Мандраж…Полный, абсолютный, всепроникающий. Идущий от кончиков пальцев и уходящий куда-то в поясницу. И чем ближе к дате поездки, тем сложнее с ним бороться.
И дело не в том, что визу мы получали месяц (после n-го звонка в норвежское посольство и получениея подтверждения от иммиграционной службы Исландии). И не потому, что сделал ошибку в имене при покупке билета жене, и в довесок, в новом паспорте написание имени еще раз измениловь. Нет, все банально и просто… Для меня, заядлого автопутешественника.
Да, да. Банальная зависимость от других – нужно успеть на самолет, стыковки в 1 ч 20 мин – 1 ч 35 мин. Не потерять багаж с такими стыковками. Решить проблему с неверно указанным именем. Для человека, который на самолете летает раз в сто лет - это те еще испытания.
Все начиналось просто. Где-то есть такая страна Исландия. Есть и есть, хорошо, что есть. Виртуально немыслимая вещь (даже не мечта) – побывать там. Прошлой зимой при очередных поисках билетов на предстоящий летний отдых посмотрел на стоимость билетов в Кефлавик. Цена не удивила, даже стал немного собирать информацию об Исландии. Но решили не торопиться, поехать в более привычную Грецию.
После отдыха в Грецию и решением вопросов с зимним отдыхом, опять сажусь в свободный поиск возможных вариантов летнего отдыха. Нахожу билеты по 240 долларов. Параллельно посчитав стоимость и время путешествия на пароме, принимаем решение купить пару билетов. На пароме по кругу доставка моего авто обошлась бы в 3300 евро (с нашим проживанием и питанием, но основная стоимость – доставка авто). Плюс до парома доехать – трое суток минимум (Дания), паром идет в одну сторону трое суток, ходит раз в неделю (т. е. оставаться надо на две недели). Итого получаем 4 недели. Это непозволительная роскошь в наше время.
Билеты купили в конце сентября 2014 года, в то же, прикинув все за и против, начинаю искать прокат кемпера 4х4, чтобы можно было посетить внутренние регионы страны, чего на обычном кемпере сделать нельзя.
Почему кемпер? Стоимость аренды полноприводного авто плюс проживание в гостиницах приблизительно равно стоимости аренды кемпера. При этом в кемпере есть все для жилья (туалет/душ в том числе), но расход, естественно, будет выше, чем при аренде джипика поменьше. Кроме этого – не привязываешься под жилье, которое в сезон стоит бронировать заранее. Едешь, устал – заехал в кемпинг. Если не запрещено, останавливайся у дороги и ночуй себе.
Кемпер нашли в этой фирме, за раннее бронирование дали дисконт в 10%, даже договорились о том, что полную оплату необходимо сделать до конца апреля этого года. Предоплату не требовали.
Дальше обычная рутина – перечитывание множества отчетов, составление своего маршрута, сбор дополнительной информации.
Пришла пора подавать визы (за три месяца до поездки, чтобы успеть с оплатой брони за кемпер). Сама поездка была с 29 июня по 11 июля.
Приехали в Харьков, ВЦ работает. Сдавать документы, а нам говорят – извините, посольство Норвегии сегодня не работает (если память не изменяет, католическая Пасха была). При этом прием документов в другие страны (в ту же Польшу) идет полным ходом. Приезжайте в другой день. Облом-с. При этом за день до этого созванивался с ВЦ – никакой информации о нерабочих днях не дали.
Приехали еще раз, подали документы, ждем. Неделя, две. Третья пошла. Подходит время оплаты брони. Звоню в ВЦ, интересуюсь получением виз. Говорят – мы ничего не знаем, звоните в консульство Норвегии. Нашел телефон, дозвонился, объясняю суть проблемы и говорю о горящей бронировке. Перезвоните завтра. Ок. Перезваниваю. Ваше дело как раз у консула, звоните завтра.
Через час перезванивают, говорят – у вас остаток на указанных счетах один, а планируете потратить сумму больше, как такое может быть. Объясняю, что сумма на карте троекратно перекрывает необходимую, которая указана на сайте посольства, что в анкете стоит галочка cash.
Опять – перезвоните завтра. Звоню – решение уже принято, но посол сомневается, поэтому он отправил ваши документы в исландскую иммиграционную службу, ждите две-три недели. Вопрос о брони кемпера никого не интересует.
Списываюсь с прокатом, слезно умоляю подождать с оплатой, соглашаются. Через недели полторы наконец-то звонят из посольства и говорят, что дают визы, но по сроку получается всего +1 день к датам поездки. Т. е. если вдруг какой-то форс-мажор (все помнят, как извержение вулкана несколько лет назад приостановило авиасообщение в половине Европы?), то времени выехать из шенгена не будет.
Подходит время путешествия. Ежедневно мониторю сайт состояния дорог Исландии, т. к. еще не все они открыты, хотя обычно к концу июня открывается большая часть дорог F. Из-за коротких стыковок решаем лететь только с ручной кладью из-за боязни потерять багаж, а с ним и время в Исландии. Пара ботинок – чемодан, а еще ж обязательно куртку и штаны теплые.
