Итак. Поездка была запланирована еще зимой. Началось все с того, что родители друзей съездили отдохнуть в Черногорию и вернулись мега-довольные. Интереса ради прочитал пару отчетов по ЧГ, набрел на отчет товарища Nemos Демо-версия Ебенелюкса или [мат удален]мира по-европейски. и [мат удален]мира по-европейски. Часть 2. Како бресно jармилjевка развjалки чмошка? , и за пару недель настолько углубился в тему Балкан, что поездка стала просто неизбежной. Поначалу было решено ехать на машине (от Новороссийска до ЧГ порядка 2200). Но в связи с известными событиями в Украине этот вариант отпал. Поиски дешевых авиабилетов закончились компанией Pegasus (Краснодар-Стамбул-Белград 300 евро на человека в оба конца). В Белграде был забронирован авто через - (получал в Budget), Фиат пунто 1,2 на 12 дней за 300 евро. В цену вошла расширенная страховка, грин-карта, доставка к отелю. За пару дней до поездки позвонил по телефону в брони и попросил подать машину на час раньше, в 8 утра, т.к. боялся не успеть на полуденный рейс Шарганской восьмерки. Без проблем подали в 8, и ничего не накрутили. При оформлении заморозили на карте сумму аренды+600 евро депозита (обязательно нужна кредитка а не дебетовая карта). Сдавал авто в аэропорту, на все - про все минут 10. Деньги вернулись на карту дня через 4. Т.к. Баджет запрашивал 96 евро за аренду навигатора, то дома загодя был приобретен Garmin, который неплохо себя потом показал (единственное место где он не знал дороги - объездная трасса возле Подгорцы).
В Белград прилетели в 12 часов, быстро оформились в гостинице (Villa Forever, 5 минут пешком до Кнезь Михаила), и вперед, по основным достопримечательностям. Первым делам доехали на автобусе до собора Св.Саввы.
Сидевшая напротив пожилая пара, распознав в нас русских туристов, комментировала нам мелькавшие за окном здания и памятники, и пыталась вспомнить школьную программу по русскому. Очень приятно... Обратно до Калемегдана прогулялись пешком. Правда в саму крепость не попали, там концерт какой-то намечался, да и с севера на город надвигалась жуткая жуть со сверкающими молниями. Еле до гостиницы добежать успели.
Когда на следующий день проезжали в районе Лазаревац, были замечены последствия этого циклона в виде сломанных деревьев, раскрытых крыш и погнутых рекламных щитов.
Белград оставил двоякое, но в целом приятное впечатление. Слишком скромный для столицы, много уличных кафешек, много граффити на старых домах. Местами - Европа, местами - типичная совдепия.
На утро намечен ранний старт. Маршрут поездки
С задачей к 13.00 успеть на поезд в Мокра Гора справились с запасом в пол часа. Дорога очень живописная, красивые сельские пейзажи, особенно южнее, где начинаются горы. Дорога извилистая и местами узкая, но хорошего качества. Навигатор, считаю, просто необходим, т.к. с указателями не все хорошо.
Шарганская Осьмица и Мечавник понравился. Очень позитивное место.
Перед поездкой специально посмотрел "Жизнь как чудо" Кустурицы". Рекомендую. Отдача от посещения Мокрой горы будет больше. (Еще понравился "черная кошка, белый кот").
Прокатившись на поезде решили доехать до Чаjетина и затарится пршутом, как советовал когда-то Vagabondit. Но аборигены на месте сказали что это брехня, и за пршутом надо ехать в соседний Мачкат. Поехали... Немного не доехав, остановился спросить дорогу. Пожилой мужчина, к которому я обратился, довольно сносно говорил по-русски. "Пршут? Сколько? Заходи, выпьем ракии пока, через 15 минут привезут" - говорит. А чего же не зайти то? Зашли, тут же его супруга организовала кофе и ракии. Посидели, поболтали. Очень приятные люди оказались. Пршут и правда привезли через 15 минут (по 13 евро/кг), у него не оказалось сдачи и я простил ему за литр домашней ракии. Так вот....
Следующий день почти весь провели в дороге. Заехали в Вишеград, походили по мосту, зашли в Андричград. Там активно шла подготовка к торжественному открытию, которое должно было состояться на следующий день. Андричград не впечатлил, хотя сделано неплохо. Двигаясь дальше на юг вдоль границы Боснии и Черногории удивило как меняется ландшафт и природа. Отвесные скалы тоннели постепенно переходят в горный равнинный участок с низкорослыми деревцами и пасущимися баранами. В р-не Tjeniste (нац.перк Сутиjеска) остановились возле монумента павшим воинам. 43°20'46.2"N 18°41'17.5"E. Поразили малиновые плантации в районе Фочи. Хотя еще бОльшие плантации потом встретили в Сербии где-то возле Нова-Варош. За 3 евро купили большую коробку малины и ели ее всю дорогу. Заехали в монастырь Тврдош. Симпатично. На входе висят платки для женщин. К сожалению внутри не разрешается фотографировать. Дальше переехали границу по направлению к Херцег-Нови, и следуя навигатору подъехали к паромной переправе Лапетане. Цель у нас была быстрее попасть уже в отель в Доброте. Вроде как расстояние через переправу меньше. Поехали, точнее - поплыли. К парому вопросов нет, все быстро, дешево организованно. Но вот последние 10-12 километров от Лапетане до Котора меня просто убили. Узенькая дорожка шириной в полторы машины вдоль самого моря, плюс встречные машины и шатающиеся отдыхающие. Надо было ехать вокруг залива...
