Предыстория. Началось все с «пакетного» посещения г. Мармарис в июне прошлого года. Ездили с мамой, имея в голове стандартные стереотипы и представления о стране неопытных путешественников. Что для нас была Турция? Дешевый пляжный отдых, «тагил», скучно. Собственно, Мармарис был выбран как самый дешевый на тот момент вариант отдыха. Ни с какой, кроме как с пляжной, а уж тем более культурно-исторической стороны, Турция нас не интересовала. Скорее все решили обстоятельства, в первую очередь финансовые. Так что ехали мы без особенных ожиданий и претензий на оригинальность или комфорт. Однако, страна нам неожиданно понравилась: великолепный климат, прекрасное море, открытые улыбки местных жителей, сносный английский, а также вполне европейский характер курорта плюс легкий налет восточного колорита с его лукумом, муэдзинами и крытыми базарами. Что-то случилось за этот 10-дневный срок, что заставило нас вернуться сюда уже спустя 4 месяца. Не на море, не на «все включено». Наверное, бывает так, что хочется вернуться к ощущению праздника и беззаботности, которые дарит любой морской курорт, сбежать от рутины серой российской действительности обратно туда, где ты никому ничего не должен. Отдохнуть. Не спорю, так было и со мной. Но куда больше стандартных пляжных радостей меня всегда интересует собственно страна – какие люди в ней живут, чем дышат? Я не знаток истории или географии, я просто благодарный турист, который смотрит на мир широко открытыми глазами. Я познаю мир через путешествие, движение. А движение, как известно, - жизнь. Самое ценное для меня в путешествии – не количество памятников культуры, а ощущение от места, то чувство, когда прикасаешься к нему сердцем, и сердце говорит тебе: «здесь ты - дома». Или не говорит…
Турция. У мамы это первый выезд за границу, у меня третий. Ей глаза застила курортная мишура с кальянами и лукумами (наверное, так выглядит рай для гражданина совдепии, впервые увидавшего, что там, за бугром). Мне же было скучно. Я же была в Турции, но и не в ней. Я видела, как сливаются в одно западный стиль жизни и восточная загадка. Вечный праздник напоказ и на продажу, но затаившаяся в глазах печаль. Недосказанность. Долгое послевкусие. Захотелось дорисовать картину, копнуть глубже. Послать к черту туроператоров с их «турецкой ночью» и наконец отправиться в свободное плавание. Сложилось впечатление, что Турция – очень комфортная для самостоятельных перемещений страна, и практика это подтвердила.
На возвращение меня подталкивала мама, страдающая пост-турецким синдромом , а направление помог выбрать любимый форум. Решение ехать в Стамбул было принято молниеносно, тем более что тема Стамбула на данном форуме проработана от и до. Низкий поклон всем тем форумчанам, кто принял участие в развитии темы. Некоторые из ваших отчетов стали моей настольной книгой на несколько месяцев, а ваш бесценный опыт помог не только не растеряться в сложной ситуации, но и вообще ориентироваться на местности с такой легкостью, которая только возможна для человека с топографическим критинизмом. Особое спасибо замечательной Елене Трува за создание замечательного сайта о Турции. Стоит добавить, что самостоятельное путешествие в турецкий мегаполис, как и в турецкую деревню, стало для меня настоящим откровением, поскольку я наивный и неизбалованный, но жадный до впечатлений провинциал. Потеряться в трех соснах или влюбиться в город только за то, что звук намаза внезапно тронул какие-то особые струнки моей души, – для меня раз плюнуть!