День отлета (29 июня).
Зарегистрировался онлайн заранее (в первый раз в своей жизни), возможно поэтому разница в написании имени жены в билете и паспорте на всем пути туда (как и обратно) никого не заинтересовала. В Киеве проблем никаких, в Мюнхене сильно не понравился фотоаппарат, ничего не объясняя, достали его, включили, покрутили, пропустили. Ну и заклепки на джинсах их тоже чего-то потревожили. Гейты прилета/вылета оказались рядом, бегать не пришлось, в Дюссельдорфе вообще были соседними. Удивил бесплатный кофе, стоит себе кофейный аппарат, наливай, пей. В Борисполе отдали 55 грн за 1 латте.
В Кефлавик прилетели вовремя, ждем трансфера (29 евро за какие-то 5 км езды). 12 часов ночи, солнце висит над горизонтом, в голове царит дурдом, мозг говорит – спать, а глаза говорят- шиш вам, какие спать.
30 июня
Keflavík – Hvítserkur (Vatnsnes) - Hveravellir
Время кардинально пилить планы. Т. к. не открыли дорогу на Laki (Lakagigar), закрыты F208 (с юга) и F210 на Landmannalaugar, закрыта F894 на Askja. Закрыты F25 и F26. Изначально планировал ехать против часовой стрелки, но, т. к. дороги по моему маршруту были закрыты, решил поехать по часовой стрелке, вдруг за время нашей поездки дороги откроют.
В 9 утра принимает машинку, ветеран Ford F350 (необходима категория С). Хорошо подбитый и не на один глаз. Первый мой прокат автомобиля.
Что дальше?
Конечно, в первую очередь, едем в магазин – забиваем холодильник. А далее по новому маршруту. Едем смотреть на «слона». Машина дизельная (не ездил раньше сам), тарахтит как Камаз. Груз в багажнике тяжеловат, сильно чувствуется. Еще весь день дует ветер (на одном из сайтов предупреждают водителей кемперов и мотоциклистов о возможности опрокидывания), пасмурно и начался дождь. Ощущаешь себя водителем Икаруса, как минимум. При некоторых порывах хочется вообще остановиться.
Проезжаем тоннель Hualfjörður. После тоннеля пункт оплаты, две полосы, в левой кабинка, остановился – оплатил, в правой проезжают просто (я так понимаю, что-то типа PayPass, когда с карты какой-то сумму считали и все). Т. к. еду медленно, смотрю по сторонам, то честно провтыкал знаки и поехал по правой полосе, платить некому. Пришлось найти место для остановки и бежать назад, платить за проезд. Мальчик спросил номер и когда я проезжал, сделал у себя пометку и все.
Погода меняется каждые полчаса, ветер при этом не стихает.
Увидели «слона», выдвигаемся в сторону самого большого геотермального поля в Исландии. Начитавшись разных отчетов, решил, что лучше увидеть один раз большой, чтобы потом пропускать те, которые будут поменьше, но с большим количеством посетителей.
По дороге попался такой товарищ
Вот только проехать к нему нужно километров 130 по грунтовке. По дороге опять начался дождь, температура снижается. По приезду идет сильный дождь, дует ветер, температура около 5 градусов. Когда дождь попадает на открытые участки тела ( то бишь в физиономию и руки), то кажется, что кто-то плетью тебя лупит. Останавливаемся в кемпинге рядом. Душ не работает, но можно покупаться в термальном источнике. Вот только переодеться негде, т. е .ты можешь переодеться/раздеться на парковке, а потом метров 50 проскакать по такой погоде. Энтузиазма не было, пошли по округе.
Возможно, в хорошую погоду, это было бы чудным местом (как многие говорят), но для меня это было разочарованием. Такое же можно увидеть гораздо ближе к нормальной дороге, без затрат времени в полдня минимум.
Ночевать было весело, качка, как на корабле.
1 июля.
Godafoss - Húsavík, киты – ночевка в кемпинге у Ásbyrgi.
Неважно, что в Исландии время отличается от нашего на 3 часа. От того, что ночью светло, ритм сбивается. Можно лечь спать в два-три ночи (по их времени! У нас уже 5-6 утра) и утром, а вернее днем, проснуться в 12. И неторопливо ехать дальше.
Увидели вариант исландского грейдера, после его работы в этот день полностью открыли дорогу F35.
https://youtu.be/OTMqbLxpP6s
Непогода еще больше разгулялась, но мысль увидеть китов никуда не делась. Билеты заранее не бронировали, т. к. не хотелось привязываться по времени, и не прогадали, одна лодка (маленькая) уже ушла, а кораблик побольше уходил через 15 минут. На кассе предупредили, что сегодня сильный ветер, море волнуется и т. д., и т. п. Ну разве это остановит? Crazy people.
Доскакали до кораблика, там уже сидит масса ряженых, надо ж и себе присоединиться. Поверх своей одежды надеваешь комбез, сверху еще дождевик, только не привычный нам «кулечковый», а хороший.
