Так нам в голову и пришла мысль об очередной поездке. Если честно, то после затяжной зимы и аномально холодной питерской весны в этом году, это было как раз то, что нужно.
Так как с нами была 4-летняяя дочь, то формат поездки был выбран «лайт», проложен, как и у большинства, через Гонконг и состоял в общей сложности всего лишь из 10 перелетных отрезков:
СПб-Москва-Гонконг (Аэрофлот)
Гонконг-Манила-Тагбиларан ( Philippine Airlines)
Тагбиларан-Манила (Philippine Airlines) - Боракай /Катиклан ( Cebu Pacific Air)
Калибо - Манила ( Cebu Pacific Air)- Гонконг ( Philippine Airlines)
Гонконг-Москва-СПб (Аэрофлот)
Итого 14 дней, из которых: Панглао/Бохол – 2 дня, Боракай – 6 дней, Гонконг-2 дня.
Все перелеты на удивление были по расписанию – без задержек и отмен. Только рейс из Калибо в Манилу а/к Cebu задержали на час, но так как, наслышавшись о «пунктуальности» местных авиакомпаний, мы на все стыковски заложили от 4,5 до 6 часов, то на дальнейшем рейсе в Гонконг это никак не отразилось.
Вообще пока что в моем личном рейтинге Филиппины находятся на первом месте по сложности логистики и передвижениям внутри страны. Выстроить схему с минимальным количеством перелетов и безопасными, но не слишком утомительными стыковками, а также просчитать возможные варианты развития событий в случае разных сценариев, оказалось не так уж и просто. Пришлось хорошенько поломать голову.
Гонконг
На Гонконг у нас был запланирован один день по пути туда и две ночи на обратном пути. Рейс Аэрофлота прилетает рано утром и для первой ночи мы выбрали отель недалеко от аэропорта – Novotel Citygate, у станции метро Tung Chung. От аэропорта до отеля минут 5- 7 на автобусе, очень близко. Кроме того, из окна номера открывается красивый вид на горы и канатную дорогу к Большому Будде. Отель возвышается прямо над торговым центром Citygate, где можно и перекусить, и при желании пройтись по магазинам.
Отдохнув пару часов после перелета, мы отправляемся прямиком в обещанный дочке Диснейлэнд, что находится в двух оставнках метро от нашего отеля. К парку развлечений ведет своя выделенная ветка, хоть и длиной в одну станцию. Вагоны там очень забавные.
Так как нам с мужем раньше не доводилось бывать в Диснейлэнде, то и самим было очень интересно посмотреть.
Парк конечно действительно больше подходит для самых маленьких, но все равно там очень здорово. Очень зрелищный парад героев Диснея, различные тематические зоны и просто потрясающее вечернее световое шоу с феерверком на фоне диснеевского замка. Этот фейерверк был одним из самых красивых, котрый мы когда-либо видели! Единственный минус – очереди на атракционы. Даже в будний день стоять нужно минимум по полчаса. Хотя мы заметили, что после 17 часов очереди значительно уменьшаются.
Даже еда с ушками
Зона джунглей и необычный круиз по тропической реке
Disney in the stars!
Что больше всего изумило в Диснейленде, так это то, что большая часть посетителей далеко не дети, а взрослые и даже пожилые пары, которые наравне с детьми и подростками с удовольствием фотографируются с Микки-Маусом, стоят в длинных очередях, чтобы попасть в домик к Винни-Пуху, покупают зонтики с ушами, и что самое поразительное – совершенно неподдельно этому радуются, как дети. И это очень здорово, ведь каждому взрослому иногда не мешает побыть ребенком...
Панглао/Бохол
Из Гонконга на остров Панглао мы перебрались авиакомпанией Philippine Airlines со стыковкой в Маниле. Ощущения от перелетов этой авиакомпанией только положительные. Самолеты новые, персонал вышколенный, рейсы все минута в минуту. Все их рейсы в/из Манилы осуществляются через собственный терминал – Terminal 2. Огромных очередей на check-in там нет, терминал не очень большой, ориентироваться просто. В целом все очень комфортно, а по цене, если брать в оба конца, то не намного дороже бюджетных авиалиний.
Что касается аэропортовых сборов, то при вылетах из Манилы в Тагбиларан и Катиклан, ничего не взымалось, а вот при обратном вылете из Манилы в Гонконг - 550 песо с человека. При вылете из Тагбиларана и Калибо сбор взимался в размере 20 и 40 песо/чел соответственно.
