Отправной точкой нашего маршрута был выбран аэропорт Олесунна, обратный вылет запланирован из Бергена. Почему так? А потому что это на день короче: прилетели в Олесунн из Вильнюса в пятницу, обратный вылет во вторник (опять же в Вильнюс). С одной стороны — дороже аренда автомобиля и перелет, с другой — лишняя ночь будет даже дороже. Хотя в поездке не экономили.
Полчаса на выход из зоны досмотра и «дютика» и еще 10 минут у стойки компании Avis — и ключи от автомобиля у тебя в руках.
Если путешествие планируется весной и летом, то прямо из аэропорта можно ехать километров за 100-200 от города к первой стоянке. Норвежские города не такие красивые и величественные, как в Западной Европе, поэтому жалеть особо будет нечего.
Другое дело, если путешествие будет осенью или зимой. В это время года темнеет раньше (в конце октября смеркаться начинает около 18 часов), поэтому для перестраховки лучше переночевать в городе, а с утра двигаться дальше.
Итак, что можно увидеть в Норвегии за 4 дня? Да много чего.
Крупные города связаны между собой сетью федеральных трасс — на карте они обозначены индексом Е. Ехать по ним, по началу, прикольно. Но не более того. Вся красота Норвегии начинается там, где ты съезжаешь на дороги регионального значения.
Итак, наш маршрут был таким:
День 1. Прилет в Олесунн, ночевка в городе.
Олесунн — скорее исключение из общих правил для норвежских городов. Он считается самым красивым городом в этой стране, а стал он таковым после полного восстановления от пожара, произошедшего в 1904 году. Пожаром были уничтожены более 850 домов и без крова остались около 10 000 людей. Однако город в короткие сроки был построен заново.
За один день в Олесунне можно съездить в Атлантический парк (один из крупнейших европейских океанариумов), взобраться на смотровую площадку, с которой открывается фантастический вид на город (придется преодолеть 418 ступенек).
И закупиться на несколько дней вперед едой в магазине — питаться в придорожных кафе, во-первых, невкусно, во-вторых, дорого.
Спать лучше лечь пораньше — утром ранний подъем.
День 2. Едем по дорогам Е39/650/Rv63 до Гейрангер-фьорда, затем двигаемся по трассе 15 к месту первой ночевки в поселке Фоссбергом (Fossbergom)
Чтобы увидеть как можно больше, выезжать лучше не позднее 8 утра. Благо, зимнее время в Норвегии отличается от нашего на 2 часа, поэтому просыпаешься как бы в 6, а на самом деле в 8 по минскому времени.
Буквально полчаса езды по трассе Е39, и ты съезжаешь на живописную дорогу 650. Это первое знакомство с норвежской природой.
И первые «охи» и «ахи» от увиденных пейзажей.
Вдоль дороги есть много мест для остановок, поэтому надо не лениться и выйти из машины для небольших пеших прогулок. Отойдя 500 метров от трассы открываются совершенно иные виды.
Вот, кстати, и кемпинг. В это время он уже не работал.
Дорога 650 проходит вдоль пятого по величине фьорда Cтурфьорд (Storfjorden) — его длина 110 километров.
Первая переправа по пути к Гейрангеру — Eidsdal-Linge, стоимость 12 евро.
А дальше совсем небольшой участок прямой дороги до серпантина, названного, кстати «Дорога орлов» — он ведет к поселку Гейрангер, расположенному в конце Гейрангерфьорда.
Интересно, что разрешенная скорость на серпантине — 80 км/ч, если нет другого знака.
Со смотровой площадки открывается величественный вид, как будто это место находится в другом мире. Не зря в ЮНЕСКО причислили этот фьорд к списку всемирного наследия человечества.
В поселке находится парочка сувенирных лавочек. Если нужны магнитики, брелоки и прочая мелочь, то приобрести их лучше здесь. Как оказалось, далее их купить было попросту негде. Стоимость магнита 45-50 крон, шапки — 100 крон.
В теплое время года по Гейрангерфьорду (да и другим фьордам тоже) можно покататься на катере или круизном кораблике. К сожалению в конце октября такой возможности уже нет.
Еще небольшой подъем по дороге Rv63, и вот он — долгожданный левый поворот на трассу 15.
Здесь пейзажи меняют друг друга с бешеной скоростью. Только что был разноцветный лес с традиционными водопадами.
А проехав 15-20 километров ты уже видишь снежные вершины.
Еще немного, и зеленая трава сменяется пожухшим мхом.
А далее тебя ждет царство безмолвных камней.
И кристально чистой воды.