Помните выражение – «шарики за ролики, шурупы за болты»?
Хорошо (а может и плохо), что с детства несколько раз хорошо прикладывался головой о различные предметы, не предназначенные для этого, например, о батарею. Поэтому ролики я давно уже потерял, остались только шарики.
К чему это, я не моряк, и вообще не люблю резких изменений высоты, т. к. ощущаю дискомфорт. В общем, в этот раз это был не дискомфорт, а просто капец какой-то.
Были дельфины, даже китов пару раз видели. Фото пытался делать, но было несколько проблем. Лил дождь, и хотя фотоаппарат был у меня обмотан пакетом, объектив заливало на раз. Сильнейшая качка, сперва видишь только небо, потом только воду, т. е. надо крепко держаться, а еще пытаешься что-то там сфотографировать.
А когда увидели китов, то кораблик стал ходить по кругу, и когда он попадает боком на волну, то и американские горки не нужны были.
Многие прочувствовали морскую болезнь на себе, народ просто выворачивало. Мне, на удивление, повезло.
При этом команда еще угощала горячим шоколадом и печенькой. Идут себе по палубе не держась, будто по асфальту несутся. Смешно им.
Было не поздно, едем дальше, по дороге много красивостей, но из-за тумана/дождя можно было только приблизительно оценить красоту.
Ночевку запланировали в кемпинге у Ásbyrgi.
2 июля
Ásbyrgi – Dettifoss – Myvatn (Hverfjall, Grjótagjá, Jardbodin, Namaskard, Stóragjá, Viti, Krafla)
Ásbyrgi
Вполне себе уникальное место для Исландии, т. к .тут есть лес, нет – ЛЕС по исландским меркам.
Вид сверху не мой, слямзил из интернета, такая себе подкова. Красиво, тихо, спокойно. Туристов не было, возможно повезло.
По дороге на Dettifoss (864)
https://www.youtube.com/watch?v=V70WYrQ ... e=youtu.be
http://youtu.be/FfBEPhAZn8s
https://www.youtube.com/watch?v=SdsE6i5 ... e=youtu.be
Геотермальное поле Namaskard
Все шипит, бурлит, «пахнет».
https://www.youtube.com/watch?v=JIWvysF ... e=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=DW3qc60 ... e=youtu.be
Заехали посмотреть озеро в кратере Viti, низко висят облака, увидеть что-то сложно.
На парковке машины бросают как угодно, встать негде, выезжаю, опять разворачиваюсь, паркуюсь сбоку. Когда возвращаемся, застаю картину – стоит два (он и она) тела за машиной, и поливают окрестности. Совести – 0.
https://youtu.be/ANL6c6ljvzc
Ночуем в кемпинге возле озера. Мошкары неимоверное количество, нас не кусали, но народ говорит, что надо запасаться репеллентами. Позже попадались неоднократно. В один день пришлось в течение часа заезжать два раза на мойку, отмывать лобовое.
3 июля
Askja - Egilsstadir
Дорога к Аскье закрыта (894), но а вдруг? Едем, конечно же. Крупнейшее лавовое поле, на машине с длинной базой сложновато, но тарахтим потихоньку.
https://youtu.be/-pCWCAMGBQo
Доезжаем до кемпинга, поворачиваем на Аскью, запрещающих знаков нет. Снега все більше, но ехать можно.
Dreki – Askja и назад (выделил отдельно). Обратите внимание на то, насколько стало больше воды при возвращении.
https://www.youtube.com/watch?v=fRE4p_g ... e=youtu.be
Доезжаем до пятачка, дальше только на оленях, подготовленных авто либо на ратраке. Смотрю в навигатор, ерунда ж осталась. А давай, попробуем пойти? Прошли метров триста, провалился разок по колено, приложился о камень.
Бешенный мороженный мух
Идти или не идти, вот в чем вопрос.
Устал.
А еще столько идти
К счастью (или наоборот), поднимается ратрак, пассажирский. Останавливается, денег с собой нет. Спрашиваю – скока мани? Показывает – бесплатно. Приехали. Тетенька в навигаторе говорит – вы достигли пункта назначения. Но кратера ж нет, озера – тоже нет. Есть только табличка, палки, торчащие из снега, и протоптанная дорожка наверх.
Бредем, наверху жара, ветра нет, снег тает, стоит сильный туман. Ничего не видно. Ноги вязнут в снегу, скорее, льду. Интернет не работает, сколько еще ползти – не знаю. Вижу несколько возвращающихся групп людей, идут, жалуються на то, что ничего не видно было. Оценив свои дохленькие силы, не забывая также, что ратрак не будет нас ждать, и нам просто повезло, а путь назад увеличится еще на два километра, если мы быстро не вернемся, веселым галопом скачем (вернее, ползем) назад. Завидев ратрак, ноги сами начинают «лететь». Успели! Буквально через 5-10 минут возвращается организованная группа туристов, забивает все лавки и мы едем назад.