Путешествие планировалось как бюджетный пробег по Стамбулу, однако в процессе планирования и прочтения отчетов на форуме выяснилось, что побывать в Турции и не посетить Каппадокию просто непростительно. Побывать в Гёреме и не подняться на шаре – тоже. Один раз живем! А уж о том, что Каппадокия это не только Гёреме, и говорить не стоит. По каким-то, мне уже неведомым, соображениям в список «маст си» был включен Гюзельюрт (мол, Долина Ихлара и все такое). Поскольку душа хотела всего и сразу, а бюджет трещал по швам, пришлось жертвовать комфортом ради прекрасного. Как говорится, какая разница, сколько лет твоим кедам… Именно это придало нашему путешествию прекрасный привкус авантюризма: денежных средств имелось ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизнедеятельности наших скромных организмов да посещения определенного количества памятников культуры. Случись что, нам пришлось бы туго. Ведь впереди нас ждал целый полет на воздушном шаре, процедура сногсшибательная и оттого очень недешевая. И вообще это путешествие стало проверкой своих сил. Отдых не отдых, и не работа тоже, скорее приключение, как бы наивно это не звучало. Маленькое приключение двух наивных провинциалок.
Качество отеля нас особо не интересовало. Возбужденная возможностями турецкого ол инклюзива летом, мама, как это ни странно, еще больше возбудилась от образа хостела типа «кровать, завтрак и общий душ». Авантюристка. Выложив перед ней план путешествия, рассчитанный по часам, и предполагавший ежедневную и ежечасную программу, обязательную к исполнению, я честно предупредила ее о том, что путешествие, грозящее воплотиться в жизнь в самое ближайшее время, потребует не только постоянных утомительных телодвижений, но и значительного напряжения всех органов чувств. В своей жажде приключений она была готова на все. Героиня.
Итак, ускоренный курс турецкого по самоучителю (никогда еще в своей любви к стране я не заходила так далеко), разминка ног, покупка двух пар кед – и в путь.
Бюджет поездки составлен из расчета 2000 р. в сутки на проживание и питание на двоих. Сразу оговорюсь, были настроены экономить.
Билеты «Аэрофлота» СПб – Стамбул – СПб обошлись в 11000 р. на человека.
Итоговый план посещений вышел такой:
СПб – Стамбул (6 дней)
Гюзельюрт (2 дня)
Гёреме (4 дня) – Стамбул – СПб
Даты поездки: 20 октября – 1 ноября 2014 г.
Итоговая стоимость поездки с учетом проживания, питания, автобусных билетов, сувениров, входных билетов и экскурсий составила, согласно последующим подсчетам, 83000 рублей на двоих.
Отель. Заходим на букинг, забиваем в поиске «Султанахмет» и сортируем по стоимости. Главный критерий выбора – наличие вай-фая и оценка не ниже «приемлемо». Так, путем выбора меньшего из всех зол был выбран «Tuna Hotel” 3* за 23 евро в сутки, что на тот момент составляло менее 1000 рублей. Данная сумма обещала наличие двух кроватей (довольно неплохих и чистых), шкаф, телевизор, общий душ, завтрак и беспроводной интернет на ресепшен. Отель просто микроскопический и бедненький. Зато все работало, закрывалось и открывалось, а большего нам было не нужно. На ресепшен мальчик и девочка говорят по-английски вежливо и с улыбкой. Вай-фай слабый. Расположение отеля прекрасное, недалеко от набережной и Галатского моста, близ трамвайной станции Эминёню, в 3-5 минутах ходьбы от Новой мечети и Египетского базара. Немного во дворах, таких типичных стамбульских обшарпанных дворах, где бегает чумазая ребятня и сушатся на веревках панталоны, на узкой улочке, обрамленной с обеих сторон полусгнившими деревянными лачугами с забитыми фанерой окнами. Колоритно. Народу в них вечером – раз, два и обчелся. Пара старичков, сидя на тротуаре, продают какую-то ерунду. Божья благодать. Днем на этой тихой улочке разворачивается торговля: гвозди, гайки, инструменты, посуда, техника, бытовая химия, сувениры. Где-то я читала, что Стамбул – это один большой базар. Действительно, торгуют все, всем и всюду. Тут же были замечены крошечные и, судя по всему, недорогие, для своих, парикмахерские, чайные и локанты. Туристов в Стамбуле, конечно, много. Да и в этом районе их должно быть не мало. Но на нас все же смотрели с интересом. Пробираясь вечером по закоулкам нашего района под тусклым светом фонарей, конечно испытывали небольшой прилив адреналина. И все же в каком-то смысле нам повезло.
