- уж не знаю, сколько коров, телят и коз было у Монти, но много.
Козлята, выстроившись по тропе, на все голоса отвечали в ожидании молока. Ведь совсем маленьких в лес не гоняют. Огромные собаки побежали встречать стадо, масаи оживились, посвистывая, и вышли навстречу. Всё это было похоже на ритуал. Каждый знал свои обязанности. Эста и Мириям ждали у загона, приготовив калАбосы для дойки.
- коровы, хоть и не жирные, но чистые и любимые.)))
Это такие сухие полые тыквы с крышками в виде длинных узких сосудов. Имеют кожаный ремешок расшитый бисером. Ремешок наматывают на руку, что бы во время дойки корова не выбила сосуд. Чистят калАбосы каждый вечер при помощи размочаленной на конце палки.
Жёны главы общины, садились каждый вечер у костра и занимались этим каждодневным делом, дружно напевая дуэтом. После помывки тыквенные сосуды обжигались изнутри горящими палками из очага.
Поэтому молоко всегда, приятно пахло костром. Молоко в сосудах надёжно сохранялось.
Занимателен сам процесс дойки. Доение происходит выборочно. При этом Мамелок, сестра Монти, держит коров за рога и поёт. Пока девчата наполняют молоком калАбосы, коровы слушают музыку. И так всегда! Коровы у масаи не молочные, но люди знают о существовании других пород, даже знают, где купить. Только транспортировка отдельным транспортом слишком дорога, а поэтому не очень то к этому стремятся.
***
С приходом стада вернулись и пастухи.
В основном подростки и дети. Поэтому ближе к ужину семья прибавилась.
Очаг с тлеющими углями находился под навесом и никогда не гас.
Три больших камня лежали тут всегда. Навес с земляной крышей опирался на стены из палок. В жару под ним было даже прохладно.
В большой кастрюле варили угали, ворочая её длинной деревянной палкой.
Угали, это варёная маисовая мука, очень сильно напоминающая крутое тесто. Попробовала я её в первый же день, так даже проглотить не смогла. Было ясно, что никогда и не при каких обстоятельствах не смогу это съесть. Угали была совершенно не съедобна. Варёная мука была жесткой, но люди отрывали её небольшими кусочками, скатывали в шарики и забрасывали в рот. Так кушают угали, вилка тут не пригодится, да и откусить кусочек, как от хлеба, не получится, поэтому только шарики. Запивают всё это дело молоком.
Брат Эсты Толег появился вовремя, и уже в темноте, позвал меня за собой.
Женщины и дети остались у очага ждать мужчин. Эста меня подбодрила, отправляя с братом. Освещая путь фонарём, который имеет тут каждый, мы пошли в лес. Там горел костёр и было много мужчин.
Вокруг костра на деревянных штырях жарилось мясо. В тот вечер зарезали козу. Помыла руки речной водой. Перед едой все совершали омовение и после еды тоже, ведь все тут кушают руками. Толег и Монти при помощи мачете настрогали мясо для меня от задней козьей ноги прямо горкой на листья и заставили всё съесть. Кто-то принёс маленькую горстку соли в целлофане, припасённую для особого случая. Ведь масаи соль не употребляют в пищу по "старой привычке" и не покупают её, хотя говорят, что с солью мясо вкуснее.
Было не вероятно вкусно, это был вкус настоящего мяса, о котором я вспомнила, оказавшись рядом с масаи. Мясо на удивление оказалось мягким и сочным. Внутренности, голову и часть туши Монти завернул в шкуру и отнёс женщинам. Так уж тут принято, кому вершки, кому корешки, да и кушают мясо мужчины отдельно от женщин.
То, что осталось от козы, сложили в мешок и привязали высоко на дерево до следующего дня. Сами мужчины ели мясо, запивая супом из больших кружек, секрет приготовления которого открылся позже. Я уже знала, что с голода здесь не умру.
Фото к сообщению: