Итак, мы провели в Лиссабоне 7 полных дней с 28.12.14 по 03.01.15, из них 5 посвятили самому городу, и два дня выезжали в Синтру и Обидуш соответственно. Летали мы прямым рейсом из Питера (как я понимаю, одним из последних, и самолет был заполнен где-то на 3/4, несмотря на новогодние каникулы). Билеты успели купить еще в октябре, но курс евро в конце года заставил понервничать, да и авиакомпания Tap Portugal пощекотала нервы с намеченной забастовкой на день вылета. За неделю до вылета наш рейс даже отменили, но мы решили, что утро вечера мудреней, и не стали торопиться менять/сдавать билеты и отменять бронь отеля – и вуаля, через несколько часов наш рейс снова восстановили!
В Лиссабон мечтали съездить давно, и он нисколько не разочаровал, а может даже и превзошел ожидания – очень уж этот город хорошо наложился на наше праздничное и расслабленное новогоднее настроение!...
Но если сравнивать с другими европейскими городами, то Лиссабон показался нам антиподом чинной Вене и нарядному Парижу, без всякого имперского пафоса. И даже на ближайших «южных» соседей Мадрид и Барселону, как мне показалось, похож он мало.
Разве что на центральной улице Avenida da Liberdade с бульварами и шикарными магазинами можно было представить себя в любой другой европейской стране... если бы не декабрьские зеленые пальмы и оранжевые апельсины на деревьях!
Наш лиссабонский Топ-10
Начну с того, что впечатлило нас больше всего, такой персональный список «Топ 10 что нужно сделать в Лиссабоне»:
1. Обойти все смотровые площадки (Miradouro) – и днем, и потом еще разок после захода солнца, полюбоваться мозаикой черепичных крыш и открыточными видами на холмы Лиссабона. Особенно рекомендуем площадки Senhora do Monte, Graca, Portas do Sol и Alcantara.
2. Прокатиться на старинном желтом трамвайчике по узким и крутым улочкам старого города и понаблюдать за действиями вагоновожатого – вот уж у кого самая нервная работа на свете. Поездка на трамвае - увлекательный, да и недорогой способ устроить обзорную экскурсию.
3. Устроить фотоохоту на разнообразные граффити, облицованные азулежу стены домов и узоры из тротуарной плитки, можно собрать неплохую «коллекцию» даже не отклоняясь от традиционных туристических троп.
4. Погулять по старому району Альфама, заблудиться в лабиринте его узких улочек и лестниц, понаблюдать за уличными сценками и колоритными местными старушками, развешивающими белье на улице, найти семейное кафе, где говорят только на португальском и почувствовать себя частичкой местной жизни.
5. Сделать передышку и выпить рюмку портвейна или жинжиньи. Последнюю - лучше всего - в пестрой толпе у легендарной «жинжиньишной» (Ginjinha) на Largo do Domingos, где туристы смешиваются с простыми прохожими и местными завсегдатаями.
6. Побродить по блошиному рынку Feira de Ladra, который проходит по субботам за Национальным Пантеоном, поразиться разнообразию товаров, поторговаться с продавцами на языке жестов (английский там знают далеко не все).
7. Зайти в несколько церквей – у большинства из них имеется разительный контраст между скромным внешним видом и богатым внутренним убранством. Больше всего нам запомнились церкви Sao Roque, Santa Catarina, Sao Domingo и Basilica da Estrela.
8. Отвлечься от городской суеты и съездить на кладбище Prazeres, не спеша погулять по кипарисовым аллеям этого настоящего «города мертвых». С дальней стены открывается отличная панорама района Alcantara и Моста 25 апреля.
9. Посмотреть на выступления уличных артистов, музыкантов и танцоров, стили и жанры – самые разные. Мы за неделю встретили немало занимательного, потом даже узнавали знакомые лица и специально оставались посмотреть-послушать.
10. Отдохнуть в одном из парков, которые даже зимой остаются зелеными - спасибо пальмам и вечнозеленым растениям. Нам очень понравился парк Estrela с уютными дорожками и кафе у пруда, там плавают утки и гуси, и даже можно встретить выводок маленьких утят!
Если позволяет время и средства – также прокатиться по окрестностям, поэтому добавлю еще два пункта, которые были в нашей программе: Синтра (осмотр дворцов, замков и крепостей, прогулка по паркам, встреча заката на Мысе Рока) и Обидуш (прогулка по средневековому городу и крепостной стене). На посещение Синтры и мыса Рока нужно как минимум один день, а если хочется все осматривать не галопом, и посетить побольше замков (а весь комплекс крепостей и дворцов вокруг Синтры включен в список Юнеско), то и два дня, поездка в Обидуш вполне может уложиться в полдня.
Настроение у нас было расслабленное, за достопримечательностями мы особо не гнались и не все известные места посетили, поэтому например в нашем списке нет Парка Наций, вечера фаду и многих музеев – ну что же, есть повод приехать в Лиссабон еще раз!
Вот моя маленькая коллекция настенных азулежу:
А вот тротуарная плитка, по такой красоте даже жалко ходить:
Климат и одежда
Отдельную благодарность хочется выразить небесной канцелярии, которая выписала нам недельный абонемент на солнечную и сухую погоду, днем было +12 +15, утром и вечером правда ощутимо прохладней. Особенного ветра мы не почувствовали (важное уточнение – по сравнению с питерскими ветрами)), и даже на мысе Рока было вполне терпимо, но возможно нам просто повезло.
НО! Даже в отсутствие дождей, влажность в Лиссабоне высоченная (как нам показалось, даже выше питерской), отсюда два важных вывода: одеваться нужно чуть теплей, чем привыкли, и брать с собой достаточный запас одежды, потому что сушить там постиранное или промокшее придется ну очень долго.
Я была в осенней куртке на синтепоне (поверх тонкой кофточки днем и теплого свитера вечером) и в осенних же сапогах, было комфортно, к ночи нелишней была шапка и перчатки. Ну и конечно никаких, даже маленьких, каблуков для прогулок по городу, особенно для поездок в Синтру и Обидуш.
Во-первых, постоянные перепады высоты, читай лестницы и крутые спуски/подъемы, во-вторых под ногами плитка/брусчатка. Ни в каком другом городе у меня так сильно не уставали ноги, поэтому в идеале – кроссовки или любая другая суперудобная обувь.
Бюджет и питание
Решила написать достаточно подробно про наш бюджет, возможно это будет полезно, особенно в плане размышлений «на чем можно было бы сэкономить», учитывая нынешний курс евро... Все цены пишу сразу на двоих, если пересчитывать на одного человека – то можно смело делить на два – ем я ненамного меньше мужа, а транспорт и музеи стоят для всех одинаково))
Затраты наши на неделю получились (не считая отеля и перелета) - около 700 евро на двоих, из них примерно половина ушла на питание, и почти столько же на транспорт , музеи, подарки и портвейн, который повезли домой. Вполне приличный номер в гостинице без завтрака на шесть ночей с собственной ванной комнатой около площади Маркиза де Помбала (Marques de Pombal) – 250 евро.
Чтоб было понятней, сколько уходит на еду - питались мы в таком режиме: завтрак в номере чаем и бутербродами, в полдень заходили куда-нибудь на кофе с выпечкой и иногда бокалом горячительного, потом полноценный обед в кафе, вечером ужинали в отеле в формате портвейн/шампанское + сыр, фрукты/овощи, разные консервы, сладости, ну и в течение дня - один-два подхода за рюмочкой жинжиньи ))
Нам хотелось домашней кухни и португальской атмосферы, поэтому в фуд-корты в торговых центрах и в фаст-фуды не ходили, вероятно там было бы дешевле.
Самый дешевый обед обошелся нам в 11 евро на двоих (два комплексных обеда в простеньком домашнем кафе в Альфаме (Alfama), меню только на португальском, но все вкусно), самый дорогой – в районе Шиаду (Chiado) - в 35 евро (два больших вторых блюда, маленькая бутылочка вина и две рюмки жинжиньи). В среднем, обед в кафе без претензий получался на двоих 25 евро (без кофе/чая и десертов).