Еда. Где-то на форуме вычитала, что поесть в городе можно на 1000 рублей в день. Вдвоем. Факт, казалось бы, невероятный, особенно с поправкой на то, что данные были как минимум годичной давности и не включали стоимость слабоалкогольных напитков типа «Эфес». Однако реальное положение вещей не сильно отличалось от легенды. Возьмем к примеру наш рацион (хотя он недостаточно хорош, поскольку в действительности мы на еде слегка экономили). Каким бы скудным и однообразным не был завтрак, состоявший из кофе, хлеба с маслом и сыром, яйца и двух долек помидора, мы уплетали его с благодарностью, ибо не знали, когда случится следующий прием пищи, а хлеб, кстати, был изумительно вкусный! К слову сказать, дома на завтрак я выпиваю чашку кофе, а хлеб не употребляю вообще (за редким исключением – в виде бутерброда ). Выйдя после завтрака на свою обшарпанную улочку, мы совершали ежеутреннюю процедуру – покупали у знакомого дедушки апельсиновый и гранатовый соки всего за 1 лиру, 20 рублей на наши (в то время как по мере приближения собственно к историческому центру можно было приобрести за 5). Затем большую часть дня мы поглощали пищу исключительно духовную. И вот что интересно. В процессе своих запутанных перемещений по городу и осмотра вожделенных мечетей и резиденций мы иногда совершенно забывали про обед. Ну, не то чтобы совсем… Если внезапно нас настигал голод, мы покупали парочку свежайших бубликов симитов стоимостью от 1 лиры и доставали припасенные бутылочки воды (1 лира). Или покупали чай (1 – 3 лиры). Или айран (1 лира). А еще спустя время решали попробовать кукурузу. А потом каштаны. Однажды после посещения Топкапы, во время которого мы с аппетитом щелкали припасенные в дальнюю каппадокийскую дорогу орешки и сухофрукты, мы решили отдохнуть в парке Гюльхане и перекусили там симитами и свежей дыней, в том же парке купленной. Покупали салеп – напиток, напоминающий кисель – не впечатлил. На ул. Истикляль покупали шаурму (6 лир???). Пару раз, оказываясь в середине дня в районе набережной Эминёню, с удовольствием обедали у знаменитых корабликов. Балык экмек стоил по 6 лир за штуку, а еще за несколько лир можно было приобрети стаканчик с маринованной капустой и огурчиками. Там же иногда ужинали. Нам очень нравилось. Да, мне не совсем понятна необходимость сидеть у бочки на детском стульчике под шум и ор зазывал (мы не могли поначалу сообразить, зачем они так орут. Вроде ни к кому конкретно не обращаются, а орут как резаные одно и то же: «буюрун – буюрун – буюрун!!!»). И опять же еда в тесноте, на улице, под запах жареной рыбы, на столе, еще хранящем следы прошлого употребления, а мальчишки бегают и трясут перед носом влажными салфетками за 1 лиру . Но черт возьми – вот в этом вся Турция! В этом вся романтика! Бутерброд вкусный? Вкусный. Зазывалы тебе не мешают? Не мешают. Муэдзин поет? Поет. Рыбка шкворчит? Шкворчит. Море волнуется раз. Паренек в кафтане, кораблик подпрыгивает на волне. Красота? Красота. Ну так сиди и не шелести! А я что? Я ничего.… В конце концов рыбку здесь жарили и ели и 100 и 200 лет назад. И никто не умер.
Так незаметно пролетало время до ужина. Не скажу, что все вышеперечисленное безумно вкусно. Или хотя бы полезно. Но тратить время на поиски «где подешевле» (а в местах скопления туристов это сложно) не хотелось, а питаться там, где вынуждают обстоятельства, недешево. Нам хватало. Вечером нас ждала спасительная локанта на все той же кривой улочке неподалеку от нашего отеля, где мы могли съесть первое, второе и компот за 24 лиры на двоих, что по старому курсу составляло 480 рублей. Вы не поверите, если я скажу, что можно было дешевле. Дело в том, что тарелка чорбы на первое, курица/мясо с гарниром на второе и неограниченное количество вкуснейшего пушистого белого хлеба подаются достаточно большими порциями, так что даже после полного физической активности дня на свежем воздухе мы едва их одолевали, после чего обе соглашались, что чорба точно была лишней.
