Немного истории
В отличии от многих других мест в ЮВА (таких как Ява, Камбоджа), Тимор никогда не был центром крупных государственных образований. Идентичность Восточного Тимора сложилась благодаря колониальному господству Португалии. Первые португальцы, обогнувшие Африку и пересёкшие Индийский Oкеан в поисках драгоценных специй (мускатного ореха и гвоздики, произраставших на Молуккских островах) ступили на землю Тимора в 1515 году. Впоследствии монахи домиканцы основали там миссию в 1556 году. В итоге Восточный Тимор является одной из двух, наряду с Филиппинами, преимущественно католических стран в Азии. В 1702 году территория Тимора была официально объявлена портyгальской колонией. К началу ХX века окончательно определилась граница между колониальными владениями Голландии и Португалии, которая сейчас является границей между Индонезией и Восточным Тимором.
В 1974 году в Португалии произошла так называыемая "Революция Гвоздик", в результате которой пал диктаторский режим Салазара. После этого последовал парад независимостей заморских владений Португалии: Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Биссау, ну и Восточного Тимора. Тем не менее в 1975 году Индонезия под руководством Сухарто оккупировала Восточный Тимор и объявила его 27й провинцией. На протяжении следующих 24 лет тиморезские повстанцы из FALINTIL вели партизанскую войну в горах, а индонезийские власти проводили кампании умиротворения. Всё поменялось коренным образом в 1998 году, когда финансовый кризис накрыл Индонезию. Индонезийская рупия была девальвирована, по всей стране прошли беспорядки и погромы, пал режим Сухарто. Под шумок в 1999 году в мятежной провинции был проведён референдум и большинство населения проголосовало за независимость. Но не всё пошло так гладко. Часть населения, которая была против независимости сформировала вооружённые группировки и далее последовала волна насилия в результате которого большая часть инфраструктуры страны была уничтожена. 20 мая 2002 года Восточный Тимор был официально объявлен независимой страной. Ну и на данный момент страна потихоньку развивается практически с нуля под присмотром ООН, большие надежды возлагаются на запасы нефти и газа, найденные в Тиморском Море.
Немного практической информации
Как добраться?
Самолётом напрямую до Дили (столицы) можно добраться только из трёх городов: Сингапура, Дарвина (Австралия) и Денпасара (Бали). Цены на билеты недешёвые, так перелёт из Сингапура в один конец стоит около 500 баксов. Возможно гораздо дешевле добираться сухопутным из индонезийского Западного Тимора. Многие люди путешествующие по Индонезии длительное время так и попадают в страну, с целью обновить месячную индонезийскую визу.
Деньги, цены, жильё
Валюта Восточного Тимора - американский доллар. Центовые монеты (centavos) свои. Тимор-Лешти довольно недешёвая страна, особенно что касается жилья. Комната в Dili Beach Hotel стоила мне 50 USD, в соседней Индонезии комната того же качества стоила бы 15 - 20 баксов. Стоит отметить что цены в Дили рассчитаны не на бюджетных туристов (которых там практически нет), а на иностранцев работающих на ООН, разные неправительственные организации и т. д. В Баукау и дистриктах с ценами полегче: так номер в роскошной Pousada de Baucau стоит 65 USD (и он действительно стоит этих денег!).
Как передвигаться по стране?
В Дили цены на такси в пределах города 1 - 3 бакса. По стране путешествовать можно двумя способами: либо взять тур в агентстве примерно за 200 долларов в день и вас будут возить на джипе, либо предвигаться общественным транспортом для местных (а также их кур и коз ). Общественного транспорта существует два типа: автобус и анггуна (грузовичёк или пикап с сидячими или стоячими местами в кузове). Автобусы и анггуны по разным направлением отходят из разных частей Дили. Транспорт на юг (Аилеу, Маубиссе, Саме, Бетано) отходит из терминала Халиларан, на восток (Манатуто, Баукау, Лоспалос) из терминала Бекора. В Дили нет автобусных станций в обычном понимании, т. е. с платформами, расписаниями и билетными кассами. Обычно это просто место посреди большого рынка куда подъезжают анггуны и автобусы. На автобусах и анггунах нет табличек с местом назначения, это надо спрашивать у водителя и окружающих людей. Транспорт отходит как правило рано утром, чем ближе к полудню, тем меньше шансов добраться до точки назаначения, особенно если вы едете в удалённые дистрикты. Цены, скажем до Маубиссе или Баукау в пределах 3 - 5 долларов.
Язык
Как и во многих горных странах, в Тимор-Лешти много местных языков: Тетум, Мамбай, Бунак, Фаталуку и другие. Тетум традиционно был языком общения между племенами, поэтому он является официальным языком. Португальский - другой официальный язык Восточного Тимора. Тем не менее на нём говорят отноcительно мало, как правило это пожилые люди, выросшие в Португальском Тиморе и молодёжь, которая изучает его в школе после обретения независимости. Для поколения, выросшего в составе Индонезии - это чужой язык. Португальский имеет важную символическую роль: при его помощи молодая нация пытается построить свою идентичность, основанную на многовековой истории в составе Португалии. После четверти века в составе Индонезии, почти все знают индонезийский. Индонезийский был пожалуй самым полезным языком в общении с местным населением. Некоторые люди немножко знают английский, особенно молодёжь, которая изучает его в школе. Тем не менее знание бахасы значительно облегчает жизнь.