Въезжать в Белоруссию собирались из Вильнюса. Поначалу хотели ехать по часовой стрелке, начав с Минска. Однако потом, прочитав на сайте Брестской крепости, что тамошние музеи по понедельникам закрыты и что во вторник, 24 июня, там санитарный день, решили направление движения изменить.
Так что маршрут получился такой:
Привалка – Гродно – Беловежская Пуща – Брест – Кобрин – Несвиж – Мир – Минск – Каменный Лог
Для начала несколько основных впечатлений от Белоруссии.
Что поражает – все поля вдоль дорог чем-то засажены. Даже в Литве такого не видели, а уж про Эстонию и говорить нечего. Или овес, или кукуруза, или картошка, или еще что-то, что нам, городским жителям, опознать не удалось. Кое-где вообще квадратно-гнездовым методом были высажены какие-то саженцы. Вообще поля в Белоруссии потрясающие – едешь, а справа или слева, насколько хватает глаз, колышется какая-то ботва :)
Все леса в Белоруссии аккуратно промаркированы, что к какому лесничеству относится. Название лесничеств значатся на придорожных щитах.
Но что поражает больше всего – это белорусская сельская местность! Какой-нибудь поселок в глубинке, но в центре все дома аккуратно покрашены, кругом разметка, тротуары выложены плиточкой, повсюду памятники, как героям войны, так и всяким местным историческим персонажам. И нет никаких разрушенных или заброшенных домов или ангаров с грудами битого кирпича и металлолома вокруг!
Еще в Белоруссии поражает то, что в стране удалось сохранить местную промышленность. Какие товары в магазинах ни посмотришь, повсюду видишь белорусское производство. И это касается как продуктов, так и легкой промышленности. Про тяжелую я уж и не говорю. Да, зарплаты у работающих там людей невысокие, но если бы все производство развалили и заместили китайским импортом разве они были бы выше? А так имеем тот самый «социализм с человеческим лицом», который наверно и имел в виду Горбачев, начиная Перестройку.
Ну, про белорусские дороги все уже писали много раз. Действительно, дороги в Белоруссии хорошие, даже в сельской местности. А еще у них здесь есть платные магистрали. Вот на них нам и удалось сэкономить больше 1000 евро. Сейчас расскажу, как :)
Уже гуляя по Брестской крепости, услышали от родственников вопрос, поставивший нас в замешательство – купили ли мы устройство для оплаты белорусских дорог? Устройство? Нет, а что? А вы знаете, -говорят они, -что если не оплатишь, то штраф будет 1000 евро или даже больше? Тут же стали рассказывать истории про европейцев, приехавших в Белоруссию и по незнанию проехавших всю страну из конца в конец. И как их потом отловили и оштрафовали вот как раз на такую сумму. Неужели такие штрафы вообще бывают?
Тут я стал вспоминать. Действительно, когда мы въезжали из Литвы, на придорожном щите была какая-то надпись про платные дороги. Но деньги никто не собирал, и мы благополучно проехали по этой дороге дальше. А теперь вот сомнения взяли, а может мы и вправду уже наездили на кругленькую сумму?
Вобщем, после крепости мы рванули на заправку Беларусьнефти, где было отделение BelToll, где как раз и происходит оплата автобанов. Там и увидели схему платных дорог. Уф, аж от сердца отлегло – платными в Белоруссии являются только дороги М1, М2 и т.п. по которым мы не ездили. А оплата происходит следующим образом. Покупаешь за 25 евро устройство, лепишь его под стекло, еще примерно столько же кладешь на счет. И потом едешь по платным дорогам, и, когда проезжаешь под специальными рамками, с тебя дистанционно снимают некоторую сумму. Устройство пищит, так что можно быть уверенным, что все ОК. Вот если оно не пищит, или пищит больше одного раза, то надо срочно выяснять, в чем дело, чтобы потом не получить штраф. Нам сказали, что за каждую рамку, которую проезжаешь без оплаты, потом будет штраф в 100 евро, а стоят они довольно часто, отсюда и такие суммы штрафов. А на выезде из страны это устройство сдается обратно в BellToll, деньги за него, а также оставшуюся на счету сумму перечисляют обратно на карту. Таким образом, проехав от Бреста до Минска и от Минска до Каменного Лога мы заплатили примерно 12 евро. Да, и что характерно. Как нам объяснили, за легковые машины платят только граждане стран, не входящих в Таможенный Союз. То есть получается, что россияне ездят по белорусским дорогам беслатно? Не знал.
