Пожилая женщина — хозяйка открытого кафе на ромблонской набережной, где я обычно ужинал — как-то сказала мне: «Филиппины — это сердце Юго-Восточной Азии, а Ромблон — это сердце Филиппин».
Провинция Ромблон представлена тремя крупными островами ( Ромблон, Таблас и Сибуян) и множеством мелких островков вокруг. Столица провинции Ромблон находится на острове Ромблон и называется Ромблон — легко запомнить. Впрочем, сами ромблонцы и в городке, и в дальних частях острова считают, что Ромблон — это остров, а город называют исключительно тауном (town).
Обычно туристы не задерживаются на Ромблоне более 1-2 дней, поскольку это направление совершенно не туристическое. Я провел там целую неделю — так уж получилось. И потому имел возможность рассмотреть эти острова повнимательнее. Хочу заметить, что этот остров — не для краткосрочного набега, а для неспешного освоения, в ходе которого он начинает нравиться все больше и больше. Посоветую ли я кому-нибудь ехать на Ромблон и провести там отпуск? Пожалуй, нет.
Итак, зачем ехать на Ромблон?
1. В сети распространена легенда о том, что это остров-баунти с обалденными дикими песчаными пляжами и отличными местами для купания, загарания, снорка и блаженного ничегонеделанья. Вранье. Несколько песчаных пляжей и пляжиков там действительно есть, но они небольшие, до них надо добираться, и качества они, поверьте, довольно среднего.
2. Посмотреть красивые места. Да. Очень красивые пейзажи там действительно есть, и много.
3. Мрамор. Опять же, да. На Ромблоне и близлежащих островах действительно есть огромные месторождения разноцветного мрамора высочайшего качества. В городе работают десятки мастерских, где из этого мрамора делают что угодно — от изумительной мебели (столы, стулья...) до посуды и мелких сувениров. Попадаются действительно красивые вещицы, и стоят смешных денег.
4. Острова. Да, вокруг Ромблона в радиусе 30-40 км есть довольно много островов, и на каждом течет сонная сельская жизнь. Самые популярные — Логбон, Кобрадор, Алад, Бантон и, подальше, Коркуэра. Добираться нетрудно. Я посетил пять или шесть из них. Подробности — ниже.
5. Можно покататься на джипни или трайсикле по кольцевой дороге Ромблона, посмотреть местную жизнь, красивые пейзажи, пару маяков и водопады. В городе есть старинная церковь, а рядом на горушке — старинный испанский форт, который закрыт на длительную реставрацию.
6. Ночная жизнь (в чем она заключается, я так и не уяснил): начинается в 18:00 после заката и заканчивается через полтора-два часа с закрытием последней кафешки, после чего город до раннего утра погружается в глубокую кому. Есть там, правда, две здоровенные спортивные площадки, где местные команды допоздна играют в баскетбол, а рядом тусуются их болельщики. Там можно купить мороженое и шейки - но это, сами понимаете, на любителя.
И спрашивается, что же туда меня понесло? Дело в том, что у меня есть хобби — делаю ножи. Когда я прознал, что на Ромблоне растет эндемик - железное филиппинское дерево, оно же камагонг, то решил обязательно туда съездить и нарубить себе полешек на рукоятки. Забегая вперед, сообщаю, что это у меня получилось.
Несколько наблюдений общего плана.
1. Ромблон и Сибуян — нормальная филиппинская нетуристическая глухомань, кстати, довольно симпатичная. При этом, если вы туда приедете, то найдете и отели, и транспорт, и голодными не останетесь.
2. Туристов на острове очень мало, единицы.
3. Народ весьма доброжелательный, с английским проблем нет.
4. Жилье относительно недорогое, снять нетрудно. По моему впечатлению, номер лучше снимать в отельчиках на набережной.
5. На островах есть несколько довольно дорогих курортных отелей с бунгало. На пляже одного из них я побывал и рассмотрел эту структуру. Все очень культурно, но чем заниматься в этой глухомани, кроме как загорать-купаться на небольшом песчаном пляжике при отеле — не могу себе представить. Разве что медовый месяц проводить, но для меня это не актуально.