Не верится, что все увиденное, промелькнуло перед глазами за один час (длина пройденного отрезка трассы Rv63 составляет 73 километра).
А тем более не верится в то, что время приближается к 15 часам — это всего 6 часов в пути, а сколько впечатлений.
Поселок Фоссбергом (административный центр коммуны Лом (Lom)) ничем особым не примечателен.
Кроме горной речки с небольшими порогами.
И отелем Fossheim Hotel открытого в 1897 году.
Зато здесь есть магазин, где надо обязательно закупиться — завтра воскресенье, и в этот день все закрыто.
Стоимость жилья в старинном отеле совсем не гуманная, поэтому ночуем в «отеле-избе», которая была построена еще раньше — в 1721 году. Проживание здесь тоже не из дешевых.
Однако горячая вода, плита и интернет здесь есть, а большего эмоционально уставшим путешественникам и не надо.
День 3. Фоссбергом — трасса Rv55 — участок горной дороги Tindevegen — трасса 53 — Лэрдалсойри (Lærdalsøyri)
Не каждый день в октябре в горах можно увидеть солнце.
Однако солнечное утро буквально через полчаса сменяется сначала туманом.
А затем снегопадом.
Это знаменитая трасса Rv55 — самая высокогорная дорога в Северной Европе и по совместительству национальный туристический маршрут Согнефьелле (высшая точка — 1434 метра над уровнем моря).
Летом в районе национального парка Йотунхеймен (Jotunheimen) не протолкнуться от покорителей горных вершин.
С первой по пути смотровой площадки открываются виды на вершины-двухтысячники: Skarsnebb и Steinetind.
Из местечка Leirvassbu, до которого от данной точки ровно 13 километров, организуются пешие походы на вершину самой высокой горы Скандинавских гор — Галлхёпи́гген (Galdhøpiggen) (2469 метра).
В октябре в здравом уме этого никто делать не будет — погода нестабильная, меняется каждые 15 минут.
Поэтому в летнее время на трассу 55 стоит потратить не день и не два — разнообразных пеших маршрутов здесь много (например к леднику Йостедалсбреен).
Тем временем погода ухудшается и подъезжая к закрытому кемпингу ты понимаешь, почему они не работают в октябре — за час езды от центра Лома — ни одного автомобиля в обеих направлениях.
Между тем, витки серпантина учащаются, и через каких то 15 минут автомобиль оказывается на вершине перевала.
Здесь царят тишина, покой и безмятежность. Эти бамбуковые палки показывают не только края дороги (других ограничителей, к слову, нет), но и высоту снежного покрова. И ты понимаешь, случись что на этом краю света — никто тебе не поможет.
Дорога тем временем идет вниз и на развилке возле Turtagrø hotell надо принять решение — двигаться дальше по 55-й, или же рискнуть еще раз и преодолеть еще один интересный отрезок — горную дорогу Тиндевеген (Tindevegen).
Страсть к авантюрам берет свое и вот впереди новый подъем.
Туман сменяется снегопадом и ты уже скорее хочешь снова вниз, поближе к уровню моря.
Дорога Тиндевеген — частная, проезд по ней стоит 75 крон. Платить надо примерно посередине 32-километрового пути.
Как правило эта трасса открыта с мая по ноябрь. Посмотреть состояние дороги и погодные условия можно через вебкамеры.
Увы, но любым приключениям приходит конец: снежные пейзажи сменились осенними, дорога стремительно уходит вниз и за каких то полчаса выводит в небольшой городок Эвре-Ордал (Øvre Årdal).
А затем и в Ордалстанген (Årdalstangen), где можно было попить кофе после эмоционального трехчасового переезда. Кстати, на протяжении всего сегодняшнего маршрута не было ни одной АЗС и места, где можно перекусить.
Полчаса отдыха и последние 30 километров до небольшого поселка Лэрдалсойри (Lærdalsøyri), расположенного в конце Согне-фьорда (Sognefjorden).
Этот фьорд является самым длинным в Норвегии — его протяженность 204 километра, а максимальная глубина — 1308 метров.
В воскресенье единственный магазин в Лэрдалсойри не работает, хорошо, что багажнике осталось то, что было куплено в предыдущие дни. Теперь можно расслабиться и отойти от полученных за столь короткое время незабываемых впечатлений.
День 4. Лэрдалсойри — Лердальский тоннель — Flom — водопады Сталхейм и Твиндефоссен — Берген
Обратная дорога уже не столь утомительна.
Хотя и здесь возможны варианты. От Лэрдалсойри в сторону Бергена можно ехать двумя путями. И в каждом случае будет своя изюминка.
