Посвящается стране, которую мы потеряли...
Человечество ещё не осознало, чего лишилось, допустив события, которые произошли в Сирии в последние годы...
Я давно хотел написать этот рассказ. Более того, меня подталкивали к нему. Но я не решался. Даже не так: я не чувствовал, что обязательно должен написать его. А потому, понимая важность и глубину темы, свято выполнял главную заповедь писателя (к которым я себя не причисляю, это так, к слову пришлось) из какой-то старой шутки: "Если можешь не писать - не пиши". Я мог. До недавнего времени. А потом решение пришло само. Точнее, его приняли мной и за меня. И теперь я не могу не написать этот рассказ. Для меня это стало делом чести...
Мы успели побывать в Сирии. В той Сирии, которая была одной из прекраснейших и интереснейших среди прочих стран Европы и Ближнего Востока. В той Сирии, где радушие и дружелюбность народа не знало себе равных. В стране небывалой для Востока религиозной открытости и веротерпимости.
Сирия ломала многие стереотипы. Например, заставляла задуматься, что же на самом деле является признаком истинной цивилизованности: небывалый технический прогресс, поставивший мир на грань выживания, мобильные телефоны и кредитные карты, всемирные рынки и биржи или просто (а так ли "просто" это ?!) добрые отношения между людьми, преисполненные истинных радушия и гостеприимства и искреннего и безвозмездного желания помочь ?
**********************************
Человечество ещё не осознало, чего лишилось, допустив события, которые произошли в Сирии в последние годы... Увлёкшись делением власти и влияния, превратив Сирию в разменную монету большой политической игры, все забыли о самой стране. А, тем не менее, историческое наследие, которое донесла до нас Сирия, было феноменальным: на мой взгляд, по числу, сохранности и многогранности памятников древней истории рядом с Сирией, по крайней мере, в регионе Европы и Ближнего Востока, можно поставить рядом всего две страны: Италию и Турцию. Но в Италии уже давно многое одомашнено и коммерциализировано, а то, во что превратился веронский амфитеатр, является позором для людей, претендующих на право гордиться собственным прошлым. К тому же в Италии можно увидеть только один пласт послеримской истории - христианский.
Уникальность же наследия, сохранившегося в Сирии - прежде всего, в его разнообразии и "многоцветности". Оно практически в равной степени захватывает времена Древнего Рима, раннего христианства (ведь до 7 века Сирия была христианской страной с очень глубокими религиозными корнями и традициями) и мусульманского владычества. Впрочем... о многом уж надо говорить в прошедшем времени... То, что довелось увидеть нам, уже не смогут увидеть наши потомки. Война, бессмысленная и беспощадная, прокатилась огненным смерчем почти по всей стране. Практически стёрт с лица земли гордый и величественный Алеппо - "северная столица" Сирии. Одни из самых тяжёлых боёв шли в Хаме - "городе норий". И даже пустынная Пальмира, по сути, не имеющая военного значения, лишилась своих самых знаковых достопримечательностей. Осознавать это настолько тяжело, что в это даже трудно поверить. Но это так. Мы допустили ЭТО. И все мы когда-нибудь так или иначе за это заплатим.
Война когда-нибудь кончится - просто потому, что всё кончается. И люди вновь отстроят города - так или иначе. Но удастся ли вдохнуть жизнь в самих людей ? Смогут ли сирийцы найти в себе силы опять стать такими, какими видели их мы ? Сможет ли присущая им доброта перебороть озлобленность, порождённую войной ? Окажется ли человечность выше родовых и кровных счётов ? Как мне хотелось бы в это верить, но... Но Восток, к сожалению, не Югославия, уже через 15 лет после страшной гражданской войны "всех со всеми" ставшая одним из самых спокойных и безмятежных уголков Европы. Восток всегда и во всём был "миной замедленного действия", этакой бомбой с длинным запальным шнуром, который долго тлеет, прежде чем разнесёт всё в клочья. Очень жалко терять материальное достояние человечества, но вдвойне жаль потерять достояние нематериальное - а именно таким были отношения людей в Сирии. До войны.
В этом рассказе я не буду очень подробно рассказывать об увиденных нами достопримечательностях и ещё меньше внимания уделю историческим фактам. Многое из того, о чём я буду писать и что буду показывать, уже не существует. По крайней мере, в таком же виде. Но в том и заключается суть рассказа-посвящения: это некролог, это реквием, это памятник (как говорится, чем могу...) стране, которая сохранила себя для нас, но которую не смогли сохранить мы. Стране, которая ещё не умерла, но уже превратилась в инвалида. И которая уже точно не станет такой, какой она была всего несколько лет назад. В релизе CNN "20 достопримечательностей, которые мы потеряли" ( http://edition.cnn.com/2014/11/05/world ... -conflicts ) имя Сирии повторяется чаще всего...
