Маршрут получился следующий. Старт из Уфы ранним утром (28 ноября 2013 года). Перелет Уфа-Милан (с 5 часовым транзитом в Санкт-Петербурге), поезд Милан-Савона (я же обещал поезд, пускай и на дистанции в 200 км), трансатлантический круиз Савона (Италия) – Рио-де-Жанейро (Бразилия) – даю ссылки на замечательные отчеты моих попутчиков: здесь и здесь – в ходе круиза посещение Марокко, Канарских островов, Кабо-Верде, 4-х прибрежных городов Бразилии, пересечение экватора в центре Атлантического океана, далее Рио-де-Жанейро – водопады Игуасу (осмотр с бразильской и аргентинской стороны), перелет в Лиму, оттуда в Куско, пробежка по Священной долине и поездом (снова!) к подножию Мачу-Пикчу, опять Лима, Сантьяго, остров Пасхи, Таити и Мурея (Французская Полинезия), Токио, Москва и, наконец, возвращение в заснеженную Уфу на излете новогодних каникул (8 января 2014 года).
Итого: 42 дня путешествия, около 47 тысяч километров пути, 10 стран.
Финальный план выкристаллизовался в конце августа 2013, в первой половине сентября был забронирован круиз и выкуплены авиабилеты, началось резервирование отелей. Подробнее об этом этапе далее.
Организационно-финансовая часть
Визы: Ввиду того, что Южная Америка, на которую пришлась большая часть поездки, самый благоприятный в иммиграционном отношении регион для россиян, визы потребовались лишь на начало и конец маршрута (всего 3 штуки).
Шенген – для Италии и Испании (Канарских островов) в круизе. Годовой итальянский шенген уже стоял в паспорте, так что вопрос с визой был решен автоматически.
Виза Французской Полинезии (ФП). По виду тот же шенген, только с припиской Заморские территории Франции. Тем не менее, если у вас не годовая и более шенгенская виза Франции, а, например, Италии, как в моем случае, визу ФП необходимо запрашивать во французском визовом центре дополнительно. Ближайший к Уфе центр в Казани, подача только лично или близкими родственниками, документы те же, что и на шенген. Консульский сбор 9 Евро, плюс услуги визового центра. Так что, в начале ноября пришлось по-быстрому слетать в Казань, отдать все документы, чтобы получить готовый паспорт курьером в Уфу примерно через неделю.
Транзитная японская виза. В теории в Японии действует правило шор-пасс (безвизового 72-х часового транзита). Но это в теории, на практике российские форумы и этот в частности полны грустных истории о депортации, задержании и прочих мытарствах наших соотечественников, решивших прибегнуть к этой процедуре. Решение принимает иммиграционный офицер на месте, оно может быть любым, но последнее время все чаще не в пользу россиян. Плюс возможны проблемы с посадкой на рейс, следующий в Японию, так как авиаперевозчик требует наличия визы в паспорте. Поэтому я решил не рисковать и для спокойствия сделать транзитную визу, благо японское посольство отличается тремя весомыми преимуществами, окончательно определившими мой выбор. Первое. Транзитная виза абсолютно бесплатная. Второе. Делается четко четыре дня. Третье и самое для меня главное. Подавать документы в Москве не обязательно лично. Достаточно доверенности в (свободной!) форме без всяких там нотариусов и хорошего друга в столице, который отнесет ваш паспорт в посольство, а потом заберет его и вышлет вам обратно.
Марокко, Кабо-Верде (в круизе), Бразилия, Аргентина, Перу, Чили для россиян безвизовые.
Транспорт: Выбор транспортной схемы оказался тесно переплетен с визовыми формальностями. По первому размышлению самыми привлекательными показались предложения трех авиа альянсов (OneWorld, SkyTeam, Star Alliance), каждый из которых предлагает комбинированный RTW (Round the world) тариф, выполняемый на различных сегментах отдельными участниками альянса. Исходя из выбора Южной Америки в качестве основной цели, сильными картами располагал OneWorld, имеющий там лучшее присутствие.
