Брюгге
Начну с классических видов, как без них )
Целью в Брюгге было уникальное ежегодное событие – Процессия Святой Крови (Heilig Bloed Processie), которая проходит в День Вознесения. Наряду с несколькими другими эта церемония занесена в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Этот религиозный праздник связан с реликвией, которая хранится в романской Базилике Святой Крови (Basiliek van het Heilig Bloed). В этой базилике находится рака из золота и серебра, внутри которой – сосуд из горного хрусталя (11-12 века) с каплями крови Христа. По преданию, после снятия с креста, последователь Иисуса – Иосиф из Ариматеи – сохранил после омовения капли священной крови, а в 1149 году Diederik van de Elzas, граф Фландрский, привёз реликвию в Брюгге из второго крестового похода и поместил её в базилику, построенную специально для реликвии, на его средства. Каждый год в праздник Вознесения сосуд торжественно проносят по городу, обрамляя костюмированным шествием. Самое старинное упоминание о том, что место реликвии закреплено за Брюгге, относится к 1256 году. А церемония по документам ведёт свою историю с 1291 года. С того времени гильдии города обязали участвовать в шествии. И сейчас среди участников – как гражданские лица, так и священнослужители.
Известно, что раньше процессия обходила городские стены. Из-за религиозных волнений в 16 веке шествие перенесли в центр города как более безопасное место, и за пределами городских ворот она больше не проводилась. Особенность 15 и 16 веков – то, что в церемонию почитания реликвии были добавлены библейские сюжеты. Несколько раз – в 16, 17, 18 веках – по причине царящего другого религиозного течения или революций церемонию отменяли.
Ежегодно в процессии принимает участие около 1800 человек, и более 50000 паломников съезжается в Брюгге на это событие. Где они все размещаются? Загадка. Наверное, есть окрестные монастыри, гостиницы приходов, но, возможно, их размещают и в семьях горожан?
Я поздно начала планировать, за два месяца до этой даты большинство отелей в центре Брюгге уже было занято … прошло ещё немного времени - и я уже была счастлива, забронировав отель ‘t Putje, не очень далеко от вокзала, меньше 100 евро за ночь http://sp.booking.com/hotel/be/hotelpu ... id=325219;
Забегая вперед хочу сказать, что всё понравилось в этом отеле, в том числе богатый шведский стол, который позволил организовать сытный английский завтрак ).
Приехав и оставив вещи на reception (в отеле строго со временем заселения, похоже), решили пойти в центр и за два часа до церемонии что-нибудь успеть посмотреть, может быть, на лодке покататься, а в первую очередь решить, где будем смотреть процессию. Надо сказать, что не сразу обнаружила, что есть сайт с онлайн-продажей билетов http://www.ticketsbrugge.be/tickets.aspx?&lang=EN, а потом не торопилась покупать, мало ли, может с поездкой не получится, или можно и бесплатно посмотреть, хотя места продавались недорого, конечно, трибуны - 12 евро, скамейки - 4,75 евро. Загвоздка была ещё в том, что мне было непонятно, где начиналось шествие. Ожидать часа четыре не очень хотелось. В-общем, в результате, за две недели до события, места на трибунах красовались с надписью SOLD OUT. Теперь по опыту можно сказать – да, по маршруту найдется место встать и посмотреть без специально купленного билета, НО 1) физически тяжело долго стоять и снимать, 2) время может ещё сместиться, и пережидать лучше сидя, 3) перед трибунами участники дополнительно разыгрывают сценки, а потому там интереснее.
В информационном центре на площади ‘t Zand нам предложили место на скамейках на северном направлении маршрута, но нам показалось, что мы можем потратить кучу времени на ожидание, пока до нас дойдут, и не стали брать. Кстати, так точно и не знаю, откуда начало процессии, наверное, на Smedenstraat:
А тогда мы подумали, что откуда же начнется шествие как не из базилики, где хранится реликвия, и пошли исследовать путь к центру.