Несколько раз брали комплексные обеды – Menu do dia, получается дешевле чем заказывать по меню (обычно это суп/салат + второе с небольшим выбором + кофе + десерт или напиток), они есть не везде, и возможно действуют как бизнес-ланчи только днем в рабочие дни, но мы как раз и старались в это время покушать. Кроме Menu do dia бывают еще Prato do dia или today’s special («блюда дня») - они обычно дешевле, чем похожие позиции в основном меню. Кстати возможно по этой причине на них не всегда акцентируют внимание официанты, поэтому не стесняйтесь спрашивать, есть ли какие-то специальные предложения.
Порции действительно везде большие, комплексными обедами мы вполне были сыты, если заказывать по основному меню, то суп с хлебом + горячее можно осилить с трудом, муж говорит что наедался всегда, даже пару раз переел :о). Поллитра домашнего вина или маленькая бутылка 0,375 стоит от 5 евро, по ощущениям на напитки наценка гораздо выше, чем на еду, поэтому алкоголь в ресторанах употребляли в малых дозах.
На городской транспорт ушло около 45 евро на двоих - один раз брали проездной на 24 часа, чтобы вдоволь покататься на трамваях и фуникулерах (правильней сказать elevador’ах) остальное время – вносили денежки на разовые поездки и в конце перешли на zapping. Жили в районе площади Маркиза Помбала, до центра вполне пешеходное расстояние, но иногда ездили и на метро, несколько раз катались на трамвайчиках – по «делам» и просто так, ну и в Белем пешком не дойдешь... Если жить где-то около площади Rossio, и грамотно спланировать свои передвижения, то думаю запросто можно уложиться и в вдвое меньшую сумму.
Автобус до Обидуша и обратно – 31 евро на двоих.
Поездка в Синтру+мыс Рока обошлась в 72 евро на двоих (на человека 36 евро: 15,5 билет Train&bus, 6 - замок Кинта де Регалейра, 14,5 – комплексный билет на крепость Мавров и Дворец Пена). Билет Train&Bus при посещении всех указанных объектов себя окупил, но если например, ограничиться посещением мыса Рока и Кинты де Регалейра то кажется дешевле будет брать разовые билеты на электричку и автобусы. До Кинты можно при желании можно дотопать пешком от вокзала в Синтре, т.к. она недалеко и идти относительно безапасно - не нужно прижиматься к забору на серпантине как в районе дворца Пена, плюс именно Кинта пожалуй впечатлила нас больше всего.
Из платных музеев в Лиссабоне были только в музее карет (Museu dos Coches - 12 евро за два билета) и музеях кафедрального собора (8 евро за двоих). В музей транспорта (Museu da Carris) попали в день инвентаризации, поэтому нас пустили бесплатно посмотреть экспозицию в помещении, а собственно трамвайный парк был закрыт. Также были в бесплатном музее современного искусства (Museu Colecao Berardo в культурном центре Белем) – кое-что впечатляет, например работы Энди Уорхола и его сподвижников, там же есть несколько работ Пикассо и Дали, но в целом мы не большие любители абстракций и прочего концептуализма.
В остальные музеи не пошли, куда-то из-за лени (например поленились доехать до музея азулежу) или из экономии (например в Океанариум – в барселонском мы уже однажды были, поэтому решили лиссабонский отложить до более «тучных» времен).
Ну и остальные денежки, порядка 170 евро ушли на покупку сувениров и подарков, траты на блошином рынке, отправку открыток друзьям и приобретение портвейна, который сейчас дома по чуть-чуть распиваем, вспоминая солнечный Лиссабон.
И в целом мне Лиссабон понравился именно атмосферой! Часто пишут, что при желании его можно посмотреть за два дня, но нам и пять дней было совершенно не скучно по нему гулять. Да и сам город для нас был как большой музей под открытым небом:
Вместо музея городского транспорта можно прокатиться на любом рейсовом трамвайчике по улицам старого города.
