И еще, в организации любого мероприятия есть набор типовых ролей, это:
1. Инициатор, который начинает разговор с фразы «А давайте мы вместе куда-нибудь…», причем, далеко не факт, что в дальнейшем он окажется участником того, что сам затеял;
2. Главный разработчик, который, покорпев с недельку, предлагает сотню вариантов, для реализации большинства которых надо уволиться с работы, порвать с семьей и продать вагона три чего-нибудь ненужного;
3. Присоединившиеся, которые сначала говорят «Здорово! Я с вами!», а потом недоумевают, как они вообще в это ввязались.
В этот раз все случилось в полном соответствии с теорией. Уже в начале апреля наш самый неугомонный товарищ, Андрюха, завелся как пропеллер и прибежал со словами «Хочу на сплав по порогам!». Учитывая, что понятия «сплав» и «пороги» носили для Андрюхи чисто умозрительный характер, за разработку проекта взялся я, так как больше ни у кого из нашей компании сплавного опыта не было. Хотелось всего, сразу и задешево.
Такой вариант нашелся, с поправкой на «относительно дешево». Связка рек Тохмайоки – Китенйоки. Окрестности Сортавалы, недалеко от Питера, дорога приемлемого качества, есть, где оставить машину (как доехать до Сортавалы от Питера очень образно описано в отчете «Питер - Карелия 2007 - Мраморный Каньон, Воттоваара» на этой ветке. Можно также ехать через Лодейное Поле, там везде асфальт, но ощутимо дальше.). Бывшая финская территория, вдоль рек разрушенные постройки финских ГЭС, мельниц, которые и сами по себе интересны, и создают локальные пороги с перепадами от 3 до 7 метров, а на Китенйоки обводный проток ГЭС Питкякоски вообще имеет перепад более 20 метров на участке в полтора километра. В качестве бонуса, на старте маршрут проходит рядом с Рускеальским мраморным карьером, очень любопытным местом, пользующимся большой популярностью у туристов.
Идти самостоятельно на новую реку было неразумно, а набиваться вшестером на один коммерческий катамаран не хотелось (рафт вообще не рассматривался, как недостаточно спортивное судно), поэтому было решено пойти на дополнительные расходы, и арендовать отдельный катамаран с инструктором. Итого, три места определились, нужен четвертый. Четвертый, Михаил, нашелся за рабочим столом напротив меня, он просто не выдержал Андрюхиного напора, а потом было неудобно отказываться …
И вот мы на старте маршрута, река Тохмайоки, выше пос. Рускеала.
Красным пунктиром на картах отмечены наши маршруты.
Наш экипаж: правый носовой – Андрюха, левый носовой – Михаил, правый кормовой – Серега (я, автор отчета), левый кормовой – Володя, инструктор.
Первое препятствие – Рускеальский водопад, летом пересыхает, пригоден для сплава только в половодье, впрочем как и обе наши реки целиком. Здесь были устроены покатушки с целью сработать экипажи и обкатать новичков.
«Любишь кататься, люби и САНОЧКИ возить!»
Добрались до мраморного карьера, который тоже был заложен финнами. Поскольку мрамор резали ниже уровня воды, воду постоянно откачивали. После окончания разработок откачивать перестали, и теперь на месте карьера озеро с гротами в мраморных стенах. Летом здесь масса народа с лодками, зимой – скалолазов с веревками, а весной на лед уже не выйти. Смотрели с берега.
Часть разработок велась на макушке близлежащей сопки, слои мрамора хорошо видны на спилах.
Сама сопка издырявлена штольнями и штреками (или как они там называются?).
Двигаемся дальше. Вокруг Страна Бобров. Их здесь тыщщи! Самих не видно, рано им еще, но размеры завалов через всю реку потрясают! Через некоторые приходится прорубаться с помощью бензопилы (мы первая группа в сезоне, остальным было проще). Кто напустил пены – неясно.
