Москва - Сеул - Пусан - о. Чеджу - Пусан - Сеул - Москва
1 мая
Москва - Сеул (а/к "Аэрофлот")
Сеул: Мёндонг
Отель - The Grand Hotel Myeongdong
2 мая
Сеул: Рыбный рынок - Музей оптических иллюзий - Мёндонг
3 мая
ДМЗ - Bukchon Hanok Village
В качестве начала моей корейской истории - текст о знаменитом "экономическом чуде", который я написала для фейсбука, пока летела в самолете
Всего 50 лет назад Южная Корея была очень бедной страной. Настолько бедной, что не все семьи могли позволить иметь в своих домах канализацию и электричество, а рис считался признаком зажиточного образа жизни (для многих его заменяла каша из коры деревьев). По размеру ВВП на душу населения Нигерия и Папуа Новая Гвинея были богаче! Сейчас, спустя полвека, по этому же показателю Корея на 32 месте из 185 (мы на 48).
В стране мало сырьевых ресурсов, а местная (гористая) местность не способствует развитию сельского хозяйства. Кроме того, после разделения стран, в Ю.Корее почти не было промышленности (все ключевые предприятия остались на территории Северной).
Стартом "экономического чуда" считаются 60-е, а именно приход к власти генерала Пак Чон Хи. В корейскую историю он вошел как политик, искренне желающий поднять страну "с колен", но при этом действующий жестоко и бескомпромиссно (массовые репрессии "врагов режима" были обычным делом).
До того как заняться политикой Пак Чон Хи делал военную карьеру. После окончания Второй мировой войны он присоединился к коммунистическую движению, за что был приговорен к смертной казне. Его спасли предыдущие военные заслуги. Взамен на свою жизнь он выдал властям список известных ему коммунистов, включая родного брата.
Придя к власти, он, в первую очередь, избавился от коррупции и способствовал развитию легкой промышленности. Для этого он принудительно "пригласил" в города сельское население = дешевую рабочую силу.
Если С.Корея получала поддержку со стороны СССР и стран соц. лагеря, то Южная сделала ставку на американцев и японцев, что было в т.ч. обосновано политическими мотивами. Пак Чон Хи создавал экономику, ориентированную на экспорт, а эти две страны должны были стать основными рынками сбыта местной продукции. Пак Чон Хи вместе со своей командой наметил ключевые отрасли экономики, которые должны были активно развиваться в ближайшие десятилетия (автомобили, корабли, нефтепереработка, электроника и др.). Правда, ни денег, ни ресурсов, ни опыта на развития этих отраслей не было. Тогда на помощь пришли заинтересованные японцы и американцы, которые дали денег, привезли нужных специалистов и открыли специализированные учебные заведения в стране.
Затем президент выбрал самые перспективные местные компании, которые на тот момент были задействованы в легкой промышленности, и настойчиво призвал развивать новые отрасли взамен на поддержку и особые привилегии в будущем. Скажем, вчерашний производитель риса г-н Вон должен был переквалифицироваться в судостроителя, а г-н Чон, который прежде продавал ткань, теперь делал автомобили
Именно так произошло зарождение местных "чеболей" (семейные конгломераты, подконтрольные государству) - Samsung (изначально небольшая фабрика по производству риса), LG (производитель зубной пасты и крема для лица), Hyundai (авторемонтная мастерская) и др., и которые сейчас (наряду с Lotte и Daewoo) совокупно обеспечивают свыше 50% ВВП страны.
Господдержка и приток денег увеличивали экономику Ю.Кореи с невероятной скоростью, но в тоже время порождали коррупцию (подкуп чиновников, отстаивающих интересы конкретных "чеболей").
Наряду с этим инвестиции в нерентабельные проекты, снижение эффективности из-за избыточной диверсификации «чеболей» и проч., привело к накоплению долгов, невозврату иностранных кредитов, банкротству некоторых крупных игроков и девальвации местной валюты.
Все это происходило на фоне "азиатского кризиса" 97 г. Тогдашний президент ввел несколько важны антикризисных мер. Во-первых, призвал население помочь стране и активно продавать золото (в результате было собрано более 200 тонн на сумму более 2 млрд. $). Во-вторых, «закрыл» возможность импорта зарубежной продукции (это правило частично сохраняется и до сих пор).
Кризис положительно повлиял на усиление рыночной экономики, т.к. малый и средний бизнес раньше подавлялись по причине «особого» положения «чеболей».
В результате реформ повысилась прозрачность компаний и, как следствие, увеличился приток иностранных инвестиций. Всего за год Ю.Корее удалось восстановить докризисный уровень экономики.
В последующие годы в стране активно создавались особые экономические зоны, а иностранным компаниям предоставлялись привлекательные льготы для ведения бизнеса в Корее.
Прибавим к этому существенные инвестиции в образование и науку (в том числе на отчисления «чеболей») и известную трудоспособность местного населения – рабочая неделя длится обычно 6 дней (45-48 часов), а официальный отпуск – !3-4 дня! в году после двух лет работы в компании (в Корее применяется, характерная и для Японии, система пожизненных контрактов, при которой испытательный срок длится 2 года).
Сегодня Корея - экспортно-ориентированная страна, как и было задумано 40 лет назад «отцом» экономического чуда. Ключевые отрасли - кораблестроение (крупнейшие в мире), автомобили и электроника.
Из минусов – рискованная зависимость экономики от экспорта и господдержки «отечественного производителя». По разным оценкам, уровень жизни в Ю.Корее упадет минимум в 1,5-2 раза, если граница для иностранной продукции будет полностью открыта...
Про вечерний Сеул, сеульцев и еду (Мёндонг)
Bongchu (тушеная курица с овощами и прозрачной рисовой лапшой в остро-сладком соевом соусе )
Рыбный рынок Норьянчжин