Транспорт.
Греческий аэропорт Афины – большой и очень благоустроенный. Естественно, есть Information, где вам с удовольствием расскажут, как куда добраться из аэропорта, и выдадут бесплатную карту города и окрестностей (скорее транспортная схема).
Проезд из аэропорта до центра города или до его окраины (из аэропорта в Афины идут две разные дороги через горный хребет и через побережье) на автобусе стоит 2-40 евро, на метро – 6 евро до центра. Переезд занимает около 30-40 минут.
По самому городу ходят множество автобусов и трамваев. Трамваи в Афинах – очень современные и удобные. В салоне есть экраны, показывающие картинку ветки с остановками, подписанными на греческом и английском языках. Аудиозапись также двуязычная. Метро тоже выглядит новым, ухоженное и современное.
Про рестораны и еду.
Самое лучшее заведение, где мы успели поесть за время нашего пребывания на территории Греческой республики, это кафе на углу улиц Achilleos и Tritonos (или соседней параллельной) в районе Alimos, где располагалась наша марина. Небольшое, видимо, домашнее кафе с очень вкусной пищей и совсем недорогое. В таких едят сами греки (туристов, кроме нас, мы в кафе не наблюдали).
Греческая кухня вообще не выделяется чем-то особенно вкусным и необычным. Из супов – очень редко встречающиеся в меню супы-пюре из чечевицы; из горячих блюд – жареное мясо или курица, реже рыба (хотя почему реже? не понятно); на гарнир – чаще всего абсолютно невкусная картошка-фри. Салатов в среднестатистических заведениях общепита 2-3 вида. Один из них – неизменный греческий (у них он называется «домашним»). Только здесь он отличается от того, что мы привыкли величать «греческим» у себя на родине: помидоры, огурцы, иногда перец; брынза, листья салата; редко – оливки. Ну и, конечно, все это заливается свежим оливковым маслом. Другие виды салатов обычно менее вкусные. Чая в кафе практически не найти, а если вам и подадут привычный пакетик «Липтона», то цену на него назначат ненизкую, а размер чашки заставит вас огорчиться. Обычно в меню присутствует несколько видов кофе, вредные напитки типа колы, фанты и прочего. Конечно же, всегда в наличие несколько видов вина по вполне адекватным ценам, и это большое преимущество греческих ресторанов.
Что хорошо в греческих ресторанах, так это большие порции. Одну порцию салата или горячего блюда можно смело заказывать на двоих, а то и на троих человек (что мы регулярно и делали).
В отличие от турецких или иранских заведений подобного рода, в Греции вас вряд ли захотят обсчитать, поэтому счету или чеку вполне можно доверять, несмотря на то, что он бывает и без перевода с греческого. Расчеты, конечно же, уже давно ведутся в евро, однако во всех счетах мы заметили перевод итога в драхмы.
Аренда яхт.
Наше знакомство с Грецией происходило в основном с воды, т.к. поездка представляла собой круиз на яхте. Довольно просто арендовать яхту еще из Москвы. В настоящее время организацией чартеров занимается множество туристических и специализированных компаний, как российских, так и непосредственно греческих (
www.luxury-yachts.ru, www.yachtshop.ru, www.megayachts.ru, www.oceanclub.ru и прочие). Мы воспользовались услугами питерской фирмы «Аквамарин» (
http://www.aqua-marin.ru/ ), т.к. еще несколько контор при предварительной переписке показали себя не с лучшей стороны. Обращение же напрямую в одну из греческих фирм вообще не дало никакого результата. «Аквамарин» имеет удобный интерфейс сайта, позволяющий выбрать предпочтительный район чартера, посмотреть подробности о его достопримечательностях, погодных условиях, маршрутах передвижения, фотографии, а затем цены на чартер в регионе, что помогает клиенту разобраться самому в том, чего он хочет, а не звонить по несколько раз в фирму.