Меня, кстати, можно упрекнуть, мол, что это за отдых и вообще какие впечатления могут быть на голодный желудок. Ну так я вам честно признаюсь, да, приходилось отказывать себе в удовольствии вкусно покушать, но это мелочи. Когда ты хочешь осуществить свои планы при минимальных затратах, приходится чем-то жертвовать. При расчете бюджета поездки мы ориентировались на стоимость жилья (не больше 1000 р. в сутки) и питания (1000 р. в сутки). В принципе, соблюсти эти критерии удалось. На еду тратили иногда больше, иногда меньше, в зависимости от ситуации.
Преимущество нашего отеля было также обусловлено близостью лавчонки типа «пиво и сигареты», куда каждый вечер две эмансипированные женщины, розовея щеками, приходили за парой бокалов «Эфеса» (5 лир), а хозяин с каждым разом улыбался все шире.
Я не большой знаток Стамбула, возможно, за столь же небольшие деньги можно поселиться и поближе к аэропорту и достопримечательностям, но наше жилье нас радовало. Из нашей точки можно было уехать в трех важных направлениях: трамваем до Кабаташ, до площади Султанахмет и автобусом в Эйюп. Не забываем также о корабликах. Из аэропорта им. Ататюрка долго, но удобно можно было добраться до наб. Эминёню общественным транпортом, сев на станции метро «Ататюрк хавалиманы», сделав пересадку на трамвай на станции «Зейтинбурну» и выйдя на Эминёню, что находится прямо напротив Галатского моста и Новой мечети. А вот и она:
А еще вот такая красота:
Впечатления от того, что и как посетили, рассказывать не буду. В неоспоримой культурной и художественной ценности Айя-Софии, Голубой мечети и пр. никто не сомневается, что-то новое мне по теме сказать сложно. Понравилось все однозначно!
В Стамбуле мы рассчитывали пробыть 6 дней, включая день прилета, и на 6 день вечером выезжать в Гюзельюрт. Однако, справились быстрее. В первый день мы всего-то и успели что преодолеть неблизкий путь из аэропорта, путем путаных расспросов найти нашу кривую улочку, перевести дух и уже на закате светового дня выйти познакомиться с окрестностями: поесть балык экмек на набережной и прогуляться по Галатскому мосту. Далее план выглядел примерно так:
День 1) Приезд, прогулка по набережной, Галатскому мосту, ужин;
День 2) Собор Святой Софии, Голубая мечеть, Цистерна базилика, площадь ипподром, Гранд Базар, крыша Валиде Султан;
День 3) Египетский базар, мечеть Рустема Паши, Новая мечеть, Музей Хора (Карийе), крепостная стена, вечером Истикляль;
День 4) Галатская башня, ТЦ «Истанбул Сапфир», Таким – Истикляль, мечеть султана Эйюпа, кафе Пьера Лоти;
День 5) Гранд Босфор Тур;
День 6) мелкие покупки, прогулки, отъезд.
Если вкратце, то вот как это было.
Айя-София:
Голубая мечеть:
Цистерна Базилика:
Шикарный вид с одной из галерей дворца Топкапы:
Музей Хора, внутри:
Фатих, взгляд с городской стены:
Вид с Галатского моста:
Он же, вечером:
Дабы не злоупотреблять изображениями себя любимых, идем дальше.
Мои соображения относительно некоторых достопримечательностей.
ТЦ «Истанбул Сапфир» - шопинг нам побоку, шли на смотровую площадку. Красиво, но не более. Мы гораздо больше эмоций получили на крыше Валиде Хан.