Теперь мы точно знаем смысл выражения «ж*па в мыле».
Водопад на месте взорванной ГЭС. В машинном зале валяются остатки генератора. На месте шлюза – водопад с перепадом более 7 метров. Некоторые горячие головы на легких катамаранах – двойках с него прыгают. Наши катамараны недостаточно легкие, а головы недостаточно горячие – обносим.
Человек на том берегу – не карлик и не ребенок, нормального роста…
Режим движения: гребем, гребем, гребем – прыгаем, прыгаем, прыгаем. На всех интересных сливах есть возможность занести катамаран наверх, поэтому прыгаем, пока вода из ушей не польется…
Первая ступенька…
Вторая ступенька…
Следующий слив (перепад – 4 метра). Заход…
Прыжок…
Приводнение!
Радует то, что сложность нарастает постепенно, пока суда не начинают опрокидываться. Сначала мелкие…
Затем крупные. Порог Ворота (перепад 5 метров). Где-то здесь спрятан катамаран с экипажем…
Да вот он! Экипаж отстреливается…
…и пускается в свободный дрейф. К счастью, ненадолго. Катамаран был пойман, перевернут и снова заселен экипажем.
Река Тохмайоки была пройдена за 4 дня. Разумеется, в отчете не показаны все препятствия, кому станет действительно интересно, сам их посмотрит.
Мы же сдули катамараны, переехали в Хелюлю, сходили в баню, засадили по стакану датской водки под борщ и забросились в начало сплава по реке Китенйоки.
Река Китенйоки совсем другая. В начале сплава она вертится вправо-влево меандрами так, что периодически видно за кустами, как соседний катамаран движется тебе навстречу. Изредка встречаются шиверы, и очень часто – бобровые завалы, сквозь которые приходится прорубаться. Но постепенно берега начинают повышаться, и через какое-то время река начинает течь между сопок, которые внезапно расходятся и открывают большое озеро. Как ни удивительно, но озеро тоже смастерили финны. При строительстве ГЭС Питкякоски они продолбили проток левее сопки для подачи воды на турбину, а правый проток перегородили плотиной, подняв уровень воды в реке. Кстати, ГЭС Питкякоски - это единственный объект на двух реках, который находится в рабочем состоянии, из всех, мимо которых мы проходили.
Река выше кромки плотины…
… и ниже кромки плотины.
Далее в правом протоке начинается протяженный порог, наиболее сложная часть которого - около 400 метров. Пришлось постоянно лавировать между камнями и отгребаться от прижимов левого берега. Зато сколько эмоций!
Из остальных препятствий хочется отметить развалины мельницы, финской, естественно. Кому она мешала – загадка. Но ее тоже взорвали, причем обрушился только второй этаж, а первый, сложенный частично из огромных валунов на растворе, а частично из кирпича не взяла даже взрывчатка. По берегам раскиданы огромные жернова, заросшие мхом, дорога позволяет подъехать на автомобиле (не на любом! Найденное рядом водительское удостоверение оказалось на трактор!).
В левом сливе – порог с очень жесткой бочкой на выходе. Невнимательные отстреливаются!
То же, вид сбоку.
Река Китенйоки была пройдена за три дня. Маршрут закончился у моста, ниже которого был еще один шестиметровый слив на месте не то лесопилки, не то ГЭС. Надо ли говорить, кем построенной? С этого слива не прыгают. Говорят, в струе торчат остатки стальных конструкций.
Далее все шло по протоколу: сдули катамараны, переехали в Хелюлю, сходили в баню, вот разве что по стакану водки досталось не всем, водители воздержались.
И последнее. Спасибо всем соучастникам по приключению, авторам фотографий. И что-то мне подсказывает, что будущей весной с кем-то из них мы снова встретимся. А легкий двухместный катамаран у меня уже есть.
P.S. А Андрюха потом прошел в течение лета еще четыре речки. Во как зацепило!