6. Пляжи Ромблона и близлежащих островов. Да, там есть пляжи белого песка. Есть даже очень длинные. НО: каждый пляж, в отличие от каменистого берега, — это возможность для местных рыбаков вытащить лодку на берег, не повредив ее. Поэтому при каждом пляже стоит деревня, поселок или городок, пляжи сплошь заставлены рыбацкими лодками, завалены мелким мусором, обрывками сетей... Словом, это рабочая территория, никакого, блин, баунти. Реально на острове Ромблон есть два доступных пляжа — дикий и бесплатный Бонбон, и рядом с ним окультуренный платный Тиамбан. Это в паре-тройке километров от тауна. Плюс несколько мелких пляжиков при отелях в уединенных местах вдали от тауна.
7. Еда на Ромблоне недорогая; на набережной есть множество дешевых забегаловок с местной пищей и пара относительно дорогих ресторанчиков, типа Pizza Italiana, для интуристов. Сифуда практически нет, кроме кальмара или рыбки гриль. Каждый вечер работают уличные грили: за копеечные деньги (10 песо/шт) продаются шашлычки с пылу, с жару из курятины, свинятины и пр.
8. Алкоголь: пиво — сколько угодно, в обычном филиппинском ассортименте и по обычным же ценам. Есть несколько местечек, где можно купить филиппинскую классику: ром Tanduay и бренди Emperador.
9. Интернет. Вайфай на острове, в принципе, есть, но крайне медленный, и функционирует нерегулярно. Я за неделю ни разу не смог им воспользоваться. На набережной площади есть пара интернет-кафе, но там та же засада: скорость такая низкая, что ни один сайт не успевает загрузиться. НО: все же я обнаружил там одну собачью будку с быстрым интернетом за 40 песо в час.
10. Мрамор: рядом с набережной есть отдельная улочка с парой десятков мастерских-лавок, где можно выбрать и купить что угодно — от мраморной посуды до скульптуры. Замечу, что скульптура очень низкого художественного уровня, а посуда — блюдца, розетки, вазочки и пр. мелкая дребедень - отличного качества и недорого.
11. Местный транспорт — джипни и трайсиклы. Джипни дешевые, однако регулярных рейсов на юг острова по прибрежной дороге мало, в основном, по утрам. Трайсиклы внутри тауна — 10-14 песо, но если за город и ты единственный пассажир, то довольно дорого.
12. Сообщение между окрестными островами довольно интенсивное, но лодки отплывают в основном по утрам. Есть регулярные паромные рейсы, о которых нет никаких сведений в сети. Есть большие и маленькие лодки-бананки (pumpboat, bangka), как регулярные, так и вне расписания, отходящие по мере накопления пассажиров, на которых можно добраться до любого острова. При поездке на ближние острова надо проявлять настойчивость, так как лодочники на пристани, естественно, заинтересованы в том, чтобы вы наняли у них индивидуальную лодку за совсем не смешные деньги, и потому информацию о дешевых рейсах скрывают.
13. В тауне есть представительства крупных паромных компаний типа 2GO, где можно купить билет на любой паром.
14. GPS на Филиппинах меня удивила. Мой миниайпад с оффлайновыми картами патологически медленно подключался к спутникам даже на полностью открытой местности. Когда вернулся в Россию, стал вновь подключаться быстро. Очень рекомендую оффлайновую программу с картами Maps with me. Она есть и в эппловском, и в андроидном магазинах. Карта Ромблона (как и прочих частей Филиппин) там предельно подробная, представлен каждый переулок в каждой деревушке, и позиционирование текущей позиции очень точное.
Как добраться?
Из Манилы есть три варианта:
1. Из манильского порта на пароме Sant Augustinus of Hippo компании 2GO – прямой рейс на Ромблон, только по понедельникам. Отходит в 15:30, в Ромблоне на следующее утро в 05:30. Обратный рейс по вторникам в 18:00; я возвращался на нем в Манилу, впечатлениями поделюсь. Весьма комфортный вариант.
2. Из порта Батангас. До Батангаса из Манилы за пару часов можно добраться на рейсовом автобусе (например, от JAM Bus terminal в районе Pasay City) . Из Батангаса в нужном направлении отходят паромы нескольких судовых кампаний, например, те же 2GO и Montenegro. Выехать можно 6 дней в неделю не на том, так на другом. Есть прямые рейсы до Ромблона и Сибуяна, но также вполне подходят рейсы до портов на острове Таблас: Одионгана и Сан Агустина. От Одионгана придется добраться на джипни до Сан Агустина (120 песо, полтора часа), где без проблем можно взять лодку, если повезет, вскладчину, до Ромблона (1 час хода, 1000 песо) - на набережной вас сразу вычислят и предложат. Рейсовый дешевый паром отходит из Сан Агустина на Ромблон в 08:00 и в 13:00.
3. Из Манилы есть прямой авиарейс на аэропорт Таблас, оттуда долгий путь на джипни до Сан Агустина, и далее см. последнюю часть пункта 2.
Кроме того, из Эль Нидо раз в неделю ходит паром до Ромблона и обратно. В сети не представлен, но в реале существует.
Я добирался до Ромблона из Корона? где отлично провел несколько дней ( Корон и окрестные острова. В основном, фото.). Мне очень не хотелось возвращаться самолетом в Манилу, поэтому решил добираться до Ромблона морем, тем более, что я очень люблю морские путешествия.
Маршрут был таков:
1. Утром на пароме из Корона (о. Бусуанга) до порта Сан Хосе (о. Миндоро) — 5 часов.
2. Из Сан Хосе на джипни (2,5 часа) до порта Рохас на том же острове, где заночевал в дешевом припортовом отельчике.
3. На следующее утро на пароме из Рохаса до порта Одионган (о. Таблас) — 4,5 часа.
4. Из Одионгана до Сан Агустина на джипни — 1,5 часа.
5. Из Сан Агустина на лодке до Ромблона (1 час), где я оказался примерно в 5 часов вечера на следующий день после отъезда из Корона.
В целом, путешествие ненапряжное, вся логистика отточена до блеска, в каждой точке тебя мгновенно вычисляют, сажают в нужный транспорт, все быстро, без задержек. На переездах записывал свои впечатления в мини-айпад, поэтому за точность цифр ручаюсь. В основу текста я положил эти свои дневниковые записи, которые отредактировал и немного дополнил.
ОТ КОРОНА ДО РОМБЛОНА
4 мая 2015 г. Понедельник. Корон — Сан Хосе — Рохас.
Билет на паром до Сан Хосе, что на острове Миндоро, купил за два дня до отъезда в лавке на центральной площади Корона. Хорошо, что заранее, поскольку народу на паром набилось под завязку. Тетка в лавке содрала с меня 1200 песиков. По дороге в отель зашел к ее конкурентам — везде тот же билет идет за 1000 песо. Вернулся, мягко пожурил. Тетка, поняв, что фокус не удался, без лишних слов вернула 200 песо.
Рано утром выехал на трайсикле в порт. Езды минут 15, цена 15 песо. На входе — проверка багажа с открытием большой дорожной сумки и фоторюкзака с демонстрацией потрохов.
Паром — здоровенная деревянная лодка по имени BUNSO с выносными поплавками-аутригерами — pumpboat, а по-местному - bangka.
Вышли с опозданием 10 минут. Путешествие мне понравилось. Первую половину шли по штилю, затем поднялся ветер и волна с барашками. Однако благодаря аутригерам, качка почти не ощущалась. Сначала прошли проливом между Бусуангой и Короном, и мне удалось снять Корон с обратной, не туристической стороны:
Затем прошли мимо симпатичного, явно необитаемого островка с заманчивым пляжем...
...вышли в открытое море и взяли курс на остров Миндоро.
Я сидел рядом с пожилой филиппинкой, которая весь путь читала какую-то книжку:
В пути всем выдали ланчбоксы (рис с жареной рыбкой) и по поллитровой бутылке воды. Ветер раздуло неслабый, волна встречно-боковая, в правый борт. Пути 5 часов. Судно довольно сильно снесло, поэтому опоздали на полчаса.
В Сан Хосе прибыли в 14:10. Разгрузились быстро, и уже через пять минут после швартовки я вышел за ворота порта, где был мгновенно посажен в трайсикл, который за 15 минут и 20 песиков домчал меня до автобусной станции, от которой с небольшими интервалами отходили новенькие кондиционированные минивэны (не джипни!!!) до Рохаса — порта на противоположной стороне острова, обращенной к Табласу. Езды оказалось 2,5 часа, стоило это удовольствие 250 песо, без чека и билета. Скорость на трассе была приличной, однако в середине пути имелся горный серпантинистый участок, на преодоление которого ушла масса времени.