Понравился трамвайчик «Таксим – Тюнель», днем мы катались на этом чуде (оплата проезда только по истанбул карт), а вечером его украшали гирляндами и пускали в качестве аттракциона с музыкантами. На Истикляль вообще достаточно шумно. Пл. Таксим – площадь как площадь.
Мечеть Султана Эйюпа – район сам по себе интересный, восточный такой. Толпы верующих – впечатляют. А главное – очаровывает старое кладбище. Какая мощь, какая старина! Добраться помогли неравнодушные люди, когда, сев на метро, я мало того что перестала понимать, куда еду, но и обнаружила, что забыла пополнить истанбулкарт. Молодой человек, увидев, что я ищу в телефоне, как добраться в Эйюп, на чистом английском втолковал мне, что нужно сейчас выйти вместе с ним и сесть на какой-то мифический автобус, потому что – вот совпадение – он едет туда же вместе со своей девушкой и многочисленными родственниками. А так как я уже мало что понимала, я сдалась. Вот такой большой семьей мы проделали путаный путь из метро к автобусной остановке и около получаса еще тряслись в битком набитом автобусе. Вместо истанбулкарт молодой человек использовал что-то наподобие домофонного ключа, великодушно оплатив нам проезд. После осмотра мечети, уже в начинавшихся сумерках (к великому моему стыду и сожалению, мы выбрали неудачное время) мы направились в кафе Пьера Лоти, совершенно упустив из виду, что нам предстоит подъем на фуникулере, а средств на карте все еще нет. К счастью, у нас нашлась пара жетонов метро, которые сгодились бы. Но тут, как очередной ангел-хранитель, в ситуацию вмешался еще один хороший человек. Я обратилась с вопросом к парочке туристов, не понимавших, о чем идет речь, и тут передо мной материализовался парень и на чистом английском объяснил, что с удовольствием покажет дорогу. Пока шли вдоль кладбища, обменялись рассказами о себе и приглашениями в Турцию и Россию, а потом он оплатил нам вход на фуникулер и от благодарности отказался. Хорошие люди, спасибо вам человеческое!
Очень понравился 6-часовой тур по Босфору – все увидели, все понравилось, а в хорошую солнечную погоду так приятно было ничего не делать, а лишь загорать на палубе, пить кофе и смотреть на берег. После высадки в д. Анадолу-Кавагы прогулялись и слегка пообедали овощным салатом и разными рыбками и мидиями лир на 25 на двоих, прошлись по сувенирным лавкам, купили лепешек в булочной, которые съели на обратном пути. Хочу отметить, что при отправлении утром на верхней палубе было очень много воды (возможно, ночью шел дождь), а для того чтобы что-то увидеть и сфотографировать пришлось перемещаться в пространстве и изрядно помочить ноги. Печалька.
Музейные карты не брали и правильно сделали. Сначала хотели взять на сайте, но сайт долго не работал и не заработал к моменту отъезда. Решили купить у Айя-Софии, но почему-то напрочь забыли про нее, и не вспоминали больше, и не было ситуаций, когда бы мы пожалели о том, что мы, как владельцы карты, не воспользовались правом прохода вне очереди. Немного постояли в очередях, самые большие были в Топкапы и Айя-Софию, но даже не помню моментов, чтобы меня это как-то напрягало. Наоборот, порадовала скорость, с которой двигалась очередь, благодаря тому, что у Топкапы установлены как кассы, так и автоматы для приобретения билетов. Все было круто и позитивно.
Отдельно расскажу о Валиде Хан.