Вообще распорядок дня в городе был в тот день такой (сайт http://www.holyblood.com):
9:00 - богослужение в базилике (поклонение реликвии 8:45-10:15)
11:00 - богослужение в кафедральном соборе (поклонение реликвии 12:15-13:00)
14:30-18:00 - процессия Святой Крови
17:30-18:00 вечера: благословение на площади Burg перед Ратушей с последующим почитанием реликвии в базилике (17:30-19:00)
По моим расчетам служба в Соборе Святого Спасителя (Sint-Salvator Kathedraal) должна была закончиться, но даже тогда, распознав туристов, нас не впустили. Так что в первый день мы не смогли осмотреть его изнутри.
Двигаемся дальше, и видим, что дело серьёзное, местные магазинчики и кафе решили заработать, по улицам расставлены разношерстные стулья для зрителей.
Пока не освоив город, спутали площади Burg и Markt. Потом уже отметили особенности бельгийских городов, первое - что может быть две, так сказать, главные, площади, и второе - что от ж/д вокзала путь к центру неблизкий.
Трибуны были установлены на Markt.
К нашему удивлению, проход на площади не был ещё перекрыт, как бы это сделали в Москве. Народ свободно курсировал. Сразу скажу, позднее мы удивились ещё больше, не увидев подкрепления одинокому полицейскому, и перекрытию площади лишь за несколько минут до прохода церемонии.
Решив, что вернёмся «куда-нибудь сюда», пошли по намеченным заранее пристаням для посадки на прогулку по каналам. Наивно. Везде хвосты очередей по 30-50 человек. Побродив ещё немного, возвращаемся на Markt, выбираем одно из установленных уже ограждений, чтобы наблюдать за ним, и тут первые сюрпризы: оказывается, ждать холодно, как-то ветрено в мае, и, оказывается, на площади какие-то мошки, которым и джинсы не помеха, начинают кусаться. Кроме того, 14:30, а площадь не перекрыта, и никаких признаков шествия. За полтора(!) часа, что мы прождали, народ вокруг значительно уплотнился. Уже и положение тяжело менять, переступая, можно наступить на чью-то ногу. Возможно, я сделала ошибку с местом, судя по тому, что трибуны начали заполняться позже, у людей в билетах было написано конкретное время, когда прохождение церемонии ожидается мимо их мест. Компактно, человек в двадцать, занимали трибуны туристы из России. Здорово, что подсуетились, не поняла, правда, к чему российские флажки на исторической бельгийской церемонии… не футбольный матч )
Ждём, купили пока книжечку про церемонию за 5 евро, которую предлагали зрителям подростки. Описание церемонии на голландском, французском, немецком, английском языках.
Наконец, процессия началась. Началась с девочек, несущих название церемонии, и идущих впереди полицейских:
Для Брюгге – это торжественный, знаменательный день. Оркестр (кстати, странная форма, похожая на форму канадской конной полиции), знаменосцы, и Дева Мария в красном платье, которая является святой покровительницей города:
Основная процессия делится на четыре большие части: Ветхий завет, Новый завет, историческая часть с перемещением реликвии из Иерусалима в Брюгге и собственно шествие с различными реликвиями, принадлежащими городу. Я человек не сведущий в религии, поэтому заранее извиняюсь, если трактовка в чём-то не совсем верна.
Ветхий завет
Старые мифы повествуют об истории человека, и задают вечные вопросы о смысле бытия. Девушку и парня в роли Адама и Евы изгоняет из Рая Бог. Далее видим ужасную рану – дети представляют притчу об Авеле и Каине. Утверждается, что самый тяжкий грех – это гордыня, от неё происходят и зависть, и ссоры, и братоубийство.
Человек далее становится со-творцом Бога, давая имена окружающим созданиям: как понимаете много таких созданий пробежало мимо нас – ослики, верблюды, овцы и бедная одинокая пастушья собака, сгоняющая в правильном направлении стадо. В-общем, просто невероятно, сколько персонажей задействовано и сколько труда в это вложено.
Но вернемся к церемонии и смыслу, который в неё вкладывается... Нет однозначно черного и белого, в человеке уживается и добро, и зло. И жизнь его проходит в поиске счастья, мира и смысла его существования. Он ищет потерянный рай… Такой поиск олицетворяет Авраам, который по зову Бога отправился из своей страны на поиски лучшей земли, чтобы начать свою жизнь заново.
