, не очень холодно, но дул сильный ветер. В принципе хватает осенней куртки с капюшоном. Будьте готовы к вниманию со стороны других посетителей парка, совместная фотосессия обеспечена. Все ненавязчиво и под дружное веселье!
Ущелье прыгающего тигра-Tiger leaping gorge
До Ущелья прыгающего тигра доехали на автобусе от автостанции Лицзяня. Билет был куплен там же, прямо перед отъездом. Ехать примерно 2 часа. Билет стоил 22RMB. Дорога живописная, пролегает сквозь местные деревушки, горные серпантины, оторвать взгляд от окна практически невозможно. Автобус останавливается прямо возле начала треккинга, где вам потребуется заплатить за вход 65RMB. Далее все время прямо, сбиться практически невозможно. На протяжение всего пути есть указатели, плюс вы будете встречать таких же искателей приключений. В самом начале трека есть магазинчик, советуем закупиться водой и купить бамбуковую трость пилигрима, не пожалеете!! По пути будут попадаться предприимчивые местные жители с бутилированной водой, фруктами, шоколадками, марихуаной, орехами, медом и прочей всякой вкуснятиной, но цены кусачие. Трек занимает как минимум 2 дня. Если в спокойном режиме, рекомендуем 3. Мы не учли сей момент и не успели спуститься в само ущелье к тигру. У многих путешественников конец треккинга это Tina’s guest house (1,5 дня пути). От этого хостела 2 раза в день утром и днем (8:00 и в 14:30) отходят автобусы в Лицзян и Шангри-Ла. Там же и находится спуск в ущелье к прыгающему тигру. От хостела до знаменитой смотровой площадки идет спуск вниз, взимается небольшая плата за проход так как местные собственными силами сделали эту дорогу ( 1,5 часа ходу). В сумме получилась такая картина: От начала трека до ущелья полтора дня неспешным шагом, с ночевкой в одной из деревень. Около часу дня мы были у Тины. Так как нужно было двигаться дальше по маршруту, вписать 4 часа на спуск/подъем/прогулка к ущелью мы не смогли и укатили на трех часовом автобусе в Шангри-Ла. При планирование стоит учесть этот момент, если особо не торопиться, то необходима еще одна ночевка у Тины и на третий день уже двигаться далее.
Шангри-Ла
Шангри-Ла это уже не типичный Китай. Находится совсем близко к Тибетскому АР и это чувствуется во всем: архитектура, люди, образ жизни. Долгожданный Тибет! По дорогам бродят яки, появляются буддийские ступы, на деревьях флажки, местное население с более темным цветом кожи и одеты совсем по другому, дома в типично тибетском стиле с орнаментом и украшениями. Здесь наш русско-китайский переводчик оказался совсем бесполезен. С таксистом не получилось договориться ни о чем, он не понимал что мы от него хотим. Пришлось идти пешком. Кстати, автобус вас привозит в очередной отель Тины, от него до центра города минут 30 неспешным шагом. Надписи продублированы на тибетский и английский. Город примечателен своим монастырем Сунцэнлинь (Songzanlin) и старым кварталом. В округе еще масса всего всякого, информацию можно достать по местности в отеле, в основном это будут природные объекты, горы, озера. Количество дней планируйте от возможностей, на город и монастырь хватает 2 дня. Есть печальный момент, старый город сгорел в пожаре и сейчас там происходит массовая застройка со всеми вытекающими -разрытые дороги, везде спец. техника. Получается, что на данном этапе смотреть особо и нечего, туда стоит ехать если хочется почувствовать дух Тибета, посмотреть монастырь и красоту природы в округе. Конечно ситуация может уже и изменилась, зная скоростные темпы строительства в Китае, в общем следите за информацией. До монастыря добраться можно на автобусе номер 3, остановка указана на карте. Цена за проезд символическая, один или два юаня. Возле водителя стоит большая коробка и все заходящие пассажиры просто кидают в нее деньги, было такое чувство, что кидают кто сколько хочет, шофер вообще не обращал внимание на сей момент. До самого монастыря вы не доедите, эта опция исключительно для местных, за пару километров вас высадит вежливый полицейский, но не пугайтесь, он только покажет как пройти к кассе и где будет стоять еще один автобус, но уже для туристов! Входной билет в монастырь – 115 RMB. Описывать красоту этого места бесполезно, это надо видеть! Полный улет! Готовьте гигабайты свободного места на карте вашего фотоаппарата, остановиться невозможно. Правда внутри помещений как и самих монахов, съемка недопустима. Есть места где вход запрещен. Например подсобные помещения, жилые комнаты. На кухню не пускают женщин. Свод правил будет описан на входе, советуем ознакомиться. В целом хватает часов 5, что бы все спокойно посмотреть и вернуться в город.
На этом наше путешествие закончилось, вернулись мы точно таким же путем как и приехали. Двое суток беспрерывной дороги и мы прилетели в родную Ригу. Конечно можно еще очень многое рассказать об увиденном, пережитом, каких людей мы встречали на своем пути, как покупка банального бальзама для губ может превратиться в целое приключение, но это требует отдельно очерка на который пока, к сожалению, нет времени. Если у кого-то появятся вопросы, пишите в ЛС, рады будем помочь!