В Рохас прибыли в 17:30. Минивэн остановился в центре городка. Все портовые городки на моем пути были устроены по одному принципу: город — это там, где живет народ, а порт — в 2-3 километрах от города. К нему из города с основной трассы, идущей метрах в 300 от берега, ведет боковая дорога, по обочинам застроенная лавками, едальнями, отелями и гестами. Прямо на автостанции в Рохасе я пересел на трайсикл и через 15 минут выгрузился у самых портовых ворот, ведущих на причал.
На портовой улочке кипела оживленная жизнь. Я подошел к полицейскому у закрытых ворот, ведущих в порт, ворот и спросил, где можно переночевать. Тот кивнул на двухэтажный дом в двух шагах. Хозяйка предложила мне номер на первом этаже, вход прямо с улицы, за 400 песо (фан, телевизор, санузел, постельное белье). Меня этот вариант вполне устроил. Ночь показала, что фана вполне достаточно. Такой же номер, но с кондишеном — за 700, номера побогаче на верхних этажах — за 1700 песо. В принципе, на этой улочке полно отельчиков и гестов (самый дешевый вариант — 180 песо), но желательно приехать пораньше, поскольку к вечеру, начиная с 18:00, в порт приезжает тьма народа в ожидании ночного парома на Катиклан, и разбирает дешевые номера. Я успел.
Принял холодный душ и обнаружил, что зверски голоден. Поел в местном аналоге Макдоналдса: четыре свиных шашлычка, рис и пиво (150 песо). Затем прогулялся по местным заведениям, попил Тандуэя с колой. Вечером приземлился в каком-то караоке-баре, заказал пивка. Там ко мне подсели местные пидоры, угостили сигареткой, долго лопотали непонятного разного, затем спросили, в каком отеле остановился. Я сказал, что в том, что у пирса, и там меня ждет жена. Сработало как электрошок: сразу потеряли интерес и слиняли. Вернулся в отель и завалился спать.
5 мая, вторник. Рохас — Одионган — Сан Агустин — Ромблон.
Поскольку лег рано, то и встал ни свет, ни заря. Привел себя в порядок, позавтракал со спрайтом за сотню.
Парома на Одионган по вторникам в официальном расписании не числится, а по факту он есть. Билет 350 песо, отправление в 10-11:30, в пути 4,5 часа. Буфета нет. В дороге не кормят и не поят, поэтому хотя бы воду или колу надо взять с собой.
Весь паром был забит до отказа. Места только сидячие. После выпитого накануне изрядного количества рома и пива, путешествие по морю оказалось слегка муторным и не запомнилось.
В Одионгане та же картина, что и в Рохасе: порт, за его воротами улочка с гестами, отельчиками, барами и едальнями. Меня с лету подхватил мотоциклист и отвез в город на стоянку джипни, которые шли на Сан Агустин. Джипни отходили по мере заполнения, забитыми до отказа. Цена билета до порта СА 120 песо, в пути полтора часа. Когда джипни останавливается, накатывает липкая потная жара, а в пути салон очень комфортно продувается ветерком. Вторую половину дороги глаз не оторвать от потрясных морских пейзажей, если не тошнит с перепоя.
В Сан Агустине меня выгрузили у входа в большой и абсолютно пустыннй морской вокзал. Правда, внутри работал киоск с напитками и снаксами. У пирса стоял паром на Ромблон, но он отходил лишь на следующее утро, билет 100 песо. А с берега... с берега был отчетливо виден Ромблон.
Рядом с вокзалом тусовалась компания местных парней. От нее сразу отделился и подбежал ко мне помогала и предложил индивидуальный трансфер — лодку-бананку за 1200, в пути 40 минут. Я снизил цену до 1000 (кстати, в Ромблоне я узнал, что 1000 песо — это стандартная цена). Тут же нарисовался парнишка, который взвалил мою дорожную сумку на плечо и затрусил к лодке, а я направился за ним. Ходу оказалось минут семь. Там он запросил с меня 100 песиков, что было явным перебором. Я дал 50, и он исчез.
Море было спокойным, время закатным. Я получил огромное удовольствие, любуясь этой красотой под негромкое тарахтение подвесного мотора.