Между терминалами в Маниле ходят шаттлы каждые 15-20 минут, но иногда и дольше. Часть пути шаттла проходит по трассе, на которой частенько бывают пробки. Если пробок нет, то путь между 2 и 3 терминалом занимает минут 10-15, а с пробками - как повезет. Один раз переезжали утром – пробок не было, другой раз вечером, часов в 7 - пробки были, дорога заняла у нас минут 40, причем на такси, так как шаттла очень долго не было. Поездка на такси между этими терминалами стоит 550 песо. На наш взгляд, конечно, грабительство, на зачастую иного выхода не бывает.
От аэропорта Тагбиларана до Alona Beach ехать на машине где-то полчаса. Мы остановились в отеле Alona Tropical Beach Resort, чему были очень рады, так как впоследствии гуляя по пляжу, ни один из других отелей ни по расположению, ни по внешнему виду не приглянулся вообще, кроме разве что Amorita и Hennan Resort, но это уже совсем другая ценовая категория. Более того, именно там, у скалы, находится самый лучший кусок пляжа и самый широкий кусок моря. В других местах купаться совсем как-то неуютно.
Мы жили в домике прямо на пляже – море буквально в 5-10 метрах от нашей террасы, что очень удобно. Сам домик конечно совсем простенький, но это здесь далеко не самое главное. Единственный минус – это отсутствие кондиционера и как следствие – открытые всю ночь окна и проникающий через них шум и злющие комары.
На территории растут интересные деревья с розовыми лианами
И сам пляж
По субботам в отеле Amorita устраивают ужин а-ля шведский стол. Стоит это удовольствие по 650 песо с человека. Очень рекомендуем – ужин отличный, приятная музыка, а главное можно романтично расположиться прямо на скале, на терассе , утопающей в огоньках и обозревающей весь пляж.
Один день нашего пребывания на Панглао был выделен на осмотр достопримечательностей Бохола: шоколадные холмы, тарсиеры, бамбуковый мост, круиз по реке с ланчем, сад бабочек и, под конец, питоны. Все стандартно, поэтому описывать здесь нет необходимости.
Машину брали прямо в отеле – 2500 песо. Плюс еще каждый раз за вход дополительно нужно выкладывать в среднем около 100 песо с человека, а за круиз с ланчем – 350 песо/чел. Выехали мы в 8 утра, а вернулись где-то к 15 часам.
Во время круиза по речке можно увидеть танцующих местных детишек и плавающих собак-попрашаек
Подводя небольшой итог нашему двухдневному пребыванию на островах Панглао и Бохол, хотелось бы отметить, что места эти очень интересные и достойные посещения. Пляж Алона, который вызывает столько много споров, конечно уступает Боракаю, но зато здесь есть много других неоспоримых плюсов. Во-первых, здесь есть что посмотреть вокруг, так как остров Бохол не ограничен лишь стандартным туром к шоколадным холмам, а если купить подробную книгу-путеводитель, то можно найти множество интересных мест. Во-вторых, здесь гораздо больше возможностей для сноркелинга, дайвинга и осмотра подводной жизни, зачастую не отплывая далеко от пляжа. В-третьих, цены на Панглао, даже на Alona Beach, значительно ниже, чем на Боракае, что мы осознали уже позже. Так что мы бы с огромным удовольствием провели бы там еще несколько дней.
Боракай
Рано утром вылетаем из Тагбиларана в Манилу, откуда держим путь на Боракай, авиакомпанией Cebu Pacific Air, которая отправляется из Тerminal 3.
Терминал 3 гораздо больше, очень много народу, огромные очереди на регистрацию Cebu, поэтому приезжать надо как можно раньше.
Так как взлетно-посадочная полоса в Катиклане совсем смешная, то туда летают лишь небольшие самолеты, общий вес которых строго ограничен. В связи с этим допускается провозить багаж не превышающий 10 кг/чел. Сколько придется доплачивать за превышение, сказать не могу, так как при нашем общем допуске 30 кг на троих, оба наших скромных рюкзачка не првышали и 13 кг Кроме того надо взвесить и себя лично. Благо у них хватило ума не выставлять результаты взвешивания «тела» на всеобщее обозрение, а отметить лишь у себя в системе
Самый простой способ добраться из Катиклана до Боракая – это взять трицикл прямо у аэропорта, заплатив в кассу 120 песо, что включает проезд до порта и 2 билета на лодку. Далее, прибыв в порт, что в 5 минутах езды, надо оплатить отдельно 2 вида сборов/пошлин , все вместе порядка 150 песо на человека (на ребенка 4 лет не нужно, также как и не нужен билет на лодку). В порту конечно полный дурдом, но разобраться можно, что и куда. Попав в лодку, останется самое простое – по прибытии на Боракай взять трицикл уже до отеля, стоит это удовольствие еще где-то 120 песо (до 1-2 станции, до 3 наверное подешевле).