Можно снова забраться в горы и проехать по знаменитой «Снежной дороге» (трасса Fv243). Это еще один национальный туристический маршрут — Аурландсфьелле. Лучшее время для проезда по этой трассе — весна и лето. Именно в это время над тобой могут возвышаться многометровые стены снега. А в конце октября ты увидишь скорее всего один туман, продираться сквозь который небезопасно.
В конце Fv243, ближе к городу Аурланд, построена смотровая площадка Стегастейн, нависающая над Согне-фьордом на 30 метров на высоте 650 метров. Доехать до нее можно и из Аурланда — это будет быстрее.
Поэтому, был выбран второй путь — через самый длинный в Норвегии Лердальский тоннель (трасса Е16).
Его протяженность почти 25 километров и ехать по нему — довольно утомительно. Тем более, что подсветка в нем не такая интенсивная, как во многих других тоннелях. Чтобы водители могли отдохнуть, по пути есть три зоны с возможностью остановки. Их легко определить по синей подсветке.
По пути в Берген заезжаем в небольшой поселок Флом (Flom). Сейчас здесь пустынно, работает всего одно кафе, сувенирные лавки закрыты.
Знаменитая Фломская железная дорога. Если позволяет время, то определенно стоит потратить час своего времени, чтобы с ветерком прокатиться вдоль водопадов и горных ущелий. К сожалению именно сегодня дорога не работала, хотя пишут, что она открыта и зимой, и летом.
Летом в деревне Гудванген (Gudvangen) жизнь бурлит.
Сюда заходят паромы, на которых люди совершают круизы по фьордам, здесь также можно арендовать катер, чтобы совершить самостоятельную вылазку.
Все водопады по пути, как правило были расположены вдалеке и добраться до них было невозможно. Первый водопад в шаговой доступности — Сталхейм, шум которого слышен на расстоянии километра.
Чтобы добраться до него надо пройти по узкой тропинке от стоянки.
Стремящиеся вниз на огромной скорости с высоты 126 метров потоки воды разбиваются о камни и образуют настоящее облако из капель. 5 минут на смотровой площадке — и куртки можно выжимать.
Еще одно чудо природы — «гламурный» водопад Твиндефоссен (Tvindefossen). Гламурный — потому что он расположен прямо около трассы Е16 и кемпинга, подходы к нему выложены галькой и летом здесь не протолкнуться от туристов.
Кстати, Твиндефоссен считается одним из самых высоких норвежских водопадов (высота 150 метров).
На этом все — остался час езда до Бергена, где будет последняя ночевка. А утром самолет до Вильнюса.
Что могу посоветовать от себя (учитывая советы, собранные на форуме и полученные в ходе бесед с модератором Trolll)
Самый недорогой способ с комфортом переночевать в Норвегии — заселиться в кемпинг. Стоимость домика порядка 500 крон в сутки (может варьироваться). В домике будут кровати и кухня. За дополнительную плату предлагается постельное белье и полотенца.
В отличие от привычных систем booking.com и arbnb.com, где бронирование подтверждается практически моментально, с владельцами кемпингов придется связываться самостоятельно по электронной почте. Как правило отвечают они довольно оперативно.
Сайты, где можно посмотреть местоположение кемпингов и узнать стоимость:
http://www.nafcamp.no
http://www.camping.no
http://www.campingguiden.no
http://www.norwegen-reise.com/en/norway ... map.0.html
Аренда автомобиля
Взять/сдать автомобиль в прокат можно или в аэропорту прилета/вылета, или в ближайшем городе на следующий день. Здесь каждый решит для себя сам, как поступить. С одной стороны, придется платить за лишние двое суток и возможно парковку. С другой стороны, проезд до города тоже стоит недешево и времени больше займет.
Договор бронирования автомобиля заключается на того человека, кто будет им управлять. На его же имя должна быть оформлена банковская карта.
Так как без подготовки ездить по норвежским дорогам (даже несмотря на их идеальное состояние) сложно, лучше взять расширенную страховку (Super CDW). Это дополнительные 14 евро в сутки. Расширенная страховка означает, что если автомобилю нанесен серьезный урон (вплоть до полного уничтожения), то финансовая ответственность водителя не будет превышать определенную сумму (как правило до 300 евро).
В момент передачи ключей, на счету водителя блокируется сумма, немного превышающая стоимость аренды. После возврата автомобиля со счета снимается фактическая сумма, включающая в себя стоимость аренды и оплаты дорог. Заблокированная сумма должна вернуться на счет в течение 2-3 недель.
Автомобиль надо сдавать с полным баком топлива. При заправке на счете временно блокируется сумма порядка 1700 крон, далее списывается сумма, на которую был залит бензин, и блокировка отменяется.
Поэтому при аренде автомобиля необходимо иметь на счету минимум 1500 евро свободных средств.
Навигация
Для GPS-навигации по Норвегии подойдет любая европейская система. Это может быть TomTom, iGO и другие. Лучше предварительно установить в смартфон или планшет несколько программ, так как возможны сбои в работе.
Лучше всего показала в себя в работе бесплатная программа Here Maps — маршрут отрабатывался корректно, сбоев и зависаний не было.
Безналичные расчеты
Во время путешествия наличные деньги понадобились всего один раз. И то, по причине того, что сломался терминал в кафе, где уже был выполнен заказ. Во всех остальных случаях, включая паромные переправы и плату проезда по горной дороге Tindevegen оплата осуществлялась по карте.
Питание
Учитывая сомнительный вкус супов, пицц и гамбургеров в придорожных кафе и АЗС, оставлять там по 500 крон за обед на двоих (55 евро) просто неразумно. Оптимальное питание в путешествии по Норвегии — готовые порции «домашней» еды. Продается она в вакуумной упаковке. Выбор довольно широкий: фрикадельки с картофельным пюре, рис с курицей по-восточному, ростбиф с картофелем и капустой, разнообразные пасты и так далее. Стоимость одной упаковки от 45 до 80 норвежских крон. Тоже не дешево, но однозначно вкуснее и полезнее того фаст-фуда, что продается в придорожных заведениях.
Что взять с собой
Собираясь в самостоятельную поездку в эту северную страну надо забыть про комфортабельные отели, уютные рестораны и прочие блага цивилизации. Модные вещи также лучше оставить дома — все равно они не понадобятся. А вот, что пригодится, так это автомобильные права, одежда на все случаи жизни, ботинки с протектором, фотоаппарат, GPS-навигатор, USB-переходник от прикуривателя и портативная зарядка для гаджетов. И, может быть, еще спички и фонарик. Это если без фанатизма и желания преодолеть несколько десятков километров по горным тропам и ледникам — в этом случае понадобится еще и специальное снаряжение.
Алгоритм планирования
Сначала покупаем авиабилеты, и исходя из дат прилета и вылета составляем маршрут отталкиваясь от того, что максимальный дневной пробег не должен превышать 250 километров — мест для остановок по пути будет много. А если до определенных точек надо будет идти пешком, то это прибавит еще по несколько десятков минут/часов.
Далее стоит озаботиться об автомобиле. Несмотря на высокую стоимость аренды, лучше не скупиться и взять машину с автоматической коробкой передач и не ниже С-класса — серпантинов и крутых виражей впереди будет много и возможность торможения двигателем и системы ABS и ESP будут весьма кстати.
Следующий пункт подготовительной программы — работа с картами Google. Это время придется потратить чтобы определить места, в которые стоит заехать и примерно рассчитать время поездки. Часто в пути могут встречаться паромные переправы — это тоже надо учесть, предварительно узнав расписание и режим работы.
Исходя из всего вышеперечисленного определяем подходящие по местоположению и стоимости кемпинги или гостевые домики. Какие то из них можно забронировать заранее, где то возможно заселение по факту. Также надо учесть то, что большинство кемпингов прекращает работу в конце сентября.
Лучше всего, если маршрут будет круговым, а не состоять из нескольких радиальных вылазок из одного места. В этом случае удастся увидеть гораздо больше интересных моментов, да и время сэкономится.
Ну и в заключение
В Норвегии каждый для себя найдет оптимальный вариант отдыха. Здесь развит пеший туризм, летом можно совершать походы на каяках и байдарках (в том числе по горным рекам), штурмовать горы и ледники. Или как мы — проехать на автомобиле за 3 дня порядка 700 километров и получить массу незабываемых впечатлений. Если бы было больше времени, то можно было бы делать небольшие отступления от маршрута, сходя с дороги и отправляясь вглубь.
Данный маршрут не является подсказкой, что надо ехать именно этим путем. Возможны варианты и их много. Например севернее Гейрангер-фьорда проложена так называемая «Тропа троллей» — участок горной дороги с потрясающими видами и огромными водопадами. Или ледник Nigardsbreen, находящийся в 60 километрах от трассы Rv55, попасть к которому в конкретный день не было возможности из-за погодных условий и опасности того, что они могли только ухудшится.
В общем эту северную страну надо изучать, изучать и еще раз изучать. И каждый раз будут новые сюрпризы.
По большому счету, это все глобальные рекомендации, так как остальное — частности.