По пути встречаем еще большых турЫстов, чем мы. Джинсы, обычные куртки, чуть ли не туфли на ногах. Тетенька в кожаных (!!!) штанах провалилась почти по пояс и не может выбраться. Наши сопровождающие достали лопату, помогли выбраться.
«Бородач» не сидит, это он тоже левой ногой провалился по кукисы
Садимся в наш домик и едем в сторону Egilsstadir. Вообще дорога на Аскью весьма разнообразна и даже немого утомительна, т. к. немного мест, где можно ехать более-менее быстро.
Назад думал выехать по F910, но немного сбился и упростил себе жизнь, поехал по 923. Возвращаться уже не хотелось, поэтому поехали по асфальту.
https://youtu.be/k8PJYHwcSZI
Кемпинг в городке приличный, рядом заправка, магазины.
4 июля
HÖFN - Jokulsarlon
Встретили по дороге таких товарищей. Проезжающие туристы просто не замечают их, либо им все безразлично. Олени в ста метрах от дороги.
Что у них там за групповуха, я не знаю.
Хофн – город лобстеров и других морепродуктов (правда, как и остальная чсть Исландии).
Ледник виден издалека, местами от дороги находится весьма близко. Проехали один съезд ( пара км до ледника), второй (4 км). Третий, все же решаю развернуться и поехать по этой дороге. Еще остановился, посмотрел на стенд. Пути оказалось 16 км вместо 2-4, которые могли бы быть ранее. Дорога F985. И вроде ничто не предвещало каких-то ужасов. Сперва. но потом дорога пошла все выше и выше, крутые обрывы, мелкий и крупный гравий под колесами. Иногда ощущалось, что задние колеса даже проскальзывают. И никого нет на пути (что тоже хорошо, т. к. разъезхаться у края обрыва очень непросто). Выше, выше, страшнее, страшнее. Ведь надо не только подняться, а еще и спуститься. Черт его знает, как на гравийной дороге себя машина будет вести. Да еще и с грузом в виде домика в кузове. Ползем. Жена в лице все меняется, переезжаем очередной перевальчик, ледник уже далеко внизу, смотрю на очередной виток подъема и думаю, что хоть и осталось еще совсем немного (меньше двух километров по навигатору), но задница не железная и начинает уже трещать от адреналина. Нашли место для разворота, начали спуск. Спуск, конечно же, страшнее подъема.
https://www.youtube.com/watch?v=Raz6i45 ... e=youtu.be
Видео, к сожалению, не передает все уклоны и опасности подъема/спуска. Смотреть «среднюю» треть видео.
В общем, рекомендую весьма для проезда. Только резина должна быть хорошей, чтобы было чем цепляться.
Jokulsarlon
Ждали немного большего количества льда. Возможно, вопрос был в приливе. По лагуне не катались, хотя изначально планировали. Было ветренно и весьма прохладно.
https://youtu.be/XjGIU-c23CE
Туристы, такие туристы. плавает у берега тюлень (вроде же он?), а народ просто проходит мимо. Неинтересно, видать.
https://www.youtube.com/watch?v=rqeojpUelmM
Формы льда причудливы. Так это выглядит как выброшенный на берег корабль,
а так – как дельфин. Льдина одна и та же.
Ночевка в кемпинге возле Svartifoss
5 июля
Svartifoss – Vik - Fagrifoss
Насколько велика разница при разных погодных условиях. Когда тучи и дождь – все мрачно и печально, как только появляется солнце – радуешься новым краскам.
На сайте дорога на Lakagikar была открыта до середины. Т. к. посетить это место очень хотелось, то решили попробовать, вдруг повезет и дорогу откроют. К сожалению, дорога была открыта только до водопада Fagrifoss. Открыли ее только в день нашего прибытия домой.
https://www.youtube.com/watch?v=40y4hvo-tIg
Один из бродов
В этот же день, недалеко от Вика попали в очередную авантюру. Едем, видим целые поля синих цветочков, а также указатель на какой-то Vetrarvegur, ну чего бы не поехать. Поехали. Все красиво, интересно, дальше черный песок. Решаем развернуться, но не тут-то было. Машина нагружена и вмиг закапывается. Т. к. я этого не ожидал (ведь уже много схожих мест проехали и проблем не было), то ехал только на заднем приводе (в общем, на нем только и ездил почти везде). В общем, передок стоял почти на колее, а вот зад оказался в песке. Хорошо, что хоть на колее был утрамбованный песок и мы выехали. Вот только встал вопрос, а как назад-то ехать? Задом сдавать – далеко так пришлось бы ехать, развернуться – уже пробовали, спасибо, не надо. поехали дальше. А дальше ничего, доехали до обрыва и все, разворота нет.
Кто раз обжегся, тот дует и на холодное. Хоть песок и казался твердым, все равно было страшновато. Развернулся без остановок, поехали назад.
В конце ролика сделал стоп-кадр, место, где засели. Ерунда, казалось бы.
https://www.youtube.com/watch?v=eV2PZeK ... e=youtu.be
Планировали на сегодня добраться до Reynisdrangar и Dyrhólaey, но из-за дождя и тумана решили, что ничего не увидим, остановились в кемпинге в г. Вик.
