Впечатления самые офигенные, поэтому заранее отвечу на некоторые практические вопросы, которые могут возникнуть у тех, кто туда засобирается.
Во-первых, зачем туда вообще ехать? Это самый важный вопрос - каждый должен ответить на него сам! Далеко, холодно и дорого... Лично для меня это был последний континент (типа "зачёт" по кругосветке!) плюс я просто очень люблю природу и пейзажи высоких широт - почти 10 лет провёл за Полярным Кругом.
Антарктида ОЧЕНЬ красивая - если вам нравятся такого рода пейзажи, то это must see! Я сам пришел к этому, почитав трип-репорт и посмотрев фотки на сайте dinets.travel.ru
Во-вторых, чего там смотреть? - в основном wildlife и пейзажи, конечно. Живность там очень колоритная, одни пингвины чего стоят! Когда стоишь посреди колонии на полмиллиона гнездящихся пингвинов, расположенной в вулканическом кратере-амфитеатре и слышишь нереальный галдёж и видишь десятки суетящихся у твоих ног птиц размером с индюка, то понимаешь, что всё, что ты раньше знал о пингвинах - полная хуйня! Нихрена они не прячут, они смело достают! А ведь есть еще морские слоны - тюлени длиной до 6 метров и весом до 4 тонн. Я долго сидел перед одним таким на песке и смотрел в глаза ему, лежащему... Очень умные глаза, хоть и ленивые.
Альбатросы... Киты в 5 метрах от лодки... Тучи птиц...
Антарктический полуостров, куда ходят круизы из Ушуайи - место гористое. Много вулканов, есть действующие. Горы в сочетании с ледниковой шапкой дают непередаваемые по красоте пейзажи - и все это на фоне синего и чистого океана! Место действительно по-инопланетному красивое - и это не только мое мнение.
Айсберги бывают реально огромные, самых вычурных форм - арки, пещеры и т.д. и удивительно чистого синего, голубого, бирюзового и даже фиолетового цвета. Это надо видеть...
В третьих, когда ехать? - конечно, их южным летом, а это ноябрь-март. При этом надо понимать, что лето очень короткое и все вокруг торопится жить до того, как снова все на полгода захоронит подо льдом. И каждую неделю вы на одном месте можете наблюдать разные вещи, особенно wildlife. Лично меня ОЧЕНЬ прикололи пингвиньи птенцы - они потрясающе милые! И вот их лучше всего наблюдать во второй половине января, когда они уже большие и активно двигаются, но еще не начали линять и не потеряли свой очаровательный вид плюшевых игрушек. В начале лета зато можно наблюдать все брачные игры и т.д. В конце сезона все гады морские уходят обратно в океан. Побережье пустеет.
В начале сезона много льда плавает вокруг континента, это влияет на навигацию. В конце сезона море свободнее, маршруты предсказуемее.
В-четвертых, на чем ехать? Идеальный вариант - круиз. Сама Антарктида - это бескрайний купол льда, глаз радует в основном побережье с его висячими ледниками, колониями пингвинов, вулканическими острова, залежками морских слонов, плавучими айсбергами и т.д. И все это реально увидеть только с корабля... Кораблей туда ходит штук 30 разных, многие за сезон успевают сделать по десятку-другому рейсов. У меня огромную гордость вызвало то, что законодателями мод в этом бизнесе являются РУССКИЕ корабли с РУССКИМИ экипажами!!! Именно они держат верхнюю ценовую планку, все остальные операторы работают с дисконтом к русским (речь идет об "экспедиционных круизах", не luxury). Принципиальным является размер корабля - большие (от 100 до 500 человек) корабли ходят далеко от опасных (читай интересных) мест и почти не высаживают народ на берег, но зато имеют массу indoor activities типа кружка вязания и SPA-центра, маленькие (45-100 человек) - делают акцент на близком знакомстве с континентом при спартанском (но весьма приличном) размещении и питании. Я ходил на гидрографическом судне ледового класса с русским экипажем "Алексей Марышев", принадлежавшем российскому правительству (порт приписки - Архангельск), но находившемся во фрахте у голландской компании и бравшем на борт 47 туристов.
Очень важная штука (не все конторы ее предоставляют) - open bridge policy. Это когда почти в любое время можно тусоваться на мостике - это самое кайфовое и уютное место на корабле - смотреть на океан и базарить с русскими вахтенными офицерами. Они просто кладезь полярной информации и вообще отличные мужики (наши были с Севера). Я бы этот experience точно включил в Топ-3 самых лучших впечатлений из этой поездки! Я суммарно проторчал на мостике никак не меньше 50-60 часов
В-пятых, откуда ехать? - 90% всех круизов уходит из Ушуайи (стоит накинуть и на нее денек-другой) на аргентинской Огненной Земле. Туда можно добраться из Москвы с пересадками за 1500$ туда-обратно и 21 час полета в одну сторону, но билеты на декабрь-февраль стоит брать сильно заранее и с припуском на стыковки. Я свои брал в августе на январь... Летел Iberia и LanArgentina. Нужна аргентинская виза (УРА, россиянам уже не нужна с 2009 года!). При посадке на корабль в Ушуайе визу не штампуют выездом, при выходе обратно с корабля - въездом, так что виза должна включать период пребывания в Антарктиде.
Есть еще круизы из Австралии и Новой Зеландии - от 10 килобаксов с 10-15-ю днями чисто океанской болтанки.
В-шестых, какая там погода? - может быть разной! Температура приантарктической воды в январе (пик лета, наш июль) 0 - +3 градуса, воздух может прогреться до +10 (+3 - +5 в среднем), но ветер всегда холодный и очень часто сильный (до шторма раздувает за считанные минуты). ОЧЕНЬ яркое солнце, сгораешь "на раз". В Ушуайе легко может быть +3 - +5 градусов и дождь со снегом в разгар их лета - там вообще льёт всегда. Нам повезло - первые 4 дня в Антарктике у нас была суперсолнечная погода (порассекал даже разок в футболке!), два дня были с облаками. Осадков не видел ни разу за все 6 дней, ветер дул 60% времени (до 20-25 м/c). Это был самый удачный по погоде круиз с начала навигации...
Вообще, штормить там может по-взрослому, особенно в проходе Дрейка на пути из Южной Америки в Антарктику и обратно - 800 км открытого океана, причем самого штормового океана, Южного... Это двое суток минимум, а в шторм до трёх. Волны до 15 метров, но пологие (я видел десятиметровые). Крен бывает до 45 градусов, народ из коек вываливается. Благо, что не заснешь, когда так колбасит Как повезет, короче. Нам повезло - штормило по-серьезному всего один день на переходе в Антарктику. В самой Антарктике штормов с большими волнами почти не бывает - острова и лёд все гасят. Но ветер от них тише не становится...
В-седьмых, на сколько ехать? - здесь стоит брать в расчет именно время, проведенное в Антарктике (минус переходы по проливу Дрейка и т.д.) Стандартное время - 4-6 дней, в среднем 5 дней насыщенной программы именно в Антактике. Сразу скажу, что публикуемая заранее на сайтах "программа пребывания" мало что значит - реально все планируют на месте в зависимости от ледовой обстановки, ситуации с морскими гадами и положения других кораблей. Гораздо больше говорит предполагаемая дальность захода на Юг (мало кто пересекает Южный Полярный Круг - мы не пересекли, сотни км не хватило) и общая длительность круиза - просто за 6-7 дней больше шансов успеть посмотреть все самое красивое, особенно с учетом погоды.
У меня было 6 дней ТАМ - много не показалось. Первые 4 дня вообще пролетели просто на одном дыхании - думаю, что это необходимый минимум. Весь тур с момента вылета из Москвы реально уложить минимум в 13-15 дней с учетом стыковок. Я тусовал 19 дней, но я никуда не торопился.
В-восьмых, сколько это стоит? - дорого, но не дороже денег! Реальный минимум всех расходов с учетом авиаперелета из Москвы при условии бронирования заранее хорошего корабля - 7-8 килобаксов, минимум по принципу "лишь бы хоть одним глазком..." - 4000$. Средняя стоимость одного круизного дня в Антарктике (без авиаперелета) на хорошем корабле с насыщенной программой - 1000$ (при самом бюджетном размещении twin or triple shared bath), минимум - 600-700$. Максимум не ограничен - есть VIP-каютки на дальнобойные круизы за 50-100 килобаксов. Понты можно кинуть недетские
Важно - по-любому платя нехилые бабки, не стоит жмотиться - лучше накинуть штуку и взять, скажем, 6-дневный круиз вместо 5-дневного. Разница в цене небольшая, но именно этот день может и оказаться самым лучшим и спасти все впечатление от круиза! Не забывайте про изменчивую погоду!
Сразу скажу насчет last minute deals - в разгар сезона на хорошие корабли их не бывает! Тем не менее в Ушуайе есть предложения на сомнительные пароходы с панамской и либерийской регистрацией, даже в "высокий сезон". Но я не видел цен дешевле 3000$ за 5 дней в Антарктике даже в Ушуайе на last minute...
В-девятых, как бронировать? - сильно заранее!!! Хорошие корабли на хорошие даты расходятся за полгода-год! Я бронировал в июле на январь и многие желаемые мной корабли на январь - начало февраля были распроданы подчистую!!! Но мне повезло, нашел место в двухместной каюте с душем-туалетом на этаже. В РФ я бы бронировать не стал - несмотря на русские экипажи, весь sales & marketing лежит на западных компаниях и наши посредники просто наварят на тебе 50% прибыли, отослав пару мэйлов в Штаты или Европу Все отлично бронируется по е-мэйлу и оплачивается переводами. В процессе надо будет обменяться с конторой парой конвертов с документами (обычная почта вполне прокатит).
От компании-оператора сильно зависит национальный состав пассажиров - у нас всем заправляли голландцы Oceanwide Expeditions и народ был на 80% из Европы (русских пассажиров 7 из 47, рулим!). Не было НИ ОДНОГО американца, вау! Но при всем при этом бронировать места даже на европейские круизы лучше, IMHO, через американских посредников - они имеют специальные долларовые тарифы для своего ёмкого рынка и обычно более customer friendly... Рекомендую посмотреть отличную подборку расписаний и цен самых разных круизов на амеровском сайте Polar Cruises (загуглите) - я в итоге бронировал свой круиз через них (и заплатил на 700$ меньше, чем мой сосед по каюте - француз, хе-хе!).
В-десятых, что ожидать за своё кровное бабло? - сносную кормёжку три раза в день (чем больше корабль, тем лучше кормят), лекции и книги по теме (в том числе и в подарок), больше 2000 морских миль по Южному Океану и, главное, ВЫСАДКИ! На маленьких судах высадок от двух до трех за каждый день в Антарктике - в среднем длятся они по 2-3 часа (легко могут отменяться из-за погоды, у нас отменилась всего одна из 12). Высаживаются только на твердую землю (не на лёд) - острова, побережье - в основном возле колоний морской живности. Иногда высадки заменяются мини-круизами на моторках-Зодиаках - это если берега крутые и скалистые или аттракции расположены на воде, типа сидящих на мели айсбергов размером с трех-пятиэтажный дом. Чем больше корабль, тем меньше времени тебе лично доведется провести на берегу... Больше 100 человек одновременно высаживать запрещено, да и лодок редко больше 5 на корабле - 10 человек на каждой. У нас было 5 зодиаков на 47 рыл и мы высаживались мгновенно и одной партией - на палубе стоял кран и он перекидывал лодки на воду за 5 минут.
Сама высадка может проходить очень по-разному и это зависит от expedition leader'а - как с ним повезет. Есть довольно строгий набор правил IAATO, но многие помешанные на safety и enviromental impact гиды это еще и усугубляют, доводя все до состояния визита в Мавзолей к дедушке Ленину. Нам повезло - у нас был молодой датчанин, который давал нам полную свободу передвижения поодиночке - лимитировались мы только временем отхода последнего Зодиака. Я даже два раза лазил по сыпухе на горы высотой около 200 метров над уровнем моря - виды потрясающие! С пингвинами близко познакомился, конечно Прошёл несколько десятков километров по антарктической земле...
И напоследок - в Антарктике очень круто!!!
Мои круизы "на Северах:
8-дневный круиз по Байкалу на теплоходе "Сибиряк"
По всему побережью Норвегии на пароме Hurtigruten
Круиз вокруг Шпицбергена - 1000 км до Северного Полюса!
17-дневный круиз по Курильским островам
Круиз по фьордам Восточной Гренландии
Круиз по островам Земли Франца-Иосифа, Русская Арктика