Следующие три дня провели в Доброте. Походили по старому Котору, слазили на крепость, сплавали к островкам напротив Пераста, съездили в Цетинье через Негуши, поднялись на Ловчен.
Поездка по серпантину от Котора в сторону Негуши - тоже то еще приключение. Едешь и молишься чтоб встречки не попалось. Но виды открываются супер!
Далее нас ждал Петровац, и три дня валяния на пляжах Ядранского моря. Если точнее - то два, так как один день посвятили поездке в Острог. В теме по Черногории полно отчетов по пляжному отдыху, поэтому опускаю этот период. Единственное поделюсь своими выводами - отдых на море в Боке Которской и на Будванской ривьере это две большие разницы.
На Жабляк было отведено 2 ночи. Выехав из Петроваца часов в 11 утра, не спеша покатили мимо Скадарского озера до Подгорицы и далее вдоль каньона реки Морача в сторону Биоградского заповедника. Там пообедали форелькой, поплавали на лодке по озеру. Попытались пешком сходить по дороге, уходящей в гору. Возле озера стоит указательный щит с маршрутами, и все они уходили по этой дорожке. Прошли пешком около часа, встречающиеся по пути указатели маршрутов только больше нас запутали. В итоге дошли до поляны, на которой стоит деревянная смотровая вышка метров 15 высотой, пофотографировались, и пошли обратно. Вообще место хорошее, очень умиротворяющее. Вход, как и в Дурмитор, 3 евро с человека.
В Жабляк приехали уже под вечер. По дороге остановились возле моста Джурджевича. Очень впечатляющее зрелище. Особенно учитывая годы постройки (1937-1940).
На Жабляк определенных планов не было. Решено было сходить до Ледяной пещеры, а там видно будет. Поход занял около 7 часов (на инфо-щите возле озера указано 3 часа и 6,5 км дистанция в одну сторону.) Еще на стоянке охраннил критически покачал головой глядя на обувь жены. И был прав. Обратно к озеру жена спустилась хромая на обе ноги от мозолей. Так что, обувайтесь соответствующе. Воды с собой надо брать литра полтора на человека. Сама пещера - хрень полная. Дыра в скале, заваленная талым снегом, и дышущая адским холодом. Спускаться в ее недра не имея даже веревки на стали. Идти туда стоит только за потрясающими видами, открывающимися по пути. К сожалению Черного озера оттуда не видно. Я так понял что за видами на озеро надо идти на Медед (как-то так пишется). Пройдя около часа по направлению на Бобов Кук и Ледяну печину есть указатель на тропу уходящую влево. Указатель - это громко сказано. Так, на камне краской написано еле различимо, и время кажеться 1ч15мин. Вообще, могли бы и получше тропы промаркировать. По горам лазает не много нроду, бОльшая часть шатается вокруг озера. Много велосипедистов. В нашем отельчике велики сдавались по 7 евро/день.
Спустившись с горы и немного передохнув, решили что на сегодня пеших прогулок достаточно, и поехали пообедать в ресторанчик "Момчилов град" (кто-то на форуме его упоминал. координаты 43.172018, 19.079156). С террасы открывается пейзаж на Жабляк, озеро и окрестности. Лепота! Мы были единственными посетителями, и обслуживающие нас двое престарелых официантов выложились по-полной. Такого внимания к своим персонам мы еще не испытывали. Вид с террасы:
Попрощавшись на утро с Жабляком, двинулись в сторону Сербии. Из планов было намечено еще посещение монастырей Студеница и Жича, и последняя ночевка недалеко от Кралево. Но сначала надо было сделать одно незаконченное дело - скатится по канатке над пропастью возле моста. Что и было сделано! Считаю это просто обязательным пунктом в посещении данного места. Впечатлений и заряд бодрости на пол дня! Там две канатки - короткая, поперек ущелья рядом с мостом за 10 евро, и более протяженная по другую сторону моста за 20, кажется. На первый раз короткой вполне достаточно.
Сербия нас встретила опять красивыми сельскими пейзажами и малиновыми плантациями. Что удивило, и даже возмутило, никто ее вдоль дороги не продает! На наше счастье в одном месте у дороги отдыхали колхозники, собирающие урожай. Так как кроме ящиков никакой другой тары у них не нашлось, то мне за около 200 рублей полный ящик и продали. Вместе с тарой! Так, не спеша поедая малину мы доехали до Студеницы. Из всех монастырей увиденных за время поездки этот понравился больше всего. Людей практически никого, большая территория с аккуратно стриженной травой и огромными цветущими липами. В главной церкви хранятся мощи родителей первого архиепископа Сербии Св.Саввы.Фотографировать можно (только на территории). А вот платков на входе нет. Не туристическое место, видимо.
На следующий день посетили еще Жичу, но так как там шла служба, а порядки в сербской церкви отличаются от наших, то чувствуя себя не в своей тарелке мы быстро ретировались. Тем более надо было спешить в аэропорт. Попетляв немного от Кралево через Крагуевац, выехали наконец на магистраль и втопили до Белграда. Ну как втопили.... На сколько позволял 1,2 движок нашего Пунто... Зато не превышали разрешенных 120 км/час.
В аэропорту быстро сдали машину, регистрация, таможня, и прощай Сербия! На регистрации работник аэропорта похвастался познаниями в русском - выпалил считалочку "точка-точка, запятая..." Так вот весело нас проводили!