6 июля
Reynisdrangar – Dyrhólaey – Skogarfoss – Seljalandsfoss - Þórsmörk
Свадьба, йо
Изначально ехать в Þórsmörk я не собирался, но т. к. часть дорог была закрыта, то появилось свободное время. Многие оставляют положительные отзывы об этом месте, говорят, что необходимо выделять на него день-два минимум. Как по мне, есть места и интереснее. Возможно такое мнение сложилось потому, что проехали уже большую часть пути и видели и другие красоты. Также наверняка играет роль не такая большая удаленность от хорошей дороги и Рейкьявика, т. е. место достаточно туристическое, много людей приезжает на автобусах.
В общем, доехали мы, покрутились и уехали обратно.
https://www.youtube.com/watch?v=x3oV_M9kJSY
Ночевка в кемпинге в городке Hvolsvollur. Самый тихий кемпинг за все время.
7 июля
Landmannalaugar.
Первоначально я планировал ехать по F208-209-210, чтобы увидеть и пересечь многочисленные броды. Но, к сожалению, эти дороги так и не открыли, была открыта только 208 для проезда с севера. Пришлось ехать по F225, её буквально на днях открыли. по моему скромному мнению, это небольшая дорога являеся яркой иллюстрацией того, чем так богата Исландия. За эти 30-40 км увидишь все буйство красок, и черный песок, и желтый, и лавовые поля, и зелень, и горы, и реки, и снег. Видео не покажу, регистратор отключился во время поездки, вспомнили о нем поздно.
Перед кемпингом в Landmannalaugar достаточно сложный брод, весьма часто он просто непреодолим для обычных машин. Нам повезло, хотя вечером, когда мы приехали, воды было больше, чем утром.
В очередной раз погода меняется, в дороге и по приезду было солнечно, только поднялись на ближайший пригорок, стало быстро все затягивать и начал накрапывать дождик. Некоторые туристы стали спешно сворачивать свои палатки.
Есть термальный источник, много народу плещется в речушке. Посмотрел на эту толкотню и неразбериху, не стал лезть туда же.
Какой контраст...
В лагере одни туристы устроили целый терракт. Смотрю, горит огонь возле одной из палаток, сперва показалось, что вообще, сама палатка горит. Возле нее ходит два человека. Через минуту происходит взрыв, пламени становится
больше и затухает. Два чудика в шоке. Как я понимаю, просто неправильное обращение с газовой горелкой.
8 июля
Gullfoss - Geysir - Thingvellir – Grindavik
Из Landmannalaugar решили ехать по «столбовой» 208. Из-за того, что по ней ездят все, покрытие оказалось хуже, чем на 225. Кроме этого, произошло микроЧП. Вылетел болт, который держал цепь в натяжении (цепи удерживали домик). Услышали сразу, остановились, но ничего не нашли. Благо, что:
а) рядом был забор из проволоки,
б) местные не тянут все подряд в пункт приема металла.
Как говорят, «нет ничего более вечного, чем синяя изолента... хотя, проволока тоже сойдет».
Стало
Должно быть
Подтянул цепь, чтобы не болталась. Вроде держится.
https://youtu.be/Uh2Ld23l2FM
https://youtu.be/xmHauU30OSw
Старый Гейзер отдыхает, давая дорогу молодым. Строккур стреляет каждые пару минут (высота разная бывает). Завораживающий процесс.
https://www.youtube.com/watch?v=qn-23rX ... e=youtu.be
По дороге встретили, угостил сахаром, устроили разборки.
Глубина на глаз метра три, с другой стороны моста все 5-6. На дне видны монетки.
Ночевка в кемпинге в г. Grindavik
9 июля
Рейкьявик
Сдаем авто.
Машину перед сдачей нужно вымыть, благо на каждой заправке есть мойка, заправить, слить все, что накопилось и долить воды.
Кроме этого, осталось много продуктов. Не рассчитали своих возможностей, да еще и иногда в забегаловки заезжали. Часть оставили в машине, часть пришлось выбросить.
Когда бронировал машину, не учел небольшой нюанс. Сдавать машину можно только в офисе, который находится в Кефлавике. Такси в Рейкьявик стоит около 100 евро, есть вариант добраться обычным автобусом, но с пересадками, да еще между остановок надо пройтись. Решил ехать на такси в аэропорт и там, на первом же автобусе ехать в Рейкьявик.
Такси обошлось в 15 долларов (за трансфер платил 29 евро). Автобус на двоих 3900 крон (30 долларов).
В Рейкьявике автобус приезжает на станцию BSI, а дальше развозят небольшими бусами. Или можно дойти пешком до нужного вам места.
В гостинице чистим перья (за время скитальческой жизни много чего накопилось) и идем прогуляться по округе.
Оставили посещение на следующий день, но утром о нем забыли
Когда готовился к поездке, запланировал посещение нескольких пивоварен по дороге, но т. к. маршрут пришлось кроить на ходу, то все отменил. Но не забыл об одном баре, который является чем-то вроде филиала одной из пивоварен. Особенно порадовал тот факт, что от гостиницы до него было метров 100. Правда найти его сложновато, вход с двух сторон здания, с одной стороны его видно, а с другой стороны – вход через гостиницу.
