Не хотела я про этот круиз писать. И не потому, что не понравилось. Наоборот, понравилось очень! Маршрут интереснейший (во всяком случае, для нас, знаю, что многие Азию не любят), корабль отличный, круиз как таковой, ранее отвергавшийся в пользу сухопутных путешествий, доставил много удовольствия, и теперь мы пополнили ряды круизеров (не исключая, конечно же, любимых поездок на автомобиле по Европе, США и пр.)
Причина не писать отчёт была иная.
Если про каждый порт всерьёз углубляться, то там неподъемные пласты исторические, совершенно иной культурный фон, многое требует подробных описаний и объяснений. А если по верхам - то примитивно очень. Ведь столько стран, и все очень интересные, хотя все с наскока и галопом. Ясно же, что такой маршрут позволяет лишь прикоснуться, но не узнать, как следует.
И все же, только сейчас приступив к разбору фотографий, я поняла, что жалко это просто так бросить и не поделиться своими историями, эмоциями и ощущениями. Пусть это будет и весьма поверхностный обзор, но я уверена, что тем, кто соберётся в азиатский круиз, что-то будет интересно и полезно.
В теме Ненси я увидела сообщение
Вы имеете возможность побывать в Японии в самое красивое время - период цветения сакуры!
Sapphire Princess – 10 апреля - 14 ночей
10.04 Тяньцзинь (Пекин) / Китай 18:00
11.04 В море
12.04 Инчон (Сеул) / Корея (Юг) 07:00 18:00
13.04 В море
14.04 В море
15.04 Осака / Япония 07:00 23:00
16.04 В море
17.04 В море
18.04 Шанхай / Китай 07:00 19:00
19.04 В море
20.04 Окинава / Япония 07:00 14:00
21.04 Килунг (Тайбэй) / Тайвань 08:00 18:00
22.04 Гаосюн / Тайвань 08:00 18:00
23.04 В море
24.04 Гонконг / Китай 07:00
Заноза прочно засела в мозгу. В Японию хотелось с детства. Когда мне было 12 лет, я случайно познакомилась в Риге с японцами - они танцевали на набережной Даугавы под свою музыку, поставив на середину магнитофон. Звали всех прохожих в круг. Но никто не хотел. Или боялись - это же во времена "железного занавеса" было, общение с иностранцами, мягко говоря, не поощрялось. А на меня в юном возрасте никакие политические доктрины не оказали влияния, и я с удовольствием присоединилась. Потом выяснилось, что они - ансамбль народного танца, живут в том же отеле, что и мы. Подружились, общались с огромным интересом, я ходила на их выступление, они угощали какими-то неведомыми японскими сладостями, учили делать бумажных журавликов... Позже переписывались. Домой пришло по почте чудо из чудес - наши цветные фото, у нас тогда имелась в продаже только черно-белая пленка. На Новый год я всегда получала из Японии нарисованные тушью открытки с изображением символа года. Меж тем отношения между нашими странами ухудшались... Вскоре письма и открытки перестали приходить. К сожалению, потерялись мы насовсем. Но интерес к стране, культуре, настолько отличной от нашей, остался навсегда. Писала потом в школе рефераты о Японии, даже пыталась сама учить язык, но не преуспела...
Конечно, о том, что когда-нибудь будет возможность побывать в этой части света, и мысли не было.
И тут, вдруг - вот тебе Япония - Осака и Окинава. Да ещё и Китай, Южная Корея, Тайвань, Гонконг... Все в "одном флаконе", и не по заоблачной цене! Решение ехать было принято почти молниеносно.
До отъезда были прочитаны тома... Путеводители, отчеты из профильных веток... В процессе чтения стало ещё яснее, что времени на все будет катастрофически мало, и надо попробовать использовать стоянки по максимуму. Встал вопрос, как? Ещё я только на этапе подготовки обратила внимание на то, что почти все стоянки очень далеко от тех мест, что обозначены в маршруте. До большинства городов дорога из порта занимала час-полтора в одну сторону! Что также сокращало время на осмотр достопримечательностей.
И потом, приведенное выше время – это если от лайнера сразу сели на экскурсионные автобусы и поехали, то есть без учета времени, необходимого для того, чтобы дойти до ж/д или автобусного вокзала, купить билет в кассе или разобраться с местными азиатскими билетными автоматами, каждый раз новыми, и т.д. Я вообще не вижу в этом никакой проблемы. Мы, когда едем сухопутно в любую страну, если не арендуем машину, то, естественно, пользуемся общественным транспортом. Но здесь ситуация несколько более сложная: каждый раз новая страна, новая валюта, мало времени.
И потом, время дополнительно сокращается в каждом порту за счет обязательного прохождения таможенных формальностей. Как выяснилось, обычно в Азии это занимает от часа до двух, и только после завершения всех необходимых процедур пассажирам дается разрешение на выход.