Чартер яхты может осуществляться с наймом экипажа или без такового, если в вашей группе есть человек, имеющий соответствующее удостоверение шкипера (“
International boating&sailing passport”). В нашей группе такой человек имелся, кроме того, были люди, имеющие меньший опыт управления парусными судами, поэтому наемный экипаж нам был не нужен. В связи с этим все, что было нужно сделать до поездки – это отправить паспортные данные членов группы и копию прав шкипера нашего капитана на адрес фирмы «Аквамарин». После чего мы получили от них подтверждение резервирования яхты, с которым можно было отправляться в посольство для получения визы.
Виза.
Получение визы в Грецию заслуживает отдельного внимания. Помимо двух фотографий 3*4, заполненной анкеты и приглашения из Греции или подтверждения брони отеля/яхты, вам необходимо иметь на руках медицинскую страховку на весь период пребывания в Греции и справку с места работы. Если вы не собираетесь пользоваться услугами турфирм, а собрали все документы самостоятельно, то поступать следует так: приезжать к посольству как можно раньше (например, в 3 утра), занимать живую очередь и быть по открытию посольства (в 9-30 утра) примерно третьим по счету, а значит, спокойно зайти туда около 10 ч и отдать документы. Если же вам не удобно подъезжать в столь ранее время, но зато есть возможность провести несколько рабочих часов в очереди на протяжении 2-3-х дней, то приезжайте, когда сможете. Прием граждан по вопросам получения виз осуществляется с 9-30 до 12-30 ч. Записывайтесь в лист ожидания и, не покидая территории, ждите своей очереди. Если вы приехали первый раз к открытию, то у вас есть шанс, отстояв доблестно всю смену с 9-30 до 12-30 ч первый и второй день, на третий все же протолкнуться в здание посольства. Однако если вы случайно отлучитесь во время очередной переклички в толпе, скорее всего, вас вычеркнут из списка и придется стоять в очереди заново.
Участие в процессе получения визы турфирмы не всегда его облегчает, т.к. по правилам даже в этом случае необходимо личное присутствие заявителя в посольстве или заверенная нотариально доверенность. Передавать документы, однако, можно через супруга. Еще один способ сократить время пребывания в посольстве – воспользоваться специальной услугой турфирм по «стоянию в очереди» за определенную плату (сравнимую со стоимостью организации получения визы целиком).
После того, как вы отдали все документы в посольство и оплатили визовый сбор (около 1400 руб.), вам назначают время получения паспорта с визой – обычно через 2 дня после подачи документов. Этот процесс не занимает много времени.
Приемка яхты.
И вот вы добрались, наконец, до марины, где вас ждет ваша яхта. Чаще всего, помимо российской фирмы, с которой вы имели дело при подписании договора аренды, в отношениях сдачи-аренды яхты участвует еще и греческий посредник. Этот посредник (в нашем случае фирма «Istion») договаривается с работающим в данном регионе владельцем яхт об аренде. У нас это была фирма «Kavas» (
http://kavas.com ); основной офис «Kavas» находится в марине Лаврион, прочие – в Афинах, на о-ве Кос и в США. Таки образом, выдают и принимают у вас яхту как раз работники самого последнего звена цепочки.
На что надо обратить внимание при аренде яхты, если вы еще не обладаете в этих вопросах достаточной осведомленностью.
1. При приемке яхты нужно обращать внимание на все по списку (Check-list) - все очень важно! Проверить наличие повреждений корпуса и зафиксировать их. Проверить состояние паруса и в случае любых повреждений настаивать на замене или ремонте. И т.д. по списку...
2. При сдаче не нужно обращать на что-то внимание – арендодатели это сделают сами и очень внимательно. Корпус, как и везде, проверяют водолазы.
3. В Греции марины практически отсутствуют. Парковка в портах «по-средиземноморски, реже лагом. Или второй вариант - на якоре в защищенной бухте. Воду в порту найти несложно, электричество, как правило, отсутствует. Эти моменты надо отдельно прослеживать по лоциям. Но все же для большей автономности лучше выбирать яхту с большим объемом водяного бака (чем больше, тем лучше). Неплохо иметь коннектор для соединения двух шлангов, т.к. источник может быть удален.
4. Арендодателя лучше всего выбирать по рекомендации опытных яхтсменов или пользоваться российским оператором («Aqua-marin» нам очень понравилась). Общее правило - лучше всего состояние яхт или в очень крупных компаниях или в очень маленьких. При выборе арендодателя мы получили рекомендации фирм «VERNICOS» и «Sunsail» - дают яхты в разных странах мира.
Как и везде в Средиземном и смежных морях, летом вдоль берегов Греции происходит оживленное движение судов. Даже в середине октября (когда были мы) в акватории еще довольно много парусных и моторных судов. Однако это время года хорошо тем, что туристический сезон практически закрыт и побережье довольно пустынное, что приятно, если вы не любите толпы народа.
Об отдельных местах стоянок.
Мыс Соуньон (Sounio, в путеводителе хорошо описан). Стоянка на якоре. Бухта довольно открытая и хорошо защищает только от северного ветра. Симпатичные при виде с моря и довольно похожие на многие другие развалины V века до н.э. – храм Посейдона. Вход 4 евро. Можно обойти по береговой полосе от пляжа в сторону каменистого берега, подняться оттуда. На полуострове есть 2 таверны (подороже и подешевле). В той, что подешевле, кормят не очень вкусно, но относительно недорого (впятером поели на 50 евро). Также есть ресторан внутри отеля, но в этот период года он (вместе с отелем) казался совсем пустынным.
О-в Китнос (бухта Merikha). Китнос – довольно большой остров, имеет еще несколько бухт с разных берегов. Как и большинство Кикладских островов, Китнос – холмистый остров, покрытый редкой степной (на Кикладских островах в целом преобладают засушливые степи на каменистых почвах) растительностью. Высшая точка острова находится примерно в его центре, ее высота 294 м. Население острова сосредоточено в поселке возле холма Ormos Apokrionis и в Merikha. Туризм здесь развит не очень сильно и проявляет себя только в летний период.
Merikha открыта только западным ветрам. Это уютная бухта с небольшим пирсом, к которому можно причалить (глубина возле пирса не менее 3 м, дно песчаное). Сюда заходит Ferry (огромный грузопассажирский паром) из Lavrio. В порту есть дозаправка воды. Метеосводку можно узнать у портовой полиции, регулярно совершающей рейды к каждому прибывающему Ferry. В поселке прямо на набережной есть около 5 кафе (в середине октября работает только 2 из них). Поесть можно на 12-15 евро/человека. Поселок выглядит весьма симпатично: ухоженные белые домики, в основном с синими крышами; цветущие глицинии, олеандры и что-то еще очень симпатичное; кошки, бродящие повсюду... В поселке можно взять на прокат велосипед или мотороллер и совершить приятную прогулку по окрестностям... Вода в бухте прозрачная.
О-в Кеа (бухта Kavia). Кеа – довольно большой остров Северных Киклад. Остров холмистый, наибольшая высота – Ayias Ilias (561 м). Население острова – 2 тысячи человек. В древние времена остров имел более важное значение. На острове было 4 города, остатки построек которых и сейчас можно найти в глубине острова. Здесь родились поэты Simonides и физик Erasistratos.
В бухте Kavia нет причала, но глубина (3-6 метров) позволяет встать на якорную стоянку (дно песчаное). Хорошо защищена от северного, северо-восточного и восточного ветров. По окончанию туристического сезона найти здесь кафе проблематично, однако по береговой линии острова приятно гулять и наслаждаться видами на море и соседние остров. Растительность по-прежнему скудная. Из приятных видов самого острова – неработающие (по-видимому), но все еще довольно стильные белые ветряные мельницы с красными крышами. Местный архитектор делает дома в стиле этих мельниц (висит реклама). Вода в бухте прозрачная.
Бухта Palea-Fokea на материке. Стоянка якорная. Место уже гораздо более оживленное и обжитое, чем бухты на островах, но в то же время, не промышленное, поэтому имеет свое очарование. Возле бухты огромный поселок с маленькими домиками, автострада, ведущая на Афины, большой пляж с возможностью взять в прокат виндсерфинг. В поселке есть есть несколько кафе, однако только в южной части бухты. В более уютной западной части порта кафе отсутствуют как класс. Вода прозрачная. Из растительности появляются пинии и колючие кустарники.