Мне остаётся только попросить прощения за качество фотографий. 8 лет назад, на заре наших путешествий, у нас были и другие фотоаппараты, и другие навыки... Так что в каком-то смысле большинство наших снимков можно считать "ретро-съёмкой".
Неожиданно выявилась и другая "засада", связанная с фото - их очень ограниченный набор. И тут уже дело не в отсутствии опыта - то был период, когда мы снимали все наши поездки на камеру, причём именно ей отдавалась "солирующая" роль, а фотографии делались по остаточному принципу. Тогда мне и в голову не приходило, что они когда-то потребуются для иллюстрации моих путевых заметок...
Уже где-то на середине рассказа я впервые решился на включение в него маленьких фрагментов нашей съёмки. Да, она дилетантская, непрофессиональная, частенько сделанная, как говорится, «дрожащей камерой». Но всё-таки видео есть видео – часто 2-3-секундный ролик делает то, что не в состоянии сделать десяток фото и пара абзацев текста. Не судите строго, просто постарайтесь увидеть за формой содержание...
**********************************
Мы любим Восток, и он, как мне кажется, платит нам тем же: где бы мы ни оказывались, мы не встречали никакого негатива на человеческом уровне (пожалуй, единственное исключение - это знаменитый египетский бакшиш, больная тема...). Запомнились сдержанно-корректные, но доброжелательные иорданцы (ну в какой ещё стране можно рассказать таможеннику "при исполнении" известный анекдот, заканчивающийся словами: "Оружие, наркотики, валюта ?" - "Спасибо, не надо, у нас всё с собой". Не знаю уж, понял ли он его, но смеялся абсолютно искренне). Ничего плохого не могу сказать про готовых всегда помочь марокканцев, тунисцев, турок... Мы до сих пор с теплом вспоминаем арабов в Иерусалиме - таксиста, с которым мы катались по окрестностям города, метрдотеля (а, может, и хозяина) одного из ресторанчиков, портье отеля, который на следующее после нашего заселения утро неожиданно вручил нам конверт, в котором оказались ... $100, которые я, как выяснилось (я б в жизни об этом не узнал), случайно передал накануне вечером при расчёте. И даже многих египтян, с которыми мы столкнулись в Каире - хороших людей всё равно больше, чем плохих.
Но если в этих странах мы чувствовали себя гостями - в самой хорошем смысле слова, то в Сирии мы были среди друзей, и это проявлялось на каждом шагу. А уж когда они узнавали, что мы русские - у сирийцев к нам всегда было особое отношение ещё со времён СССР - так и вовсе.
Ещё перед поездкой мы много читали и слышали об этом. Например, чуть ли ни фольклором были истории о том, как турист спрашивает дорогу - ну типа "как пройти в библиотеку ?". Вероятность того, что первый же прохожий, к кому он обращается, знает, где эта "библиотека" находится, далеко не всегда бывает большой - ну скажите на милость, зачем знать нормальному трудовому горожанину о какой-то хитрой достопримечательности, которую нудного туриста угораздило где-то откопать ? Но сириец никогда не пустит дело на самотёк: он сам остановит уже другого, потом они оба - третьего, потом, когда и если "консилиум" из 5-6 человек не сумеет справиться, они все вместе поведут туриста либо в кафе, либо - ещё хлеще - в гости к одному из членов "совещательной группы"... Поверьте, это не анекдот, не хохма и не единичный случай - такие истории можно было увидеть чуть ли ни в каждом втором рассказе о Сирии...
**********************************
Недельная поездка в Сирию стала одной из переходных в нашей туристической истории: от групповых экскурсионных туров мы уже отошли, а полностью самостоятельно путешествовать ещё не начали. Сирия была индивидуальным туром, которое мы оформляли через одно из специализировавшихся на странах Востока агентств: программу я полностью разработал сам, а отели, гида и машину с водителем предоставляла принимающая сторона.
Мы прилетели в Дамаск поздно вечером, и первые впечатления по дороге из аэропорта были сродни каирским (на самом-то деле как раз наоборот, исходя из реальной хронологии наших поездок): целый лес зелёных огоньков на минаретах. Это было очень красиво и передавало масштаб города намного в большей степени, чем при дневном свете...
Хотя именно Дамаск - не самое интересное место в Сирии. И уж его точно можно назвать наименее интересным городом по сравнению с прочими восточными гигантами - Каиром, Стамбулом и Иерусалимом. Если архитектурными доминантами Каира и Стамбула являются прежде всего мечети (в разнообразии которых конкурентов у Каира просто нет), то про Дамаск этого сказать нельзя. Несмотря на их огромное количество, они "встроены" в обычные кварталы и совсем не бросаются в глаза. И если б не минареты, можно было бы подумать, что в одном из крупнейших городов Востока мечетей не так уж и много... А уж выделяющихся и запоминающихся - и вовсе единицы...