Иосиф, любимый сына своего отца Иакова, был продан братьями. Позднее он стал советником фараона и спасителем своих братьев, когда они были изгнаны и страдали от голода. Таким образом, Иосиф явился прообразом Иисуса Христа, который, подвергшись гонениям, приносит новую жизнь человечеству. На протяжении всей истории появляются пророки, которые несут миссию от Бога и основные правила жизни - уважение, справедливость, любовь и веру. Завершает шествие пророков царь Давид с арфой, восхваляя Бога своими псалмами.
Во время церемонии иногда появлялись уборщики с тачками, убирая за животными, но их присутствие было незаметно, т.к. они были также одеты в костюмы соответствующей эпохи.
Новый завет
Эта часть начиналась с прохода подростков и детей в красивых костюмах, смысл их песни был - спасение придет. Они несут Вифлеемскую звезду, которая укажет дорогу волхвам. Далее идет сцена со счастливыми родителями, в семье которых родился Иисус (далее он будет в различных возрастах, не меньше десятка актеров будет его представлять в разных сценах). Три короля-волхва – Каспар, Мельхиор и Бальтазар - приходят к младенцу из разных уголков земли, принеся с собой мудрость западной, восточной и африканской культуры, чтобы подтвердить, что Христос - это ответ на вопрос о смысле жизни.
Следующая сцена рассказывает об общении Иисуса с Учителями Израиля. Его недетская мудрость объясняется близостью к Богу. А вот и колесница с царем Иродом, иллюстрирующая историю о противостоянии Ирода и Иоанна Крестителя, который подготовил путь для Иисуса. Обличавший Ирода за свадьбу на жене брата (Иродиады), Иоанн был заключен в тюрьму, а затем, по просьбе дочери Иродиады, Саломеи, угодившей Ироду красивым танцем (тут проходит группа танцовищ с обнаженными животами, бедные, это в такую холодину), казнен (проносят страшную отрубленную голову).
Кстати, по танцовщицам лучше всего было видно, что участвующие в церемонии окрасили кожу в желтый цвет, видимо, чтобы быть более похожими на жителей южных стран ) Это сколько потом каждому отмываться )
В шествии были задействованы дети - как подростки, так и совсем маленькие. Особенно много их было в сцене благословления Иисусом детей и сцене входа в Иерусалим с пальмовыми ветвями. Далее – следующий актер в образе Христа и последняя трапеза с учениками.
Видим Пилата, приговаривающего Иисуса к смертной казни.
Церемония овеяна духом печали, но невозможно не улыбнуться, наблюдая за следующими за Пилатом римскими легионерами, передвигающимися мелкими шажками и бряцающими щитами – ну просто кадры из фильма про Астерикса и Обеликса.
Далее - Иисус поднимается на Голгофу, неся крест и являя собой символ всех мучеников веры до наших дней. До самого последнего момента жизни у человека есть возможность выбора, что же такое добро. Иисус выбрал веру в Своего Отца, что стоило ему жизни.
События Голгофы сопровождаются большим хором и «чудесным крестом из Дамме». По легенде этот крест был вытащен из моря моряком из Дамме. С 1339 года он почитается в церкви Богоматери в этом городе.
Ещё один хор сопровождает статую Марии, оплакивающую своего сына. А следующую группу - скорбящих у гроба – возглавляет Иосиф из Ариматеи, который несёт Грааль и ткань с кровью Христа и с которого начинается легенда о Святой Крови. За Иосифом следует повозка с пещерой и громадным камнем, которым был завалено место захоронения Иисуса. Христос воскрес, но наученные его врагами охраняющие пещеру римские воины сказали, что тело было похищено учениками, пока охранники спали.
Воскресение Иисуса – центральный постулат христианской веры. С этого момента «настроение» церемонии со скорби меняется на радость. На последнем фото, в красном платье, видимо, Ангел, возвестивший о Воскресении.