Вместо музея азулежу - просто погулять по центральным улицам, где каждый третий дом выложен плиткой.
Вместо зоопарка – покормить птиц в пруду парка Estrella, мы там видели даже выводок маленьких утят.
Вместо художественных музеев – рассматривать граффити на стенах и мозаику из плитки на тротуарах,
да и интерьер многих лиссабонских церквей вполне сойдет за маленький музей.
А еще многочисленные природные (читай - бесплатные))) смотровые площадки, и город мертвых на кладбище Cemiterio dos Prazeres, и блошиный рынок, где можно гулять полдня, и зеленые парки, и узкие улочки, и уютные кафе, и вкусные морепродукты... в общем, есть чем заняться :о)
Теперь подробности и фото. Я их решила собрать не в хронологическом порядке посещения, а по географическому принципу, то бишь по районам:
- Avenida da Liberdade и отель;
- Жинжинья (Ginjinha) и рюмочные, то есть «жинжиньишные»;
- Rossio, Baixa, лифты и фуникулеры;
- Районы Chiado и Bairro Alto, граффити;
- Район Alfama и смотровые площадки;
- Лиссабонские трамвайчики;
- Блошиный (или «воровской») рынок Feira da Ladra;
- Церковь Santa Catarina и парк Estrela;
- Кладбище Prazeres;
- Район Belem;
- Обидуш (Obidos);
- Дворцы и замки Синтры, мыс Рока (Sintra, Cabo da Roca).
Avenida da Liberdade и отель
Наш отель Casa Belmonte располагался на одной из боковых улочек рядом с Площадью Marques de Pombal, выбрали его по следующим причинам – свежий ремонт, наличие собственной ванной комнаты, наличие лифта (многие отели занимают верхние этажи в жилых домах, и в центре лифт присутствует далеко не всегда), вид из окна на город (дворов-колодцев мы и в Питере насмотрелись), возможность выхода на крышу здания. Собственно на крыше мы впоследствии и встречали Новый Год по домашнему питерскому времени, любуясь на огоньки города под нами.
До площади Restauradores, откуда начинается более туристический центр – 2 остановки на метро или минут 15-20 спокойной прогулки (в центре расстояние между станциями короткое). Мы ходили как по бульвару на Avenida da Liberdade – там приятная прогулочная зона с памятниками, фонтанчиками, узорами из плитки, пальмами и платанами, так и по параллельной улочке Sao Jose/Portas de Santo Antao – колоритная улочка с маленькими магазинчиками и кафе, чем дальше от центра, тем менее туристическими. Обедали несколько раз в районе Rua Portas de Santo Antao и прилегающих улочек – по ощущениям там чуть дешевле, чем на Rua Augusta, по крайней мере сувениры мне показались дешевле именно в этом районе.
В целом район проживания очень понравился, не пожалели что жили не в самом центре, так как тут гораздо тише, нежели в районе площади Rossio (официально она называется Praca Dom Pedro IV) и спокойней, чем на Avenida Alm. Reis. На маленьких улочках, параллельных Avenida da Liberdade много кафе и кондитерских, где можно взять еду на вынос.
В комплексе Tivoli Forum (около метро Avenida) на первом этаже есть небольшой фудкорт, там я видела комплексные обеды в разной комплектации за 5-7 евро. В этом же комплексе есть пиццерия (выходит на параллельную улицу Sao Jose), пару раз там брали пиццу на вынос для ужина (маленькая от 8 евро, большая около 12), понравилось. Кондитерский символ Лиссабона - паштейш-де-ната (pasties de nata) - пробовали в разных местах, одни из самых вкусных показались нам в кондитерской Balcao do Marques рядом с нашим отелем, там можно их компактно запаковать в коробку по 6 штук (5 евро), мы такую коробку привезли домой, в ручной клади долетела отлично, срок годности, если хранить не в холодильнике, 4 дня.