Из минусов, еды нет, только колбаски.
Пиво попробовали, пора искать место для чего-то более насущего. Гамбургеров с фри и пиццы не хотелось (а они встречаются на каждом шагу), искали что-то стандартное. Обошли квартал по кругу раза два, и так и не решились куда-то зайти. Пошли по новой. Зашли в ресторан Apotek. Официанты висят над душой, посетители чуть ли не во фраках сидят, потягивая бокал вина на протяжении нескольких часов. А мы такие «дерзкие», в ботах, куртках, джинсах, да еще и пива я заказал.
Хотелось порвать Ютуб, сделав ролик типа этого. Совесть, зараза такая, не позволила.
Кит
Есть все еще хотелось, поэтому по пути за ближайшим бургером посетили заново вышеупомянутый барчик.
Спали хорошо.
Да, в Рейкьявике местный аэропорт находится на территории города, поэтому звук от самолетов слышно почти везде.
10 июля
Последний день в Исландии, ночью вылет домой.
У нас такие кораблики делают из бумаги, исландцы пошли дальше.
Исландский вариант бомжа
Сперматозоид в Кефлавике
Субъективные советы и заметки.
Два сайта, которые в первую очередь будут нужными для самостоятельных автопутешественников.
http://www.road.is/ - текущее состояние дорог (открыты/закрыты, ремонты), погода и прочие полезности
http://www.safetravel.is/ - при открытии сайта всплывает окно – предупреждение о текущих «опасностях» для путешественников.
Кроме этого ссылки (на первом сайте они есть, но искать долго) на весьма подробные карты Исландии.
1 и 2
Погода в Исландии непредсказуема. Как говорят, «если вам не нравится погода, то подождите 15 минут, она станет еще хуже». Что часто оказывалось правдой.
Выбор одежды
Начитавшись разнообразных отчетов, заранее приобрели водонепроницаемые куртки, штаны и обувь. Хотя смотрев на прогнозы погоды перед вылетом, в очередной раз думал – зачем так тепло одеваться, ведь температура была в пределах 5-15 градусов. Вроде бы тепло. Но не все так просто. Постоянный ветер, иногда и очень сильный, очень сильно сказывается. Поэтому в основном ходили в такой одежде.
Прилетели вы в Исландию, и что вы делаете? Торопитесь «на волю». А это неверный шаг, сперва неторопливо идем в дютик(трезвенники, язвенники проходят мимо), таримся по полной т. к . в Исландии все будет дороже (пиво в том числе). Кроме этого, что более важно, продается это все не на каждом шагу. Даже пиво нельзя просто так купить. В обычных магазинах продаются напитки с содержанием алкоголя не более 2,25%.
Если же вы этот пункт пропустили, а чего-то хочется, то ищем вот такой магазин.
Ссылка на сайт - http://www.vinbudin.is
Что важно – магазины этой сети в маленьких городках в воскресенье могут не работать, кроме этого, в обычные дни работают по два часа. На сайте есть эта информация.
Продуктовые магазины. Самый популярная и недорогая сеть Bonus - http://www.bonus.is
Опять же загвоздка - время работы. Часто работают с 11 до 18. Мы приехали в 10 утра, пока крутились возле магазина, пока разобрались в чем вопрос. В общем, опять же – потеря времени, скупились по дороге в другом магазине этой сети.
Skyr, который многие советуют брать в дорогу, меня не порадовал, густой йогурт, но разве им наешься.
Маринованная баранина продается везде, так же как и рыба. Весьма удобно. Покупаешь к этому делу еще и одноразовый гриль и готовь себе в удовольствие.
Обмен валют.
В целом, я не видел мест, где нельзя сделать расчет картой, даже в кемпингах, которые находятся далеко от основных дорог.
Если сильно хочется, то сразу в аэропорту можно поменять евро/доллары, но курс немного ниже, чем если бы вы поменяли валюту в городе. Курс в среднем 130 крон за 1 доллар. В аэропорту 129 с копейками, в городах по 131 с копейками можно было найти.
Автобусы из Кефлавика в Рейкьявик http://www.airportexpress.is http://www.re.is/flybus/
Второй перевозчик возит и по другим маршрутам по Исландии.
Для бюджетных путешественников есть полезный сайт . Вбиваете адрес откуда и куда, вам пропишет маршрут, номера автобусов, время прибытия/отправления и пр.
http://www.bsi.is – сайт «автовокзала» в Рейкьявике.
Сайты заправок: Olis, N1, Shell.
N1 встречаются чаще всего.
В магазинах Бонус и на заправках Олис можно попить кофе бесплатно. На заправках N1 покупаешь стаканчик для кофе и пьешь сколько хочешь (сильно «продвинутые» могут принести свой), кроме этого на этих заправках та же ситуация с Колой/Фантой/Спрайтом. Купил что-то поесть, пей сколько влезет.