Интересно, что в шествии принимали участие не только жители Бельгии, но и жители других стран. Если какой-то город хранит реликвии, связанные с той или иной притчей, именно он представляет соответствующую сцену. Так, сцена с новорожденным Христом была представлена жителями Кёльна, т.к. там хранятся мощи Трёх волхвов-царей. Иоанн Креститель – святой покровитель Флоренции, и этот город подготовил сцену с Иоанном и Иродом. Т.к. вхождение в Иерусалим сопровождалось «ангельской песней», а Августин Кентерберийский, принесший христианскую веру в Англию, считал, что «Англы» скорее «Ангелы», то в сцене с Иерусалимом участвовали англичане. Милан – столица Ломбардии – хранитель реликвии Гроба Господня, и оттуда приехали люди для участия в сцене смерти Иисуса. В-общем, много ассоциаций и соответствующих решений, что честь подготовить историю предоставляется той или иной стране.
Уф, сколько я нового узнала с этой церемонией, и как сложно это изложить )))
Исторический раздел
Эта часть повествует о прибытии реликвии в Брюгге. Она начинается с праздничного прохождения людей в одежде цветов города – белого, синего, красного.
Мы словно возвращаемся в Брюгге 12 века: вот граф Фландрский, сопровождаемый семьёй, торжественно привозит в город реликвию, которой он был одарён с разрешения патриарха Иерусалима в знак признания выдающегося героизма во время крестового похода. Ещё 160 лет спустя - булла папы Климента Пятого официально признает поклонение Святой Крови. Жителям города объявляется об этом на оживлённой рыночной площади.
Богато одетые горожане выходят на улицы города - это период процветания Брюгге.
Увидев на фоне старинных домов эти исторические костюмы, я поняла, что наверное так себе Брюгге и представляла. И на следующий день, гуляя по городу, как будто ощущала нехватку этих персонажей )
Очень красивая часть с флагами. Сначала пронесли флаги различных гильдий. Гильдии играли важную роль в Средние века в становлении традиций процессии.
Добавила настроения и группа барабанщиков. А затем девочки закружились с красочными флагами. На флагах – один и тот же сюжет: пеликан, кормящий своей кровью птенцов, чтобы не дать им умереть от голода. В старину этот образ использовался для Христа, который отдал свою жизнь, чтобы другие могли жить.
Почитание Святой Крови
Начинается процессия различных братств с их реликвиями: реликвия из аббатства Duinen; реликвия из собора Св. Донациана, разрушенного во времена Первой французской республики (именно этим собором была в своё время заказана Мадонна Ван Эйка, хранящаяся сейчас в Музее Гронинге); серебряная рака Св.Элоя (который по преданию основал церковь в Брюгге в 640 г.) из собора Святого спасителя; статуя Девы Марии, датирующаяся 17 веком из церкви Св.Валбурги.
И, наконец, кульминация процессии. Мы видим в черных плащах членов Благородного Братства Святой Крови, основанного немногим позже 1400 г. Его цель – защита реликвии и дальнейшее её почитание. Состоит из 31 члена. Все они должны постоянно проживать в Брюгге и, как определяет старинный документ, быть уважаемыми людьми. За реликвией, хранящейся в раке 1617 года, украшенной сотнями драгоценных камней (в т.ч. черным бриллиантом, ведущим историю от Марии Стюарт), идут стражники. А замыкают процессию представители высшего духовенства и светской власти (наш одинокий полицейский, который переместился и маячил прямо передо мной половину времени, отдал честь своему начальнику ) ).
Окончание шествия было снова окрашено цветами города. Можно было подумать, что на этом всё, но был и сюрприз. Прошла повозка, запряженная чудесными лошадками в пушистых «шароварах», на которой находился карильон. Музыкант – настоящий артист – выдерживал эффектно финальные аккорды и кланялся публике. Непростым делом было выйти из толпы. Но к чести организаторов мероприятия и к моему удивлению, через несколько минут полицейские по маршруту следования людей начали старательно разъединять заграждения, чтобы поскорее освободить людской поток. Значительная разница с Москвой.
На сайте события вывешены даты проведения в следующие годы: 9 мая 2013 года и 29 мая 2014 года.
О другом шествии - «Золотого дерева» (Praalstoet van de Gouden Boom) – с датами 19 и 26 августа, я узнала, только находясь в Брюгге. Он обещал быть более развлекательного характера. Может когда-нибудь, в следующий раз … через 5 лет ) http://www.goudenboomstoet.be/