Желтые лиссабонские трамвайчики встречали нас уже в номере
Несколько картинок с Avenida da Liberdade
Жинжинья (Ginjinha) и рюмочные, то есть «жинжиньишные».
Улица Portas de Sanro Antao упирается в Largo Sao Domingos, где находится прославленное «монопродуктовое» заведение по распитию жинжиньи (португальский вишневый ликер), которое так и называется Ginjinha (находится с торца здания, выходящего на площадь Rossio, справа от Национального театра Марии, если стоять к нему лицом ). Это была наша первая остановка в самой первой прогулке по Лиссабону, и в следующие дни мы сюда неоднократно возвращались – и напиток, и атмосфера пришлись нам по душе, да и местечко все время получалось нам «по пути».
Заведение можно опознать по небольшой очереди к прилавку (разливают быстро) и большого количества народа с рюмками, стоящего на улице рядом. Впечатляет обстановка внутри – все полки на стенах небольшого по площади, буквально 2*3 метра, помещения сплошь заставлены бутылками этой самой жинжиньи. Наливают в двух вариантах – с ягодами вишни или без, нам больше понравилось без – ягоды немного горчат.
Возможно летом жинжинья не произвела бы на нас такого эффекта, но зимним днем, пусть даже и солнечным, приятно было пропустить по маленькой рюмашке перед следующим этапом прогулки. Напиток пришелся по вкусу и мне и мужу, хотя мы не любители ликеров, но домой мы покупать его не стали – подумали, что половину вкуса дает ему окружающая атмосфера и лиссабонский воздух, тот случай, когда продукт нужно употреблять на месте.
На этой же маленькой площади часто тусуются уличные музыканты, всегда есть чем себя занять в процессе "употребления". Публика собирается самая пестрая, и туристы из разных стран, и простые прохожие, и колоритные старички-завсегдатаи. Однажды видели там живописную пожилую даму в шубе с костылем (не удивлюсь, если она до этого сидела на паперти близлежащей церкви Sao Domingos), которая, пересчитав медяки, приняла рюмочку и поковыляла себе дальше.
Еще одну неплохую «жинжиньишную» мы обнаружили за вокзалом Rossio у подножия лестницы Calcada do Duque, называется она Ginjinha do Carmo, там на улице есть пара столиков, если лень держать рюмку, ну и в меню имеются какие-то другие напитки, вроде кофе. И еще однажды заходили в крошечный барчик на Avenida da Liberdade – в здании справа от конечной Elevador’a Gloria. Везде была стандартная цена 1,35 евро за стандартный объем рюмки.
Очередь в Ginjinha на Largo Sao Domingos
Rossio, Baixa, лифты и фуникулеры.
На трех центральных площадях Restauradores, Rossio и Figueira (все находятся рядом, почти цепочкой) – средоточие туристической и городской жизни, везде запоминающиеся фирменные узоры из тротуарной плитки, памятники, фонтаны, обилие кафе и магазинов. Район Baixa (Байша) был застроен после землетрясения 1755 года, поэтому здесь простая планировка с перпендикулярными улицами и более-менее однообразная, верней сказать однинаковая по стилю архитектура. Кстати указатели с названиями улиц висят на всех угловых домах, поэтому с хорошей картой, где отмечены даже маленькие улочки, проходы и переулки, и минимальным топографическим чутьем заблудиться будет сложно даже в Альфаме.
Из запомнившихся достопримечательностей отмечу церковь Sao Domingos – она находится на одноименной площади, рядом с площадями Rossio и Figueira, и поражает достаточно суровым внутренним оформлением, складывается ощущение что она была вырублена в скале. Церковь пострадала при пожаре в середине XX века, в результате вместо блеска позолоты и фресок мы видим темно-розовые стены, выщербленные каменные колонны и покалеченные скульптуры. В целом она производит очень сильное впечатление, как полуразрушенный готический замок, в который вдохнули жизнь. А снаружи опять же особо не примечательный белый фасад.
В целом районы Байша и Шиаду (Baixa / Chiado) показались нам с одной стороны самыми нарядными, с другой стороны – самыми суетными и переполненными. Пару раз пройти по центральной Rua Augusta можно с удовольствием, но постоянно обретаться в этом районе на мой вкус слишком шумно и утомительно. Тут большой выбор магазинчиков, в том числе сувенирных, и ресторанчиков, здесь же мы встречали самых интересных уличных музыкантов, танцоров, фокусников, актробатов и прочих артистов. Разнообразие жанров и исполнителей – широчайшее. Больше всего нам понравилась группа из Кабо-Верде (даже не пожадничали, купили у них диск) – они исполняли музыку в духе Сезарии Эворы, но солировал колоритный молодой человек, и еще полуэтнические танцы под там-там – афропортугальские танцоры зажигали так, что собралась толпа зрителей человек в сто, видео этого выступления я в конце добавлю.
Улица Rua Augusta через красивую арку выходит на Praca do Comercio, во время нашего посещения там стояла елка, был устроен крытый каток и детские карусели, также была небольшая рождественская ярмарка, правда все эти конструкции несколько мешают оценить архитектурный ансамбль площади. Разве что можно спуститься от площади к реке, посидеть на ступеньках или на парапете и послушать шелест волн.
Именно на этой площади мы встречали Новый Год по местному времени – народу собирается очень много, но публика приличная, многие местные жители приходят с детьми. В новогоднюю ночь там был концерт, какая-то шоу-программа и ровно в двенадцать над рекой начинается красивый салют, к этому времени вся площадь уже запружена народом, но местечко найти вполне можно. Правда мы пробыли там от силы полчаса – посмотрели салют, допили предусмотрительно захваченное с собой шампанское, и отправились домой спать. Видео салюта тоже выложу, не Нью-Йорк или Сидней конечно, но тоже очень неплохо!!!
Кстати о шампанском – покупали вполне неплохое местное полусухое "спуманте" по 1,99 евро в маленькой лавочке на пути к отелю, даже при евро в 70 рублей цена и качество просто супер!
Поскольку район Baixa находится в ложбине между холмами (с востока Alfama, с запада Chiado и Bairro Alto), то отсюда или из прилегающих районов стартуют все подъемники (Elevador) – Lavra, Gloria и Bica в виде трамвайчиков, Santa Justa в виде лифта, Lavra поднимает в восточную часть города, остальные – в западную. Мы прокатились на Elevador’e Gloria и лифте Santa Justa (билеты можно купить на месте у водителя/оператора, но дешевле будет воспользоваться транспортной карточкой, поэтому покатушки на подъемниках мы совершили в тот день, на который брали 24-часовой проездной).
У Elevador Gloria два трамвайчика, но линия проложена одна, с небольшим участком раздвоения на середине склона, поэтому трамвайчики с верхней и нижней площадки стартуют одновременно и разъезжаются в середине пути. На лифт Santa Justa к вечеру набралась достаточная очередь туристов (хотя ходят две кабины), и эта была единственная очередь в Лиссабоне, которую мы отстояли – уехали только на 3 или 4 лифте.
Если подниматься/спускаться в район Chiado пешком, то лучше воспользоваться лестницей вокруг лифта Santa Justa или лестницей Calcada do Duque за вокзалом Rossio. Мы однажды спускались по Calcada do Gloria, где ходит одноименный подъемник – идти по наклонной повехности показалось тяжелей чем по ступенькам, к тому же, даже в сухую погоду плитка под ногами немного скользит. В целом фуникулеры-трамвайчики снаружи произвели на нас гораздо большее впечатление чем поездка на них, равно как и лифт, но для галочки прокатиться наверно стоит. Кстати говоря, рейсовые трамвайчики ходят также по достаточно узким и крутым улочкам, поэтому от трамваев у нас даже более яркие впечатления.
Церковь Sao Domingos
Прошлое и настоящее лиссабонских подъемников (фото из музея транспорта - Museu do Carris)
Подъемник Gloria перед спуском и еще один популярный среди уставших туристов вид транспорта :о)