Заправки в основном работают автоматически, днем можно платить в кассе, вечером/ночью – только картой. Рекомендую не выбирать полный бак, т. к. на карте резервируется приличная сумма, которая возвращается не сразу. Лучше выбирать на сумму (есть автоматы с фикисрованными суммами, есть с произвольным вводом).
Питьевая вода. Читал, что многие пьют воду из ручейков/речек. Пробовал, не умер. Вода бежит с ледников, химических загрязнений быть не должно.
http://www.swimminginiceland.com сайт с картой термальных источников и бассейнов. Неполный, но все же.
Паром в Исландию из Дании http://www.smyrilline.com
Сайт со всеми возможными достопримечательностями http://www.icelandroadguide.com
Также есть приложение для мобильного, удобно. Установил и показывает места на карте.
Новый сайт с картой достопримечательностей. http://alta.gistemp.com/fms/stadir.html
Проживание в кемпингах.
Часто душ стоит денег - 200-500 крон. Хорошо, когда есть мелочь для автомата (есть кемпинги как с автоматической подачей воды, так и с оплатой на «кассе»), да еще и надо иметь монеты по 100 крон.
Можно разменять, но если заезжаешь поздно, то никого нет, возможно это сделать только утром.
Варианты – принимать холодный душ; кооперироваться с кем-то; не мыться .
Еще один отличнейший вариант – посещение бассейнов в городках. Там за те же 600 крон можно покупаться с теплом бассейне, погреться в небольших теплых «ванночках», покататься на горке. Туристов мало. Так решается вопрос с тем же душем в кемпинге. Рекомендую.
Кемпер
Вообще, это впервые я брал автомобиль в аренду. Вроде бы все показали, но забыл о мелочах, которые потом могли облегчить жизнь.
Не нашел провода для подключения кемпера к электричеству. Вернее не искал, думал чт оих нет, в кемпере их не было, в разных боксах – тоже. Инструментов никаких. Домкрат и балонник.
Вот когда надо было закрутить проволку, начал искать чем это можно сделать. Тогда нашел и провода для электричества. Да, электричество для кемпера в кемпингах стоит везде по 900 крон.
В принципе, хватало аккумуляторов, которые были.
Также при приемке (либо сразу после) авто необходимо удостовериться в наличии воды и чистых емкостей под нечистоты. У меня так получилось, что воды почти не было и пришлось сливать все на следующий день после того, как взял машину. Хотя говорили, что все чисто и вода залита.
Для информации. Воду можно заливать на заправках, где моют машины, сливать можно на заправках (не на всех, на сайтах, которые я выше привел, можно выбрать те заправки, на которых это можно сделать) или в кемпингах (тоже не в каждом).
Фотографии интерьера сделать забыли.
Есть видео с сайта прокатной конторы, наш кемпер во второй половине ролика.
https://www.youtube.com/watch?v=hGE1L0fUf2M
Касательно целостности вещей в кемпере во время езды. Разложили сразу же все по ящикам, продукты тоже в ящики и холодильник (работает, кстати, от газа, я и не знал о таких). В первый день по грунтовкам мало ездили, после поездки только чемоданы были на полу, да по мелочи. А потом... В общем, только из холодильника ничего не вылетало. Банки пива/напитков просто протирались во время поездки и выливались. Да и пара бутылок пролилась. Каким-то образом через крышки по полбутылки вылилось (пиво). Каим образом – не знаю, но факт остается фактом. Уделяйте внимание укладке вещей .
Да, складывается впечатление, что в Исландии только овцы, лошади и коровы не знают английского, поэтому, если вы знаете хотя бы пару фраз на английском, то уже как-нибудь сможете объясниться.
Прокат авто:
http://www.hertz.is
http://www.cheapjeep.is
http://www.carrentalsiniceland.com
http://www.faircar.is
http://www.bluecarrental.is
http://www.campericeland.is – тут брал кемпер
http://www.sadcars.com/en
http://www.geysir.is
http://www.hasso.is
http://www.iceland4x4carrental.com
http://www.icelandcarrental.is
http://www.js.is
Ледниковая лагуна
http://icelagoon.is/
http://icelagoon.com/
http://fjallsarlon.is/
Киты
в Рейкьявике
http://elding.is/
Хусавик
http://www.northsailing.is/home/
http://www.gentlegiants.is/home/
Голубая лагуна
http://www.bluelagoon.com/
Аналог голубой лагуны возле озера Миватн, меньше людей и дешевле.
http://www.myvatnnaturebaths.is/en/
Поездка в «центр» ледника.
http://intotheglacier.is/
Проживание.