Порт на Боракае
Так как мы долго не могли определиться с выбором станции, то было решено шесть пляжных дней на Боракае поделить поровну и провести первые 3 ночи на первой станции и последующие 3 ночи – на второй.
Небольшое отступление по поводу сравнения станций с точки зрения проживания. До отъезда прочитала много отзывов на этот счет, но в итоге так и не поняла, где лучше, а где хуже. Поэтому сейчас хотела поделиться своим кратким сравнением, возможно кому-то пригодится при планировании отдыха.
На первой станции сам пляж, пожалуй, самый лучший. Песок действительно отличается, он и правда там белее и самое главное нежнее. На этом песке даже замки строить проще, чем в других местах. Кроме того, пляж более широкий и это, на мой взгляд, тоже плюс, так как во время прилива он не превращается в узкую полосу и есть где спокойно пройти. Море конечно там более мелкое, но если зайти чуть подальше, то уже можно спокойно плавать на глубине. В общем такой мелкий заход не раздражает, а для путешествующих с детьми или не умеющих плавать и вовсе может оказаться плюсом. Народу там немного, европейцев очень мало, в основном азиаты, снующих туда-сюда людей тоже не так много. Единственный минус – на закате к скале сходится наверное весь Боракай, хотя на второй станции на закате народу тоже тьма. До центра идти пешком минут 15. Вечером, когда не жарко, не напрягает совсем, а вот днем уже тяжелее, проще доехать. Тариф до ДиМолла – от 20 до 60 песо. Вокруг есть кое-какие рестораны/бары, но конечно не в таком количестве как в центре. Магазины все тоже только в центре.
В центре первой станции
Отлив на первой станции
Вторая станция – не такая ужасная, как обычно ее описывают. Да, там оживленнее, но для кого-то это плюс. Выйдя из отеля сразу открывается огромный выбор ресторанов, магазинов, уличных киосков. Для того чтобы что-то купить не надо каждый раз ловить трицикл. Продавцов всякой ерунды там ровно столько же, сколько и везде. Пристают и на первой, и на третьей станции. Правда стоит им один раз сказать «нет» и они исчезают. Пляж там тоже неплохой. Днем на самом пляже народу не так и много, вполне терпимо, по крайней мере от первой станции и до Regency. Вечером везде очень весело. Музыка конечно слышна в номере, но уже ровно в полночь все живые выступления прекращаются и становится вполне себе спокойно.
На границе первой и второй станции
На закате. Центральная часть второй станции
Третья станция мне показалась менее цивилизованной, чем первая и вторая – и по уровню отелей,и по уровню лавок/магазинов/ресторанов. Кусок пляжа от Regency до Boracay Ocean Club вообще, на мой взгляд, самый жуткий на всем White Beach – очень много кишит людей на самом пляже, попадаются какие-то попрашайки, причаливают лодки в диком количестве, в общем дурдом, одним словом. Более менее нормальный пляж начинается уже после Boracay Ocean Club, там и правда спокойнее, пляж в меру широкий, море довольно глубокое, хотя несколько портят вид стоящие на заднем плане лодки. Песок конечно более грубый и желтый, но это наверное уже придирки Здесь гораздо больше европейцев, чем в других местах. Зелени, на мой взгляд, не намного больше, чем на первой и второй. Больше всего мне понравилось в самом-самом конце 3 станции, в районе заброшенного отеля Isla Boracay и Asia Premier Suites. Но это для тех, кто вообще любит уединение – вечером там как-то совсем грустно, а до центра идти далековато.
Пляж ближе к краю третьей станции
Пляж на третьей станции в сторону границы со 2-ой
Еще один очень важный момент – стоит избегать двух мест на White Beach, куда причаливают лодки для посадки /высадки людей и всяких водных развлечений: на границе 1 и 2 станции – напротив отеля Astoria и в районе 3 станции - немного не доходя до Boracay Ocean Club.
На первой станции у нас был забронирован отель Nigi Nigi Too. Отель очень приятный, совсем небольшой, но уютный, прямо напротив скалы Willy’s Rock. Пляж там просто потрясающий! В общем все понравилось. Единственный минус – нет бассейна. Нам-то самим конечно он не нужен, а вот дети почему-то в большинстве своем сходят с ума от этих хлорных луж .
