Но вернемся к Аэрофлоту и стремительно меняющейся действительности – самолет из Шереметьева до Бангкока был забит европейцами! В хорошем смысле этого слова. То есть с 1961 года (по непроверенным данным) Аэрофлот активно взывает летать его самолетами, и слоган-таки сработал через 54 года!.. правда, по независящим от него (Аэрофлота) обстоятельствам (соотечественников-пользователей авиакомпанией, особенно до 1990 года, я в расчет не беру. Чем же им еще было летать?!). Оценить данный феномен помогла простая калькуляция – перевод стоимости билета в долларовый эквивалент по «старому» курсу, потом по «новому» и обратно. Короче, я поняла. Народ считать умеет. И европейский тоже.
Стоит все же отдать должное авиаперевозчику – борт новый, в «кресле впереди сидящего пассажира» USB–вход, ЖК экран, услаждающий тебя информацией о полете, фильмами, играми и прочей ерундой, включая загадочные «Мои фотографии». Каждому был выдан плед, подушка, одноразовые тапочки и очки для сна, и даже трогательные наклейки «Не беспокоить», прилипающие к самым неожиданным местам. И если бы не навязчивая идея борьбы «с распитием на борту», сервис можно было бы назвать замечательным. Впрочем, даже мы можем его так назвать – мы, люди, заранее перелившие купленный в Duty Free ром в пластиковые бутылочки из-под чая.
Итак, Хошимин. Который встречает любого бюджетного туриста автобусом № 152, который тот не забудет никогда. Найти стоянку этого чудного транспортного средства легко (на площади перед аэровокзалом справа), узнать еще проще – жестяная коробка в советских традициях дизайна и рядом с закрытыми дверями топчущаяся пара-тройка европейских туристов, старательно водящих пальцами по страницам Lonely Planet. Это единственный маршрут, который идет в туристический район Сайгона (тоже, кстати, единственный), но только до 18 часов. Билет стоит 5000 донгов. На сайте циркулирует устаревшая информация, что водитель выдает сдачу монетками – и это последнее место, где можно ими разжиться. Времена меняются… Водитель раздает бумажки, а мест, где можно купить (!) последние монетки Вьетнама, великое множество. Бизнес есть бизнес!
Мы грузимся (о чудо!) на последний рейс, автобус взвывает (но не то, что вы подумали – типа «надрывно изношенным двигателем»), и мы следуем по маршруту. Теперь поясню термин «автобус взвывает» во вьетнамских реалиях. О трафике во Вьетнаме писали на форуме много, дороги буквально забиты байками, представления о правилах дорожного движения у его участников весьма смутные, если они вообще есть (пишут, что многие мотоциклисты не имеют никаких документов на право вождения).
На такой дороге – кто больше и громче, тот и прав. Поэтому автобусы сопровождают свое движение по маршруту сиреной, расчищая таким образом дорогу. Поскольку вой сирены направлен вовне, а пассажиры внутри тоже не должны скучать – время от времени на вой накладывался едва узнаваемый, но отчетливо громкий «Миллион алых роз» в подозрительной вьетнамской обработке. Мы достали GPS и решили, что нам нечего боятся. Но как раз в этот момент и нужно было начинать бояться. Поскольку чудо-прибор не поймал ни одного спутника. Впоследствии, добавлю, он их все-таки научился ловить, но вьетнамские карты абсолютно неинформативны. Впрочем, я отвлекаюсь, о пользе прибора позже – службу свою он все-таки сослужил. И почти по назначению.
Из автобуса нас выставил водитель. Он увидел в зеркало, что мы сидим, когда время остановки заканчивается, и указал пальцем на дверь. Все же до чего удобно, когда туристический квартал в городе один! Cформировался он вдоль улицы Pham Ngu Lao, там, где можно найти недорогие отели, гестхаузы или хостелы. Промежуточная остановка автобуса №152 - рынок Бен Тан, путеводители советуют «чтобы не промахнуться мимо туристической зоны, лучше выйти на Бен Тан (пять минут пешком до туристической зоны) или на следующей после него остановке (непосредственно рядом с туристической зоной)». Ага, как же. Поскольку прибыли мы приблизительно куда-то туда уже в полной тьме, какая из двух остановок была наша совершенно неизвестно. Впрочем, рынок Бен Тан мы и при дневном свете найти не смогли, ни на следующий день, ни на второй, ни на третий. Короче, выходить надо, когда выставит водитель. И идти куда-то туда, куда он неопределенно ткнет пальцем.