Однако вся громоздкая логистика упиралась в одно узкое бутылочное горлышко. От огромного континента – Южной Америки – дальше на запад (то есть на наш восток) уходят лишь несколько транспортных ниточек, связывающих эти разделенные самым большим океаном на Земле части света. Два сверхпротяженных рейса из Буэнос-Айреса и Сантьяго в Австралию и Новую Зеландию (проложенные над Антарктидой), вариант со стыковкой из Мексики (толи в Японию, толи в Китай) и бесчисленные варианты любых стыковок через США. Визы Австралии, Новой Зеландии и США в мои планы не входили, поэтому эти пути были отвергнуты.
Оставалось одно «игольное ушко», пунктир которого лишь слегла просматривался над обманчивой тихоокеанской зыбью. Из Сантьяго можно улететь на о.Пасхи (это уже 3700 км от Южной Америки на запад). Всего раз в неделю с этого острова летает единственный рейс еще дальше на запад – на о.Таити (Французская Полинезия). Это еще 4000 км и практически центр Тихого океана. С Таити, в свою очередь, дважды в неделю производятся 12-часовые рейсы в Токио, из которого до России рукой подать. Круг замкнулся. Альянсы и их RTW билеты таких маршрутов не выдавали, поэтому пришлось купить отдельный многосегментный билет у авиагента.
Дело было в шляпе, но требовалась морская бескозырка. К самолету надо было прикрутить круиз до Южной Америки. Вся сложность в том, что трансатлантическое сообщение в этом направлении происходит лишь дважды в год. В ноябре, начале декабря круизные суда из Европы берут курс на юг, чтобы нашу зиму (а, следовательно, лето в Южном полушарии), обслуживать южноамериканские маршруты. В марте они же стройной армадой спешат обратно к началу сезона активной навигации в Старом свете.
Это обстоятельство заставило пойти на ценовые и логистические компромиссы, так как, из-за позднего старта круиза, основные авиаперемещения пришлись на самый напряженный и дорогой период рождественских и новогодних каникул. Кроме того, разряженная сетка рейсов и проблемы с наличием мест привели к возникновению достаточно сжатых по времени перемещения участков. Например, на все Куско и Мачу-Пикчу получилось выгадать только 36 часов (по-другому не ложились билеты). Глупо, но быстрая кругосветка сама по себе затея не из умных.
Отели: По всему маршруту были забронированы заблаговременно с помощью booking.com. Одноместные (порою двухместные, но для одного) начальной ценовой категории. В Рио-де-Жанейро из-за совершенно шальных цен на отели в районе Копакабаны и Ипанемы было решено воспользоваться .. Получилась приличная комната в квартале от пляжа и в 10 минутах от метро примерно за 1500 рублей в сутки. Второй уступкой комфорту стала Французская Полинезия. Отельные цены там еще более неадекватные, чем в Рио. Пожалуй, и правда, что это самое дорогое (если не брать люкс уровень) место на Земле. Даже Токио после ФП казался какой-то дешевой Юго-Восточной Азией. В итоге была забронирована кровать в хостеле на острове Мурея и две ночи в семейном отеле на Таити (под прилет и вылет).
Финансы: Примерная калькуляция по возвращению показала, что всего на поездку было истрачено 245 тысяч рублей. Из них, на транспорт – 164 тысячи, на отели – 26 тысяч, на еду, развлечения, входные билеты, сувениры – 55 тысяч.
Самым дорогим оказались перемещения:
Авиабилет Уфа-Санкт-Петербург-Милан «Россия» (12’093 рубля)
Авиабилет Токио – Москва – Уфа «Аэрофлот» (24’929 рублей)
Авиабилет Рио-Игуасу-Лима-Куско-Лима-Сантьяго-о.Пасхи-о.Таити-Токио «TAM», «LAN», «Air Tahiti Nui» (91’196 рублей)
Круиз Италия-Бразилия, одноместная внутренняя каюта «Costa Fascinosa» (36’339 рублей)
Вообще, тут как с олимпийской стройкой – изначально я рассчитывал вписаться в меньший бюджет. Меня подвели три обстоятельства.