Не хочу, чтобы кого-то это отпугнуло от подобного маршрута, так как он очень яркий и интересный. Однако, важно иметь реалистичное представление, и учитывать временной фактор, особенно при планировании самостоятельных экскурсий!
Да, и еще, советую обзавестись местными валютами, так как много где берут только наличные, в терминалах довольно длинные очереди, а в банкоматах на борту нам ни разу не удалось получить денег, они всегда заканчивались, а сами банкоматы часто ломались.
Надо сказать, что самостоятельные путешественники мы давно - я впервые одна отправилась в Швецию, а затем в США ещё в конце 1980-х. За границей никогда ничего не пугало. Английский язык до Киева доведёт, если что...Но круиз у нас был первый, и во мне заранее поселился страх не успеть к отходу корабля. Да ещё и начиталась я про китайских водителей, не понимающих никаких языков, кроме их родного. Да ещё порты на таком большом расстоянии...Поэтому для собственного спокойствия было решено купить корабельные экскурсии в Сеуле, Шанхае, Тайпее, Гаосюне. Моё мнение о них напишу здесь же: на мой взгляд, в них есть свои плюсы и минусы. Плюсы: тебя всюду возят, гарантированно увидишь все основное в каждом порту, на корабль вернут вовремя, можно не нервничать. Минусы: высокие цены, нет возможности кроить тур под свои интересы, и в какой-то степени присутствует элемент "кота в мешке". Поясню: на мой взгляд, в групповой экскурсии все зависит от гида. Если повезёт (как нам в Сеуле), гид интеллигентная, образованная, с юмором - все пройдёт на ура, но, если (не дай Бог, как у нас в Тайпее, гид с ужасающим английским, не умеющий организовать группу, всюду опаздывающий) - день испорчен. Мысли, что все время придётся кого-то ждать, оказались напрасными. Все круизеры всегда собирались в назначенное время, все вели себя корректно, доброжелательно ко всем попутчикам, вообще никаких негативных эмоций. И все же, после этого опыта мы поняли, что групповые туры для нас - это совсем на крайний случай, если нет другой возможности.
Пекин до круиза - у нас получился всего один день - сами. А также Гонконг с заездом в Макао - тоже самостоятельно.
Отчёт буду писать в хронологическом порядке, по дням. И отдельно краткое резюме по кораблю. С него и начну.
Сапфировая Принцесса - как у многих первый настоящий океанический лайнер - это первая любовь. Нам было на ней хорошо, да что там хорошо, просто отлично! Спокойный дизайн, нигде не было толп, множество уютных уголков. Каюта внутренняя, ну не хоромы. Но все удобно и под рукой.
Большая гардеробная (или шкаф без дверец), ванная компактная, но есть где расставить все свои принадлежности. Из мелочей не понравилось: несъёмный американский душ и вечно прилипающая к телу занавеска. Намного приятнее стеклянная кабина, как мы позже убедились на Селебрити. Хорошая уборка, полотенца меняли по несколько раз в день, халаты меняли по просьбе, щедро пополняли запасы шампуней и пр. Стюард очень вежливый, без фамильярности. Никаких зверей из полотенец не крутил, но нам и не надо. Каюта была расположена исключительно удачно – рядом с лестницей, и близко к лифтам, но не примыкая к шахте. Внутри была абсолютная тишина, никаких шумов, никакой вибрации не ощущалось.
Конечно, если бюджет позволяет, надо брать балкон, чтобы круглосуточно дышать морским воздухом, первым делом с утра открывать шторы и наслаждаться видом моря, барствовать иногда с завтраком, если погода позволяет. Но, и во внутренней каюте замечательно, и проводишь в своих хоромах гораздо меньше времени. По крайней мере, никакой клаустрофобии я не почувствовала, и на будущее не отвергаю опцию внутренней каюты.
К слову, вот цены на наш круиз, на двоих:
Внутренняя - € 2.255,04
С окном - € 2.706,04
С балконом - € 3.605,04
На наш взгляд, цена на балкон была слишком высока. Тем более, бОльшая часть морского путешествия происходила отнюдь не при жаркой погоде, и радости от балкона было бы не много. Долго ли там высидишь в +8 градусов? А в наличии окна мы особого смысла не увидели.
Вот еще важная информация, чтобы не забыть потом об этом упомянуть. Тем, кто собирается в круиз по странам Азии, нужно ещё закладывать в бюджет довольно высокую стоимость виз. Вещь это вполне очевидная, но мы об этом в начале подготовки как-то не задумались.
Нам были нужны визы: двукратная Японии, также двукратная Китая и Тайваня. Японскую самим не сделать, единственный способ - через турагентство, тайваньскую Москвичи могут получить самостоятельно, а у нас консульства нет и пришлось бы дважды ехать в Москву - подавать и забирать паспорта, так что тоже дешевле выходило через агентство, ну и заодно уж и китайскую их же попросили сделать.
