А. С. Пушкин
Мы выехали из Старого Петергофа в четверг, 25 декабря 2014 года, в 12.30. Машина (Nissan Almera десяти лет, но с небольшим для своего возраста пробегом) была загружена под завязку: 4 шины и 2 рюкзака в салоне, 3 сумки и 2 коробки в багажнике. Все вокруг, включая дорогу, было завалено снегом, но снегопад уже прекратился. Конечной точкой нашего маршрута была Саранда. Путь предстоял неблизкий и, как мы предполагали, приятный - от петергофских снегов к зеленым горным склонам южной Албании, домой, где на побережье Ионического моря нас ждала уютная квартира. То обстоятельство, что нам предстояло пересечь территорию 6 стран, обещало, что путешествие не будет однообразным и монотонным. В особой спешке необходимости не было, поскольку программа-максимум заключалась в прибытии в Саранду не позднее 31 декабря.
Сама дорога была для нас насколько инструментом, настолько же и целью путешествия. К тому же время нашей поездки пришлось на промежуток между католическим Рождеством и Новым Годом, что весьма способствовало радостному ожиданию праздничных чудес и приключений.
Мы много путешествовали на машинах по Европе (Финляндия, Швеция, Норвегия, Франция, Испания, Андорра, Греция, Португалия), включая острова
(Корсика, Крит, Сицилия), а также по Турции (Анкара, Сунгурлу на Анатолийском нагорье), но впервые мы отправлялись в поездку зимой, что и
манило новизной, ведь никогда не знаешь, какие сюрпризы тебе приготовила погода на предстоящие три тысячи с большим гаком километров.
Путь наш от Старого Петергофа лежал на Лугу, оттуда – на Псков, Остров и Опочку, к белорусской границе. Идею проехать через Прибалтику
(от эстонской Нарвы нас отделяло чуть более 100 километров) мы отвергли на стадии планирования поездки: не было уверенности, что наше путешествие
в самом начале не омрачится по причине чрезвычайной ответственности эстонских пограничников, особенно провоцируемой машинами с российскими
номерами. Итак, мы предпочли прорываться через братьев-славян – белорусов, поляков, словаков, сербов и македонцев. Встрявшие в эту компанию в силу
исторических обстоятельств венгры беспокойства у нас не вызывали: от народа, создавшего такие замечательные вещи, как гуляш и чардаш, подвоха
ожидать не приходилось.
25 ДЕКАБРЯ, ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (268 КМ): ПЕТЕРГОФ – ЛУГА – ПСКОВ
На подступах к Луге и за Лугой на дороге была снежная каша. Машины шли медленно. Снегоуборочной техники не наблюдалось, зато в паре мест
наблюдались сцены ДТП, к счастью без тяжелых последствий. Не торопясь как и прежде, мы въехали в Псковскую область, естественно тоже заваленную
снегом. Между тем смеркалось.
Въехав на окраину Пскова уже затемно, остановились у небольшого кафе – оказалось, что оно является частью довольно симпатичной гостиницы.
То ли на нас так подействовало тепло, спокойная обстановка и капуччино с пирожками, то ли не внушал энтузиазма холод за окнами (-10 с пронизывающим
ветром) и перспектива ехать по плохо освещенной и нечищеной дороге, но решение заночевать было принято единодушно: мы получили вполне приличный
номер и гарантированный утренний завтрак. А сейчас, поужинав бараньими ребрышками с гарнировкой (так это было обозначено в меню и явило себя
небольшим количеством нарезанного соленого огурца и лука) и шурпой из баранины, мы отправились на покой, поскольку утром намеревались выехать
пораньше, чтобы наверстать упущенное (изначально дневной километраж мы определили как не менее 600 километров).
То, что за первый день мы преодолели лишь половину намеченного, было вполне объяснимо – наша поездка была марафоном, а не короткой дистанцией, а, как
известно, ни один марафонец не пускается во всю прыть в самом начале.
Позавтракав в семь (в меню предлагалось несколько вариантов, мы выбрали вариант с сосисками и вариант с яичницей), в начале восьмого мы были уже в машине,
которая не хотела заводиться: мы забыли на ночь отключить зарядное устройство навигатора. Слава богу, у нас в багажнике был прикуриватель, а у водителя,
садившегося в соседнюю машину, - свободное время. Выбравшись из Пскова, мы оказались на абсолютно темной и едва видной дороге, покрытой снежной кашей,
под которой скрывались некрасовские “рытвины и ухабы” и по которой медленно ехали – или плыли? - немногочисленные в столь ранний час транспортные средства,
в основном грузовики и автобусы.
Физически затрудняя наше движение вперед, в Европу, родина делала все для того, чтобы психологически облегчить наше от нее удаление – так любящая мать
со скверным характером по привычке ругает своих детей, тем самым давая им возможность не скучать по ней во время предстоящей разлуки.