Первое. Крайне неблагоприятная для рубля валютная конъюнктура. Покупки билетов были сделаны, когда рубль штурмовал свои сентябрьские минимумы. Закупки валюты и траты в поездке также пришлись на период слабого рубля. С учетом того, что я имею рублевые источники дохода и рублевые же накопления, стагнация российской экономики, сворачивание QE 3 в США, снятие санкций с Ирана сыграли со мной самую злую шутку. Из-за этого поездка подорожала примерно на 10%. Хорошо, как показали дальнейшие события, что я не дождался Крыма, иначе цены ушли бы еще дальше.
Второе. Новогодние даты – от них за версту разило двойным ценником, но я был пленником круиза, накрепко зашвартованным к этим числам. Беглый мониторинг показал, что, к примеру, самый дорогой билет в поездке Рио-Токио мог быть приобретен примерно на 20-25% дешевле, если бы речь шла об обычных, а не праздничных датах.
Третье. Путешествие в одиночку заставляло выкладывать дополнительные суммы за двухместные номера, там где не было одноместных, платить одному за такси (там где приходилось предпочесть его общественному транспорту), раскошелиться на одноместную каюту в круизе (которая стоит практически столько же, сколько и двухместная). Таким образом, путешествуя вдвоем можно было сэкономить еще около 10% стоимости поездки на каждого.
В общем, с точки зрения бюджета мой отдых вышел неоправданно раздутым. Более умные и предприимчивые путешественники спокойно смогут добиться повторения такого или похожего маршрута, понизив планку расходов на 20-30% и не теряя в качестве. Вместе с этим, не скажу, что я сознательно зажимал себя в тратах в пути. Не шиковал, но и не сильно экономил. Что-то нравилось – покупал или пробовал, исправно платил за все билеты, даже там, где можно было пройти зайцем (но не позволяла совесть и воспитание), потягивал капирьнью на бразильских пляжах когда и сколько хотелось, ездил на такси, катался все дни на арендованном мотобайке по о.Пасхи опять-таки в свое удовольствие. Так что, если кто-то ставит своей целью максимально бюджетную поездку, к этим ценам есть большой резерв для экономии.
Что было взято в дорогу: По денежной стороне сразу на ум приходит знаменитый пассаж из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». У меня было два пакета валютного кэша: в евро – поменьше (для круиза и Полинезии), в долларах – побольше (для всего остального), пол солонки рублей (на мелкие траты в наших аэропортах и на сувениры для иностранцев), а также бесконечное множество различных банковский карт на всякий случай (Русский Стандарт, Тинькофф, Авангард, Уралсиб – все кроме последней рублевые). Не то чтобы это был необходимый запас для поездки, но раз уж начал коллекционировать карты, то сложно остановиться))) По факту везде платил кэшем, разменянным на валюту страны пребывания. В качестве теста и когда чуть-чуть не хватало местной валюты (а новую менять было поздно) были опробованы все карты. Везде и все сработали на платежи, в Полинезии с карты Авангарда помимо прочего снимал кэш в банкомате.
Вещи в дорогу были плотно упакованы в один рюкзак (по габаритам и весу проходивший в ручную кладь, то есть, менее 7 кг). Собственно, кроме России нигде его не взвешивали – так что, если размеры сумки умеренные, можно брать на борт и более тяжелую ношу. При этом половину рюкзака занимала огромная аптечка, в которую я про запас поместил все мыслимые и немыслимые препараты – от крема для загара до таблеток от высотной болезни (предназначенных для Перу). Еще одним большим и по факту бесполезным грузом стали громоздкие противокоралловые тапки (похожие на калоши) которые я пер через весь мир в Полинезию. Проблема смены климатические поясов и разброса температур (от супервлажности и плюс 30 в Бразилии и Полинезии до минусовых в Японии и России) была решена за счет компактного термобелья и складываемого в маленький чехол сверхлегкого пуховика.
Медицинская страховка была получена в Ресо-гарантии с помощью льготной программы от банка Авангард. Владельцам их банковских карт по специальному заявлению открывается годовой полис путешественника с покрытием всех стран мира и страховой суммой в 100’000 долларов. Стоимость полиса при этом 26 долларов. При подсчете отдельного страхового полиса чисто на мою поездку – сумма страховой премии выходила выше, поэтому решил сразу сделать годовой. Воспользоваться, к счастью, не пришлось, хотя проблемы со здоровьем возникали, но об этом по ходу.
Продолжение по самой поездке далее