С дверью номер какой-то, как тут пишут, мы пролетели. И дедушку Мехди не видели. Инструкция, как пройти на крышу, у нас была, но я же говорила про топографический кретинизм , так что все сложилось по-другому, но тоже неплохо. А прошли мы традиционно через торговые ряды базара (я и не думала, что от него тоже веет тааакой стариной!!!), поспрашивали местных, один оставил свою лавчонку и вызвался проводить (как мне нравится этот клуб безвозмездной взаимопомощи! Вот у кого надо поучиться). И действительно, вывел нас к арке с надписью «Бюйюк Валиде Хан». Стали искать правильное направление и неожиданно вышли к лестнице, поднявшись по которой, сразу же оказались на весьма такой симпатичной крыше. Рассуждать, та это крыша или не та, уже не хотелось. Нам здесь понравилось. Вот сколько живу, столько же убеждаюсь, что все самое прекрасное происходит с тобой случайно, включая даже эту крышу. Простые турецкие парни, работяги, вышедшие на крышу покурить, с нами были согласны, судя по выражению лиц. Мы с ними сердечно поздоровались и испросили разрешения пофотографировать, на что они только посмеялись между собой, но мешать не стали. Так вот, время карабканья на крышу было подгадано под вечерний намаз и сумерки. И вот стоишь ты на какой-то много сот-летней крыше, смотришь на Босфор да как огоньки зажигаются на Галате, а из всех мечетей вокруг поют-заливаются, долго-долго, и что-то хорошее происходит с твоим сердцем. Это был сильный момент! Еще более сильные ощущения мы испытали, когда поняли, что на улице изрядно стемнело и мы того и гляди столкнемся с каким-нибудь криминалом, поэтому пулей вылетели с крыши и шарахались потом от каждого мужского силуэта, потому что во дворах уже темно было – хоть глаз выколи.
Сумерки.
Мне Стамбул очень понравился тем, что мечетей там – несметное количество, очень нравится слушать порой оглушительные звуки намаза. Увидеть мусульманские святыни изнутри было крайне интересно. Очень нравится наблюдать за верующими. Очень нравится толерантное отношение горожан к туристам. Одна интересная деталь. Раньше, путешествуя в другие страны, я никогда не обращала внимания на количество символов государственности на улицах, а в Стамбуле флагов очень много, и большое их количество смотрится очень гордо и воинственно. Вобщем-то, в этом пункте, как и с вездесущими портретами Ататюрка, все понятно.
Уже на закате пятого дня мы поняли, что, подвергнув изначальный план некоторым корректировкам, мы успели выполнить нашу стамбульскую программу досрочно, что орнаменты мечетей уже сливаются в одно, а мозг перестает воспринимать потоки информации, что невозможно объять необъятное и в целом мы получили от этого города именно то, что хотели, а планов еще громадьё. Хотелось двигаться дальше и уже ехать слушать тишину каменных исполинов Каппадокии. И как только мы вспомнили о том, что ждет нас впереди, потеря уже оплаченных нами невозвратных 24 евро за последнюю ночь перестала быть такой обидной. Решено. Завтра с утра просыпаемся и идем прощаться со Стамбулом: гулять по стамбульским рынкам, покупать сувениры и рахат-лукумы и наслаждаться жизнью. Вечером рвануть на денек в Гюзельюрт, а оставшиеся 5 дней посвятить вожделенным камням Гереме. В ценности Гюзельюрта я вообще сомневалась, и лишь возможность посетить Деринкую приятно возбуждала сознание. Честно говоря, уже не сильно возбуждала, т.к. после стамбульских скачек предстояло так же активно осваивать долины Гёреме и вообще хотелось уже немного отдохнуть. Но все сложилось как нельзя лучше.