Как уже было отмечено, к тому времени стемнело, и если днем по Сайгону ходить совершенно невозможно – все тротуары заняты торговлей, припаркованными байками и чем-то неидентифицируемым, то ночью ко всему этому добавляются еще и столики с ужинающими.
«Тротуар»
Чтобы достичь пункта назначения нужно передвигаться с багажом и с риском для жизни по краю проезжей части и дабы этот риск уменьшать – не делать никаких резких движений. Тогда объедут.
Архитектурным изыском Сайгона является то, что дома выходят на главную улицу не фасадом, а торцевой частью, стоя друг к другу впритык. Видишь перед собой узкую щель с дверью, сверяешь надпись на входе с бумажкой бронирования номера в руке, с ужасом понимаешь, что ошибки быть не может, тянешь дверь на себя, а внутри может оказаться очень даже себе и ничего. Нашей трехдневной обителью в Хошимине был Elios Hotel.
Очень вовремя и удачно свершилось наше любимое чудо – по неведомому капризу судьбы сделался up grade. Поэтому твердо могу сказать, что Elios Hotel нам понравился (удобства номера-эконом без окна, который мы оплатили – 132 доллара за 3 ночи, оценить, к счастью, не удалось). В отеле - отличный ресторан на крыше, где недурственно готовят вечером (особенно вкусна рыба), проявляют редкие для турбизнеса Вьетнама чудеса честности (предупредив о несвежести выбранного продукта) и потчуют по утрам завтраками.
Вопрос обмена валюты решается наименее выгодно в отеле, вполне приемлемо в туристических агентствах, а один из наиболее выгодных вариантов (sic!) - в аэропорту. Банкоматами мы не пользовались, при оплате банковской картой взимается процент, поэтому оплачивали наличными. В отелях оплату принимают в долларах, ежели пожелаете.
Достопримечательности для посещения в Хошимине мы скромно наметили две, и передвигаться решили на такси, благо оплата по счетчику и не очень дорого. Первая - Музей военных преступлений (War Remnants Museum). Цитата: «Это самый популярный музей в Хошимине и самый шокирующий … это музей военных преступлений США, совершенных во время американо-вьетнамской войны против населения Вьетнама... В основном это фотографии и документы, которые оставят равнодушными лишь немногих. Вокруг музея под открытым небом выставлено несколько образцов военной техники и оружия американцев. Время работы: ежедневно с 07:30 до 12:00, и с 13:30 по 17:00. Входная плата: 15 000 донгов». Я ожидала большего, почему-то музей впечатления не произвел. Зато потомки героев здорово научились жульничать – с 50 000 донгов за два билета нам сдача якобы не полагалась. Обошлось мирно, деньги вернули (без извинений).
"Синие человечки - за мир!"
Второй достопримечательностью, намеченной к обязательному посещению, был кукольный театр на воде. Продолжительность представления: 1 час. Входная плата: 160 000 донгов. Время представлений: 17, 18.30 и 19.45. Билеты можно заказать прямо в отеле, туда вам их и привезут. В отзывах часто можно встретить выражения недовольства представлением, в основном они состояли в неясности смысла действа. На мой взгляд, все предельно ясно, поскольку что либо понимать нет необходимости. Выберите угол просмотра в 40 градусов – и вам откроются все смыслы, даже те, которых там нет. Особо въедливым предлагается либретто на шести языках и одной странице. Нам понравилось.