На второй станции мы жили в отеле Mandarin Island Resort. Отель очень понравился - очень чистый, новый, современный, с большим бассейном с перголами по краям, которые днем частично дают тень на воду. Наш номер был на первом этаже с выходом прямо в бассейн. Пляж у этого отеля хороший. Как выразилась наша дочь, увидев его первый раз – «то же самое, только нет скалы»
Рядом плавают золотые рыбки
Очень красиво отель подсвечивается вечером. Пожалуй, самая красивая подсветка на всем побережье
Мы нисколько не пожалели, что решили остановиться в двух разных местах, потому что это хоть какая-то смена обстановки, иначе совсем можно было бы заскучать.
Чтобы как-то разнообразить бесконечную пляжную жизнь, мы решили прокатиться на лодке вокруг острова. Нам даже пообещали какой-то сноркелинг. Лодка стоит 2200 песо на 3 часа.
Ну что могу сказать, поездка конечно высосана из пальца, но на безрыбье и рак рыба, как говорится. Провезли, показали остров со всех сторон. Место для сноркелинга, находится с подветренной восточной стороны и соответственно волны там приличные, что для снорка не самое приятное, плюс постоянно сносит и норовит стукнуть о перекладины лодки. Приятного в этом как-то мало, поэтому толком насладиться подводным миром и не успели. Других мест для снорка поблизости особо и нет
В процессе плавания лодки делают остановку на ланч на пляже Ilig-Iligan
Любимое развлечение и подработка для местных
На поездку к Ariel’s Point нас не допустили из-за наличия ребенка.
Поэтому решили съездить в местный парк развлечений Happy Dream Land и заодно в Ocean Tower на смотровую площадку.
Парк весьма забавный. Напоминает парки каруселей из нашего советского прошлого, только осовремененный. Для полной картины не хватает только облупившейся железной фигурки чебурашки
Входной билет стоит 70 песо с человека, плюс за каждый атракцион отдельная плата.
Рядом на горе находится смотровая площадка Ocean Tower. Входной билет стоит 120 песо/чел. Вид на пляжи восточной части острова неплохой, но ничего сверх выдающегося.
Пока наслаждаешься видами, можно отведать мороженого
По пути наверх попадаются разные смешные фигурки, видимо чтобы как-то разнообразить подъем
Как-то ближе к вечеру решили прогуляться к заброшенному отелю Isla Boracay, что в самом конце третьей станции. Место там очень красивое, и сама территория отеля огромная, утопающая в джунглях, домики когда-то были тоже очень симпатичные, и пляж рядом тихий и живописный. Пожалуй, самое лучшее место на 3 станции! Но внутрь попасть не удалось, так как там были работники, которые пытались убирать мусор. Мы подозвали одного из них, расспросили и узнали, что у отеля сменился собственник и он будет восстанавливаться. Интересно, как теперь будет выглядеть новый отель? Оставят ли они существующие здания или построят новые? Ведь на такой территории можно было построить штук 10 средних по местным меркам отелей...
Если сформулировать свои впечатления от Боракая, то скажу так: пляж White Beach на Боракае бесспорно очень красивый, чистая и прозрачная вода, да еще и теплющая, мягкое солнце, нежный белый песок, веселая ночная жизнь... все вроде бы хорошо, все нравится, но.... от этого постоянного «дня сурка» все-таки рано или поздно устаешь. Утро начинается с расставления по всему пляжу лежаков, затем ближе к вечеру лежаки незаметно подменяют на столы и стулья, и пляж превращается в огромный ресторан. После 10 со всего пляжа убирается и это, остаются только бары, да клубы, а в 6 уже снова расставляют лежаки. И так каждый день. Хочешь-не хочешь а приходится подстраиваться под этот ритм. И через несколько дней это начинает слегка раздражать. И вырваться особо некуда, так как поблизости ничего инетерсного нет, а ехать далеко, на другие острова, теряет всякий смысл пребывания на Боракае. Может быть любители ленивого отдыха это оценят, но для тех, кто предпочитает постоянно подпитываться новыми впечатлениями, чего-то здесь явно не хватает. Даже ребенок, по-видимому унаследовав наши гены, к последнему дню на Боракае настолько охладела к морю и прочим атрибутам пляжной жизни, что уже периодически интересовалась когда же мы снова поедем дальше. Не уверена, что вренемся сюда еще раз. Если уж снова ехать на Филиппины, то обязательно стоит побывать в других местах, коих там немало. А пока у нас возникло ощущение, что Филиппины мы толком-то и не увидели, а лишь немного их для себя приоткрыли.
