Главным мероприятием, запланированным на этот день в Бергене (воскресенье), у нас в конце концов оказалась большая комбинированная экскурсия «Норвегия в миниатюре» по маршруту из Бергена поездом в Восс – там автобусом в Гудванген – далее паромом во Флом – далее Фломским поездом до Мюрдаля – далее возвращение поездом в Берген. Весь этот круг пробегался за 9.5 часов, с отправлением из Бергена в 8.40 утра – вполне комфортное время, чтобы успеть позавтракать в отеле.
В отеле Thon Hotel Bristol завтрак для гостей проводится в ресторане сети Egon, расположенном на первом этаже отеля. Если вы, с учётом наших рекомендаций по внутренним комнатам, будете рассматривать этот отель как вариант для поселения, то мы можем рекомендовать его хотя бы из-за этих завтраков. Завтрак в Thon Hotel Bristol очень хорош и по составу, и по внешнему антуражу.
Быстро позавтракав и, по круизной традиции, набрав запасных бутербродов в поездку, мы выдвинулись от гостиницы на вокзал. Несмотря на домашние треволнения с отзывами на гостиницу, она была нами выбрана, в том числе и потому, что до вокзала было близко – всего 400-500 метров пешком. Утро погодой радовало и предвещало удачную поездку. Думаю, найдётся немного туристов, у которых были бы фото «столицы дождей» Бергена в таком светлом и красочном виде. |
Местных жителей на улицах в это воскресное утро было совсем мало. По пути попадались в основном туристы, спешащие в одном направлении с нами - на утренний поезд. Электричка стояла на пути заранее. За 10 минут до отправления она была уже основательно заполнена, и нам даже пришлось немного поискать доступные места. Сразу за вокзалом электричка нырнула в туннель и поехала потом вдоль озёр, гор, рек, через туннели и мосты. |
На вокзале в Воссе мы с места рванули сразу на автобус и были приятно обрадованы тем, что в Гудванген нас ждал не один автобус, а целая колонна из 6-7 автобусов. Нам повезло –в числе первых мы удачно оказались у первого автобуса, где водитель собирался открывать двери на вход. И мы заняли удачное для фотографирования место – на первом ряду, рядом с водителем. Вся толпа сошедшего с поезда народа разделилась на 3 неравномерные группы: 5-10 человек местных приехали собственно в посёлок, основная масса 99.9% - в автобусы нашего маршрута ‘Norway in nutshell’- с трудом, но вроде бы вошли все, никого на перроне не оставили. И третья группа, столь же малочисленная, что и первая, потрусили на вертолёт, ожидающий на соседней поляне.
Наш автобус поехал первым, остальные стройной колонной двинулись за ним. Погода стояла просто превосходная и вполне соответствовала «швейцарским» видам за окном (за исключением того, что вместо коров на горах паслись овцы). Как потом оказалось, по сумме впечатлений за день, этот час с 10 до 11 утра на автобусе Восс-Сталхейм-Гудванген был самым прекрасным часом за это однодневное путешествие.
Как и во Фломе, дорожные знаки на выезде из Восса говорили, что туннель Гудванген-Флом закрыт и проезд по дороге Е16 невозможен. Недавно в тоннеле был пожар, ремонтные работы ещё продолжаются. К счастью, нам потом совсем другим путём – продолжаем путь на Гудванген… |
Постепенно дорога пошла в гору, мы поднялись к посёлку Сталхейм, где расположен комплекс отелей и одна из известнейших норвежских смотровых площадок. Наш автобус высадил в Сталхейме несколько пассажиров и взамен принял на борт несколько других, дожидавшихся на остановке – с багажом, явно из отеля. Потом, чуть подождав, пропустил колонну автобусов вперёд, а сам поехал в хвосте колонны.
Мы сперва расстроились, что приедем к парому в числе последних, но потом были рады и благодарны такой инициативе водителя: он останавливался на серпантине спуска в самых выгодных для фотографирования местах. И все пассажиры и с правого и с левого борта могли удачно запечатлеть водопад на свои фотоаппараты. Начало спуска:
Хотя у нас нет более качественного фото, но нельзя не отметить спортивный героизм женщины, выгуливавшей собачек. Нам было страшновато спускаться по такому серпантину внутри автобусов, а она пёрла с собаками вверх, к отелю, в крутую гору.
А вот мы сблизились и с самим водопадом, быстрым прямым путём спускающимся вдоль всего серпантина дороги, чтобы слиться с горной речкой, сбегающей ко фьорду.
После солнца Восса и Сталхейма причал Гудвангена встретил нас прохладой горного ущелья, забитого сотнями-тысячами людей.
Тень и утренняя свежесть северного конца августа покидали деревню только уже после нашего отправления. Пока же в узком и малосолнечном Нёррей-фьорде было почти по-осеннему свежо.
Трёхпалубный паром был переполнен разноязыкой толпой туристов. Мало того, что он был забит нами, приехавших в Гудванген из Восса в колонне из 7 автобусов. Кроме этого там ещё было штук 6-8 национальных – польский, французский, китайский – туристических автобусов других туров по Норвегии. «Норвежская селёдка стоячая» - не было ни сидячих, ни стоячих мест. Погода стояла чудесная, но для того, чтобы сквозь людей снять хоть что-то, приходилось жене вставать на стул, а мне удерживать её снизу за талию. Соседний китаец сначала стеснялся, мучился, но потом тоже вскочил на верхний этаж и начал фотографировать виды поверх людей.