Еще один день в Хошимине был посвящен экскурсии в дельту Меконга. Экскурсии мы берем только в одном случае: если предполагается движение водным транспортом. Поскольку это был как раз тот случай, то мы были вынуждены отправиться в турагенства (во множественном числе). Объясню, почему во множественном: нужно совершить «ритуал на поездку» - в одно зайти никак нельзя – должна быть имитация тщательности выбора, хотя изначально понятно, что везде все одинаково. И вас неминуемо проволокут по всем аффилированным лавкам, не соскочите...
Ритуал был совершен, даже напрягаться не пришлось, чтобы избежать русскоговорящего гида (в Хошимине с обслуживанием русских туристов, как они привыкли, на родном языке дела обстоят худо. Точнее вообще никак. Например, вышеупомянутое либретто кукольного театра русского повествования тоже не предполагало). Мы оказались единственными русскими в этой поездке, и у экскурсовода-вьетнамца почему-то вызвало неподдельную радость определение нашей национальной принадлежности только по облику, не слыша речи. Но что-то все-таки нас выдало? Если не буденовка на голове, то может быть то, что мы единственные посетители кокосовой фабрики, заинтересовавшиеся не кокосовыми конфетами и питоном, а кокосовым самогоном?
Но, по порядку. До реки часа три везут автобусом с непрерывно горланящим гидом. К сожалению, попался человек, любящий свою работу, и одно романтическое отступление наползало на другое. Из интересного, увиденного в окно – могилы прямо на рисовых полях, у вьетнамцев, как выяснилось, это частое явление. Тут же включается гид с рассказом о тяжелой жизни вьетнамских крестьян, одним из основных врагов которых является Mouse. И так минут пять рассказа, как они его, Mouse, всем миром гоняли-гоняли, а избавиться так и не смогли. Потом, ой!, mice, я имел в виду, mice. Наше счастье, половины мы еще и не понимали.
Сначала нас завезли в буддистский храмовый комплекс.
Потом была пристань, погрузка в лодку и - «мутные воды Меконга».
Плавсредства местных жителей.
Лотосы растут как сорняки, в самых непристойных местах, в зловонных лужах среди пакетов. Чудеса!
А в Меконге вполне себе можно и купаться. Но только специально обученным людям...
Плавучие поселения бедняков, которые не в состоянии оплатить землю.
"Мотня" по-вьетнамски
Кормление туристов. Здесь я сделала первое вьетнамское туалетное наблюдение. В дельте Меконга в общественном туалете мыла может и не быть, а расческа у зеркала лежит обязательно. Итак, туалетный вывод первый: красота важнее гигиены.
Дальше небольшое перемещение по протоке в традиционных лодках по четверо, которыми управляют в основном женщины. Наша дама так тяжело дышала, что у меня было одно желание выпрыгнуть и лучше продираться пешком сквозь джунгли, чем так мучить человека. А некоторые посчитали, что подобные звуки являются отличным способом выколотить из меня чаевые.
Следующая остановка – минифабрика, где из кокосов делают ириски и самогон. В основном ириски.
Потом был выволочен питон, и поочередно прикреплялся на шеи желающих.
До этого момента я еще держалась бодро. А на выступлении местной самодеятельности под угощение фруктами скисла. Это уже был явный перебор. Певцы старались, как могли: слова знали не все, в нотах разумели тоже только избранные, но один дед был великолепен. Ветеран американской войны, он сидел ровно и величественно как монумент самому себе с каким-то смычковым инструментом, и наравне с молодыми отыграл, я думаю, не одну и даже не 5 программ в день. Вот кем, действительно, можно было любоваться.
Так и закончились наши приключения в Хошимине. Дальше был sleeping bus и переезд в Нячанг. Вот тут на рубеже географических точек маршрута и было сделано второе туалетное наблюдение. Кроме наличия расчески, правила посещения общественной точки предполагают смену обуви при входе, фасон которой, как правило, одинаков – одни сланцы, в которых явился посетитель, меняются на другие, специальные туалетные. Возможно, в этом кроется какой-то смысл, от меня ускользнувший. Но общественные сланцы никогда ни спутать ни с какими другими. Итак, туалетный вывод второй: на воре сланцы горят.
Эти синие человечки уже не мира хотят, а автобуса