И снова Гонконг...
Обратный вылет у нас был из аэропорта Калибо. Есть разные способы добраться туда с Боракая. Самый простой и комфортный - заказать частный трансфер в отеле. У нас он был зверски дорогой, по 870 песо с человека плюс 600 за ребенка. Поэтому мы предпочли самый дешевый способ, хотя может быть и менее комфортный – своим ходом. Получилось так: трицикл до порта – 120 песо, далее прямо там покупается билет на лодку плюс минивэн до Калибо – 200 песо/чел, плюс еще надо оплатить портовый сбор в размере 100 песо/чел. Итого получается значительно дешевле. Правда в минивэне придется ехать как селедкам в бочке, так как забивают его по полной. На дорогу от отеля до Калибо лучше заложить 3-3,5 часа, хотя она совсем не утомительная.
Аэропорт в Калибо маленький и переполненный. Наш рейс в Манилу a/к Cebu задержали на час, плюс в Маниле на переезд из Терминала 3 в Терминал 2 понадобилось минут 40. Однако на регистрацию на рейс до Гонконга мы прибыли за 1 час 40 мин, и прошли все процедуры регистрации и иммиграционного контроля минут за 40. Если не осталось песо, то аэропортовый сбор можно оплатить и в долларах.
В Гонконг прибыли уже к полночи. Octopus Card у нас были куплены еще в первый день, поэтому мы сразу же сели в Airport Express (билет на взрослого в 1 сторону от аэропорта до станции Hong Kong 100 HKD, на ребенка 50 HKD ). Транспорт в Гонконге очень удобный, если честно, я думала, что будет сложнее разобраться во всех переходах/пересадках. Но все очень логично, везде есть указатели. Ехать в аэроэкспрессе из аэропорта одно удовольствие, поезд отличный, комфортный, есть интернет, едет очень быстро, но при этом вообще бесшумно, словно летит. На станции Hong Kong по прибытию сразу можно выйти к месту посадки такси, где они уже ждут. Везде указатели, все очень удобно и понятно.
На обратном пути там же, прямо на станции можно заранее зарегистрироваться на рейс и сдать багаж, а в аэропорт подъехать уже позже. Поразительный сервис!
Второй отель в Гонконге мы выбрали в самом центре, на острове Гонконг, дабы впитать в себя атмосферу мегаполиса. Отель у нас был забронирован Crown Plaza Causeway Bay, что находится неподалеку от метро Causeway Bay. Отель нам во всех отношениях понравился. Очень удобно расположен, рядом с метро и ТаймСквер, всего в двух остановках от Central или же нескольких остановках на трамвае. Отличный завтрак, все на высоте, номер оснащен всем, чем только можно, даже бокалами для вина и адапторами для розеток, а также имеет панорманое остекление и неплохой вид, а на 28 этаже расположен бассейн и lounge bar с потрясающим видом на мегаполис! Очень достойный отель, всем рекомендую!
На следующий день попытались подняться на пик Виктории, но иллюзий не питали, так как последние дни город был полностью окутан плотной пеленой туманов. Но зато хоть развлеклись поездкой на фуникулере туда и обратно, благо что очереди в туманы небольшие.
Отличный вид!
Больше ничего особого на этот день мы и не планировали, а просто бродили по городу, зашли в IFC, проехались на Star Ferry, погуляли по Коулуну, который нам совсем не приглянулся, зато случайно зашли перекусить на Натан Роуд в первое попавшееся место и это оказался ресторан на 27 этаже в каком-то торговом центре с отличным видом на остров Гонконг! Заодно и насладились настоящей китайской кухней. Может и не совсем китайской, но по нашим меркам обалденно-вкусной с просто огромными порциями!
Гонконгский лес
На набережной Коулуна гостила гигантская желтая надувная утка - творение какого-то голландского дизайнера, вызвав при этом у населения какое-то всеобщее «утиное безумие». Народ, как сумасшедший, толпился на набережной, фотографировали эту утку, а рядом предприимчивые продавцы сбывали дикое количество таких же игрушечных уток. Глядя на то, с какой скоростью и в каком количестве разбирались утки, так и хотелось повесить объявление: «Одна утка-в одни руки!»
Ну вот так быстро и пролетело наше знакомство с Гонконгом! Гонконг – потрясающий город, в нем чувствуется жизнь, в нем чувствуется движение. Надеюсь в ближайшее время мы сможем узнать его еще ближе!