Стоявшая рядом с нами малороссийская семья (русский язык с вкраплениями украинских бытовых терминов), пришедшая на судно позже нас, не имела такой возможности, т.к. была с детьми. Их отец семейства, как мог, снимал виды с вытянутых вверх рук. Столпотворение комкало и приземляло впечатления. Необычайно удачная погода эти впечатления резко увеличивала и возвышала. Так в борьбе пролетели полтора часа водной части кругового мини-тура.
Постепенно выплыли на знакомые просторы Согне-фьорда и Аурланд-фьорда, приближался Флом. Здесь высокие берега уже почти не загораживали солнышко. Стало слегка припекать…
Завидев Флом, мы спустились ближе к выходу. Вся грузовая палуба была плотно заставлена автобусами и авто. Большинство – с ненорвежскими номерами. Команда из трёх офицеров – две рыжеволосые девушки и мужик-блондин – привычно и решительно организовали процесс выгрузки. Колонна разномастных автобусов ушла, а за ними схлынула и пешая толпа. И вновь – Флом.
Полчаса ожидания поезда пролетели незаметно, т.к. были заполнены созерцанием солнечного Флома, поеданием запаса утренних бутербродов и естественного в такую августовскую жару мороженого. Путь на перрон был перегорожен ленточкой поперёк, а также продольные ленты посредине, протянутые по всему перрону, делили его на 3 «дорожные» полосы. Выгрузка-погрузка людей прошла организованно и управляемо.
Сначала перронные железнодорожники открыли проход в центральную полосу. Ожидающие поезда пассажиры постепенно двинули на перрон. Мы, естественно, были в первых рядах. Не помнил почему, но в голове засела твёрдо информация с форума – садиться надо в 7-й вагон. Тем временем пришёл поезд, и мы зафиксировались у двери с цифрой «7». Но нас к нему пока ещё не пускали. Приехавшие этим поездом пассажиры прошли по огороженной полосе, прилегающей к поезду. Несколько групп осталось у вагонов пофотографироваться, ещё 3-5 минут пришлось подождать, пока перронные служащие их не подгонят. Как только они все «освободили полосу», открыли посадку для нас, уже нетерпеливо ждавших в центрально-перронной резервации. Таким образом, потоки приезжающих и отъезжающих управляемо не перемешались.
Вагоны были заполнены полностью, все места заняты. В наш вагон последней зашла компания из двух итальянских семей (пятеро взрослых и до десятка детей от 5 до 15 лет). За непродолжительную 50-минутную поездку у нас в вагоне было 2 кино: а) видовый фильм за окном (кстати, уступающий по впечатлениям, если вы уже проезжали швейцарскими поездами, например, в Лаутербруннене или Гриндельвальде), и б) многосерийная семейная драма в стиле неореализма Феллини, глубокий и эмоциональный фильм из жизни итальянской семьи. Остановки и достопримечательности за окном соответствовали описанию в брошюре. Телевизор говорил на нескольких языках, но в этой поездке русской трансляции не было.
Когда мы подъехали к главному аттракциону поездки по Фломсбану – к водопаду Кьосфоссен, то сразу стало понятно, почему рекомендовали именно седьмой вагон. Мы остановились прямо перед водопадом, вышли и успели вдоволь на-само-фотографироваться «на фоне», без толкучки и конкуренции за место, пока весь поезд выползал из всех вагонов. Спасибо форумчанам за подсказку! Припозднившимся же пассажирам потом пришлось пробиваться к видовым местам. Врубили музыку, и две одинаковые женщины на разных скалах продемонстрировали «норвежское национальное» шоу с чудесами телепортации со скалы на скалу. Так и стоит перед глазами картина, как пара тёток в национальных платьях сидит в засаде за скалой и курит в ожидании очередного поезда…
Обратная дорога из Мюрдаля в Берген была просто возвращением. Снова за окном туннели, реки, озёра, горы и ущелья – сначала очень высокие и глубокие, но постепенно переходящие просто в холмы, по мере приближения к морю, к Бергену.
Вечерний Берген (как и утренний) продолжал купаться в ваннах итальянского слепящего солнца. Мы поспешили в гостиницу переодеться из дорожной одежды в одежду для органного концерта. Но два здоровых организма требовали вместо концерта хоть какого-нибудь ужина. И мы поспешили заполнить полчаса перед концертом какой-нибудь быстрой местной едой. Хотя и зарекались заранее - не есть в центрально-туристических местах, но сила воли оказалась слабее завлекательного ощущения «вкусности» еды на рыбном рынке. И мы попросили местной трески.
Услышав русскую речь, продавщица пригласила для переговоров с нами вот эту русскоговорящую девушку. Заказанное блюдо пришлось немного подождать. Повар – парень с бородкой и в вязанной ямайской шапке – готовил прямо здесь блюда по нескольким заказам сразу. И парень, и девушка крутились как белки, не приседая ни на секунду. Сезон, однако…
Органный концерт был интересным опытом. Хорошей добавкой к спектру впечатлений о Норвегии и о Бергене. Огорчило только то, что мы пошли на самого крутого профессора из Стокгольма (сейчас – из Канады), который кроме классики показывал возможности органа как инструмента через демонстрацию современных экспериментальных опусов.
Произведения перемежались – после ужаса современной какофонии душа и уши отдыхали на Бахе. Т.е. остаточное послевкусие от органного концерта имеет шахматно-зеброидный вид, прикольно.
Молодёжь в эту воскресную ночь тусовалась на центральной улице до утра. Но мы их не слышали. Последняя ночь в Норвегии, как и все предыдущие, прошла безмятежно.