Общая стоимость была около 300 евро.
Как-то получается слегка бессистемно, лучше писать по свежим следам, тогда рассказ получается более логично выстроенным, ну да ладно.
Теперь о радостях на борту.
На нашей Принцессе было пять бассейнов. В основном, открытом, я очень часто плавала одна! По часу, в морские дни дважды в день. Трудно в это поверить, но факт. Максимум ещё два-три человека, и то редко. Загорать было холодно, но вода в бассейне тёплая. Случайно подслушала разговор пожилых англичанок: оказывается, бассейн слишком глубокий, дна не достать, поэтому они в нем не плавают. А англичан было в нашем круизе около восьмисот. Ну и слава богу, что им дно нужно ощущать, подумала я. Китайцев, которых на корабле более трёхсот, бассейн, видимо, совсем не привлекает. Ладно, о китайцах позже. Они заслуживают отдельного разговора.
А пока, про то, чем мы ещё пользовались из услуг. Фитнес зал - не очень большой, но все, что надо, есть. Тренажеры силовые и кардио- довольно современные. Музыка негромкая. Полотенца, салфетки, питьевая вода. Посетители все, позанимавшись, дисциплинированно протирают все, к чему прикасались, влажными салфетками.
Дневные и вечерние развлечения - ходили на тривиа-викторины, представления в театре, лекции.
Например, лекция об английских пословицах была очень любопытная. Лектор отличный.
Вечерние шоу. Ничего особенно выдающегося, но вполне на хорошем уровне. Кроме комиков. Их уровень я цензурно обозвать не сумею. Но, в их защиту могу сказать, что англоязычной публике нравится. "Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно..."
Во время стоянки в Осаке (отходили поздно, в 23 часа) в театре было интересное выступление японских барабанщиков-виртуозов. Фото ужасные, телефоном, в полумраке, и к тому же, музыканты находились в постоянном движении.
Про еду – только положительные впечатления.
Восхитительная еда, лучшее обслуживание в ресторане за всю мою жизнь (при том, что я профессионально занималась в том числе и кормлением делегаций и ВИП групп в огромном количестве ресторанов). В платных ресторанах не были, потому что в том, который входил в стоимость круиза, было на ура! Разнообразно, красиво, вкусно, да ещё и очень повезло с официантами. На корабле нет единого большого ресторана, их пять. Меню везде одинаковое. Мы выбрали первую смену, и были приписаны к более камерному Вивальди. Нам это очень понравилось. Столик был на четыре человека, с нами иногда ужинала приятная пара из Челябинска, но чаще они ходили на шведский стол, мы познакомились только на третий день, я решила, что кто-то по ошибке сел за наш столик, но метрдотель мне любезно пояснил, что столик рассчитан на четверых.
В основной большой ресторан International мы иногда ходили на завтрак и обед. Тоже все впечатления в превосходной степени. Буфет тоже был отличный, и столики свободные всегда находились без проблем, просто мы больше любим, когда есть время, ресторан с обслуживанием.
В буфете во время обеда (ввиду большого количества пассажиров из Китая) была отдельная станция с азиатским супчиком – лапша с креветками, грибами и пр.
В каюту еду не заказывали, так как у нас не было диванчика или кресла, или балкона, а есть в постели не хотелось ввиду наличия более удобных опций. Перед экскурсиями - быстро в буфете, а в морские дни - не спеша, в ресторане.
Еще было несколько точек с пиццей, бургерами, мороженым и пирожными, но мы их не опробовали.
Королевская чайная церемония предлагалась платно. Не ходили.
Сразу сообщаю, что фото еды нет ни одного. Вот только Фруктовая Экставаганца – предлагалось такое фруктовое изобилие один раз за круиз.
Фото интерьеров тоже очень немного, и качество их оставляет желать лучшего.
Если кому-то для подготовки нужно получить представление о корабле, очень советую заглянуть в отчёт VictoriaRiga. Там есть множество превосходных, качественных фотографий Сапфировой Принцессы: общественных помещений, развлечений, ресторанных блюд. Большое спасибо Виктории за возможность подробного знакомства с лайнером до круиза!
А теперь в путь, по городам, странам, островам.
8 апреля
Сначала про авиа-составляющую нашего путешествия.
Оплатив депозит за круиз, я начала искать перелеты. Все агрегаторы предлагали кривые рейсы через что-нибудь в Европе или через Москву. И тут я вспомнила, что когда-то соседями с нашим офисом в бизнес-центре были Хайнаньские авиалинии. Как оказалось, они летают от нас прямиком в Пекин, без пересадок. И для обратного пути нашлась удобная короткая стыковка с Гонконгским рейсом. Все удовольствие на двоих (СПб-Пекин и Гонконг-Пекин-СПб) обошлось в 1163 евро.
Перелёт прошёл отлично, по расписанию, без турбулентности. Самолёт довольно новый, свободных мест в салоне не было. Сиденья удобные, обслуживание приличное, совсем неулыбчивые стюардессы, ужасное китайское вино, похожее на ацетон. Никогда не берите!
Летели мы ночным рейсом: вылет в 21:30. Спрашивается, что мешало заснуть после ужина? Зачем, зная, что у нас на весь Пекин всего один день, нужно было бесконечно смотреть фильмы, общаться, читать книги, и пр.?
9 апреля
Прилетели в 9 утра по местному времени после бессонной ночи, получили чемоданы, багаж долетел весь, разгрузили шустро, даже ждать не пришлось.
Юани мы покупали заранее, в Питере, не из соображений выгоды в курсе, а для экономии времени. Поэтому сразу отправились на стоянку такси. Хорошо, что я на форуме ознакомилась с ценами и знала, что поездка до центра должна стоить 120-150 юаней (на тот момент 20-25 долларов). Нас атаковали какие-то китайские мужчины с заламинированными картонками, на которых были указаны дичайшие цены - с нас хотели 580 юаней, и ни копейкой меньше.
Вернулись в зал прилёта, на инфо стойке нам сказали искать на стоянке девушку-распорядителя, и подтвердили то, что мне было известно о стоимости такси. Девушку нашли. Выдали ей распечатку с адресом отеля на китайском языке. Она подошла к одному водителю, к другому, третьему - все отказывались ехать за 150. Согласился только четвёртый, или даже пятый. Дело в том, что мы выбрали отель в районе хутунов, старинной, преимущественно одноэтажной застройки. Выяснилось, что большинство водителей этих хутунов боятся, как огня. Там такой хитрый лабиринт узких улочек, что в нем разбираются только те, кто там живёт. Наш таксист, заехав в нужный район, пару раз останавливался и спрашивал дорогу. Наконец он подвёз нас к красивой красной двери, и мы вошли в уютный зелёный дворик, окружённый низкими старинными постройками. Нас встретили дежурный портье, очень милая девушка, и маленькая собачка. Нам повезло, персонал отеля, в отличие от подавляющего большинства своих сограждан, вполне бегло говорил на понятном английском, нам рассказали все про отель, дали карту города, проводили в номер. Очень мы любим такие маленькие бутик-отели, где нет и не может быть толп людей, и все очень по-домашнему. Всего 10 или 12 номеров, помимо дворика есть очень симпатичная гостиная с антикварной мебелью, и на её крыше - комната для завтраков. Как такового ресторана нет, но если вы сообщите заранее, что вернётесь и хотите ужинать в отеле, вам все приготовят из небольшого, но вполне разнообразного меню.
Фото отеля - с их сайта.
Мы почему-то не фотографировали, видно, совсем были не в себе после длинного ночного перелёта.
Уютная гостиная
Комната
Вход
Дворик, вид сверху
Местный кот знакомится со мной во дворике
Ванная комната
Бросив вещи, мы, проявив неслыханную силу воли, не улеглись спать, а пошли осматривать Пекин.
Планов было громадье, но в реальности успели увидеть только площадь Тяньаньмэнь, Запретный город, пообедать уткой по-пекински, погулять в районе Барабанной башни и Пекинских озёр.
Площадь Тяньаньмэнь - ее название означает "Ворота Небесного Спокойствия". Они отделяют саму площадь от Запретного города.
Площадь эта - вторая по величине в мире - 880 х 500 метров. Помимо вышеназванных Ворот её образуют здания Национального оперного театра и Дома Народных Собраний. На площади находится мавзолей Мао.
Она, действительно, огромна, и не представляет собой никакого мало-мальски гармоничного архитектурного ансамбля, просто огромное огороженное пространство. Да еще и имеющее такую мрачную историю - я имею в виду расстрел студентов в 1989 году. Количество убитых навсегда останется неизвестным - фигурировали цифры от 242 (по версии Китайского правительства) до 7000 (по данным разведки НАТО). Есть множество материалов в сети об этих событиях, я не хотела бы здесь на этом подробно останавливаться.
Общее ощущение - с этой площади хотелось поскорее уйти, но ее размер не позволяет сделать это достаточно быстро.
Запретный Город впечатлил древностью и масштабом (760 х 960 метров, по периметру – стена 10 метров в высоту, окружен рвом с водой).
Запретный он потому, что никто не мог войти сюда без позволения императора. Еще его называют Императорский Дворец, или Гугун, что означает Дворец Прежних Правителей.
Построен он в самом центре Пекина на оси север-юг, на ней и был расположен трон. Это имело символическое значение – император является центром Вселенной.
Запретный город был резиденцией 24 императоров династии Мин и Цин с начала 15 века, на протяжении почти пяти веков.
В нашем понимании это не один дворец, а целый комплекс зданий с сооружений, с общим количеством комнат около 10000. Император постоянно менял место ночлега для защиты от наемных убийц.