На 6 день, уверенные в том, что времени еще вагон, мы прыгнули в метро на станции Эминеню, и, сделав пересадку на Зейтинбурну, прибыли на станцию Отогар, где и находится вожделенный автовокзал Байрампаша. Согласно одному из прочитанных отчетов на форуме Винского, добраться в Гюзельюрт предстояло с пересадкой в г. Аксарай. На это название мы и ориентировались при поиске билетов на сайте автобусной компании «Метро». По какой причине нам не пришло в голову поискать рейсы в Гюзельюрт (хотя они присутствуют), сказать не могу. Вобщем, получилось, как получилось. Время отправления на сайте значилось позднее: 22 или 23 часа вечера. Было, конечно, подозрение, что билеты будут раскуплены, но это не нарушило бы наших планов, ведь последняя ночь в Стамбуле и так была оплачена. Итак, заранее приготовившись к долгим и мучительным объяснениям на русском, английском и турецком, а также языке мимики и жестов, я вошла в офис автобусной компании и задала вопрос, есть ли на сегодня рейсы в Аксарай. «Мне нужно два билета на автобус до Аксарая на сегодня» - примерно так сказала я. Служащая почему-то посоветовала мне пойти в метро. «Ну да, «Метро» - весело поддакнула я. – «Это ведь «Метро»?.. «Ла-ла-ла метро, ла-ла-ла Аксарай» - отослала меня опять служащая компании. Она не знала английского, а моего турецкого оказалось недостаточно, чтобы совершить такую пустяковую операцию. Тогда задействуя все вербальные и невербальные возможности, я произнесла: «Аксарай, Каппадокия!!!» Казалось бы, необязательно знать турецкий, чтобы при слове «Аксарай» тебя поняли и продали билет в Аксарай. Но чуда не произошло. Собрался консилиум. В соседнюю кассу стояли два несчастных азиата, которые тоже хотели куда-то уехать с этого вокзала. Видимо, тоже в Аксарай. У меня закралось нехорошее сомнение, что эти милые люди имеют в виду станцию метро Аксарай, но это было бы с их стороны очень странно. «Гюзельюрт???» - спросила я. И да, в Гюзельюрт мне ехать разрешили (стоимость билета – 70 лир с носа), но не в 22 и не в 23 часа, а 8 вечера, ни раньше, ни позже! Взглянув на часы, мы поняли, что еще 15 минут промедления, учитывая, что дорога автовокзал – отель занимает по меньшей мере час сорок, и мы никуда не уедем. А ведь предстояло еще собрать вещи. За стойкой вдруг материализовался англоговорящий сотрудник, который раз 150 объяснил нам, с какой платформы будет отходить автобус. Там же были приобретены обратные билеты по маршруту Невшехир – Стамбул на 31 октября (по 60 лир с носа) и мы понеслись собирать чемодан.
Автовокзал, надо сказать, большой. Порадовало, что попадать туда удобно на метро, хоть и с пересадкой, а вход в метро находится внутри самого вокзала. Выход к платформе осуществляется через помещение офиса автобусной компании «Метро», в которой покупали билеты и который в это время забит чемоданами отъезжающих. Толпа ожидающих колоссальная. Прибыв на место за 15 минут до отправления, мы испустили вздох облегчения: «Успели!» Теперь нужно сесть в комфортабельный белый автобус и провалиться в сон. Однако все самое интересное только начиналось. За 10 минут до отправления мы так и не увидели вожделенный белый автобус с надписью Гюзельюрт. В офисе нам ответили: «Ждите». Еще раз проверили время, направление и номер платформы. Все верно. Было темно и холодно. Лил проливной дождь. Рядом стоящий мужчина, услышав слово «Гзельюрт», закивал и подтвердил: «Да-да, мол, вместе поедем». Это придало нам уверенности, но время поджимало, а забирать нас никто не собирался. И тогда, без нескольких минут 8, кто-то подошел и проверил наши билеты, немного покричал кому-то куда-то и вдруг, откуда ни возьмись, появился мужчина, который, подхватив наш чемодан, повел нас совсем в другую сторону. Но этот автобус шел в Анкару! «Ахтунг!» - сказали мы, - «нам в Гюзельюрт». «Окей-окей! Фифтин минетс!» - ответил мужчина, и дверь за нами захлопнулась. «А что происходит?» - спросила мама. «Не знаю» - ответила я. Конечно, про себя я надеялась на пересадку. Фифтин минетс. И пересадка в нужный автобус все-таки случилась, однако почему не на указанной платформе? - так и осталось для меня загадкой.
Автобус был полупустой и белоснежный. Белоснежность и свежесть его поддерживалась с помощью мойки и освежителя воздуха на каждой остановке. Выдали воду, пепси и булочки, а двум одиноким девушкам, единственным на весь автобус, еще и подушки. Удалось даже принять горизонтальное положение и поспать.
Продолжение следует, ибо на сегодня пора баиньки