Вообще система по отъему денег в Белоруссии налажена хорошо. По всей стране, даже в сельской местности, стоят камеры и ловят на превышении скорости. Я один раз прозевал знак населенного пункта в какой-то деревухе и заметил камеру уже лишь тогда, когда она заворочала своей красной линзой, а потом смачно так сверкнула в нашу сторону. Ну вот, -подумал я, -теперь оштрафуют на границе. Но не успели. Теперь, видимо, пришлют штраф в Эстонию?
Что еще поразило. Заправки. Вот в Эстонии в сельской местности шансы найти нормальную заправку минимальные. Здесь же Беларусьнефть имеет очень приличные заправки повсюду. Но вот, правда, есть один момент. Белорусы, судя по всему, заправляются исключительно 92-м бензином. 95-й бензин есть далеко не на всех заправках, а если и есть, то он может быть только на одной колонке из имеющихся. А 98-го нет вообще. И это при том, что никаких «Жигулей» в Белоруссии практически нет.
Что еще не понравилось. Белорусская мова. Да, я знаю, что белорусский язык в Белоруссии выполняет больше декоративную функцию, и на нем почти никто не говорит, за исключением редких националистов. Но. Абсолютно все указатели, вывески, названия улиц, маршруты автобусов выполнены именно на белорусском! Когда ездишь по белорусским дорогам, постоянно приходится читать все эти ДЗЯРЖЫНСК, БРЭСТ, ЧЫГУНАЧНЫ ВАКЗАЛ, ПРАСПЕКТ ПЕРАМОЖЦАУ и т.п. Причем если примерно в половине случаев легко догадаться, как соответствующий город будет называться по-русски, то другую половину угадать уже достаточно сложно из-за обилия всех этих Э и Ы. Часто въезжаешь в город и даже не знаешь, как он правильно произносится. Да, при этом атлас автодорог - на русском.
А еще белорусский язык здесь все учат в школе, как и белорусскую литературу. И все для того, чтобы потом говорить и вести делопроизводство исключительно по-русски. Да, я конечно понимаю, что тут имеет место определенная политика. Лукашенко, видимо, не хочет, чтобы тему белорусского языка оседлала оппозиция, а потому он эту тему возглавил сам. Ну и опять же это показывает, что Беларусь – это не Россия, а другое государство.
О деньгах. За 1 евро в Белоруссии дают примерно 13500 местных рублей. Купюры попадались номиналом от 50 рублей до 100 тысяч. Несколько неудобно. Монет нет. Купюра в 50 рублей вообще ничего не стоит, но, как я пошутил, выбрасывать их нельзя, на них нарисована Бресткая крепость, и это оскорбит память ветеранов :)
О достопримечательностях. Беловежская Пуща не впечатлила. Лес как лес. Может тем, кто всю жизнь прожил в Москве, будет и удивительно кататься на велосипеде по лесным дорогам, но у нас в Усть-Нарве лес абсолютно такой же. Да, тут по нему где-то ходят зубры, но чтобы их найти, надо либо долго их искать, либо должно очень сильно повезти. А так зубров мы видели лишь в вольерах, что неподалеку от центрального входа. Прокат великов стоит 20 тысяч рублей за час. Еще 10 тысяч берут за карту маршрута, на который выезжаешь.
Но самый знаменитый «туристический брэнд» Белоруссии – это конечно же Брестская крепость. Место абсолютно легендарное для каждого, кто учился в советской школе, наконец-то удалось здесь побывать. На территории два музея, не особенно интересных. Билет в каждый 25 тысяч рублей.
Еще в каждом белорусском городе обязательно должна быть пешеходная улица, вымощенная плиткой, с фонарями и лавочками. Гуляли по таким в Гродно, Бресте и Кобрине.
Дворец в Несвиже и замок в Мире. Ну, тут меня удивить сложно, я таких замков повидал великое множество. Билеты дорогие – 70 тысяч рублей за каждый.
А вот Минск приятно поразил. Я назвал бы его – «образцовый социалистический город» :) Огромной ширины тротуары, величественные здания с колоннами в сталинском стиле, яркие современные высотки, по берегам Свислочи – велосипедные дорожки. А в центре обнаружился даже небольшой отреставрированный старый город. И – кругом чистота, как и везде в Белоруссии. Вобщем, ничего такого особенного, но Минск реально понравился.
Да, и с границами нам повезло. Совсем не пришлось ждать ни на въезде, ни на выезде. Сразу удавалось попасть к окошку таможенного контроля.
Дальше будут фотографии.