И даже главная мечеть Дамаска - одна из самых значительных во всём арабском мире - мечеть Омейядов внешне не поражает, поскольку снаружи можно увидеть лишь отделяющие её от остального мира высокие стены. К тому же мечеть была построена в те годы, когда исламская культура ещё не сформировалась как самостоятельное явление, ещё не приобрела тех характерных черт, получивших впоследствии мировую известность. Архитектурно и художественно мечеть Омейядов является, скорее, византийской, чем мусульманской, и внутри это будет особенно заметно.
Во времена Древнего Рима на этом месте находилось святилище Юпитера. Его размеры были огромны: 385 на 305 метров - чтобы ощущить это, достаточно вспомнить, что длина футбольного поля составляет около 100 метров... Фрагменты колоннады храма до сих пор можно увидеть перед крупнейшим рынком Дамаска - Аль-Хамидия:
Обратите внимание: сколько птичек нашли приют в древнеримских узорах !
Во времена императора Феодосия I (Великого), когда Дамаск, как и вся Сирия, вошёл в состав Византийской империи, святилище, точнее, часть его, было преобразовано в церковь, позже названную в честь Иоанна Крестителя. Она стала самой крупной в христианском мире, превосходя в размерах старый собор св. Петра в Риме и храм св. Софии в Константинополе. Уже тогда считалось, что среди прочих мощей здесь хранилась голова самого Иоанна.
Мусульмане, взявшие Дамаск в 635 году, не стали выгонять христиан из храма. Полководец Халид аль-Валид письменно гарантировал неприкосновенность жителей города, их "крови, жилищ, имущества и церквей" и приказал построить молитвенный зал напротив южной стены храма. Который, правда, скоро перестал вмещать всех желающих, поскольку Дамаск быстро рос и вскоре превратился в столицу халифата, основанного династией Омейядов. Очередной халиф предложил христианской общине выкупить территорию церкви, но получил отказ. Однако в конце концов мусульмане всё же добились своего, передав за это христианам все остальные церкви города.
Строительство длилось всего 10 лет, и уже в 715 году новая мечеть, равной которой исламский мир ещё не знал, была готова. Правда, повторюсь, на мечеть в нашем сегодняшнем понимании она мало походила, у неё не было даже минаретов. Они появились значительно позже: Минарет невесты предположительно 9 века, Минарет пророка Исы (то есть Иисуса), по которому, согласно преданиям, накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Христос, и Минарет султана Кайтбэя, построенный уже с конце 15 века в ярко выраженном стиле мамлюкской архитектуры.
Самая примечательная часть мечеть Омейядов - внутренний двор, вымощенный полированными плитами.
Фасад, ведущий внутрь мечети, богато декорирован мозаикой, выполненной по технологии, которая применялась при оформлении церквей в итальянской Равенне.
Такая же мозаика украшает и стены небольшой постройки, расположенной на восьми столбах. Это ни что иное как казна, где хранились средства мусульманской общины.
Внутреннее пространство мечети - это не только молитвенный зал. Сюда приходят и просто посидеть в тишине, тени и прохладе, и почитать книгу, и даже поспать. Здесь можно не только сесть, но и лечь - никто тебе и слова не скажет: здесь ты, прежде всего - гость Аллаха, а это меняет всё. Причём особенность религиозного уклада Сирии в том, что войти в мечеть может каждый: в том числе - и немусульманин, и даже «неверная» женщина (единственное - в некоторых мечетях выдают накидки-плащи, закрывающие голые плечи). И что характерно - везде можно открыто снимать - что на фото, что на видео. Подобных стран на Востоке не так уж и много: пожалуй что ещё только Египет и Турция отличаются такой же открытостью. А вот в Марокко, Тунисе и Израиле вход в мечети для иноверцев заказан в принципе (за исключением тех, которые являются туристическими объектами).
Два главных атрибута любой мечети: михраб (ниша в стене, указывающая направление на Мекку) и минбар - кафедра, с которой имам читает пятничную проповедь:
Одно из святых мест мечети Омейядов - расположенная прямо посреди молитвенного зала часовня Иоанна Крестителя, которого в исламе почитают как пророка Яхью. Считается, что в ней хранится голова Предтечи. Так ли это - "тайна сия велика есть", особенно учитывая, что ещё несколько церквей в мире претендуют на обладание этой реликвией - например, собор в Амьене, римская церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите, один из армянских монастырей...