Хостелы
http://www.hostel.is/
«Фермы»
http://www.farmholidays.is/
Крупная сеть отелей
http://www.hoteledda.is/en
Кемпинги
http://campingcard.is/ - тут можно купить карту на проживание
http://tjalda.is/en/
Путешествие внутрь жерла вулкана
https://insidethevolcano.com/
Авиаперелеты по Исландии, в Гренландию и Фареры
http://www.airiceland.is
Полеты на небольших самолетах над Исландией
http://www.flightseeing.is/
http://www.eagleair.is/
Самая известная фабрика «шерсти»
http://alafoss.is/
Рыбалка (озерная, в основном), покупка карты
http://veidikortid.is/en/?lang=en
Недорого покушать в Кефлавике
http://www.retturinn.is/
Разная информация по ледникам/паркам и пр.
http://www.visitvatnajokull.is/
https://guidetoiceland.is/
http://fi.is/en/hiking-trails/
http://www.mountainguides.is/
http://nat.is/
http://www.visiticeland.com/
http://www.kerlingarfjoll.is/
http://www.landmannalaugar.info/
http://www.vatnajokulsthjodgardur.is/english
Весьма удивили туристы, почему то ожидал более сознательных людей.
По порядку.
Одеваются все, кто как хочет. После посещения центральных регионов и заезда в какое-нибудь попсовое, а значит и очень посещаемое, место, видишь многих приезжих, которые приезжают и в легкой одежде, и даже в шортах. Т. е. о том, что может быть холодно, многие даже не задумываются (выше я писал об истории на Аскье).
Еще, некрасиво себя ведут на дорогах, особенно грунтовых. Во-первых, не обгонишь. Догнал кого-то, плетись за ним. Во-вторых, если едут тебе навстречу, то часто просто посреди дороги останавливаются, а ты объезжай,как хочешь. Даже не берут правее к краю. А объехать местами ой как нелегко, а местами даже невозможно просто.
По глупости или по незнанию, но увидев, как они на машинах ныряют в воду для пересечения брода, хотелось парочку пристрелить. Такое впечатление, что задача не спокойно проехать брод, а проехать на максимальной скорости, чтобы залило и капот, и крышу. Видео ниже, еще одного товарища просто не успел заснять, там был самый зверский убийца машин за рулем.
https://www.youtube.com/watch?v=86UyWrM ... e=youtu.be
Небольшой ролик еще покажу о торопыге. Очередь на заправке, стоит передо мной Тойота. Потом он решает объехать и заправиться «против шерсти». Водитель автобуса, за которым стояла Тойота, вышел, объяснил, что так делать нельзя. Тойота давай пытаться встать передо мной, но я уже стою у колонки и пропускать такого артиста не хочу аж никак. Те, кто стоял за мной, тоже его попытки втиснуться проигнорировали. В итоге он опять встал «против шерсти» и с горем-пополам заправился.
https://www.youtube.com/watch?v=DQ5I5NZ ... e=youtu.be
Еще о туристах, дали ссылки в прокатной фирме.
1 (видео есть внутри ссылки)
Three tourists became trapped where they had camped on a grassy field by the shore at Tungubakkar in Leirvogstunga in Mosfellsbær, a neighboring community of Reykjavík, on Sunday morning. When they woke up at high tide at 7 am, their tent was surrounded by water.
There is currently spring tide and the water level reached its maximum height at around 9 am. The tourists had to stay in the same spot until about 11 am, when they were able to drive on, ruv.is reports.
The tourists were not in any danger and seemed to be in good spirits, because they waved to the cameraman, as can be seen in this footage. The threesome is traveling the Ring Road.
Или еще. Оштрафовали туристов на 150 000 крон.
A foreign tourist received an ISK 150,000 (EUR 1,000, USD 1,100) fine for driving off-road east of Hrossaborg crater in the Mývatn area, Northeast Iceland, last week. Another traveler witnessed the particularly severe case of off-road driving and notified the police.
Officers in Northeast Iceland went to the scene to take pictures, posting them on their Facebook site yesterday. They commented that the marks left behind in the soil were “certainly not pretty and it’s unbelievable that someone would consider driving like this.”
It will take the sensitive soil a long time to recover, they added. The police encourage travelers to take pictures and make a note of license plate numbers if they witness off-road driving as it helps solving the cases.
Особых правил или отличий ПДД не заметил, единственное что, ездил я медленно (ниже положенных 90), поэтому периодически собирался за мной хвост. Почему-то не решались обгонять, даже если была хорошая обзорность и не было встречных машин. Потом стал показывать поворотником, что можно обгонять. Местные на это реагируют адекватно, идут на обгон. Туристы – не всегда.
Отдельно выложу те броды, которые я проезжал.
https://www.youtube.com/watch?v=BzZs_Ni ... e=youtu.be
Путешествие не без огрехов, но все равно – понравилось. Возможно сказались завышенные ожидания. Наверняка сказались закрытые дороги (я хотел поколесить по дорогам F). Также сильно сказывалась погода, плохая погода – грусть и печаль, хорошая погода – хочется жить.
Как сказал один человек (в этой ветке его точно все знают )– ехать надо не по маршруту, а за погодой. И он в этом прав на 100%. Поэтому, когда готовишься к поездке, стоит готовить не один маршрут, а сразу несколько, чтобы была альтернатива, в случае каких-то форс-мажоров.
За сим, ваш покорный слуга откланивается, всем adios.
Больше фото тут и тут.