Здесь не стОит быть столь категоричным. Хотя наше литовское законодательство в очередной раз оставляет простор для вольных интерпретаций, а в этом легко убедиться выслушав мнения разных юристов и приставов, тем не менее существует судебная практика Верховного административного суда Литвы, носящая обязывающий характер для судов низшей инстанции. А в рекомендации этого суда касательно срока давности взыскания штрафов говорится следующее:
Lietuvos vyriausiojo administracinio teismo praktikoje išaiškinta, kad nutarimas skirti baudą, perduotas vykdyti nepažeidžiant ATPK 308 straipsnio 1 dalyje nustatyto termino, turi būti vykdomas, vadovaujantis ATPK 312-316 straipsniais, reglamentuojančiais nutarimų skirti baudą vykdymo procesą. Tačiau administracinėn atsakomybėn patraukto asmens teisinė padėtis negali būti blogesnė už padėtį asmens, kurio atžvilgiu buvo priimtas apkaltinamasis nuosprendis baudžiamojoje byloje. Kadangi ATPK nenustato administracinės nuobaudos vykdymo senaties terminų, išskyrus atvejį, kai buvo paskirtas administracinis areštas, administracinių teisės pažeidimų bylose pagal analogiją gali būti vadovaujamasi Baudžiamajame kodekse numatytomis taisyklėmis. Baudžiamojo kodekso 96 straipsnio 1 dalyje nurodyta, kad apkaltinamasis nuosprendis nevykdomas, jei jis nebuvo įvykdytas per dvejus metus, kai paskirta bausmė už baudžiamąjį nusižengimą. Šio kodekso 96 straipsnio 3 dalis numato, kad senaties eiga sustoja, jei nuteistasis po nuosprendžio įsiteisėjimo vengia atlikti bausmę. Analogiškų taisyklių turi būti laikomasi ir vykdant nutarimą dėl administracinės nuobaudos paskyrimo.Дословно всё не буду переводить, суть такая, что если уж административный кодекс не устанавливает конкретных сроков давности по исполнению административного взыскания (а именно так есть, что касается штрафов), то следует руководствоваться правилами, установленными в аналогичных нормах уголовного кодекса, а там говорится, что обвинительное решение не исполняется, если оно не было исполнено в течение двух лет после вынесения вердикта за уголовное деяние.
При условии, что осуждённый не избегает исполнения наказания.
Таким образом, Верховный административный суд Литвы даёт определение о сроке давности взыскания административных штрафов сроком два года. Опять же, при условии, если виновник не скрывается от обязанности выплаты штрафа. Тут возможны следующие ситуации: если во время вашей поездки в Литву вас сфотографировал радар и на границе (или при остановке полицией на дороге) с вас ничего не спросили, и уж тем более ничего не прислали на дом (что крайне маловероятно), то по прошествии двух лет можно быть спокойным. А вот если вас информировали о наличии штрафа и об обязанности его оплаты, то срок давности останавливается.
Что интересно, да впрочем в России наверное то же самое, очень часто приставы трактуют законы как им хочется и давят на то, что якобы срок давности по штрафам составляет десять лет, кивая при этом на нормы гражданско-процессуального кодекса, однако суды в случае подачи жалобы, конечно же, охлаждают такой пыл, отправляя к нормам административного кодекса.
Вот такой расклад по состоянию на сегодняшний день. Следует непременно отметить ещё один важный момент, правда, относящийся пусть к недалёкому, однако к будущему. Законодатели, словно чувствуя свою вину за прежние недоработки, допускающие двоякие трактовки, наконец-таки установили конкретный срок давности по взысканию штрафов и согласно новым поправкам
с 01.01.2015 в административном кодексе указывается чёткий срок давности -
пять лет без сколь-либо значимых оговорок.