Вход – единственный - со стороны площади Тяньаньмэнь, через Ворота Небесного Спокойствия.
Оттуда - через южные, Полуденные ворота.
Выход – через северные ворота Божественной Силы. Входной билет около 10 долларов. Выходной день – понедельник. Недалеко от входа есть пункт аренды аудиогидов, есть с комментариями на русском языке. Сдавать аудиогид удобно у выхода. Стоимость около 7 долларов, плюс залог, около 17 долларов. Платить в юанях, наличными.
В Запретном городе легко можно провести целый день. Но если вы ограничены во времени, как и мы, можно хотя бы пройти его с юга на север, не особенно отклоняясь от центральной оси. У нас это заняло часа три.
Сразу за Полуденными воротами – большая площадь с каналом и пятью мраморными мостами.
За ними – Ворота Высшей гармонии. Пройдя через эти ворота, мы попадаем в так называемый Внешний Дворец – в нем проводились официальные церемонии. Здесь в одном из зданий – Зале Высшей Гармонии – находился Трон Дракона, самый главный императорский трон.
Идем дальше на север, через Ворота Небесной Чистоты. Попадаем во Внутренний Дворец – место для различных повседневных занятий, и, собственно, место жительства Императора, его жен, наложниц. На его территории находятся Дворец Небесной Чистоты, Зал Единения и Мира, Дворец Земного Спокойствия. Все три построены на общей мраморной платформе.
Вход охраняют львы
Журавль - символ долголетия
Затем, двигаясь дальше на север, вы попадаете в Императорский сад с очень живописными павильонами и беседками.
По маршруту вашего следования вы будете проходить мимо лавочек, киосков общепита. Есть, где присесть отдохнуть, и, наверное, можно перекусить. Уж точно можно купить воды.
Если время позволяет, можно зайти в музейные галереи, мы там не были.
И ещё я позволю себе дать совет: перед походом в Запретный город о нем хотя бы немного почитать, заранее ознакомиться с историей, тогда он не будет производить впечатления череды однообразных построек. Я встречала подобные негативные оценки в некоторых отчетах, и теперь, побывав на месте, понимаю, что это, скорее всего, связано с отсутствием подготовки. Иначе непонятно, как такой грандиозный дворцовый комплекс может показаться неинтересным. Кстати, фильм Бертолуччи Последний император очень помогает "оживить картину".
После длительной прогулки по Запретному Городу по уму надо было брать такси и ехать обедать в намеченный заранее Da Dong Roast Duck. Он был выбран потому, что предлагает современный подход к этому традиционному блюду. Их утка считается самой хрустящей и наименее жирной.
Но, "нормальные герои всегда идут в обход". Я читала, что нужно остерегаться такси и рикш у выхода, поэтому мы пошли неведомо куда, и как раз, когда ноги отказывались уже идти дальше, оказались на улице Wangfujing, тут уж ничего не оставалось, как приземлиться в ресторане Quanjude, одном из филиалов самой старой сети, специализирующейся на утке по-пекински.
Их первое заведение было открыто в 1864. С тех пор, наряду с обычными гражданами, их посетили бессчетное количество официальных делегаций, глав государств и правительств и прочих ВИП персон. Известность ресторану принесла особая печь, изобретённая первым владельцем, основателем сети. Печь топится дровами из груши или фигового дерева, которые при сжигании не дают дыма; утки подвешиваются внутри на крюках и после длительного запекания приобретают неповторимый цвет и аромат с фруктовыми оттенками.
Ну, что сказать, ресторан огромен, даже затрудняюсь угадать, сколько там посадочных мест, на шести-то этажах. Обслуживание напоминает конвейер. Помогает сесть за стол, открывает меню один официант, подходит принять заказ другой, вопросы задавать бесполезно, если вы не говорите по-китайски. Утку приносит третий, блинчики и соус - четвёртый. При этом все четверо переглядываются друг с другом и хихикают. Хорошо, что мы имели опыт поедания данного блюда и знали, что следует делать, иначе помощи тут ждать не приходится. Утка была вполне вкусной, только не совсем горячей. Видимо, успевает слегка остыть по пути с кухни. Цена вполне разумная. Но, если честно, в Лондоне, Нью-Йорке, да и кое-где у нас в Санкт-Петербурге вкуснее, правда и дороже. Мне кажется, в Quanjude весь пыл растрачивается на очень важных гостей и большие банкеты, а остальным гостям - по остаточному принципу.
Советую, по возможности, идти компанией, чтобы можно было заказать целую утку, и не повторять нашей ошибки, не заказывать 1/2, дабы не получить невнятных обрезков от чьей-то утки. По пути к выходу мы заметили, как это устроено. Приходят парочки, делают заказ. Утку вывозят на тележке, официант начинает ее красиво разделывать. Одному столику достаются фигурно выложенные на блюде образцовые кусочки, а следующим хаотичной кучкой, то, что осталось на утином остове.
Наша утка
Утка гостей за другим столиком
После обеда мы продолжили прогулку, отправившись в район Барабанной башни и Пекинских озёр. Рек в Пекине нет, китайцы выкопали огромные искусственные озера Бэйхай, Хоухай и Цяньхай. В районе озер находится много бывших особняков принцев и знатных семей, приближенных ко двору. По хутунам можно ходить пешком, или же нанять велорикшу.
Поскольку мы начали свою экскурсионную программу не рано - пока прилетели, пока доехали из аэропорта, пока разместились... В общем, вскоре после обеда уже начало смеркаться.
Наша телефонная техника со съемкой в сумерках и темноте справилась плохо, но уж чем богаты…
Место очень приятное, старинные одно-и двухэтажные здания по большей части отреставрированы, но нет ощущения новодела. Много магазинчиков, баров, кафе, так любимых местными караоке клубов, много гуляющей молодежи.
Ужинали в какой-то забегаловке неподалеку от башни, где нас очень вкусно накормили уймищей блюд за сущие копейки. Я спросила, большие ли порции, сколько нужно взять на двоих. В итоге тем, что нам принесли, можно было накормить до отвала не менее шести голодных людей. Пришлось просто все попробовать понемногу, чтобы не лопнуть. Но мы не обиделись, потому что было совсем недорого.
Мы хотели ещё на акробатическое шоу, но поняли, что не сдюжим. Целый день осмотра Пекина, наложившийся на бессонную ночь, привёл к тому, что мы засыпали практически на ходу.
Оставалось только вернуться домой на такси и рухнуть спать. Утром предстоял трансфер в порт.
Нам долго не удавалось поймать такси.
Наблюдая за движением на улице, мы поразились количеству скутеров с электрическими двигателями. Едут они абсолютно бесшумно.
Все время, пока мы безуспешно "голосовали" проезжающим машинам, нас донимал водитель страннейшего средства передвижения. Это был установленный на 3 колеса небольшой жестяной ящик.
Его даже тук-туком язык не повернётся назвать. Поняв, что нам не судьба найти другое свободное транспортное средство, мы согласились на этот рискованный эксперимент, втиснулись в ящик, вручили водителю карточку отеля с адресом на китайском, и доверили ему нашу судьбу, а зря. По пути водитель совершал рискованные манёвры, разворачиваясь перед идущим автобусом, подрезая машины, в общем, думали, что живыми не доберемся.
Доехав до границы нашего хутуна, водитель попытался нас высадить, махнув рукой – мол, вот, вам куда-то туда. Но, не тут-то было. Мы настояли, чтобы он нашёл в этих закоулках наш отель. После получаса езды по кругу он был сам не рад, что напросился нас везти. Наконец, каким-то чудом вырулил к нашим красным воротам, и мы смогли выбраться из этой таратайки, с трудом распрямив затёкшие ноги.
Поскольку на следующее утро мы покидали Пекин, напишу здесь свое краткое резюме.
Изначально было ясно, что за один день невозможно посмотреть даже достопримечательности первой линии. Уделить больше времени никак не получалось по многим личным причинам. Поэтому пришлось расслабиться и довольствоваться малым. По-хорошему, чтобы увидеть основные памятники, нужна неделя, если неспешно, и минимум дня четыре, если галопом. Тогда можно съездить на Великую Китайскую Стену, в Летний Дворец, посетить многочисленные храмы, особняки, сады и парки, посмотреть представления китайского цирка с невероятными акробатическими номерами, послушать китайскую оперу и т.д.
Как нам показалось, гулять пешком по Пекину не так уж и приятно. Даже при наличии времени мне представляется, что нужно целенаправленно ездить от одной достопримечательности к другой, тогда можно получить максимум удовольствия. Причины такого умозаключения таковы: это огромный мегаполис, здесь нет уютного исторического центра, интересные места расположены не компактно, над городом постоянно висит смог, на улицах беспрестанно пристают водители такси и рикши, местные люди не очень дружелюбны и не говорят ни на каких языках, кроме китайского.
Так что, с одной стороны, я осознаю, что есть длинный список того, что хотелось бы увидеть, но, с другой стороны, я вовсе не уверена, что когда-нибудь захочу вернуться. Вот такое противоречивое чувство осталось после краткого визита.
10 апреля
Позавтракали в отеле (забавный континентальный завтрак в китайском исполнении – сначала тосты с джемом и кофе, а по прошествии некоторого времени, вдруг яичница). Багаж, поскольку накануне не разбирали, не нужно было собирать.
Портье с трудом вызвал нам такси, так как снова никто не хотел блудить по хутунам. Наконец, смельчак нашелся, подъехал, отвез нас к отелю на окраине Пекина (если не ошибаюсь, за шестым (!) транспортным кольцом. Оттуда у нас был забронирован групповой трансфер. Многие китайские компании предлагают на своих сайтах трансфер в Тянцзинь, в среднем за 40-45 долларов с человека. Но мы, трусливые начинающие круизеры, купили у Принцессы за 75 с человека. Это глупость несусветная, как мы выяснили на собственном опыте. Больше на эти грабли наступать не будем. Трансфер был организован из рук вон плохо. Нанятые Принцессой китайцы долго блудили “в трех соснах”, то есть, в пяти автобусах, сверяли нас по спискам раз сто, отъезд состоялся на час позже намеченного, потом мы остановились буквально за углом и еще около часа ждали не пойми чего, сопровождающая китаянка знала по-английски два слова, ничего толком не могла объяснить. Прождав якобы каких-то опаздывающих пассажиров, и не дождавшись никого, мы наконец отправились в путь. Одна радость – во время ожидания не было никаких страхов, поскольку это Принцессин трансфер, и мы знали, что даже если будем опаздывать, нас точно будут ждать.
Вообще-то, для нормальных людей есть способ самостоятельно добраться до терминала: из Пекина поездом до станции Танггу, ближайшей к порту, оттуда на такси. Билет 2 класса – 13 долларов, 1 класса – 18 долларов. Время в пути – 1 час, потом 30 минут на такси.
Но, пока мы делали визы, все билеты раскупили. Я человек суеверный, и билеты не бронировала до готовности виз.
Можно еще поездом до станции Тянцзинь – она, как ни странно, дальше от порта. Но от нее ехать на такси около часа, и нас напугали рассказы о том, что там водители не знают дорогу до порта, ездят без навигаторов и по карте находить путь не умеют.
Наверное, зря побоялись, но на первый раз простительно.
Дорога до порта заняла около двух часов. Между Пекином и Тянцзинем – сплошная промзона, густой смог. И это неудивительно. Ведь компании практически всего мира перенесли свое производство в Китай.
Подъехали к терминалу. Сопровождающая объявила, что нужно взять свой багаж. Я читала по-другому, но по неопытности, послушалась. В итоге наш автобус был практически единственным, пассажиры которого сами тащили свои чемоданы на регистрацию, и дальше на корабль.
На регистрации был хаос, очереди, и все это заняло у нас около полутора часов.
Каюта была уже готова, нас встретил стюард, мы бросили вещи, и пошли в буфет обедать. Наконец, можно начинать отдыхать!
После обеда разобрали вещи, осмотрелись на лайнере и пошли на верхнюю палубу смотреть отход. Его почему-то все не было и не было. В 17 часов посетили обязательные учения по безопасности в театре. Вот уже и время ужина подошло в 18:00 (мы выбрали первую смену), и ужин начался и закончился, а мы все в Тянцзине. Капитан объявил, что задержка из-за каких-то бюрократических процедур, установленных китайскими властями, и обещал время нагнать в пути, что и сделал.
За ужином мы оказались одни за чудесным столиком в уютном зале Вивальди. Познакомились с нашей официанткой из Таиланда, и ее ассистентом из Сербии. По случаю, мы знаем, как поздороваться и поблагодарить по-тайски и по-сербски, они оба были очень тронуты, нас полюбили как родных, и без конца таскали нам после ужина бесплатно всяческие эспрессо, латте и каппуччино (которые, в принципе, платные, и за целый круиз набежало бы ого-го, потому что мы пьем много кофе). Когда они дежурили на завтраках, мы тоже всегда получали отличный кофе без компостирования нашей кофе-карты, которую мы приобрели в первый же день, поскольку еще не знали, какое нас ожидает кофейное изобилие.
Во время ужина поразило, что официанты (особенно невысокие хрупкие девушки) с легкостью таскают огроменные подносы с 10-12 тарелками, накрытыми крышками, как будто они невесомые. И даже небольшая качка им не мешает.
Наша тайка Киви, когда принимала заказ, никогда не делала никаких записей, и ни разу за все две недели не ошиблась! Меню знала наизусть (работает на разных судах Принцессы уже 14 лет), всегда могла посоветовать лучшие блюда. В общем, качество обслуживания превзошло ожидания.
После ужина снова гуляли по кораблю, слушали музыку, посмотрели кусочек фильма Принцесса Монако Грейс, потом на досуге досмотрели у себя в каюте.
Нам понравилось Кино под Звездами, которое можно смотреть на шезлонгах вокруг бассейна. Показывали новые фильмы, которых у нас еще не было в прокате и в сети. Например, «Люси» со Скарлетт Йоханссон, «Спасти мистера Бэнкса», очень хороший фильм с Эммой Томпсон и Томом Хэнксом. Также была хорошая подборка фильмов на TV в каюте. Воспользовались позже, когда лайнер застрял в густом тумане. Об этом еще расскажу позже.
11 апреля
Первое утро на корабле. Приятно, нет слов! Особенно, когда некуда спешить, можно просто получать удовольствие от дня в море.
Перед завтраком читаем сегодняшнюю газету.
В ней, помимо предстоящих событий и развлечений, каждый день представляют кого-либо из офицеров. Сначала, конечно же, капитана.
Крэг Стрит англичанин, начал работать на круизную компанию Принцесс в 1990 году, постепенно делал карьеру и 2008 стал капитаном. Среди его хобби перечислен гольф, дайвинг, и неожиданно - полеты на вертолете в качестве пилота, для чего он проходит специальный курс и готовится получить лицензию. Вот такой разносторонний человек, которому недостаточно морской стихии, и он ещё стремится в небо...
Недавно я прочитала, что он назначен на позицию relief captain на новейшем корабле Majestic Princess, который будет ходить на маршрутах в азиатском регионе. Название для меня новое. Поискала перевод, не нашла. Англоязычные сайты определяют его функции как того, кто "отвечает за все на борту в случае отсутствия капитана". Что входит в обязанности в случае присутствия капитана, узнать не удалось.
Если кто-то знаком с терминами, проясните, пожалуйста?
В этот вечер капитан приглашал всех на приветственный коктейль с водопадом шампанского, форма одежды - парадная.
Вот как оно выглядело:
Кстати, большинство пассажиров Сапфировой Принцессы дресс код соблюдали, и во время формал вечеров было приятно находиться в обществе красивых людей. Ведь у дам в платьях и джентльменов в костюмах или смокингах расправляются плечи, выпрямляется осанка, и меняется в лучшую сторону походка. Или мне так кажется...
По крайней мере, после многих лет на работе, посвящённой организации торжественных приемов для других, было приятно влезть в шкуру гостя, и ни за что не отвечать, кроме собственного хорошего настроения.
Ещё из интересного - в газете рассказали, что отец-основатель Принцесс, бизнесмен Стэнли Макдональд, впервые подал идею зафрахтовать океанические лайнеры и использовать их в качестве плавучих отелей ввиду недостаточного номерного фонда в Сиэтле для размещения всех участников и посетителей Всемирной Выставки в 1962 году. Ознакомившись поближе с круизными судами, он тремя годами позднее создал новую круизную компанию.
По прошествии почти десяти месяцев со времени круиза, я, естественно, не помню событий каждого дня. Никаких заметок, к сожалению, я не делала, поэтому буду сверяться с корабельными ежедневными листками и описывать события, которые задержались в памяти.
Первый морской день был посвящён подробному ознакомлению с кораблем.
Я ловила себя на том, что постоянно прислушивалась к себе, мысленно задавая вопрос: ну, и как тебе тут? Почему-то я была заранее уверена, что круиз мне не понравится. Нет, конечно привлекала возможность посетить столько интересных городов и стран в одной поездке, отсутствие необходимости бесконечно паковать чемоданы, терять время в аэропортах. Но я не из тех, кто мечтал именно о морском путешествии. Я была убеждена, что в морские дни я изведусь от ничегонеделания. Я боялась очередей, невозможности скрыться от толп нигде, кроме своей внутренней каюты. В свою очередь, я боялась, что в ней замучает клаустрофобия... Сейчас даже вспоминать смешно. Все страхи оказались напрасными.
Правда, в первый день велась внутренняя работа по преодолению "комплексов начинающих круизеров". Например, нужно было убедить себя, что проход по коридору и поездка в лифте в халатах - нормальное явление. Даже если вам встречаются люди в смокингах.
Если бы мы круизили по тёплым морям, я бы, наверное, никогда не заставила бы себя продефилировать по общественным помещениям в халате. Да и зачем, если можно одеть сарафан или шорты-майку? А тут, при температуре воздуха около +12 градусов, очень хотелось поплавать в тёплом бассейне. Но не одевать же на мокрый купальник джинсы и свитер... Вот и пришлось работать над собой. Помогло то, прогуливаясь по кораблю, мы то и дело встречали других пассажиров, одетых в халаты. Даже в ресторане и барах на палубе Лидо. Что, на мой взгляд кажется уже чрезмерно свободной манерой поведения...
В первый день изумляло количество людей, желающих быть сфотографированными в интерьерах корабля профессиональными фотографами (особенно учитывая стоимость готовых фото). В самых популярных местах даже выстраивались очереди.
Прогулялись по всем палубам, глянули на ассортимент бутиков, на картины в художественной галерее, зашли во многие бары и лаунжи, постепенно вливаясь в круизный быт.
Главная радость, конечно, смотреть на море и им дышать. И чем дальше на юг мы перемещались, тем приятнее становилось бывать на открытых палубах. Температура менялась постепенно, от 8-10 в Пекине до 28-30 в Гаосюне и Гонконге.